"Эстетическое воспитание в детском доме"

Автор: Бахарева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ им. Г.И.Россолимо
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: В помощь воспитателю детского дома
Тема: "Эстетическое воспитание в детском доме"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Бахарева Н.Ю.
воспитатель «ЦССВ им. Россолимо»
Эстетическое воспитание в детском доме.
Содержание эстетического воспитания в дет ском доме имеет некоторые особенности. Поскольку вся жизнь детей вне школы сосредото чена в детском доме, который заменяет детям семью, эта жизнь должна быть особенно полной, многогранной, осознаваться детьми как часть общей жизни страны и всемерно способствовать развитию общественных, умственных и художе ственных интересов, развитию творческих спо - собностей детей. В коллективе детского дома воспитываются и трудовые, и общественные, и организационные навыки детей. В выполнении этих задач большое значение имеет правильно поставленная работа по художественному воспи танию. Участвуя в различных художественных кружках, дети не только знакомятся с высокои дейными и прекрасными произведениями искусства — песнями и музыкой, пьесами, стихами, но и работают над их исполнением, овладевая необходимыми навыками и умениями, доступны ми им на данной ступени их развития. Руководитель кружка осуществляет воспитание детей в процессе усвоения ими намеченных к разу чиванию произведений, помогая понять их содер жание, почувствовать и осознать художествен ность и яркость их образов. Он возбуждает и все мерно поддерживает стремление детей как можно лучше, выразительнее передать своим слушателям содержание и образы песни, рассказа, спектакля или танца; он помогает наиболее ярко и убеди тельно донести до слушателей то, что радует, вол нует самих членов кружка и что является для них особенно важным и дорогим в исполняемом ими художественном произведении. Он учит также детей наиболее правдиво, реалистично и выразительно изображать в рисунке или скульптуре виденное в жизни. Таким образом, в содержание работы по худо жественному воспитанию, помимо овладения знаниями, навыками и умениями, входит воспитание правильного отношения к искусству, понимание его большого общественного значения. Отсюда первым требованием к работе художественных кружков является отбор произведений, в полной мере отвечающих идейно-воспитательным задачам и художественным требованиям. Работа над сознательным, выразительным исполнением художественного произведения может успешно осуществляться лишь при нали чии необходимых навыков, знаний и умений; вот почему под содержанием художественного воспи тания подразумевается и усвоение в определен ной системе и последовательности определенно го количества художественных произведений и овладение знаниями, навыками и умениями в области того или иного искусства в определенном объеме и в системе. В содержание работы входит также привитие понятий и навыков общевоспита тельного значения. Так, например, занятия в худо жественных кружках воспитывают у детей чувство ответственности за результаты коллективной работы по подготовке выступлений перед слуша телями или зрителями и др. Работа художествен ных кружков тем эффективнее в ее общевоспита - тельном значении, чем большее количество детей детского дома она охватывает. Каждый из воспитанников удовлетворяет свои эстетические запросы, принимая участие в различных художественных кружках: одни поют в хоре, другие участвуют в театральном кружке, третьи — в кружках изобразительного искусства, в кружке танцев и т. д. Каждый из этих кружков, осу ществляя определенные задачи художественного воспитания средствами одного искусства, в то же время выполняет и общие задачи эстетического воспитания, определяемые его сущностью. Для того чтобы эстетическое воспитание в дет ском доме было глубоким и разносторонним, необходимо создать условия для более широкого ознакомления всех детей с различными видами искусств через массовую художественно образовательную
работу с тем, чтобы, организуя восприя тие детьми отдельных художественных произведе - ний, дать представление о великих писателях, композиторах, художниках и познакомить детей с их жизнью и некоторыми наиболее доступными детям чертами их творчества. В массовой художественно образовательной работе большое значе ние имеет ознакомление с произведениями раз личных искусств, объединенными одной темой, жанром или одним направлением. Учитывая, что все воспитанники детского дома учатся в школе, эстетическое воспитание в дет ском доме обычно развертывается в кружках и в массовых формах работы. В том случае, когда в школе систематически ведутся уроки пения и рисования, существуют художественные кружки, детский дом должен строить свою работу по эсте - тическому воспитанию с учетом того, что делает в этом отношении и чему обучает школа, закрепляя и развивая то, что дети получили в школе, развертывая массовые формы работы. Если же в той или иной школе художественное воспитание осущест вляется неполно, то особенно необходима органи зация художественного воспитания в самом дет ском доме в возможно более разнообразных видах и формах, включая работу кружков с некоторыми элементами обучения в них. Передовая практика детских домов последних лет показала, что работа по эстетическому воспи танию может ставиться широко и во многих слу чаях достигает довольно высокого идейного и художественного уровня . При обобщении этого богатого передового опыта можно сделать вывод, что его характерной чертой является серьезная постановка учебной работы в ряде кружков. В большинстве случаев результаты можно считать особенно положитель ными там, где в работе художественных кружков большое внимание уделяется общей воспитатель ной работе. На основе изучения жизни отдельных детских домов можно считать установленным, что внимание к этой стороне эстетического воспитания в ряде случаев оказывает весьма положительное влияние на состояние коллектива, на его общую культуру, поведение и успеваемость в школе. Однако, наряду со всем положительным в прак тике детских домов по художественному воспитанию, наряду с тем, что имеет большие тенденции к росту, наблюдается немало случаев, когда жизнь детей в детском доме еще не окрашена яркой радостью эстетических переживаний, искусству не уде ляется должного внимания, оно не является еще в детском доме средством познания действительно сти, не служит, наряду с наукой, источником фор - мирования мировоззрения и нравственности растущего человека. Не помогает оно в этих случаях и воспитанию воображения и творческих способностей, не вызывает тех ярких, незабываемых эстетических переживаний, которые оста вляют след на всю жизнь и нередко являются одним из источников любви к своему родному дет скому дому, гордости за него. При правильном понимании значения художе ственного воспитания обогащение жизни детей эстетическими восприятиями может успешно осу ществляться. Эстетическое воспитание должно войти органической частью в содержание работы воспитателей.
Подготовка воспитателя и его роль в эстетиче ском воспитании детей

в детском доме

.
Если воспитатель не имеет достаточной подготовки для того, чтобы руководить каким- то художествен ным кружком, он может быть все же подлинным организатором всей художественной жизни вос питанников детского дома. Воспитатель руково дит чтением художественной литературы, организует коллективное чтение новой книги, ее обсуждение; хорошо подготовившись, может проводить беседы о живописи или музыке с показом репродукций или с демонстрацией музыки в грамзаписи. Воспитатель может подготовить и коллектив ный просмотр кинофильма или организовать экскурсию в музей, обеспечив
необходимое руководство ими. Наконец, он может организовать ряд экскурсий в природу. Воспитатель осуществляет и внедрение эстетики в быт детей. Все эти задачи могут быть выполнены успешно при условии тщательной подготовки к этой большой и серьезной идейно-воспитательной работе. Чем же должен быть вооружен воспитатель для ее успешного осуществления? Прежде всего встает вопрос об овладении им минимумом знаний в области художественной литературы (особенно детской), живописи и музыки. Необходимо также тщательно изучать те художественные произведе - ния, которые намечены для восприятия детьми, и не только просмотреть репродукции или прослушать музыку по радио или в грамзаписи, но и определить свое к ним отношение, оценить их как художественные произведения. Педагог, равно душно рассказывающий детям об арии Снегурочки, о музыке оперы «Иван Сусанин» или о карти нах Сурикова или Перова, никогда не заинтересует слушателей. Воспитатель может выполнить эту задачу толь ко в том случае, если продумает, в чем социальная значимость художественного произведения, сам по-настоящему осмыслит его, переживет, прочув ствует, определит свое отношение к нему. Воспи тателю необходимо также подумать над тем, как донести до детей содержание произведения, его идею, в зависимости от их возраста. При этих условиях он сумеет выделить и ярко показать детям доступные им художественные качества произведения и значительно увеличить силу его эмоционального воздействия. Слушая музыкально-образовательные передачи по радио, посещая музеи или изучая репродукции картин, знакомясь с новинками художественной литературы, особенно художественной литерату ры для детей с критикой на нее, педагог-воспита тель, несомненно, разовьет свои способности эстетических восприятий и суждений и поднимет уровень своих художественных вкусов и тем самым сможет принять активное участие в организации художественной работы с детьми. Помимо ознакомления с лучшими произведе ниями русского классического искусства, воспитателю необходимо пополнять запас своих предста влений в области народного творчества. Вышед шие за последние годы методические пособия дают возможность ознакомиться с содержанием и методами этой работы по отдельным ее видам. Воспитатель, не ведущий сам какой-либо худо жественный кружок, может включиться в работу руководителя-специалиста и помогать ему, закре пляя и поддерживая его работу вне занятий. Задача данного пособия осветить основные, общие вопросы эстетического воспитания и художественного образования, раскрыть их в приме нении к конкретным видам работы в различных областях искусства и помочь воспитателю в его работе на отдельных ее участках. Список использованной литературы: 1. Аникина А. Речевая этика. //Народное образование, 2012 — № 2; 2 Возрастная и педагогическая психология// Под ред. Петровского А. В., М. 2012. 3 Выготский Л.С., Педагогическая психология, М. 2014. 4 Каплина В.А., Педагогическое творчество, М. 2013. 5 Кузьмина Н.В., В интересах конкретного ребёнка, - М. 2014. 6 Фирсова Р., Эстетическое воспитание //Народное образование № 5, 2012; 7 Эстетическое воспитание в школе: авт.сост. Ю.А.Вакуленко. –
Волгоград: Учитель, 2013.