Автор: Бахарева Наталья Юрьевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ им. Г.И.Россолимо
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: В помощь воспитателю детского дома
Тема: "Эстетическое воспитание в детском доме"
Бахарева Н.Ю.
воспитатель
«ЦССВ им. Россолимо»
Эстетическое воспитание в детском доме.
Содержание эстетического воспитания в дет
ском доме имеет некоторые особенности.
Поскольку вся жизнь детей вне школы сосредото
чена в детском доме, который заменяет
детям семью, эта жизнь должна быть особенно полной, многогранной, осознаваться
детьми как часть общей жизни страны и всемерно способствовать развитию
общественных, умственных и художе
ственных интересов, развитию творческих спо
-
собностей детей. В коллективе детского дома воспитываются и трудовые, и общественные,
и организационные навыки детей. В выполнении этих задач большое значение имеет
правильно поставленная работа по художественному воспи танию. Участвуя в различных
художественных кружках, дети не только знакомятся с высокои
дейными и прекрасными
произведениями искусства — песнями и музыкой, пьесами, стихами, но и работают над их
исполнением, овладевая необходимыми навыками и умениями, доступны ми им на данной
ступени их развития.
Руководитель кружка осуществляет воспитание детей в процессе усвоения ими
намеченных к разу чиванию произведений, помогая понять их содер жание, почувствовать
и осознать художествен
ность и яркость их образов. Он возбуждает и все
мерно
поддерживает стремление детей как можно лучше, выразительнее передать своим
слушателям содержание и образы песни, рассказа, спектакля или танца; он помогает
наиболее ярко и убеди тельно донести до слушателей то, что радует, вол нует самих членов
кружка и что является для них особенно важным и дорогим в исполняемом ими
художественном произведении. Он учит также детей наиболее правдиво, реалистично и
выразительно изображать в рисунке или скульптуре виденное в жизни.
Таким образом, в содержание работы по худо
жественному воспитанию, помимо
овладения знаниями, навыками и умениями, входит воспитание правильного отношения к
искусству, понимание его большого общественного значения. Отсюда первым
требованием к работе художественных кружков является отбор произведений, в полной
мере отвечающих идейно-воспитательным задачам и художественным требованиям.
Работа над сознательным, выразительным исполнением художественного произведения
может успешно осуществляться лишь при нали
чии необходимых навыков, знаний и
умений; вот почему под содержанием художественного воспи
тания подразумевается и
усвоение в определен
ной системе и последовательности определенно
го количества
художественных произведений и овладение знаниями, навыками и умениями в области
того или иного искусства в определенном объеме и в системе. В содержание работы
входит также привитие понятий и навыков общевоспита тельного значения. Так, например,
занятия в худо жественных кружках воспитывают у детей чувство ответственности за
результаты коллективной работы по подготовке выступлений перед слуша
телями или
зрителями и др. Работа художествен
ных кружков тем эффективнее в ее общевоспита
-
тельном значении, чем большее количество детей детского дома она охватывает.
Каждый из воспитанников удовлетворяет свои эстетические запросы, принимая участие
в различных художественных кружках: одни поют в хоре, другие участвуют в театральном
кружке, третьи — в кружках изобразительного искусства, в кружке танцев и т. д. Каждый
из этих кружков, осу
ществляя определенные задачи художественного воспитания
средствами одного искусства, в то же время выполняет и общие задачи эстетического
воспитания, определяемые его сущностью.
Для того чтобы эстетическое воспитание в дет
ском доме было глубоким и
разносторонним, необходимо создать условия для более широкого ознакомления всех
детей с различными видами искусств через массовую художественно образовательную
работу с тем, чтобы, организуя восприя тие детьми отдельных художественных произведе -
ний, дать представление о великих писателях, композиторах, художниках и познакомить
детей с их жизнью и некоторыми наиболее доступными детям чертами их творчества. В
массовой художественно образовательной работе большое значе ние имеет ознакомление с
произведениями раз личных искусств, объединенными одной темой, жанром или одним
направлением.
Учитывая, что все воспитанники детского дома учатся в школе, эстетическое
воспитание в дет
ском доме обычно развертывается в кружках и в массовых формах
работы. В том случае, когда в школе систематически ведутся уроки пения и рисования,
существуют художественные кружки, детский дом должен строить свою работу по эсте
-
тическому воспитанию с учетом того, что делает в этом отношении и чему обучает школа,
закрепляя и развивая то, что дети получили в школе, развертывая массовые формы работы.
Если же в той или иной школе художественное воспитание осущест
вляется неполно, то
особенно необходима органи зация художественного воспитания в самом дет
ском доме в
возможно более разнообразных видах и формах, включая работу кружков с некоторыми
элементами обучения в них.
Передовая практика детских домов последних лет показала, что работа по
эстетическому воспи танию может ставиться широко и во многих слу
чаях достигает
довольно высокого идейного и художественного уровня .
При обобщении этого богатого передового опыта можно сделать вывод, что его
характерной чертой является серьезная постановка учебной работы в ряде кружков. В
большинстве случаев результаты можно считать особенно положитель
ными там, где в
работе художественных кружков большое внимание уделяется общей воспитатель
ной
работе.
На основе изучения жизни отдельных детских домов можно считать установленным,
что внимание к этой стороне эстетического воспитания в ряде случаев оказывает весьма
положительное влияние на состояние коллектива, на его общую культуру, поведение и
успеваемость в школе.
Однако, наряду со всем положительным в прак тике детских домов по художественному
воспитанию, наряду с тем, что имеет большие тенденции к росту, наблюдается немало
случаев, когда жизнь детей в детском доме еще не окрашена яркой радостью эстетических
переживаний, искусству не уде ляется должного внимания, оно не является еще в детском
доме средством познания действительно сти, не служит, наряду с наукой, источником фор -
мирования мировоззрения и нравственности растущего человека. Не помогает оно в этих
случаях и воспитанию воображения и творческих способностей, не вызывает тех ярких,
незабываемых эстетических переживаний, которые оста
вляют след на всю жизнь и
нередко являются одним из источников любви к своему родному дет скому дому, гордости
за него.
При правильном понимании значения художе ственного воспитания обогащение жизни
детей эстетическими восприятиями может успешно осу
ществляться. Эстетическое
воспитание должно войти органической частью в содержание работы воспитателей.
Подготовка воспитателя и его роль в эстетиче ском воспитании детей
в детском доме
.
Если воспитатель не имеет достаточной подготовки для того, чтобы руководить каким-
то художествен ным кружком, он может быть все же подлинным организатором всей
художественной жизни вос
питанников детского дома. Воспитатель руково
дит чтением
художественной литературы, организует коллективное чтение новой книги, ее обсуждение;
хорошо подготовившись, может проводить беседы о живописи или музыке с показом
репродукций или с демонстрацией музыки в грамзаписи.
Воспитатель может подготовить
и коллектив ный просмотр кинофильма или организовать экскурсию в музей, обеспечив
необходимое руководство ими. Наконец, он может организовать ряд экскурсий в природу.
Воспитатель осуществляет и внедрение эстетики в быт детей.
Все эти задачи могут быть выполнены успешно при условии тщательной подготовки к
этой большой и серьезной идейно-воспитательной работе. Чем же должен быть вооружен
воспитатель для ее успешного осуществления? Прежде всего встает вопрос об овладении
им минимумом знаний в области художественной литературы (особенно детской),
живописи и музыки. Необходимо также тщательно изучать те художественные произведе -
ния, которые намечены для восприятия детьми, и не только просмотреть репродукции или
прослушать музыку по радио или в грамзаписи, но и определить свое к ним отношение,
оценить их как художественные произведения. Педагог, равно
душно рассказывающий
детям об арии Снегурочки, о музыке оперы «Иван Сусанин» или о карти нах Сурикова или
Перова, никогда не заинтересует слушателей.
Воспитатель может выполнить эту задачу толь
ко в том случае, если продумает, в чем
социальная значимость художественного произведения, сам по-настоящему осмыслит его,
переживет, прочув ствует, определит свое отношение к нему. Воспи
тателю необходимо
также подумать над тем, как донести до детей содержание произведения, его идею, в
зависимости от их возраста. При этих условиях он сумеет выделить и ярко показать детям
доступные им художественные качества произведения и значительно увеличить силу его
эмоционального воздействия.
Слушая музыкально-образовательные передачи по радио, посещая музеи или изучая
репродукции картин, знакомясь с новинками художественной литературы, особенно
художественной литерату
ры для детей с критикой на нее, педагог-воспита
тель,
несомненно, разовьет свои способности эстетических восприятий и суждений и поднимет
уровень своих художественных вкусов и тем самым сможет принять активное участие в
организации художественной работы с детьми.
Помимо ознакомления с лучшими произведе
ниями русского классического искусства,
воспитателю необходимо пополнять запас своих предста
влений в области народного
творчества. Вышед шие за последние годы методические пособия дают возможность
ознакомиться с содержанием и методами этой работы по отдельным ее видам.
Воспитатель, не ведущий сам какой-либо худо жественный кружок, может включиться в
работу руководителя-специалиста и помогать ему, закре пляя и поддерживая его работу вне
занятий.
Задача данного пособия осветить основные, общие вопросы эстетического воспитания
и художественного образования, раскрыть их в приме нении к конкретным видам работы в
различных областях искусства и помочь воспитателю в его работе на отдельных ее
участках.
Список использованной литературы:
1. Аникина А. Речевая этика. //Народное образование, 2012 — № 2;
2 Возрастная и педагогическая психология// Под ред. Петровского А. В., М. 2012.
3 Выготский Л.С., Педагогическая психология, М. 2014.
4 Каплина В.А., Педагогическое творчество, М. 2013.
5 Кузьмина Н.В., В интересах конкретного ребёнка, - М. 2014.
6 Фирсова Р., Эстетическое воспитание //Народное образование № 5, 2012;
7 Эстетическое воспитание в школе: авт.сост. Ю.А.Вакуленко. –
Волгоград: Учитель, 2013.