"Познавательная деятельность учащихся на уроке"

Автор: Богачева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Клишинская СОШ"
Населённый пункт: Курская область, Железногорский район, д. Клишино
Наименование материала: доклад
Тема: "Познавательная деятельность учащихся на уроке"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В книге «Школа для XXI века. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С.Шлехти, подчеркивает: «… нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получить знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т.п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа. Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы(внимание, память, воображение) протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Управление познавательной деятельностью учащихся начальной школы Обучение – педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками. Качество обучения зависит от познавательного интереса. Многолетний опыт показывает: добиться хороших результатов – соблюдай принципы обучения. Учителя начальных классов придерживаются следующих принципов:
1.Принцип гуманизации 2.Принцип научности 3.Принцип доступности 4.Принцип наглядности 5.Принцип систематичности Это принципы определяют эффективность обучения в различных формах при различном содержании. Организация учебного процесса в начальных классах отличается многоплановостью, многообразием используемых приемов, методов, форм. Как же учителя начальной школы развивают познавательный интерес у учащихся на уроках? Я на своих уроках стремлюсь стимулировать учащиеся к творчеству в познавательной деятельности, т.е. придерживается творческого стиля учения. В процессе изложения материала стараюсь выстроить отношение диалога с учениками. На уроках характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично – поисковой, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер. Роль учителя состоит в том, чтобы вызвать у школьников потребность овладеть новыми понятиями, способами применения их на практике. Наблюдая за ответами детей на уроках, можно сделать вывод, что некоторые ученики не умеют пользоваться даром слова. Их речь лишена эмоциональности, беден словарный запас. Для решения этой проблемы на уроках литературного чтения провожу речевые разминки, работу над скороговорками, задания по восстановлению текста и последующее сравнение с оригиналом, чтение слогов для развития скоростного чтения.
Итак, подвожу итог сказанному. Взяв учащихся во 2 классе. необходимо определить главные цели своей и их деятельности на 3 года. На передний план выдвинуть формирование личности каждого ученика, вооружить его глубокими и прочными знаниями. А в основе успешного усвоения знаний лежит познавательный интерес. Поэтому необходимо умело сочетать приемы, методы, формы работы, чтобы заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать у них положительную мотивацию учения, что создает условия для успешного обучения в средней школе. Для этого активно применяется индивидуальный подход в обучении. К сожалению, многие педагоги под индивидуальным подходом подразумевают только работу «один на один», не учитывая при этом личностных особенностей каждого учащегося, которые все сильнее проявляются в классах. Одной из основных целей гуманистической педагогики является превращение ученика в субъекта собственной образовательной деятельности. Реализация этой цели невозможна без изучения педагогом индивидуальных способностей каждого школьника. Однако полученное знание еще не гарантирует высокого качества образовательного процесса. Учитель должен научиться управлять образовательным процессом исходя из тех главных психологических особенностей, которые позволяют сделать процесс обучения комфортным для каждого ученика. Индивидуализация обучения должна начинаться уже с половых различий учащихся. Так, мальчики отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленностью речи. Для того чтобы ответить на вопрос учителя мальчик затрачивает больше времени на обдумывание. Вместе с тем, мальчики более осведомлены, понятливы, лучше концентрируют свое внимание на предмете, умеют обобщенно и логически мыслить. Девочки же сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти. Поэтому и рекомендуется девочек опрашивать у доски, а мальчикам давать письменные задания Рассмотрим такую особенность личности как темперамент – наиболее устойчивую характеристику личности, которая в процессе жизни претерпевает наименьшие изменения, и в значительной степени влияет на деятельность,
взаимоотношения, самосознание человека. Всем и известны типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Но не всем известно, как работать с учащимися разных темпераментов в ходе урока. Так, холерикам присущи быстрое понимание сути вопросов, отсутствие страха опасности, быстрота в нахождении правильного решения. Холерики быстро переходят от одного дела к другому. Им трудно совершать монотонную, спокойную, медленную работу. Учащимся с этим типом темперамента можно предлагать нестандартные задания, требующие творческого подхода и проявления инициативы. Это могут быть задачи, имеющие не одно, а несколько решений. Сангвиники - серьезны, уравновешенны. Они легко справляются с нетрудными заданиями, требующими сообразительности. Дело, требующее кропотливости и терпения, их долго не интересует, способны бросить его, не доделав. Они часто торопятся с принятием решения и мало над ним задумываются. Им не подходит медленный темп урока, задания, требующие шаблонных действий. Их необходимо включать в активную деятельность, ставить перед ними все новые задачи. При этом необходимо постоянно контролировать качество выполнения работы. Иначе они просто забудут, что должны сейчас делать. Также им можно предлагать многошаговые задачи, составленные так, чтобы на каждом шаге ученики могли самостоятельно контролировать результаты своей работы, а также задания, требующие использования двигательных возможностей. Флегматики – невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключаться с одного на другое, перед принятием решения они долго и обстоятельно все обдумывают, стремятся к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути. Такие учащиеся легко справляются с работой, требующей длительного напряжения, усидчивости, внимания и терпения. Нуждаются в дополнительном времени для раскачки и сосредоточения. Поэтому учащимся с таким типом темперамента бывает трудно реагировать на вопрос учителя. Флегматикам можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а также задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.
Меланхолики тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудиться только в привычной обстановке. Быстро устают, много времени уделяют письменной работе – составлению черновика, его проверке и исправлению. Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку. Учитель должен научиться управлять психологическими познавательными процессами ребенка, а также создавать условия для их полноценного развития. Такими процессами, непосредственно влияющими на качество образования, являются внимание, память, воображение. Внимание бывает подвижным и устойчивым. Учащиеся с подвижным вниманием реагируют на любые звуки, не способны вникать в сущность предмета, поверхностны. Им подходят задания, наполненные множеством разных дел, с переходом от одного вида работы к другому. Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом. По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков. Визуалы хорошо помнят то, что видели. С трудом запоминают словесные инструкции, переспрашивают. Аудиалы легко повторяют услышанное. В учебной деятельности предпочитают счет и письмо, любит дискуссии. Кинестетики лучше обучаются, делая. В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Для повышения качества знаний необходимо продумывать задания, где ученики могли бы услышать, увидеть и «повертеть» в руках то, о чем говорится. Особенно, учитывая, что все дети, чьи родители постоянно заняты работой и мало уделяют внимания ребенку, автоматически относятся к кинестетикам. А как часто мы даем на уроках «поработать руками». Если нет возможности дать ребенку предмет, то хотя бы разрешите ему, слушая вас, вертеть ручку в руках, или, при изложении материала подойдите к такому ребенку и погладьте его по голове. Поверьте, восприятие им материала повысится! Память тоже бывает разной: механической, зрительной, слуховой, логической и т. д. Ученик в процессе обучения проявляет различные виды памяти. Однако независимо от различий, существуют общие условия
эффективного использования потенциальных возможностей памяти: умеренные положительные эмоции в процессе запоминания, средний уровень шума в классе, изучение материала для запоминания в конце или в начале урока, осмысление материала в целом, запоминание и повторение отдельных частей, использование всех каналов восприятия. Учащиеся также различаются по типу нервной системы. Работая с учащимися со слабым типом нервной системы рекомендуется: не ставить их в ситуацию, требующую быстрого ответа, предоставляя достаточное время на обдумывание и подготовку; по возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного, по возможности спрашивать в начале урока; часто поощрять, не требовать ответа по новому, только что изученному материалу. Попробуем рассмотреть обычный урок, в котором присутствуют все его традиционные элементы: проверка домашнего задания, изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного. Для проверки домашнего задания имеет смысл вызвать не самого сильного ученика, у которого период наибольшей продуктивности непродолжителен и соответствует началу урока. В зависимости от избранного способа проверки (устный опрос, выполнение письменного задания или постановка эксперимента) можно выбрать ученика по его ведущему сенсорному каналу (визуал, аудиал, кинестетик). При изучении нового материала лучше выбрать того, чей период наивысшей продуктивности совпадает с серединой урока и с сильным типом нервной системы, кроме того, полезно учесть и ведущий сенсорный канал ученика. Наилучшим образом для этого подойдет признанный лидер класса или тот, кто претендует на эту роль. Закрепляя пройденный на уроке материал, целесообразно пригласить ученика – аудиала (для устного повторения) или кинестетика (для постановки опыта) из учащихся, чей период наивысшей продуктивности соответствует второй половине или концу урока.
При такой организации урока учитель использует все сенсорные каналы учащихся, и каждый может получить информацию удобным для себя образом. При этом каждый из учеников имеет возможность проявить себя в период своей наивысшей продуктивности. Смена видов деятельности является профилактикой истощаемости, что снижает риск заболеваемости. Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников. Итак, подвожу итог сказанному. Взяв учащихся во 2 классе. необходимо определить главные цели своей и их деятельности на 3 года. На передний план выдвинуть формирование личности каждого ученика, вооружить его глубокими и прочными знаниями. А в основе успешного усвоения знаний лежит познавательный интерес. Поэтому необходимо умело сочетать приемы, методы, формы работы, чтобы заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать у них положительную мотивацию учения, что создает условия для успешного обучения в средней школе.