"Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи"

Автор: Чикирдина Татьяна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи"
Дата публикации: 15.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Департамент образования Администрации города Ноябрьск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУЧЕЁК»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБДОУ «Ручеёк»)

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета _____________________ Протокол № __ от «__» августа 2015 года Председатель педагогического совета: ____________
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель заведующего по ВМР _________О.В.Чеботарёва от «__» августа 2015 года
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ «Ручеёк» _______________Н.В.Галкина от «__» августа 2015 года
Образовательная область

«Речевое развитие»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПО РАЗДЕЛУ «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

1 период непосредственно образовательной деятельности в неделю

(всего 32 периода непосредственно образовательной деятельности в год)

Составитель: учитель-логопед

МБДОУ «Ручеёк»

Чикирдина Т.В.

2015-2016 уч. г.

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка .....…………………………………………………………… 3 2. Целевые ориентиры и требования к результатам освоения программы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи 6 3. Тематический план ……………………………………………………………………. 8 4. Содержание работы………………………………………………………. ………….. 9 5. Способы проверки усвоения обученности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи ………………………….. 11 6. Литература и средства обучения …………………………………………………… 14 7. Приложения ................................................................................................................…. 16 7.1. Перспективно-календарный план .......……………………………………………… 16 7.2. Календарно-тематический план…………………………………………………….. 19 7.3. Речевая карта обследования состояния речевой деятельности ребенка 7-го года жизни……………………………………………………………………………………. 30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Но с каждым годом наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников в целом, и в части отклонения от нормы в речевом развитии, в частности. Имеющиеся у детей отклонения в развитии речи приводят к трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредования (в частности – вербализации), искажению познания окружающего мира, нарушению умственной работоспособности и изменениям в становлении личности в целом. Выше изложенное подтверждает чрезвычайную актуальность необходимости своевременного выявления и преодоления имеющихся речевых нарушений. Среди них выделяют разные виды и степени проявлений речевых нарушений. Данная рабочая программа направлена на коррекцию речи детей с тяжелыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи III-уровня (далее ОНР - III уровня), воспитанников подготовительной к школе группы в условиях логопункта. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи, при нормальном слухе и сохранном ин - теллекте, имеют сложные речевые рас стройства, при которых у них нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи. Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики. Грамматический строй речи носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Также наблюдается недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнанием слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Наряду с лексическими ошибками, у детей отмечается и специфическое своеобразие связной речи: нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Настоящая рабочая программа (далее - Программа) по сопровождению образовательного процесса по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей подготовительной к школе группы с ОНР- III уровня составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и направлена на реализацию содержания образовательной области «Речевое развитие». Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: - Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи . Методическое пособие. - СПб.: Издательство «Детство-пресс», 1999. - Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи – конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999.
- Р.И. Лалаева, Н.В Серебрякова. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкуольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Издательство «Союз», 2001. - Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей»/ (Е.А. Стребелева., Г.А. Мишина, Ю.А.Разенкова и др.); под ред. Е.А. Стребелевой, 4-е изд.-М.: «Просвещение», 2009 г. Реализация рабочей программы осуществляется в форме подгрупповой работы согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану и сетке непосредственно образовательной деятельности (далее по тексту - НОД) в количестве 33 периодов НОД в учебный год, по 1 НОД в неделю. Длительность НОД составляет 30 минут. Преимущественными формами работы является непосредственно образовательная деятельность, включающая в себя игровые коррекционно-развивающие задания, упражнения и разнообразные игры (словесные, малоподвижные, с наглядным и дидактическим материалом), разгадывание ребусов и кроссвордов. Сопутствующими формами работы является разнообразная деятельность, способствующая развитию речи и коррекции имеющихся речевых нарушений, организуемая в различные отрезки времени воспитателями группы (в том числе по заданию учителя-логопеда) и узкими специалистами (тифлопедагогами, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре). В программе заложена возможность реализации национально-регионального компонента (как часть отдельных НОД) и приоритетных направлений деятельности МБДОУ: обеспечение обучения, воспитания и коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушением зрения, развитие сохранных анализаторов. Реализация национально-регионального компонента осуществляется посредством использования в ходе НОД демонстрационного и раздаточного материала, отражающего животный и растительный мир родного края. Задачи национально-регионального компонента: - расширение знаний детей о животных Севера, их приспособленности к суровому климату. - воспитание бережного отношения к животным и ранимой северной природе; - расширение представления детей о нашем крае, где мы живем (округ, область, город), о коренных жителях (быт, одежда, традиции); - воспитание у детей интереса к родной стране, ее природным богатствам; желание больше узнать о людях разных национальностей и народностей, проживающих в разных климатических зонах. В соответствии с приоритетным направлением работы нашего детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей. Непосредственно образовательная деятельность организована с динамическими паузами с включением в них зрительных гимнастик, дыхательных упражнений, пальчиковых игротренингов, стимулирующих упражнений, повышающих энергетический потенциал. Это также и элементы психогимнастики, упражнения для предупреждения зрительного утомления. Технология дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Главным и неоспоримым достоинством данной программы является способ подачи материала. Вся непосредственно образовательная деятельность проводится в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему усвоению лексико-грамматических категорий.
Целью
рабочей программы является
коррекция
имеющихся у воспитанников речевых нарушений - общего недоразвития речи III уровня . Она способствует решению следующих
задач:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи: развитие качественной характеристики лексических средств, уточнение понимания и употребления обобщающих понятий; - развитие морфологической и синтаксической сторон речи; - развитие навыков связной речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей); - развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Новизна рабочей программы и ее отличие от раннее действовавшей заключается в новых подходах к структурированию тематического плана и содержания работы, расширения разнообразия базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов), которые позволяют оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его результативность. Особенностью данной программы является комплексный подход к организации непосредственно организованной деятельности, направленной на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия. Активное включение в непосредственно образовательную деятельность по развитию лексико-грамматических средств языка сохранных анализаторов и речи, как эффективное средство компенсации зрительной недостаточности, учитывает приоритетное направление ДОУ. При реализации программы два раза в год (в сентябре и мае) и осуществляется оценка индивидуального развития детей. Оценка проводится в форме диагностического обследования речи воспитанников. Оно направлено на определение уровня сформированности звукопроизношения, фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры слова, лексико- грамматических средств языка, связной речи, артикуляционной, общей и мелкой моторики. Диагностическое обследование проводится по методике Е.А. Стребелевой в форме индивидуального обследования при использовании специально подобранных игр и игровых заданий, с использованием мультимедийной презентации, с подробной фиксацией результатов обследования в речевых картах воспитанников. Оценка индивидуального речевого развития представлена в разделе «Способы проверки обученности воспитанников». В ней даны примерные задания, определена их направленность, необходимые материалы (оборудование), описаны методики проведения обследования по указанным выше направлениям и представлены позиции, необходимые для фиксации в протоколе обследования (в речевой карте). Учитель-логопед вправе использовать другие, но аналогичные материалы, которые обеспечат получение необходимой и достоверной информации об уровне развития исследуемого качества/показателя, что способствует вариативности проведения диагностики и отслеживанию возможностей ребенка применять имеющиеся умения и навыки в изменившейся ситуации (на незнакомом материале). Итоги диагностики обсуждаются на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ (далее – ПМПк), где присутствуют все специалисты, работающие с данными детьми.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕТИРЫ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Требования к результатам освоения программы по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлены как: - требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы (в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования); - требования к уровню достижений воспитанников в результате освоения программы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи (в виде оценки индивидуального развития детей: понимает, умеет, имеет представления)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, - ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-

ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К

ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Дети понимают:
- обращенную речь и выделять названия предметов, действий, признаков; - семантическое значение слов, разные грамматические категории слов;
- соотнесение пространственных характеристик со значением простых и некоторых сложных предлогов; - разницу в значении слов, связанную с изменением морфемных элементов; - слова и выражения с переносным либо отвлеченным значением.
Дети умеют:

употреблять:
- существительные и глаголы во множественном числе в именительном, родительном падежах; - в самостоятельной речи простые предлоги с соблюдением правил грамматического оформления фразы; - глаголы в разных временных формах; - простые и сложные предлоги, предлоги со значением противопоставлением; - целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами: когда? почему? зачем? - слова антонимы и синонимы; - обобщающие понятия, начиная с достаточно простых, до более конкретных, дифференцированных; - притяжательные местоимения «мой, моя, моё» в сочетании с существительными по родам. 
согласовывать:
- глаголов настоящего и прошедшего времени; - прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; - числительные с существительными в роде, числе, падеже; - согласовывать слова в составе словосочетания, а затем и предложения. 
образовывать:
- существительные с уменьшительно-ласкательным значением и увеличительными оттенками; - относительные прилагательные; - сравнительную степень прилагательных; - слова существительные от глаголов; - сложные и родственные слова; - глаголы с различными приставками, с оттенками значений, с изменяющейся основой; - глаголы в форме будущего простого и сложного времени с частицей
–ся
и без нее; 
составлять:
- предложения по демонстрации действий, опорным словам, вопросам, по наглядно- графической модели; - объединять предложения в короткий текст; - предложения путём введения однородных слов;
Дети имеют представление:
- о словах, выходящих за рамки обиходного словаря; - об одушевленных и неодушевленных предметах; -о группировке слов по различным признакам и качествам; - о несклоняемые существительные, словах с переносным значением.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
№ Наименование Содержание материала Требования к овладению


п/п

Тема

Количество НОД

1.

Формирование лексико-грамматических средств языка

28
1.1. Предложные конструкции 13 1.2. Существительные разного числа, падежа и рода 6 1.3 Прилагательные 2 1.4. Глаголы 3 1.5. Синонимы и антонимы 2 1.6. Родственные и сложносоставные слова 2
2.

Формирование связной речи

3
1.1. Предложение 3
3.

Развитие высших психических функций: внимания,

памяти, словесно-логического мышления

1

ИТОГО:

32

п/п раздела необходимыми знаниями и умениями воспитанников
1.

Совершенствовани

е лексико-

грамматических

средств языка
1.1 . Предложные конструкций Использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Простые предлоги: В, НА, ПОД, НАД, ИЗ. Сложные предлоги: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ. Дифференциация в речи простых и сложных предлогов. Понимают значения простых и сложных предлогов. Умеют с помощью предлогов выражать пространственное расположение предметов. Имеют представление о дифференциация в речи простых и сложных предлогов. 1.2 . Существительные разного числа, падежа и рода Существительные единственного и множественного числа. Образование существительных от глагола. Согласование числительных с существительными. Преобразование название профессий мужского рода в профессию женского рода. Обобщенные понятия существительных. Несклоняемые существительные. Слова с переносным значением. Слова с ласкательными и увеличительными оттенками. Понимают обобщенные понятия на основе их тонких дифференциаций, а также преобразовывают название профессий из мужского в женский род. Умеют образовывать существительные от глагола, согласовывать числительные с существительными в роде числе и падеже. Подбирают слова с ласкательными и увеличительными оттенками. Имеют представления о несклоняемых существительных, словах с переносным значением. 1.3 Прилагательные Относительные прилагательные с различными значениями соотнесенности (с продуктами питания, растениями, материалом). Сравнительная степень прилагательных, сложносоставные прилагательные. Согласование притяжательных прилагательных с существительным. Однородные определения. Понимают и согласовывают в речи прилагательные, обозначающие цвет, форму, размер, вкус. Умеют образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные, сравнительную степень прилагательных, сложносоставные прилагательные. Имеют представления об однородных определениях.
1.4 . Глаголы Глаголы с различными приставками и оттенками значений, разных временных форм отвечающие на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделал? Что будет делать? Глаголы единственного и множественного числа. Глаголы в форме будущего простого и сложного времени с частицей – ся и без нее. Понимают значения глаголов единственного и множественного числа. Умеют употреблять в речи глаголы с различными приставками и оттенками значений в разных временных формах. Имеют представления о образовании глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей – ся и без нее. 1.5 . Синонимы и антонимы Антонимы существительных, глаголов, прилагательных. Слова синонимы. Понимают и используют в речи слова-антонимы. Умеют подбирать слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения. Имеют представления о словах обозначающих одно и то же, но отличающихся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить. 1.6 . Родственные и сложносоставные слова Образование сложных слов за счет словосложения. Родственные слова. Понимают и объясняют слова со сложной слоговой структурой. Умеют образовывать и применять в высказываниях сложносоставные и родственные слова. Имеют представления о выделении морфем в родственных словах и соотнесении их со значением слов.
2.

Формирование

связной речи
2.1 . Предложение Составление простых предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами (сказуемыми, подлежащими, дополнениями, определениями). Простые и сложные предложения со значением противопоставления. Понимают простые, распространенные сложноподчиненные предложения. Умеют согласовывать слова в предложениях, распространяют предложения за счет введения однородных членов. Конструируют предложения по опорным словам. Имеют представления о составлении сложных
Конструирование предложений по опорным словам. предложений со значением противопоставления.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И

РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ

ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Методика обследования связной речи детей
1.
Составь рассказ по серии картин:
задание направлено на выявление сформированности связной речи по серии картин. Оборудование: картинки с изображением серии последовательных событий (4 картинки). Методика обследования: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает: "Рассмотри картинки и разложи так, чтобы было понятно, что вначале случилось, что потом и чем завершилось действие. Составь рассказ". Фиксируются: самостоятельность раскладывания картинок и составление рассказа, рассказ имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. 2.
Составь рассказ по сюжетной картине:
задание направлено на выявление сформированности связной речи по сюжетной картине. Оборудование: сюжетная картинка. Методика обследования: взрослый предлагает рассмотреть сюжетную картинку: "Рассмотри картинку и составь рассказ". Фиксируются: самостоятельность составления рассказа, рассказ имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. 3.
Пересказ рассказа:
задание направлено на выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа. Методика обследования: ребенку предлагают прослушать и запомнить текст, а затем пересказать. Фиксируются: пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико- грамматических норм, полностью передается содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Итог: Уровень развития связной речи (не)соответствует; (приближен) возрастной норме; в стадии формирования , не сформирована).
Методика обследования словарного запаса детей
1.
Назови предмет и его части (по картинкам или по представлению)

:
задание направлено на выявление сформированности активной речи ребенка: умения называть части предмета. Методика обследования: взрослый предлагает ребенку назвать
предметы и их части

по картинкам или по представлению
. Фиксируется: умение ребенка правильно называть части предметов. 2.
Назови одним словом
: задание направлено на выявление уровня овладения обобщающих понятий. Оборудование: картинки с изображением одежды, диких и домашних животных, фруктов, овощей, транспорта, мебели, обуви.
Методика обследования: взрослый показывает ребенку ряд картинок и просит назвать одним словом (транспорт, фрукты и т.д.). Фиксируется: умение ребенка использовать обобщающие слова в активной речи. 3.
Назови детеныша животного:
задание направлено на проверку уровня сформированности словарного запаса. Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных, их детенышей. Методика обследования: ребенку показывают картинки с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ответить. Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса. 4.
Что из чего сделано:
задание направлено на умение образовывать относительные прилагательные по образцу. Оборудование: картинки с изображением предметов из разного материала. Методика обследования: ребенку показывают картинку и предлагают ответить на вопрос: «Чемодан из кожи какой? – Кожаный» и т.д. Если ребенок затрудняется, то взрослый помогает ответить. Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса. 5.
Скажи наоборот
: задание направлено на определения умения подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Методика обследования: взрослый предлагает ребенку закончит фразу: День светлый, а ночь ..... (темная) Этот мальчик веселый, а этот .... (грустный) и т.д. Фиксируются: понимание инструкции; умения ребенка подбирать слова с противоположным значением 6.
Кто что делает:
Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова- действия к существительному. Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, змеи, бабочки, собаки, лошади, профессий людей. Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: "Рыба что делает?" (плавает). "Птица что делает?" (летает) и т.д. Фиксируются: понимание инструкции; умения ребенка подбирать слова действия. Итог: словарный запас приближен к возрастной норме ; (не) соответствует; недостаточно сформирован; (словарный запас достаточный, в пределах обихода, резко ограничен).
Методика обследования грамматического строя детей
1.
Один-много:
задание направлено на выявление уровня сформированности грамматического строя речи, способности образовывать форму множественного числа имен существительных в именительном падеже. 2.
Угадай, чего нет:
задание направлено на выявление умения образовывать имена существительные множественного числа в родительном падеже. Оборудование: пары картинок со следующими изображениями: глаз-глаза, ведро-ведра и т.д. Методика обследования: ребенку показывают пары картинок и просят назвать то, что на них изображено, в единственном и множественном числе. Если ребенок справился с первой частью задания. то ему предлагают ответить на вопрос: "У тебя глаза, у меня нет чего?...(глаз). Фиксируется: состояние грамматического строя речи, наличие аграмматизмов. 3.
Прятки:
задание направлено на выявление уровня сформированности грамматического строя речи: понимание и активное использование ребенком предлогов. Оборудование: игрушки. Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы: "Куда спрятался зайка?"
Фиксируются: понимание инструкции; понимание и правильность употребления ребенком предлогов. 4.
Назови:
задание направлено на выявление сформированности правильного употребления падежных форм существительных. Методика обследования: ребенку предлагают ответить на вопросы: "Чего много в лесу?", "Откуда осенью падают листья?" Фиксируются: понимание инструкции; умения ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме. Результаты по ходу обследования фиксируются в речевых картах (приложение 3, п.п. 2,3,4,5,6) и по каждому компоненту устной речи определяется: обследуемый компонент сформирован, сформирован недостаточно (частично) или не сформирован, что соответствует традиционным уровневым показателям (оценкам): высокий, средний или низкий уровень.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

(для учителя-логопеда)

1.
Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и роди телям для преодоления лексико-грамматического недоразви тия речи у дошкольников с ОНР. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2.
Ефименкова Л. Н.Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда.—2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985.
3.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: издательство «ТЦ Сфера», 2009.
4.
Крупенчук О.И. Научите Меня Говорить Правильно! Пособие по Логопедии Для Детей И Родителей. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
5.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб, издательство «Союз», 2001.
6.
Лиманская Н.О. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
7.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд- во «СОЮЗ», 2001.
8.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
9.
Миронова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозайка – Синтез», 2004.
10.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
11.
Пятница Т.В. Лексика + Грамматика = …: Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет: В3частях. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
12.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А.и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей»; под ред. Е.А. Стребелевой, 4-е изд.-М.: «Просвещение», 2009 г.
13.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
14.
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – Москва.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
15.
Ткаченко Т. А Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)
16.
Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб., 1999.
17.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.
18.
Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
ЛИТЕРАТУРА

(для воспитателей и специалистов)

1.
Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи – СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

2.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: издательство «ТЦ Сфера», 2009.
3.
Крупенчук О.И. Научите Меня Говорить Правильно! Пособие по Логопедии Для Детей И Родителей. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
4.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб, издательство «Союз», 2001.
5.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
6.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.
7.
Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М., 2008.
Технические и электронные средства обучения

Электронные учебные пособия

Содержание
Обучающие компьютерные пособия Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» Цифровые образовательные ресурсы (презентации) Презентация «Диагностический альбом для обследования детей 7-го года жизни» Электронные физминутки для глаз. Моя страна - Россия Осень Кто что делает? Домашние животные Фрукты Дикие животные Овощи День победы Весна Космос Профессии Технические средства обучения Музыкальный центр Ноутбук Медиапроектор с переносным экраном
Приложение №1
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Время проведения

Этнокалендарь

России

Разделы по

неделям



НОД

Темы непосредственно образовательной

деятельности

Количество

НОД (время)

месяц

неделя
Сентябрь 1 День знаний Выявление уровня речевого развития по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи детей 2 День города Ноябрьска 3 День воспитателя и всех дошкольных работников
(Мой детский сад.

Игрушки)
1 Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления). 1(30мин.) 4 Международный день мира
(Осень. Приметы

осени)
2 Работа над фразой. Составление 4-словных предложений с введением одного определения. 1(30мин.) Октябрь 1 Международный день музыки
(Деревья)
3 Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом А. 1(30мин.) 2 Всемирный день зрения
(Грибы.Ягоды)
4 Предлог ИЗ. 1(30мин.) 3 День яблони
(Овощи.Фрукты)
5 Предлоги В, НА, ПОД. 1(30мин.) 4 День хлеба
(Откуда хлеб

пришел)
6 Предлоги В, НА, ПОД. 1(30мин.) 5 Всемирный день животных
(Домашние

животные,

домашние птицы)
7 Дательный падеж множественного числа существительных. 1(30мин.) Ноябрь 1 День народного единства
(Я – человек.

Части тела)
8 Творительный падеж множественного числа существительных. 1(30мин.) 2 Международный день семьи. День матери
(Моя семья)
9 Глаголы совершенного и несовершенного вида. 1(30мин.) 3 Международный день красоты
(Одежда. Обувь.

Головные уборы)
10 Несклоняемые существительные. 1(30мин.) 4 День работника автомобильного транспорта
(Транспорт)
11 Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными. 1(30мин.)
Декабрь 1 Международный фестиваль ледовой и снежной скульптуры
(Здравствуй,

зимушка зима)
12 Приставочные глаголы. 1(30мин.) 2 День заповедников и национальных парков
(Дикие животные)
13 Предлог ИЗ-ПОД. 1(30мин.) 3 Новогодние утренники
(Зимующие

птицы)
14 Приставочные глаголы. 1(30мин.) 4 День подарка. Рождество Христово
(Праздник

«Новый год»)
15 Предлог ИЗ-ПОД. 1(30мин.) Январь 1 День Деда Мороза и Снегурки
(Зимние забавы)
16 Дифференциация предлогов ИЗ-ПОД и ИЗ. 1(30мин.) 2 84 года со дня образования ЯНАО
(Инструменты,

материалы)
17 Предлог ИЗ-ЗА. 1(30мин.) 3 День доброты
(Электроприборы)
18 Предлог ИЗ-ЗА. 1(30мин.) Февраль 1 Международный день родного языка
(Мебель)
19 Дифференциация предлогов ИЗ-ЗА и ИЗ. 1(30мин.) 2 Масленица
(Посуда)
20 Притяжательные прилагательные. 1(30мин.) 3 Праздник кукол
(Продукты

питания)
21 Относительные прилагательные. 1(30мин.) 4 День защитника отечества
(Мир профессий)
22 Слова – синонимы. 1(30мин.) Март 1 Международный женский день
(8 марта. Цветы,

цветики, цветочки)
23 Предлог С (СО). 1(30мин.) 2 День оленевода
(Весна шагает по

планете)
24 Родительный падеж множественного числа существительных. 1(30мин.) 3 Международный день птиц
(Встречаем птиц)
25 Предлог НАД. 1(30мин.)
4 Неделя «Культура – детям»
(Насекомые)
26 Предлог МЕЖДУ. 1(30мин.) Апрель 1 Всемирный день Земли и Всемирный день водных ресурсов
(Что мы знаем о

рыбах)
27 Согласование числительного и существительного в родительном падеже. 1(30мин.) 2 Международный день детской книги
(Скоро в школу)
28 Слова – антонимы. 1(30мин.) 3 Праздник весны и труда
(Мой город

Ноябрьск)
29 Согласование числительного и существительного в творительном падеже. 1(30мин.) 4 Всемирный день здоровья
(Путешествие в

страну

«Геометрию»)
30 Обучение самостоятельной постановке вопросов. 1(30мин.) Май 1 Международный день толерантности
(Зоопарк)
31 Предлог ЧЕРЕЗ. 1(30мин.) 2 Международный день защиты детей
(Вот и лето

пришло)
32 Родственные слова. 1(30мин.) 3 День Победы в ВОВ Выявление уровня речевого развития по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи детей 4 Пасха
ИТОГО:

32 НОД

Приложение №2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Дата

провед

ения



Тема НОД

Цели и задачи

непосредственной

образовательной

деятельности

Содержание НОД

Компонент

ДОУ

Средства

обучения

Литература

предполагаемая

фактическая

Формирование

лексико-

грамматических

средств языка

Связная речь

01.09.15.-

04.09.15.
Диагностическо е обследование лексико- грамматического строя речи. Оценка индивидуального речевого развития ребенка по формированию лексико- грамматического строя речи и связной речи.
07.09.15.-

11.09.15.

18.09.15.

1
Развитие высших психических функций (внимания, Учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения. Развивать речевое внимание и память детей, восприятие, Игра « Кто внимательный?» Игра «Сравни картинки». Игра «Кто Развитие понимания речи Учить выполнять обследовательские действия при восприятии предмета. 2 похожие картинки, отличающиеся несколькими деталями. по одному листу белой бумаги и набору цветы Т.А.Ткаченко, стр.40.
25.09.15.

2
Работа над фразой. Составление 4- словных предложений с Учить подбирать к предмету или объекту точное определение, а также составлять 4-словные предложения с введением этого определения, продолжать учить Игра « Какой, какая, какие» Игра «Исправьте Незнайкины ошибки». Составление предложений с одним определением по схеме и Учить составлять описательные загадки о воспринимаемом объекте. Картинка (девочка покупает вазу) сюжетная картина, на которой изобра жена семья, убирающая Т.А.Ткаченко, стр.41.
02.10.15

3
Сложносочинен ное предложение с союзом А. Учить детей составлять сложное предложение с опорой на зри- тельные символы; уточнить понятия слово, предложение, действие. Игра « Назови действия» Составление сложного предложения по двум сюжетным Развивать тонкую зрительную дифференцировку предметов по величине: учить Схемы 3-словных предложений, маленький красный прямоугольник, на котором написана Т.А.Ткаченко, стр.42.

Дата

провед

ения



Тема НОД

Цели и задачи

непосредственной

образовательной

деятельности

Содержание НОД

Компонент

ДОУ

Средства

обучения

Литература

предполагаемая

фактическая

Формирование

лексико-

грамматических

средств языка

Связная речь

09.10.15

4
Предлог ИЗ. Уточнить пространственные представления, выраженные предлогом ИЗ, Учить узнавать и выделять данный предлог из текстов, Игра «Где был Буратино?» Игра «Накрой стол для Буратино» Работа с деформирован ной фразой, Составление предложений Развивать способность детей различать оттенки красного, жёлтого, зелёного цветов, Сюжетные картинки, карточки со схемой предлога, игрушки (лиса, медведь, белка, птичка, мяч), карандаш, конфеты О.С.Яцель, з.№13, стр.24
16.10.15

5
Предлоги В, НА, ПОД. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД; Учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с Игра « Кто внимательный?». Игра «Найди предлог». Анализ рассказа. Составление предложения с заданным предлогом по картинке, Продолжать развивать способность детей различать оттенки красного. Схемы предлогов -
В,

НА, ПОД
фланелеграф, игрушки сюжетные картинки, например: Кот спит на диване; Т.А.Ткаченко, стр.44.
23.10.15.

6
Предлоги В, НА, ПОД. Учить детей выкладывать схемы предложений с предлогами; про- должать учить составлению предложений по двум опорным словам с включением заданного Выкладывание схем предложений. Игра «Незнайкино письмо». Игра « Составь предложение». Развивать тонкую зрительную дифференцировку предметов по величине. Схемы предлогов -
В,

НА, ПОД
, Фишки для составления схем слов Пары предметных картинок, Гриб - елка. Т.А.Ткаченко, стр.45.
30.10.15

7
Дательный падеж множественного числа существительны Учить образовывать существительные в дательном па- деже множественного числа, согласовывая их с глаголом, заме- чать и исправлять ошибки в Игра « Скажи правильно». Игра «Кому нужны для работы эти вещи?» Расширять знания детей о предметах (их частях), имеющих постоянный Картинки из лото, изображающие людей разных профессий и атрибуты их деятельности. Т.А.Ткаченко, стр.47.
06.11.15.

8
Творительный падеж множественного числа существительны Учить употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом; Игра « Подумай и ответь». . Игра «В зоопарке». Игра «Бабушкина Учить определять социальную принадлежность (девочка, мальчик) персонажей по Картинки с изображениями различных пород деревьев и цветов. Картинка с Т.А.Ткаченко, стр.48.
13.11.15.

9
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Учить образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок. Развивать словесно – логическое Игра « Назови действия» Игра «Назови законченное действие». Составление предложений с глаголами совершенного и Учить рассматривать сюжетную картину по плану, учить определять Пары картинок, на первой из которых изображено действие в процессе, на второй - действие как результат Т.А.Ткаченко, стр.50.
20.11.15

10
Несклоняемые существительны е. Учить и упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, учить составлять Игра «Подумай и ответь» . Игра « Добавь слово». Игра «Проказник Развивать цветовосприятие Письмо от Буратино. схемы предлогов:
НА,

ОКОЛО, ПОД.
картинки, изображающие Т.А.Ткаченко, стр.51.

Дата

провед

ения



Тема НОД

Цели и задачи

непосредственной

образовательной

деятельности

Содержание НОД

Компонент

ДОУ

Средства

обучения

Литература

предполагаемая

фактическая

Формирование

лексико-

грамматических

средств языка

Связная речь

27.11.15.

11
Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительны Учить различать окончания местоимений и подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения. Развивать слухо – речевое Игра « Мой, моя, моё, мои» Игра « Наш, наша, наши». Игра « Кто Формировать представление о цвете как о постоянном признаке Картинка, изображающая комнату с обычной домашней обстановкой. У каждого ребенка - картинка с Т.А.Ткаченко, стр.54.
04.12.15.

12
Приставочные глаголы. Учить подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол; познакомить со схемой образования глаголов при помощи Игра « Назови действие». Игра «Назови похожие слова- действия». Формировать нестереоскопичес кие способы восприятия глубины Бабочка из картона, прикрепленная к длинной крепкой нитке Схема образования приставочных глаголов, Т.А.Ткаченко, стр.55.
11.12.15.

13
Предлог ИЗ- ПОД. Учить выделять в предложении и правильно употреб лять предлог ИЗ-ПОД, уточнить пространственное значение данного предлога. Упражнять в Игра « Найди игрушку» Игра «Прятки» Игра «Лисёнок Тишка» Игра « Составь предложение и назови предлог». Продолжать развивать способность детей узнавать предмет по его окраске. Схема предлогов ПОД, ИЗ-ПОД. На столах сюжетные картинки, на них изображены животные, люди, Т.А.Ткаченко, стр.58.
18.12.15.

14
Приставочные глаголы. Учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения; учит выделять приставочную част слов- действий, используя для этого Игра «Добавь словечко» Игра « Назови слова-действия» Игра « Скажи Составление предложений по индивидуальн ым картинкам. Расширять знания детей о предметах (частях), имеющих Игрушка, изображающая мальчика; кубик; коробка; обруч; схемы образования приставочных глаголов; Т.А.Ткаченко, стр.57.
25.12.15.

15
Предлог ИЗ- ПОД. Продолжать учить выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД, уточнить пространственное значение данного предлога. Игра « Что пропустил Незнайка?» Игра « Придумай предложение» Игра « Составь предложение используя свой объект и предлог ИЗ- Учить зрительно, различать и называть группы предметов с однородными Схема предлога ИЗ- ПОД. Сюжетная картинка - комната, пары картинок: ЩЕНОК – ДИВАН, МЯЧ – Т.А.Ткаченко, стр.59.

Дата

провед

ения



Тема НОД

Цели и задачи

непосредственной

образовательной

деятельности

Содержание НОД

Компонент

ДОУ

Средства

обучения

Литература

предполагаемая

фактическая

Формирование

лексико-

грамматических

средств языка

Связная речь

22.01.16

16
Дифференциаци я предлогов ИЗ- ПОД и ИЗ. Учить детей понимать разницу значений предлогов ИЗ-ПОД и ИЗ. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов ИЗ-ПОД и ИЗ и окончаний существительных родительного падежа. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Упражнение «Фокусы»; Упражнение «Ошибки фокусника»; Учить дополнять знакомую форму недостающей частью, узнавать предмет в неполном предметно – силуэтном изображении (пересечение контуров). Карточки со схемами предлогов по количеству детей, чалма для волшебника, платки, сюжетные картинки. О.С.Яцель, з.№19, стр.37
29.01.16.

17
Предлог ИЗ-ЗА. Уточнить пространственное значение предлога ИЗ-ЗА, упражнять детей в правильном употреблении предлога ИЗ-ЗА, учить составлять раз нообразные Игра «Где был щенок Бимка?». Сказка об одиноком волке. Игра « Кто, что Игра « Назови предлог и составь предложение». Продолжать развивать способность детей узнавать предметы в Схема предлога ИЗ-ЗА. На столах картинки с изображением предметов, за которыми может спрятаться Т.А.Ткаченко, стр.60.
05.02.16.

18
Предлог ИЗ-ЗА. Продолжать учить правильно употреблять в речи предлог ИЗ- ЗА, учить выкладывать схему предложения с данным предлогом. Развивать пространственную Игра «Придумай предложение» Игра с мячом «Скажи наоборот Составление сказки о Дюймовочке. Развивать способность детей сличать контурные, силуэтные, Картинки с изображением фермерского хозяйства; фишки; картинки (Дюймовочка, жаба, Т.А.Ткаченко, стр.62.
12.02.16.

19
Дифференциаци я предлогов ИЗ- ЗА и ИЗ. Учить детей различать предлоги ИЗ-ЗА и ИЗ и правильно употреблять их. Продолжать учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам и Игра «Вопросы Откудайки»; Игра «Кто больше». Упражнять в зрительной дифференцировке предметов по величине. Схема предлога ИЗ-ЗА, ИЗ. На столах картинки с изображением предметов, за которыми может спрятаться О.С.Яцель, з.№21, стр.41
19.02.16.

20
Притяжательные прилагательные. Закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение. Игра « Чей, чья, чьё? ». Игра « Угадай, кто это?». Пересказ текста по опорным сигналам. Учить осязательно – зрительным способом различать Различные предметы детской одежды: шарф, шапка, куртка и т. п. Игрушки, изображающие разных Т.А.Ткаченко, стр.63.

Дата

провед

ения



Тема НОД

Цели и задачи

непосредственной

образовательной

деятельности

Содержание НОД

Компонент

ДОУ

Средства

обучения

Литература

предполагаемая

фактическая

Формирование

лексико-

грамматических

средств языка

Связная речь

26.02.16.

21
Относительные прилагательные. Совершенствовать навыки словообразования, учить включать в предложения относительные прилагательные. Развивать слухо-речевое Игра « Какой, какая, какое?». Игра с мячом «Ответь одним словом!». Игра « Составь предложение». Учить определять социальную принадлежность по одежде, предметам Картинка банки с вареньем. Картонные пластинки в форме кастрюль, на них наклеены картинки с Т.А.Ткаченко, стр.66.
04.03.15.

22
Слова - синонимы . Обогащение речи словами синонимами. 2. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников различных «Скажи иначе» «Кто защищает Отечество» Ответы на вопросы к рассказу В.Т.Твардовск ого «Расказ Развивать цветовосприятие. Предметные картинки с военными профессиями. Сюжетная картина «Вечный огонь у Кремлевской стены» В.В.Коновален ко, з.№12, стр.37
11.03.16.

23
Предлог С (СО). Познакомить детей с пространственным значением и схемой пред лога С/СО; учить составлять предложения и схемы к ним с этим предлогом, учить Игра «Назови предлоги» Игра « Парные картинки» Игра Незнайкины Игра « Составь предложение». Продолжать учить раскладывать цвета по насыщенности, Вырезанная из белой бумаги снежинка; картинки с изображением обстановки комнаты и Т.А.Ткаченко, стр.65.
18.03.16.

24
Родительный падеж множественного числа существительны Учить правильно образовывать существительные в роди тельном падеже множественного числа, используя различные типы окон - чаний данной падежной формы Игра «Много» Игра «Закрытый букет». Игра «Дружная семья». Развивать зрительную дифференцировку расстояния, называть Нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги, картины, изображающие лес и Т.А.Ткаченко, стр.67.
25.03.16.

25
Предлоги НАД. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом НАД; познакомить со схемой данного предлога; учить выделять предлог НАД в тексте и Игра « Где находится бабочка?» Сказка «Гуси- лебеди» Составление предложений с предлогом по индивидуальн Обучать анализу сложной формы, продолжать развивать у детей способность Сказка «Гуси-лебеди». схемы пред логов, сюжетные и предметные картины, бабочка, сделанная из картона. Т.А.Ткаченко, стр.69.
01.04.16.

26
Предлог МЕЖДУ. Познакомить детей со значением предлогов МЕЖДУ и его схемамой. Упражнять в правильном употреблении предлога МЕЖДУ с Игра «Что изменилось?»; Игра «Вспомни сказку Репка»; Учить определять удаленность объектов в большом пространстве в Карточки со схемой предлога ЧЕРЕЗ по количеству детей, фломастеры, кукла, игрушки. О.С.Яцель, з.№22, стр.43
08.04.16.

27
Согласование числительного и существительног о в родительном падеже. Учить образовывать словосочетание в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом Игра «Накормим животных» Игра «Чудо- дерево» Игра «Без чего Составление словосочетани й в родительном падеже. Учить осязательно – зрительным способом анализировать форму предмета. Картинка с изображением фермерского хозяйства, предметные картинки с изображением диких Т.А.Ткаченко, стр.72.

Дата

провед

ения



Тема НОД

Цели и задачи

непосредственной

образовательной

деятельности

Содержание НОД

Компонент

ДОУ

Средства

обучения

Литература

предполагаемая

фактическая

Формирование

лексико-

грамматических

средств языка

Связная речь

15.04.16.

28
Слова – антонимы. 1. Активизация и обогащение предметного словаря, глагольного, словаря признаков. 2.Употребление сложных . Д/игры: «Наоборот». «Один - много». «Что изменилось?». Составление предложений с предлогами, с приставочным и глаголами. Демонстрационный материал: картинки – антонимы, перелетные птицы, серии картинок «Ехали мы З.Е.Аранович, стр.113.
22.04.16.

29
Согласование числительного и существительног о в творительном Учить образовывать словосочетание из числительного и существительного в творительном падеже от исходной формы – Игра «Составь сказку о Гномике» Игра «Добрый дедушка» Игра «Живой Составление предложений по индивидуальн ым картинкам. Формировать представления о внешних признаках по которым люди Фланелеграф, цифры от 2 до 5; картинка с изображением Гномика. Т.А.Ткаченко, стр.73.
29.04.16.

30
Обучение самостоятельной постановке вопросов. Закрепить умение самостоятельно задавать вопросы по отра - ботанному стереотипу; обучать самостоятельному формулированию вопросов; Игра « Подумай и ответь». Игра «Закрытая Упражнять в выделении параметров величины в объектах, Перевернутая картинка телефонный аппарат для каждой пары детей маленькая коробочка с игрушкой в ней. Т.А.Ткаченко, стр.74.
06.05.16.

31
Предлог ЧЕРЕЗ. Познакомить детей со значением предлога ЧЕРЕЗ и его схемамой. Учить правильно употреблять предлог ЧЕРЕЗ с существительными в винительном падеже. Развивать воображение. Воспитывать грамматически правильную речь. Игра «Зайка- попрыгайка»; Составление предложений по представлени ю. Закреплять умение выделять главные и существенные признаки (цвет, форма, величина, пространственное положение частей тела животных. Схема предлога ЧЕРЕЗ по количеству детей. На столах сюжетные картинки. Скакалка, зайка-бибабо. О.С.Яцель, з.№23, стр.45
13.05.16.

32
Родственные слова. Познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. учить в цепочке слов выбирать Игра «Какой предмет?» Составление цепочки родственных слов. Заучивание стихотворения «Рыбаки» Учить рассматривать сюжетную картину, целостно воспринимать Картинки снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик;
рыбак,

рыба,
старик-
рыболов
. Т.А.Ткаченко, стр.76.
Приложение №3 РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 7-ГО ГОДА Ф.И.О. ребенка _________________________________________________________________ Дата рождения ______________ Возраст (на момент обследования) ____________ группа ______ 1. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ: Назови своё имя, фамилию, отчество? _______________________________________________ Сколько тебе лет? ________________________________________________________________ Назови свой домашний адрес_______________________________________________________ Где и кем работают родители?______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Какая у тебя любимая сказка? О чем она?____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________ 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик» ________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик» ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
3. Пересказ рассказа (6 год – 50 % текста, 7 год – 70 % текста) Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва. ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ __________ _______________________________________________________________________________________ ВЫВОД:________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ __________ 3. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ: 1. Название предметов и их частей по картинкам или по представлению: Человек ……шея__________ брови_________ лоб____________ ресницы ______ щеки _________ ладонь ________ локоть _____ плечи ______ колени _____ ногти ___ Птица ………клюв ________ крыло______ перья _____ когти _______ лапы _______ хвост ______ Рубашка .……петли _______ манжеты ______ рукава _____ воротничок_______ пуговицы_____ Чайник ………………. крышка _____________ носик _______________ донышко ____________ ручка _______________ Обувь ………………… каблук ______________ язычок ______________ шнурок _____________ подошва _____________ 2. Обобщения: “ Назови одним словом» Платье, рубашка, брюки, юбка – Сапоги, ботинки, сандалии, валенки- Яблоко, груша, лимон, апельсин – Лиса, ёж, медведь, заяц –
Морковь, свекла, помидор, огурец - Кошка, корова, коза, лошадь - Шкаф, стул, кровать, диван - Самолет, автобус, корабль, грузовик- 3. Детеныши животных: «У кого кто?» - у зайца ____________________ - у козы ______________________ - у волка ____________________ - у курицы ___________________ - у лошади __________________ - у свиньи ____________________ - у медведя ___________________ - у кошки _____________________ - у лисы ______________________ - у коровы _____________________ - у собаки _____________________ - у овцы ______________________ 4. Профессии: Кто водит машину? ________________ Кто продает продукты?_____________ Кто стрижет волосы?_______________ Кто шьет одежду? _________________ Кто разносит письма? ______________ Кто управляет самолётом? __________ Кто готовит пищу? ________________ Кто рисует картины? ______________ ВЫВОД: ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________ 4. СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ: 1. Прилагательные, образованные от существительных: Шкаф из дерева. Он какой?_______________ Суп из курицы. Он какой?_____________ Сумка из кожи. Она какая? _______________ Варежки из шерсти. Они какие?________________ Пакет из бумаги. Он какой?_______________ Кисель из клюквы. Он какой?______________ Ваза из стекла. Она какая?________________ Кувшин из глины. Он какой?_________
2. Употребление антонимов: Весёлый _______________________ высокий ___________________________ сухой _________________________ говорить ____________________________ светлый _______________________ ссориться ___________________________ широкий _______________________ радоваться __________________________ длинный _______________________ хвалить _____________________________ ВЫВОД:________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________ 5. ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ: 1. Подбор слов-действий к именам существительным «Подбери ряд слов» Собака – лает, сторожит, кусает, охраняет…_________________________________________ бабочка ________________________________________________________________________ птица__________________________________________________________________________ змея __________________________________________________________________________ собака _________________________________________________________________________ конь __________________________________________________________________________ ВЫВОД: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 6 ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ: 1. Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: Стол – столы – столов Рот - __________ - _________ Стул - _________ - _______ Ведро- ________ - _________ Перо - _________ - _________ Ухо- __________ - _________ Лев - __________ - _________ Окно - _________ - _________ Глаз - _________ - _________ Дерево- ________ - _________ 2. Согласование имен числительных с существительными в роде и числе: 1 мяч 2________________ 5________________ 1 яблоко 2________________ 5________________ 1 елка 2________________ 5________________ 2. Употребление простых и сложных предлогов
В ___________ на___________ под ___________ со ___________ с ____________ из __________ из-за ____________ из-под _____________ между _____________ 6. Падежные конструкции: Родительный падеж: Чего много в лесу? ____________Откуда осенью падают листья? _____________ Дательный падеж: К кому ты любишь ходить в гости? ________________________________________ Винительный падеж: Кого ты видел в зоопарке? В цирке? ____________________________________ Творительный падеж: Чем ты смотришь? ______________ Чем ты слушаешь? __________________ Предложный падеж: На чем катаются дети зимой? ___________________________________________ ВЫВОД:________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________ 7. СОСТОЯНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ: 1 Двусложные из двух открытых слогов: ноты, муха, дети, вата 2. Трехсложные из открытых слогов: малина, голова, молоко, бананы 3. Односложные: кот, дом, мак, дым Двусложные: 4. с одним закрытым слогом: петух, хобот, диван, веник; 5. со стечением согласных в середине слова: ветка, кофта, сумка, туфли; 6. с закрытым слогом и стечением согласных: альбом, тюльпан, индюк, фонтан. Трехсложные: 7. с закрытым слогом: бегемот, телефон, попугай, молоток; 8. со стечением согласных: улитка, ботинки, калитка, девочка 9. закрытым слогом и стечением согласных: будильник, кофейник, Айболит, охотник; 10. с двумя стечениями согласных: клубника, ласточка, футболист, хоккеист 11. Односложные со стечением согласных: винт, гном, бант, танк 12. Двусложные с двумя стечениями согласных: клубки, клюква, клумба, гнездо 13. Четырехсложные из открытых слогов: паутина, гусеница, пианино, чемоданы 14. Со сложной слоговой структурой: сковорода, остановка, аквариум, велосипед, космонавт, водопроводчик, парикмахерская, библиотекарь Предложения: Дети слепили снеговика __________________________________________________________ Милиционер стоит на перекрестке. _________________________________________________ Водопроводчик чинит водопровод. _________________________________________________ Фотограф фотографирует детей. ___________________________________________________ Саша сушила мокрое белье на веревочке. ____________________________________________
ВЫВОД:________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________ 8. ПРОИЗНОШЕНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ: С: сад, коляска, глобус. Л: лампа, волк, стол Сь: беседка, василек, такси Ль: лейка, плита, соль З: замок, зонт, Незнайка Р: рыба, корова, топор Зь: земляника, обезьяна, зима Рь: река, пряники, фонарь Ц: цапля, кольцо, индеец Й: яблоко, ёж, крылья Ш: шашки, ошейник, карандаш К: куртка, скрипка, шкаф Ж: живот, жук, лыжи Г: грядка, грелка, виноград Щ: щука, щенок, щетка Х: хлеб, ткачиха, петух Ч: чайник, печенье, мяч Повторить предложения: У сома усы. У ежа ежата. У Зины зонт. Дятел долбил ель. Кузнец кует цепь. К нам во двор забрался крот. Шапка да шубка - вот вам и мишутка. Майя и Юля поют. ВЫВОД:________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________ 9. ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (фонематический слух и восприятие): 1. Выделение первого ударного гласного в словах: Утка, Оля, Аня. 2. Выделение первого согласного в словах: палка, танк, мак. 3. Выделение последнего согласного в словах: суп, мак, кот, сом. 4. Определить количество звуков в словах: Ус, дом, ваза 5. Закончить слова: Бара…, пету…, самока… . 6. Отбор картинок со звуком М: мак, лампа, носки, морковь, дом, ком. 7. Отбор картинок со звуками С – З: коляска, автобус, ваза, сосиски, смородина, зуб, суп, зайка, коса. 8. Придумывание слов с заданным звуком. 9. Повторить слоги и слова за взрослым: та – да – та__________ кот – год – кот____________ бочка — почка___________ ка – га – га__________ том – дом – ком___________ мышка – мишка__________
па – па – ба__________ удочка – уточка___________ коза – коса______________ ВЫВОД:________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________ 10. СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА: Губы (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма) Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма) Челюсти (норма, прогения, прогнатия) Прикус (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, асиметрия прикуса) Твердое небо (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) Мягкое небо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок) Подъязычная связка (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области) Кончик языка (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный) Позиция языка в полости рта (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении) Саливация (норма, повышенная) Состояние артикуляционной моторики: Упражнения для губ: «Улыбка» __________________ «Трубочка» _____________ Упражнения для челюсти: «Окошко» _____________ «Пила» _______________ Упражнения для языка: «Лопаточка» _____ «Иголочка» _____ «Часики» _____ «Качели» ______ Упражнения для щек: «Толстячки» ________ «Худышки» ________ «Футбол» _________ Вывод:_________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 11. СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: Состояние общей моторики: прыжки на 2-х ногах_____ на левой ноге _____ на правой ноге _____ в длину с места ______ топать и хлопать одновременно_____ прыгнуть через игрушку ______ мяч: бросить от груди _____ из-за головы ______ поймать _______ Состояние мелкой моторики: Движения большой и указательный палец в кольцо на правой руке ____ левой ____одновременно____ Упражнение «Коза» на правой руке ______ левой ____ одновременно ____ Упражнение «Улитка» на правой руке ____ левой ____ одновременно ____ Упражнение «Колечко» на правой руке ____ левой ____ одновременно ____ Упражнение «Игра на рояле» (пальцы) 1-5____ 2-4 _____ 1-2-3-4-5 ____ Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» _____ Ведущая рука (правая, левая, амбидекстер)
Навык ориентировки в пространстве: лево ____ право___ верх____ низ____ впереди___ сзади___ Вывод: _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 12. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ Контактность: легко идет на контакт, общительный, на контакт идет, с трудом идет на контакт, замкнут Внимание: устойчивое, рассеянное, неустойчивое Объем памяти: достаточный, недостаточный Усидчивость: усидчивый, малоусидчивый, неусидчивый Работоспособность: высокая, достаточная, средняя, низкая 13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 14. РЕКОМЕНДАЦИИ:__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ _____ « ____» _________ 201__г. Учитель-логопед _________. Ознакомлен(а): ______________________________________________________________