Автор: Мухаметова Зайтуня Минигалеевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ лицей с.Булгаково
Населённый пункт: с.Булгаково Уфимский район Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Этимологический анализ слов в школе"
Этимологический анализ слов в школе.
Актуальность темы связана прежде всего с необходимостью
применения этимологического анализа в современной школе. Такое
применение должно быть неотъемлемой частью словарной и
орфографической работы. При объяснении лексического значения и
особенностей написания трудных слов необходимо учитывать
происхождение слова, языковые закономерности, проявившиеся в
исторических судьбах данного слова. Этимологическое обоснование может
в значительной мере способствовать усвоению правописания слов, не
имеющих в современном языке проверочного слова.
Например, безударная гласная о в слове копейка в этимологическом
анализе сопоставима с ударной гласной о в слове копья (копье). Название
этой денежной единицы возникло в конце XV века и связано с изображением
великого князя с копьем в руках.
В словах гол убцы и голубой
безударная о проверяется словом
голубь:
название голубцы дано в связи с тем, что форма этого кулинарного изделия
напоминает сидящего голубя; а значение слова голубой определяется цветом
голубиной шейки.
Безударная гласная е в первом слоге в словах
ветеран и ветчина
сопоставима с ударной гласной е в слове ветхий, ветеран «старый», «человек,
долго проработавший на каком –либо поприще» и ветчина – мясной продукт,
который воспринимается как старый, ведь чтобы его приготовить, нужно
какое-то время.
Безударная гласная е в слове
сметана проверяется словом смел, потому
что оно произошло от слова
сметать – «сгребать, собирать в кучу». Чтобы
сделать сметану, «сгребают» сливки с молока.
Слово
коньки
образовано от слова
конь
при помощи суффикса
–к-.
Первоначально коньки делали из кости или дерева, а изгиб в передней части
украшали изображением конской головы.
Слова
печать, печаль
содержат непроверяемую на первый взгляд
гласную е. Но если знаешь, что исторически оно восходит к древнерусскому
слову печа- «Забота» (отсюда выражение печься о ком-либо, заботиться), то
гласная становиться проверяемой.
В слове
соревнование, видимо, был взят за основу глагол ревновать и
приставка со- в значении «
вместе». Именно
«ревностное, усердное
стремление вместе с другими отличиться в каком-либо деле»
и составляло
суть устаревшего значения слова соревнование.
Таким образом, этимологический анализ слов может существенно
улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе
задействована не только механическая память, но и логическое размышление
самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным,
необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает
интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает
словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой
русского языка.