"Этимологический анализ слов в школе"

Автор: Мухаметова Зайтуня Минигалеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ лицей с.Булгаково
Населённый пункт: с.Булгаково Уфимский район Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Этимологический анализ слов в школе"
Дата публикации: 17.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Этимологический анализ слов в школе.
Актуальность темы связана прежде всего с необходимостью

применения этимологического анализа в современной школе. Такое

применение должно быть неотъемлемой частью словарной и

орфографической работы. При объяснении лексического значения и

особенностей написания трудных слов необходимо учитывать

происхождение слова, языковые закономерности, проявившиеся в

исторических судьбах данного слова. Этимологическое обоснование может

в значительной мере способствовать усвоению правописания слов, не

имеющих в современном языке проверочного слова.

Например, безударная гласная о в слове копейка в этимологическом

анализе сопоставима с ударной гласной о в слове копья (копье). Название

этой денежной единицы возникло в конце XV века и связано с изображением

великого князя с копьем в руках.
В словах гол
убцы и голубой
безударная о проверяется словом
голубь:
название
голубцы
дано в связи с тем, что форма этого кулинарного изделия напоминает сидящего голубя; а значение слова голубой определяется цветом голубиной шейки. Безударная гласная е в первом слоге в словах
ветеран
и ветчина сопоставима с ударной гласной е в слове
ветхий, ветеран
«старый», «человек, долго проработавший на каком –либо поприще» и ветчина – мясной продукт, который воспринимается как старый, ведь чтобы его приготовить, нужно какое-то время. Безударная гласная е в слове
сметана
проверяется словом смел, потому что оно произошло от слова
сметать –
«сгребать, собирать в кучу». Чтобы сделать сметану, «сгребают» сливки с молока. Слово
коньки
образовано от слова
конь
при помощи суффикса
–к-.
Первоначально коньки делали из кости или дерева, а изгиб в передней части украшали изображением конской головы. Слова
печать, печаль
содержат непроверяемую на первый взгляд гласную е. Но если знаешь, что исторически оно восходит к древнерусскому слову печа- «Забота» (отсюда выражение печься о ком-либо, заботиться), то гласная становиться проверяемой. В слове
соревнование,
видимо, был взят за основу глагол ревновать и приставка со- в значении «
вместе».
Именно
«ревностное, усердное

стремление вместе с другими отличиться в каком-либо деле»
и составляло суть устаревшего значения слова соревнование. Таким образом, этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает
словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка.