"Лес и его обитатели"

Автор: Султанова Танзиля Инсафовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Солнышко" ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино
Населённый пункт: ст.Клявлино, Самарская область
Наименование материала: Исследовательский проект с детьми старшей группы
Тема: "Лес и его обитатели"
Дата публикации: 17.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино
Исследовательский проект с детьми старшей группы

«Лес и его обитатели»

Паспорт проекта

Актуальность:
выбор темы обусловлен тем, что нужно повышать экологическое сознание ребенка, стимулировать его интерес к природе , ее обитателям.
Проблема:
педагоги и родители должны формировать и развивать знания детей о лесе, о его важной роли в жизни человека и его обитателей, воспитывать любовь к природе и его обитателям.
По содержанию
: краткосрочный.
Цель проекта
: создать условия для развития представлений о лесе, его обитателях.
Задачи проекта
: - развивать у детей представление о единстве природы и человека; - развивать интерес к лесу и его обитателям; - формировать навыки мыслительных действий, анализа, классификации.
Гипотеза проекта
: проект позволяет педагогам и родителям проявить интерес к лесу, его обитателям, их совместном проживании и зависимости друг от друга.

Содержание проекта:
основным содержанием проекта является разработка игр, наблюдений, чтение художественной литературы.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
I этап Подготовительный Постановка цели и задач Определение направлений, объективных методов исследования Индивидуальная работа с детьми и родителями Выбор оборудования и материалов II этап Исследовательский Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами III этап Обобщающий Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний
Методы проекта:
1. Системно - деятельностный 2. Игровой 3. Практический 4. Конструктивный
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

этапы задачи деятельность ожидаемые результаты подготовительный Анализ предметно- пространственной среды старшей группы по экологическому воспитанию Консультации для родителей: «Ребенок в лесу», «Безопасность ребенка в лесу» Педагоги и родители подготовлены к реализации проекта. Изучена литература, спланирована работа прогностический Подбор мероприятий, организация предметно- пространственной среды Дидактические игры: «Что лишнее?», «Обитатели леса», «Лото», «Парные картинки», «Ягоды», «Грибы», «Лекарственные растения». Словесные игры: «Скажи одним словом», «С какого дерева листок», «Найди ошибку», «Закончи строку», «Отгадай, где живет». Чтение произведений: В.Бианки, М.Дружинино. рассматривание иллюстраций, картин о лесе. Воспитан интерес у детей к лесу и его обитателям. Дети знают о совместном проживании леса и его обитателей, их зависимости друг от друга. практический Создание условий организации различных форм по ознакомлению с Создание условий для экологического воспитания. Проведение игр Созданы условия для развития у детей экологических знаний, начиная с
растениями леса, какие есть леса (хвойные, лиственные, смешанные), с обитателями леса. настольных, словесных, дидактических, подвижных, настольно-печатных. ближайшего окружения в детском саду, дома. Предметно- пространственная среда пополнилась играми, иллюстрациями, альбомами о лесе, его обитателях, о лекарственных растениях, грибах, лесных ягодах.
Презентация проекта:
открытый показ непосредственно образовательной деятельности «Наш лес»
Непосредственно образовательная деятельность

«Наш лес»


Цель:
продолжать знакомить с лесом и его обитателями, закрепить названия деревьев, умение узнавать их по листьям, плодам, семенам.
Задачи:
1. Образовательная область «Познавательное развитие»: знакомить с деревьями, растущими в лесах. Воспитывать представление об их росте, условиях их роста. 2. Образовательная область «Речевое развитие»: развивать умение поддерживать беседу в ходе занятия, участвовать активно в словесных и дидактических играх. 3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: развивать творчество, аккуратность и внимание в работе.
Материал и оборудование:
мольберт с иллюстрациями деревьев, их листьев и плодов, семян; иллюстрации с изображением леса в четырех временах года; иллюстрации с дикими животными леса; лист бумаги с изображением леса для продуктивной деятельности детей; клей; салфетки.
Ход НОД:

1.

Организационный момент.
Воспитатель: Скажите дети, где у нас растет много деревьев? (в лесу) Какие бывают леса? (хвойные, лиственные, смешанные) Назовите хвойные деревья (ель, сосна, и т.д.) Лиственные (береза, тополь, клен и т.д.) Смешанные (растут разные деревья). Посмотрите на глобус и скажите, каким цветом отмечены леса? (зеленым) Лес очень важен в жизни человека. Из деревьев делают много предметов: мебель, бумагу, на которой печатают книги, тетради, альбомы. Лес – это грибы, ягоды, лекарственные растения. Лес – это богатство и к нему нужно относиться бережно.
2.

Игра «С какого дерева…..»
На мольберте развешены картинки с изображением деревьев. Дети находят относящиеся картинки к деревьям с изображением листа, плода и семян и прикрепляют их рядом.
3.

Чтение стихотворений.

Воспитатель: о лесе много написано рассказов и стихотворений, давайте вспомним, каким лес бывает в разные времена года. 1. «Зимнее утро» А.С.Пушкин Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. 2. «Весна» А.С.Пушкин Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто, пухом зеленеют…. 3. «Лето» И.Суриков Дремлет лес, ни звука, Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит. 4. «Листопад» И.Бунин Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
4.

Беседа с детьми о лесе.
Воспитатель: почему люди ходят в лес? (собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, любоваться природой, отдыхать) - что нельзя делать в лесу? (собирать много цветов, разорять муравейники, гнезда птиц, брать диких животных домой, или их детенышей, громко кричать в лесу, разжигать костры и т.д.) - какие можно собирать грибы и ягоды? (съедобные, нельзя собирать или есть незнакомые грибы или ягоды) Лес это еще и сообщество разных растений и животных. - кто живет в лесу? (дикие животные, птицы и т.д.).
В лесу все нужны друг другу. Каким птицам и животным нужны деревья в лесу? (белке – она живет в дупле дерева, птицам – они вьют гнезда на деревьях и в дуплах). Также дикие животные питаются листьями, ветками и плодами деревьев, а птицы питаются насекомыми-вредителями с деревьев. Вы знаете, что есть травоядные и хищные животные. Травоядные дикие животные питаются листьями, плодами, ветками и корой деревьев. Хищные дикие животные – это те, кто нападают на животных.
5.

Игра «Хищные и травоядные».
Дети делятся на две команды. Одна команда находит картинки с изображением травоядных животных, другая – хищных. По окончании отбора картинок команды встают друг против друга. Воспитатель: как вы думаете, могут хищные животные также питаться ягодами, желудями или медом, назовите этих животных (медведь, кабан). А могут быть травоядные животные, хищниками? (еж – он охотится за мелкими грызунами, змеями).
6.

Словесная игра «Закончи строчку».
1. Ты чего от страха задрожал? - вон оса! И у нее есть …….(жало). 2. Ох, не до ягод мне – вздохнул Макар, Когда над ухом запищал…..(комар). 3. Незнакомых ягод здесь не счесть! Мы, конечно, их не будем……(есть). 4.Я рассказывал сестричке - бузину склевали………..(птички). 5. Дятел стучит по стволу «тук-тук-тук» Из-под коры вылезает, вредный….(жук). Воспитатель: а сейчас внимательно послушайте, в каких из этих слов, слышится стук дятла, а в каких кукование кукушки: - галСТУК, КУКУшонок, фарТУК, КУКУруза, поСТУКивание. (дети называют слова).

7. Продуктивная деятельность.
На большом листе изображены деревья, растения. Дети берут мелкие картинки с изображением диких животных и птиц о помещают их туда. Где они живут (в дупле, на дереве, в норе).
8.Рефлексия.
Скажите, почему лес и его обитатели не могут прожить друг без друга?