Автор: Султанова Танзиля Инсафовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Солнышко" ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино
Населённый пункт: ст.Клявлино, Самарская область
Наименование материала: Исследовательский проект с детьми старшей группы
Тема: "Лес и его обитатели"
СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д.
ст.Клявлино
Исследовательский проект с детьми старшей группы
«Лес и его обитатели»
Паспорт проекта
Актуальность: выбор темы обусловлен тем, что нужно повышать
экологическое сознание ребенка, стимулировать его интерес к природе , ее
обитателям.
Проблема: педагоги и родители должны формировать и развивать знания
детей о лесе, о его важной роли в жизни человека и его обитателей,
воспитывать любовь к природе и его обитателям.
По содержанию : краткосрочный.
Цель проекта : создать условия для развития представлений о лесе, его
обитателях.
Задачи проекта :
- развивать у детей представление о единстве природы и человека;
- развивать интерес к лесу и его обитателям;
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, классификации.
Гипотеза проекта : проект позволяет педагогам и родителям проявить
интерес к лесу, его обитателям, их совместном проживании и зависимости
друг от друга.
Содержание проекта: основным содержанием проекта является разработка
игр, наблюдений, чтение художественной литературы.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
I этап
Подготовительный
Постановка цели и задач
Определение направлений, объективных
методов исследования
Индивидуальная работа с детьми и родителями
Выбор оборудования и материалов
II этап
Исследовательский
Поиск ответов на поставленные вопросы
разными способами
III этап
Обобщающий
Обобщение результатов работы, анализ,
закрепление полученных знаний
Методы проекта:
1.
Системно - деятельностный
2.
Игровой
3.
Практический
4.
Конструктивный
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
этапы
задачи
деятельность
ожидаемые
результаты
подготовительный
Анализ предметно-
пространственной
среды старшей
группы по
экологическому
воспитанию
Консультации для
родителей: «Ребенок в
лесу», «Безопасность
ребенка в лесу»
Педагоги и родители
подготовлены к
реализации проекта.
Изучена литература,
спланирована работа
прогностический
Подбор мероприятий,
организация
предметно-
пространственной
среды
Дидактические игры:
«Что лишнее?»,
«Обитатели леса»,
«Лото», «Парные
картинки», «Ягоды»,
«Грибы»,
«Лекарственные
растения».
Словесные игры:
«Скажи одним
словом», «С какого
дерева листок»,
«Найди ошибку»,
«Закончи строку»,
«Отгадай, где живет».
Чтение произведений:
В.Бианки,
М.Дружинино.
рассматривание
иллюстраций, картин
о лесе.
Воспитан интерес у
детей к лесу и его
обитателям. Дети
знают о совместном
проживании леса и
его обитателей, их
зависимости друг от
друга.
практический
Создание условий
организации
различных форм по
ознакомлению с
Создание условий для
экологического
воспитания.
Проведение игр
Созданы условия для
развития у детей
экологических
знаний, начиная с
растениями леса,
какие есть леса
(хвойные,
лиственные,
смешанные), с
обитателями леса.
настольных,
словесных,
дидактических,
подвижных,
настольно-печатных.
ближайшего
окружения в детском
саду, дома.
Предметно-
пространственная
среда пополнилась
играми,
иллюстрациями,
альбомами о лесе,
его обитателях, о
лекарственных
растениях, грибах,
лесных ягодах.
Презентация проекта: открытый показ непосредственно образовательной
деятельности «Наш лес»
Непосредственно образовательная деятельность
«Наш лес»
Цель: продолжать знакомить с лесом и его обитателями, закрепить названия
деревьев, умение узнавать их по листьям, плодам, семенам.
Задачи:
1.
Образовательная область «Познавательное развитие»: знакомить с
деревьями, растущими в лесах. Воспитывать представление об их
росте, условиях их роста.
2.
Образовательная область «Речевое развитие»: развивать умение
поддерживать беседу в ходе занятия, участвовать активно в словесных
и дидактических играх.
3.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
развивать творчество, аккуратность и внимание в работе.
Материал и оборудование: мольберт с иллюстрациями деревьев, их листьев
и плодов, семян; иллюстрации с изображением леса в четырех временах года;
иллюстрации с дикими животными леса; лист бумаги с изображением леса
для продуктивной деятельности детей; клей; салфетки.
Ход НОД:
1.
Организационный момент.
Воспитатель: Скажите дети, где у нас растет много деревьев? (в лесу)
Какие бывают леса? (хвойные, лиственные, смешанные)
Назовите хвойные деревья (ель, сосна, и т.д.)
Лиственные (береза, тополь, клен и т.д.)
Смешанные (растут разные деревья).
Посмотрите на глобус и скажите, каким цветом отмечены леса?
(зеленым)
Лес очень важен в жизни человека. Из деревьев делают много
предметов: мебель, бумагу, на которой печатают книги, тетради,
альбомы.
Лес – это грибы, ягоды, лекарственные растения.
Лес – это богатство и к нему нужно относиться бережно.
2.
Игра «С какого дерева…..»
На мольберте развешены картинки с изображением деревьев. Дети
находят относящиеся картинки к деревьям с изображением листа,
плода и семян и прикрепляют их рядом.
3.
Чтение стихотворений.
Воспитатель: о лесе много написано рассказов и стихотворений,
давайте вспомним, каким лес бывает в разные времена года.
1.
«Зимнее утро» А.С.Пушкин
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
2.
«Весна» А.С.Пушкин
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто, пухом зеленеют….
3.
«Лето» И.Суриков
Дремлет лес, ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
4.
«Листопад» И.Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
4.
Беседа с детьми о лесе.
Воспитатель: почему люди ходят в лес? (собирать грибы, ягоды,
лекарственные растения, любоваться природой, отдыхать)
- что нельзя делать в лесу? (собирать много цветов, разорять
муравейники, гнезда птиц, брать диких животных домой, или их
детенышей, громко кричать в лесу, разжигать костры и т.д.)
- какие можно собирать грибы и ягоды? (съедобные, нельзя собирать
или есть незнакомые грибы или ягоды)
Лес это еще и сообщество разных растений и животных.
- кто живет в лесу? (дикие животные, птицы и т.д.).
В лесу все нужны друг другу. Каким птицам и животным нужны
деревья в лесу? (белке – она живет в дупле дерева, птицам – они вьют
гнезда на деревьях и в дуплах).
Также дикие животные питаются листьями, ветками и плодами
деревьев, а птицы питаются насекомыми-вредителями с деревьев.
Вы знаете, что есть травоядные и хищные животные.
Травоядные дикие животные питаются листьями, плодами, ветками и
корой деревьев.
Хищные дикие животные – это те, кто нападают на животных.
5.
Игра «Хищные и травоядные».
Дети делятся на две команды.
Одна команда находит картинки с изображением травоядных
животных, другая – хищных. По окончании отбора картинок команды
встают друг против друга.
Воспитатель: как вы думаете, могут хищные животные также питаться
ягодами, желудями или медом, назовите этих животных (медведь,
кабан).
А могут быть травоядные животные, хищниками? (еж – он охотится за
мелкими грызунами, змеями).
6.
Словесная игра «Закончи строчку».
1.
Ты чего от страха задрожал?
- вон оса! И у нее есть …….(жало).
2. Ох, не до ягод мне – вздохнул Макар,
Когда над ухом запищал…..(комар).
3. Незнакомых ягод здесь не счесть!
Мы, конечно, их не будем……(есть).
4.Я рассказывал сестричке
- бузину склевали………..(птички).
5. Дятел стучит по стволу «тук-тук-тук»
Из-под коры вылезает, вредный….(жук).
Воспитатель: а сейчас внимательно послушайте, в каких из этих слов,
слышится стук дятла, а в каких кукование кукушки:
- галСТУК, КУКУшонок, фарТУК, КУКУруза, поСТУКивание. (дети
называют слова).
7. Продуктивная деятельность.
На большом листе изображены деревья, растения. Дети берут мелкие
картинки с изображением диких животных и птиц о помещают их туда. Где
они живут (в дупле, на дереве, в норе).
8.Рефлексия.
Скажите, почему лес и его обитатели не могут прожить друг без друга?