Напоминание

"Правописание приставок -пре- и –при"

Автор: Воевода Дина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 14"
Населённый пункт: город Евпатория Республика Крым
Наименование материала: Методическая разработка урока (конспект) по русскому языку в 6 классе
Тема: "Правописание приставок -пре- и –при"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка в 6 классе

по теме «Правописание приставок -пре- и –при»

учитель русского языка и литературы Воевода Д.Л.

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.

Задачи урока:

Образовательные:

1.

Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

2.

Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

3.

Повторить морфемный разбор слов;

4.

Развить умение формулировать определение понятий;

5.

Обогащать словарный запас учащихся;

6.

Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

1.

Осуществление системно-деятельностного подхода;

2.

Развитие внимания;

3.

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный

опыт;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

1.

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2.

Воспитание ценностного отношения к слову;

3.

Развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.

Уважительное отношение к родному языку;

2.

Стремление к речевому самосовершенствованию;

3.

Пополнение словарного запаса;

4.

Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:

1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного

выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:

1. Развитие творческой самостоятельности;

2.Владение разными видами речевой деятельности;

1

3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм

речевого этикета;

5. Проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма

Тип урока: "открытие" новых знаний

Технология: естественного обучения

Ход урока:

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и

задач урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами себя

обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться что вы

будете изучать и как.

- На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка.

Прочитайте её.

Сказка

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон.

Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне.

Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей

Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал

ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но

возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены

буквы е-и в приставках).

Сказка

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон.

ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне.

Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей

Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал

ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но

возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и

при).

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать,

чтобы правильно написать эти слова? (правило)

- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать

слова с такими приставками).

- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных

приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому

эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому

понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

2.Самостоятельная работа с карточками

2

Карточка №1. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и

при-".

Прочитайте стихотворение.

Повнимательней смотри.

Мы приставки пре- и при-.

Научись нас различать,

Друг от друга отличать.

Запомни сначала четыре значенья:

Неполное действие и приближенье,

Близость чего-то к чему-нибудь,

Присоединенье ещё не забудь.

Наши руки всё сумеют,

Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,

Всё ПРИделают как нужно

Быстро, весело и дружно.

Заяц ПРИскакал к соседу,

Закричал: «Я к вам ПРИеду!

На ПРИшкольном огороде

Есть уже морковка вроде».

ПРИоткрой скорей окошко –

В дом попасть не может кошка.

Ах, котлеты ПРИгорели!

Не беда, уже их съели.

ПРЕ – отличная приставка.

Ей во всём нужна добавка.

Словом «ОЧЕНЬ» проверяем

Или ПЕРЕ- заменяем.

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИбежать

ПРЕлестны

й

Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения,

сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Карточка № 2. Учимся применять правило.

1. Найди "Четвертое лишнее" и подчеркни зеленым цветом. Устно

объясни соседу почему.

превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

3

приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

Ответы:

превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

2. Распределители словосочетания в нужную графу.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная

гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный

участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый

шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать

препятствия.

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения,

сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Ответы:

при

пре

приближен

ие

присоеди

нение

близость

неполнота

действия

очень

пере-

приехать на

автомобиле

пришить

пуговицу

привокзал

ьная

гостиница

придержива

ться за край

стола

преинтерес

ный

рассказ

неожидан

ная

преграда

примчаться

сломя

голову

приклеит

ь

н а

картон

пришколь

ный

участок

приподнять

тяжелый

шкаф

премилень

кий

ребенок

преодоле

вать

препятств

ия

3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-

Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её

значение.

1.

Расположенный у берега.

2.

Задуматься на некоторое время.

3.

Участок около школы.

4.

Гнаться за кем-нибудь.

5.

Слегка задеть что-либо.

6.

Вызывающий восхищение, красивый.

7.

Немного открыть окно.

8.

Расположенный у дороги

9.

Спуститься с неба на землю.

10.Очень длинный.

Ответы:

1.

Расположенный у берега. (Прибрежный).

2.

Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).

4

3.

Участок около школы. (Пришкольный).

4.

Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

5.

Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).

6.

Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).

7.

Немного открыть окно. (Приоткрыть).

8.

Расположенный у дороги (Придорожный).

9.

Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

10.Очень длинный. (Предлинный).

Проверь

себя. Посоветуйся

с

соседями

(если

возникли

затруднения,

сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Карточка № 3. Проверяем свои знания

Творческий диктант. Задание дифференцированное.

Выбери одну карточку для работы.

Карточка с красным заголовком – трудная.

Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.

Карточка с синим заголовком – простая.

1 группа (сложные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.

2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова

«преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и

сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы

исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу

две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в

пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни.

Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой

воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни

пресмыкающихся.)

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова

«преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был

зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе.

Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем

закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две

широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно)

метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение –

никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они

зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки синего цвета)

5

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для

справок.

Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить,

приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.

2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова

«преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и

сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы

исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу

две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в

пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни.

Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой

воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний

поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром

обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её

плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные

полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от

окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни.

Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили

тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

3.Рефлексия.

Оценочный лист

Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3

– среднее, 5 – очень трудное)

4.Домашние задание. Творческого плана: закончить сказку. При написании

сказки использовать максимально большое количество слов с приставками

-пре- и –при.

6