"СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Автор: Гаврилова Елена Михайловна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"
Дата публикации: 19.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Гаврилова Е.М.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7», г. Сухой Лог, XXI век называют «веком глобального информационного общества», «обществом знаний», это уникальный период, когда наша цивилизация выходит на новый виток развития общества, основой которого являются, прежде всего, грамотно организованные сложные процессы информатизации и трансформации, затрагивающие все сферы социума и личности. Успешное протекание этих сложнейших процессов требует качественного образования и обширных знаний людей, а также воспитания информационной и коммуникативной культуры личности. Впервые термин «социальная информатика» введен доктором педагогических наук, профессором А.В. Соколовым в 1974 году. Основными задачами раздела социальной информатики, изучаемого в школе являются:  cформировать основы умения учащихся правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России;  сформировать у современных школьников представление о важности информационной культуры как основы органичного включения в информационную среду и активное содействие ее развитию;  методологически подготовить к дальнейшему применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Работая в общеобразовательной школе, я выделяю основные аспекты информатизации общества (рис. 1) Развитие компьютерной и телекоммуникационной техники идет такими стремительными темпами, что главным для человека становится его развитие «на шаг вперед» относительно компьютерного прогресса. Соприкосновение с техникой, необходимость работы с ней должна стать обязательной частью жизни каждого прогрессивного человека.
Рис.1. Основные аспекты информатизации. Возрастают требования к интеллектуальному развитию человека, поскольку именно на него возлагается роль заказчика новых компьютерных услуг Для повышения эффективности обучения учащимся предлагаю применение следующих форм коммуникативной деятельности обучения на основе внедрения принципов активного обучения:  дистанционные методы обучения (вебинары, цифровое ТВ, социальные сети и т.п.);  семинарские и практические занятия;  обучающие программы (тренажеры);  проведение «круглых столов», конференций, дискуссий и др. Занятия с учащимися проводятся в специально оборудованных классах, включающих средства: вычислительной техники (компьютерная техника, цифровая техника, выход в сеть Интернет), видео- и мультимедиа системы. При проведении практических занятий применяются такие методы обучения: работа в сотрудничестве и дискуссии в малых группах, которые позволяют обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения определенной проблемы. В процессе обсуждения проблемы при проведении тематических обсуждений учащиеся организуют «мозговой штурм» – один из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно
КАТЕГОРИИ, ПОНЯТИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В экономике

В праве

В социологии

В психологии

Экономические

Правовые

Социологические

Психологические





СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями и благоприятные условия формирования коммуникативных качеств личности, а также информационной культуры. Весь учебный процесс основан на применении современных педагогических, информационно-коммуникационных и компьютерных технологий, включая мультимедийные системы и возможности сети Интернет, что способствует формированию информационной культуры и улучшению качества образования учащихся на основе компетентностного подхода. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, обучению проектной деятельности работая в творческой мастерской. Итоговые работы обучающиеся готовят в виде медиапроектов (групповые, индивидуальные и коллективные формы), овладевая приемами системного анализа и критического мышления. Защита проектов сопровождается обсуждением. Для практических работ используются информационные ресурсы: библиотечные, базы знаний и базы данных, специализированные источники информации на CD-дисках, мультимедиа и т. д. Для контроля качества образования учеников в начале и в конце учебного года проводится обязательное тестирование. Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать:  правила техники безопасности использования средств ИКТ;  историю развития ЭВМ, поколения;  типы компьютеров и области их использования;  основные этапы становления информационного общества;  основные этапы развития информационных технологий;  информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы;  этические и правовые нормы информационной деятельности человека;  принципы обеспечения информационной безопасности;  возможности и ограничения средств ИКТ; Учащиеся должны понимать:  соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
 выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при использовании средств ИКТ;  обеспечивать сохранение информации при работе с компьютером;  оперировать информационными объектами (создавать структуры хранения данных, пользоваться справочными системами, образовательными ресурсами) Таким образом, можно особо подчеркнуть необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Можно определить также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Из вышесказанного следует, что основной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Литература
1. Об основах государственной политики в сфере информатизации: Указ Президента РФ № 170 от 20 января 1994 г. // Рос. газета. - 1994. - 29 янв. 2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. 3. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. — Нижний Новго род, 1997. 4. Батурин Ю.М., Жодзишский A.M. Компьютерная преступ ность и компьютерная безопасность. — М.: Юрид. лит., 2000. 5. Бачило И.Л. О праве на информацию в Российской Фе дерации. - М.: МИФИ, 2004.
6. Ю.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социал. прогнозирования/Пер, с англ. — М.: Академия, 1999. 7. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. — М., 1973. 8. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. — М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 1998