Напоминание

"Волшебница весна или почему появляются листья?"

Автор: Шипша Елена Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4 г. Выборга"
Населённый пункт: г.Выборг
Наименование материала: методическая разработка образовательной ситуации познавательно-исследовательской направленности
Тема: "Волшебница весна или почему появляются листья?"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Е.П.Шипша,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 4 г. Выборга»

Конспект образовательной ситуации

Тема «Волшебница весна или почему появляются листья?»

Старший возраст

Цель: сформировать представления о связи между условиями неживой природы (влага,

тепло, свет) и появлением листьев на деревьях, кустах

Задачи:

1.

Создать условия для установления причинно-следственных связей между изменениями

в природе и проявлениями жизни кустарников и деревьев.

2.

Развивать способность уставливать причино-следственные связи между условиями

неживой природы (влага, тепло, свет), набуханием почек и появлением листьев на

деревьях, кустах.

3.

Учить фиксировать свои наблюдения и выводы с помощью символов и знаками.

4.

Закреплять умение детей пользововаться измерительными приборами и условными

мерками для определения размера.

5.

Развивать внимательность, умение замечать незначительные изменения в природе.

6.

Развивать способность сравнивать и анализировать изменения во внешнем виде веток,

находящихся в разных жизненных условиях: в стакане без воды – с водой; в светлом

месте – в тени.

7.

Развивать активный словарь детей: набухают, конференция

8.

Развивать способность внимательно слушать и слышать высказывания сверстников.

9.

Развивать умение понятно и доступно объяснить основную идею своих наблюдений и

последовательность изменений живых объектов.

10. Воспитывать

у

детей

умение

работать

в

группе,

договариваться

о

совместных

действиях.

Материалы и оборудование:

Лупы по количеству детей, линейки, условные мерки, дневники наблюдений, карандаши,

ветки дерева, большой лист бумаги.

План образовательной ситуации:

I.

В рамках наблюдения на прогулке акцентировать внимание детей на первые листья на

кустах и деревьях. Откуда они появились? Почему? Как это происходит? Почему не на

всех кустах и деревьях? Где прячутся листья? Детям предлагается самостоятельно

найти ответы на вопросы, работать или самостоятельно или в группах, фиксировать

наблюдения

на

подготовленных

планшетах

(дневниках),

при

необходимости

пользоваться инструментами для рассматривания и измерения (лупы, линейки и т.д.)

II.

По

результатам

наблюдения

организовать

«конференцию

исследователей»

(время

воспитатель выбирает в соответствии с потребностями детей - на прогулке или после

прогулки перед обедом). Воспитатель совместно с детьми располагается в качестве

слушателя. Дети по очереди высказывают свои предположения, читая схемы и знаки,

которые зарисовали в своих дневниках (выдвигают гипотезы) – ярче светит солнце,

становится теплее, земля сырая и растения могут много пить, набухают почки, на

местах, где света много листья уже появились, в тени листьев пока нет и т.д. Все

гипотезы воспитатель фиксирует на большом планшете (ватмане), обощает сказанное

детьми и предлагает детям принести ветки в группу и смоделировать природные

условия, понаблюдать за правильностью их предположений.

III.

Создание условий для наблюдений (вторая половина дня): четыре стакана с ветками

размещаются в разные места группы – ветка в воде и на окне, ветка в воде в темном

месте группы, ветка без воды на окне, ветка без воды в темном месте. Дети наблюдают

за

изменениями

веток,

фиксируют

изменения

в

дневниках

наблюдений

(ветки

выбираются

тонкие,

с

набухшими

почками

для

получения

быстрого

видимого

результата).

IV.

Итог – представление выводов (на ветке, которая стоит в воде и получает много света –

набухли почки, видно маленькие зеленые листья; на ветке в воде и в темном месте

изменений нет; на ветке, которая находится без воды и получает достаточно света

изменений нет; на ветке, которая находится без воды и в темном месте изменений нет).

Дети (группой или самостоятельно) представляют результаты наблюдений, совместно

с воспитателем заполняют окна мнемотаблицы.

Воспитатель помогает обобщить данные таблицы в признаки весны. Можно ли весну

назвать волшебницей? Так почему появляются листья? Воспитатель предлагает еще

несколько

дней

понаблюдать

за

изменениями

веток

и

записывать

результаты

наблюдений в дневники, обозначая дни изменений цифрами или количеством кружков

по желанию детей.

Например,

Воспитатель протягивает нить к следующему заданию вопросами: все ли это признаки

весны? Что еще может рассказать нам о весне? За чем еще мы можем наблюдать? Где

мы можем узнать эту информацию? Какая помощь вам потребуется? Сколько еще

кармашков надо доделать? и т.д.

t

тепл

≈≈