Автор: Шипша Елена Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4 г. Выборга"
Населённый пункт: г.Выборг
Наименование материала: методическая разработка образовательной ситуации познавательно-исследовательской направленности
Тема: "Волшебница весна или почему появляются листья?"
Е.П.Шипша,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4 г. Выборга»
Конспект образовательной ситуации
Тема «Волшебница весна или почему появляются листья?»
Старший возраст
Цель: сформировать представления о связи между условиями неживой природы (влага,
тепло, свет) и появлением листьев на деревьях, кустах
Задачи:
1.
Создать условия для установления причинно-следственных связей между изменениями
в природе и проявлениями жизни кустарников и деревьев.
2.
Развивать способность уставливать причино-следственные связи между условиями
неживой природы (влага, тепло, свет), набуханием почек и появлением листьев на
деревьях, кустах.
3.
Учить фиксировать свои наблюдения и выводы с помощью символов и знаками.
4.
Закреплять умение детей пользововаться измерительными приборами и условными
мерками для определения размера.
5.
Развивать внимательность, умение замечать незначительные изменения в природе.
6.
Развивать способность сравнивать и анализировать изменения во внешнем виде веток,
находящихся в разных жизненных условиях: в стакане без воды – с водой; в светлом
месте – в тени.
7.
Развивать активный словарь детей: набухают, конференция
8.
Развивать способность внимательно слушать и слышать высказывания сверстников.
9.
Развивать умение понятно и доступно объяснить основную идею своих наблюдений и
последовательность изменений живых объектов.
10. Воспитывать
у
детей
умение
работать
в
группе,
договариваться
о
совместных
действиях.
Материалы и оборудование:
Лупы по количеству детей, линейки, условные мерки, дневники наблюдений, карандаши,
ветки дерева, большой лист бумаги.
План образовательной ситуации:
I.
В рамках наблюдения на прогулке акцентировать внимание детей на первые листья на
кустах и деревьях. Откуда они появились? Почему? Как это происходит? Почему не на
всех кустах и деревьях? Где прячутся листья? Детям предлагается самостоятельно
найти ответы на вопросы, работать или самостоятельно или в группах, фиксировать
наблюдения
на
подготовленных
планшетах
(дневниках),
при
необходимости
пользоваться инструментами для рассматривания и измерения (лупы, линейки и т.д.)
II.
По
результатам
наблюдения
организовать
«конференцию
исследователей»
(время
воспитатель выбирает в соответствии с потребностями детей - на прогулке или после
прогулки перед обедом). Воспитатель совместно с детьми располагается в качестве
слушателя. Дети по очереди высказывают свои предположения, читая схемы и знаки,
которые зарисовали в своих дневниках (выдвигают гипотезы) – ярче светит солнце,
становится теплее, земля сырая и растения могут много пить, набухают почки, на
местах, где света много листья уже появились, в тени листьев пока нет и т.д. Все
гипотезы воспитатель фиксирует на большом планшете (ватмане), обощает сказанное
детьми и предлагает детям принести ветки в группу и смоделировать природные
условия, понаблюдать за правильностью их предположений.
III.
Создание условий для наблюдений (вторая половина дня): четыре стакана с ветками
размещаются в разные места группы – ветка в воде и на окне, ветка в воде в темном
месте группы, ветка без воды на окне, ветка без воды в темном месте. Дети наблюдают
за
изменениями
веток,
фиксируют
изменения
в
дневниках
наблюдений
(ветки
выбираются
тонкие,
с
набухшими
почками
для
получения
быстрого
видимого
результата).
IV.
Итог – представление выводов (на ветке, которая стоит в воде и получает много света –
набухли почки, видно маленькие зеленые листья; на ветке в воде и в темном месте
изменений нет; на ветке, которая находится без воды и получает достаточно света
изменений нет; на ветке, которая находится без воды и в темном месте изменений нет).
Дети (группой или самостоятельно) представляют результаты наблюдений, совместно
с воспитателем заполняют окна мнемотаблицы.
Воспитатель помогает обобщить данные таблицы в признаки весны. Можно ли весну
назвать волшебницей? Так почему появляются листья? Воспитатель предлагает еще
несколько
дней
понаблюдать
за
изменениями
веток
и
записывать
результаты
наблюдений в дневники, обозначая дни изменений цифрами или количеством кружков
по желанию детей.
Например,
Воспитатель протягивает нить к следующему заданию вопросами: все ли это признаки
весны? Что еще может рассказать нам о весне? За чем еще мы можем наблюдать? Где
мы можем узнать эту информацию? Какая помощь вам потребуется? Сколько еще
кармашков надо доделать? и т.д.
t
⇧
тепл
≈≈