"Развитие творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством использования активных приемов обучения"
Автор: Хабибуллина Галия Гаязовна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Маляевская ООШ" Ленинского района Волгоградской области
Населённый пункт: село Маляевка Ленинского района Волгоградской области
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Развитие творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством использования активных приемов обучения"
«Развитие творческого мышления и
познавательной деятельности
учащихся на уроках русского языка
посредством использования
активных приемов обучения».
Содержание:
Введение
Глава I.
Теоретические основы проблемы развития творческого
мышления и активных методов обучения
1.1 Основные понятия психологии творческого мышления.
1.2.
Описание характерологических качеств творческой
личности.
1.3. Характеристика основных активных методов обучения
Глава II.
Экспериментальное изучение проблемы развития
творческого мышления на уроках русского языка .
2.1. Анализ использования активных методов обучения на уроках
русского языка.
2.2. Анализ и оценка результатов опытной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность моей работы
заключается в том, что коренные
изменения, происходящие в социально-экономической сфере современного
общества, предъявляют качественно новые требования к системе
образования. Считаю, что сегодня необходимо такое образование, получив
которое, человек способен дальше творчески самостоятельно работать,
учиться и переучиваться. Формирование личности творчески мыслящей,
инициативной, активной - приоритетная задача сегодняшней школы.
Цель моей работы - выявить психолого-педагогические условия повышения
интереса к урокам русского языка.
Объектом моего исследования
являются активные методы обучения
школьников, способствующие развитию
творческого мышления и
познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Предметом исследования - процесс осуществления развития учащихся
через использование активных методов обучения.
Гипотеза исследования - я предполагаю, развитие учащихся будет
осуществляться более эффективно с использованием активных методов
обучения, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением
обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами
применения знаний в измененных условиях;
- творческая активность обучаемого предполагает устремление его к
теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения
проблем;
- педагог будет понимать значимость использования активных методов
обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией
включения активных методов обучения в педагогический процесс и
обеспечивать руководство ими.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы использования активных методов
обучения в теории и практике школьного образования;
- определить условия, которые способствуют повышению эффективности
развития творческого мышления школьников.;
- разработать условия организации технологии активного обучения;
- опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного
обучения на уроках русского языка
Перспективность моего опыта и его практическая значимость заключается
в том, что те знания и умения, которые получают ученики на моих уроках,
способствуют их социальной адаптации, повышению уровня развития
творческого мышления и уровня знаний учащихся.
Технология опыта состоит в том, что мною апробированы оптимальные
условия развития креативных способностей учащихся через систему уроков и
внеклассную работу по русскому языку и литературе посредством
использования активных форм, методов, приемов работы, а также
применения современных технологий образования.
Введение.
Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий,
изобретений, художественных произведений, технических средств и
информационных систем, правовых актов и моральных норм.
Творчество- самый мощный импульс в развитии ребенка.
Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть
индивидуальное своеобразие. Творчески мыслящие люди отличаются
способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она
соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Ситуация нового времени требует от каждого гибкости, позволяющей
адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самим собой,
сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и
социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет
ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески.
Целью современного образования является развитие личности ребенка,
выявление его творческих возможностей, сохранение физического и
психического здоровья.
Развитие в наших детях качеств творческой личности -одна из
важнейших задач современной школы. Многие исследователи детской
психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить
творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности.
Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с
самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что
он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения
задач, то формирование личности этого школьника будет происходить
отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках
идеологии повторения сказанного учителем.
Творчество личности- это самореализация возможностей и
способностей человека в оптимальных формах и с максимальной
эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому
самореализация в творческой познавательной деятельности приобретает
особую актуальность в рамках современного образования.
Родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в
духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он
богат возможностями творческого обогащения.
Но как показывает практика, русский язык как школьный
предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью.
Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и
пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к русскому
языку очень важна и актуальна .
Творческое мышление определяется как
один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно или
объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной
деятельности по его созданию, своеобразием процесса его получения и,
наконец, существенным влиянием на умственное развитие.
Глава I.
Теоретические основы проблемы развития творческого
мышления и активных методов обучения
1.1Основные понятия психологии творческого мышления.
Мышление - процесс сознательного отражения действительности в
таких её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и
недоступные непосредственному чувственному восприятию объекта .
В мышлении как в процессе обобщенного и опосредованного познания
действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его
продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в
конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под
влиянием всевозрастающих требований жизни к творческому её компоненту
возникла необходимость выделить особые виды мышления : творческое
(продуктивное) и репродуктивное.
В научной и учебной литературе принято выделять следующие
операции мышления:
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,
классификация, систематизация, обобщение, конкретизация
. Наряду с
этим, в литературе различают конкретные формы мышления (
понятие,
осуждение, умозаключение, аналогия). Выделяют также определенные виды
мышления -
наглядно-образное (непосредственное включенное в
деятельность),
образное (осуществляющееся на основе образов,
представлений того, что человек воспринимал раньше),
отвлеченное
(совершающееся на основе отвлечённых понятий, которые образно не
представляются). Наконец, различают способы мышления - индукция,
дедукция, традукция.
Современные исследователи классифицирую виды мышления по разным
основаниям:
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
По
фор
ме
По
хара
ктер
у
реша
емых
зада
ч
По
степ
ени
разве
рнут
ости
По
степе
ни
разве
рнут
ости
нагля
дно-
дейс
твен
ное;
нагля
дно-
обра
зное
теоре
тичес
кое
практ
ическ
ое
абстр
актно
-
логич
еское
диску
рсивн
ое
интуи
тивно
е
репро
дукти
вное
твор
ческо
е
Творческое (или продуктивное) мышление, исходя из этой схемы,
понимается как мышление на основе творческого воображения.
Анализируя литературу, я ставила перед собой задачу выяснить, как
крупнейшие представители психологических теорий определяют понятие
творческое мышление.
В аспекте изучаемой проблемы меня интересовал вопрос о том, каковы
те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику
мышления.
Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике,
взаимоотношениях с другими процессами, с памятью, интеллектом,
вниманием, о закономерностях его развития разрабатывались в
исследованиях многих советских психологов (Ананьев Б.Г., Гальперин
П.Я., Запорожец А.В., Костюк Г.С., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М. и др.).
Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было
осуществлено Рубинштейном С.Л.
«В процессе мышления на более
творческом его этапе объект вступает в новые связи и отношения,
проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы
«вычерпывается» все новое содержание» .
В трудах русских психологов продуктивность выступает как
наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его
от других психических процессов, и в то же время рассматривается
противоречивая связь её с репродукцией.
Основание деления мышления на продуктивное и репродуктивное
- степень новизны для субъекта полученных в процессе решения знаний. В
литературе данные компоненты мыслительной деятельности называют по-
разному. Как синонимы к понятию продуктивного мышления употребляют
термины: творческое мышление, инверсионное, эвристическое,
креативное, латеральное. Однако, определив результат творческой
деятельности как объективно или субъективно новый, в дальнейшем будем
употреблять понятие творческое мышление.
Мы применяем термин
творческое мышление как высшую степень продуктивного мышления.
Творческое мышление
- есть процесс образования новых систем
связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей,
характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое
мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием
процесса получения, существенным влиянием на уровень развития,
осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями
будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность,
беглость.
Жариков Е.С. приводит следующие характеристические черты
творческого мышления:
1) эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия
закономерностей, свойств, отношений;
2) креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;
3) мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать
комплексные проблемы;
4) независимость - способность противостоять сложившимся в науке
традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового
знания;
5) экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на
основе ограниченной информации о предмете рассмотрения,
предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых
состояниях;
6) системность - способность охватывать объект как целое;
7) разумность - способность диалектически отрицать старые системы
знаний, мешающие качественному изменению науки;
8) открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;
9) антиномичность - видеть единство противоположенностей или
исключающих друг друга определений предмета;
10) способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от
эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.
1.2Описание характерологических качеств творческой личности
Описание характерологических качеств творческой личности
предпринималось и такими учёными, как А.В. Барабанщикова, Афанасьев
В.В., Буш Г.Я, Варламова Е.П., Морозов М.Н., Паховамова Т.И. и т.д.
В отечественной педагогике уже в 30-е гг. была предложена система
обучения, ориентированная на всестороннее развитие личности. Основной
тезис её состоял в том, что интеллектуальное развитие человека, как и его
общее развитие, опосредовано обучением.
Наиболее широко эта идея
представлена во взглядах Л.С. Выготского и трудах его учеников.
Л.С. Выготский утверждал , что правильно организованное обучение
ведёт за собой умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд
процессов, которые без обучения вообще сделались бы невозможными.
При этом он подчёркивал, что обучение есть внутренне необходимый и
всеобщий момент в процессе развития не природных, но исторических
особенностей человека. Если суммировать основные идеи концепции, то
они сводятся к следующим положениям:
1) обучение ведёт за собой развитие творческого мышления;
2) обучение учитывает психофизиологические возможности
интеллектуального развития и опережает его в пределах «зоны
ближайшего развития»;
3) процессы обучения и развития творческого мышления протекают в
тесном диалектическом единстве: обучение включает сам процесс
интеллектуального развития, а не надстраивается над ним;
4) развитие творческого мышления прочно связано с всесторонним
развитием личности и выступает как форма присвоения исторически
выработанного «стиля мышления».
Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в
психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается
основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации,
определяющей во многом не только уровень познавательной активности
человека, но и своеобразие его личности.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие
этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в
широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его
закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в
практическую деятельность.
Выделяют 3 уровня активности:
* Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого
понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами
применения по образцу.
* Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого
постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами
применения знаний в измененных условиях.
* Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к
теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения
проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
1.3. Характеристика основных активных методов обучения
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к
активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения
учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой
системы методов, которая направлена главным образом не на изложение
преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на
самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе
активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе
заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без
которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный
отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению
индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других
учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и
умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой
ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять
усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний;
критический подход к суждениям других, независимость собственных
суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества,
характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и
другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
К активным методам обучения относятся:
проблемные ситуации,
обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры,
драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм»,
«Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования,
уверенности, успеха, диалога, метод эвристических вопросов, игровое
проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры
(ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), дискуссия, синектика и
другие.
Технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие
познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в
мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание,
отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым
учеником.
Глава II.
Экспериментальное изучение проблемы развития
творческого мышления на уроках русского языка .
2.1. Анализ использования активных методов обучения на уроках
русского языка.
Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в
психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.
Актуальность данной проблемы подвела меня к выбору темы моей работы
«Активные методы обучения».
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в школе. И не
только базовые навыки, умение читать, писать, решать, слушать и говорить,
нужны ребенку в жизни.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый
мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему,
способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную
самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и
сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь
раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю
необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего
ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут
способствовать активные формы и методы обучения.
Я заметила, что зачастую активизация сводится либо к усилению
контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать
передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств
обучения, компьютерных, информационных технологий, резервных
возможностей психики.
Родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в
духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он
богат возможностями творческого обогащения.
«Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются
понятия, в формах языка строится мысль и речь» .
Творческое мышление определяется как один из видов мышления,
характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продукта
и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его
созданию, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным
влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в
умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым
знаниям .
Я поняла, что систематический курс занятий на материале поисково-
творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия
для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется
возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью,
проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их
достижения.
Применение активных методов обучения становится более
продуктивным, если:
- осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач
в начале процесса усвоения нового материала;
- организовано как активное сотрудничество учителя и ученика.
Для эффективного использования активных методов обучения
необходимо активное сотрудничество учителя и ученика . Сложившиеся
отношения между учителем и учениками влияют на учебную деятельность
ученика.
А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать
самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо
иначе, как собственными силами, что-либо усвоить.
Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальном и
среднем звене обучения является успех.
Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха.
Ситуация успеха - необходимое условие для перерастания положительного
отношения к учебе в активное, творческое.
Я убедилась, что успех, связанный с чувством эмоционального
подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив
успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Уверенно чувствует
себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные
психологические особенности.
А чтобы уверенность не терялась,
необходимо помочь развитию ребенка.
Использование принципа «мини -
макса» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный
минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать
уверенность в себе. Считаю, что важное значение имеет прямое общение
детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее
защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от
учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и
имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу,
скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно
вместе найти верное решение».
Я сделала вывод, на уроке лучше не ставить плохих отметок. Ведь
урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность,
где царит дух сопереживания и сотворчества.
Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое
главное - у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в
общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать
свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и
сопереживанию, яркие эмоции.
И наконец, отмечу, что совместное творчество учителей и учеников
позволяет говорить о создании своей оригинальной методики. Именно
ученики являются активными участниками этого творческого процесса.
В работе с художественным текстом важная роль отводится
прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить
пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в
тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданные
концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у
ребят формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство
юмора, умение оценить шутку.
Очень часто я использую на своих уроках «Минутки для шутки». Они
способствуют снятию психоэмоционального напряжения, положительному
настрою для восприятия нового материала. Уроки лексики- самое
благоприятное время для развития чувства юмора. Неверное понимание
лексического значения слова является ошибкой. У людей, знакомых с
нормой, оно вызывает улыбку.
Рассмешить можно с помощью намеренного употребления слова в
несвойственном ему значении. Предлагаю учащимся прочитать такой текст:
« Я вам расскажу сейчас о своей семье. Мой папа-грабитель. Больше
всего он любит собирать в саду граблями опавшую листву. Мой брат
наследник. Ещё бы когда он приходит с прогулки, мама вздыхает: «Опять
везде наследил». Дедушка работает следователем, потому что любит
охоту и, все время, следует по следам зверей. Он у меня очень веселый,
поэтому называет моего братишку Витьку поколением. Ведь Витьке всего
три года, и он по колено дедушке.
Ну, ладно. Побежал я, мне некогда. Меня в школе опять озадачили-
такую трудную задачу задали!»
Ставлю вопрос «Почему вам стало смешно?», ( неправильное
понимание мальчиком значение слов с омонимичными корнями).
Развитие интереса к предмету глубоко связано с развитием
индивидуальных способностей учащихся
. Интерес- основа при
углубленном изучении русского языка, при дифференциации обучения.
Если уроки русского языка станут для каждого ребенка источником
творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций,
поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету
отпадет сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит
человеку настоящее удовлетворение.
Под интересом в методическом плане мы понимаем такое
эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей
желание познать новое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне
это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в
их внимании и активности на уроках.
Одним из важнейших средств повышения интереса к урокам русского
языка является
игра . Нельзя забывать о том, что игра - естественная
потребность для детей младшего и среднего школьного возраста. Ведь
только в игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может
творить, и познавать в творчестве.
В процессе игрового обучения происходит живое отображение
реальных языковых возможностей, по-особому строится взаимодействие
участников образовательного процесса, обучение языковым нормам
становится для учеников эмоционально более привлекательным, обращение
к теоретическому материалу становится не обязанностью, а перерастает в
увлечение. В процессе игры, наполненной культурно-содержательным
общением, отношения между учителем и учениками строятся через
налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести
личностный смысл при изучении русского языка, осознать свою
причастность к богатому и разнообразному миру родного языка.
Например, первый урок по теме «Основные значения приставки пре-». Начинаю со
сказки:
- Сегодня у нас гостья, ее зовут приставка Пре( в руках держу бумажную куклу в платье
красного цвета, по подолу которого вились еще более красные , яркие буквы пре. Тон
платья был выбран не случайно: красный – «прекрасный» - «очень красивый»; это
цветовой сигнал к запоминанию одного из значений).
Она очень добрая, очень красивая, очень строгая, очень гордая, очень серьезная, в
общем, прекрасная и прелестная. Она дружит с прилагательными (вы их знаете, они
отвечают на вопросы: какой? какая? Какое? какие?) и играет с ними в новые слова.
Посмотрите на эти словосочетания: очень добрая, очень строгая, очень интересная,
очень серьезная; они написаны на доске. Какие новые слова образует приставка Пре от
прилагательных, если заменить слово очень?
Подставляя вместо слова очень приставку, учитель записывает на доске:
пре
очень добрая предобрая
пре
очень строгая престрогая
пре
очень серьезная пресерьезная
Ученики же записывают в тетради в столбик только вновь образованные прилагательные
и обозначают приставку. Затем отвечают на вопрос, что же обозначает приставка пре- в
этих словах, и записывают справа в скобочках (=очень), так как этого требует орфограмма
учебника.
Учитель продолжает сказку:
- Приставка Пре дочь приставки Пере. Она очень похожа на мать (сравните пере - пре) и
внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от своей матери. Какую? И вот,
благодаря сходству в значении, она может заменять Пере в глаголах:
перегородить преградить
переступить преступить
перервать прервать
Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. Какой урок (вывод) мы можем
вынести: вместо какого слова и вместо какой приставки можно писать приставку пре - ?
Учащиеся делают два вывода: вместо очень в прилагательных и вместо пере в глаголах.
В основе работы по воспитанию интереса к предмету лежит
постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка ,
к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых
выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство
русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе
повседневной и кропотливой работе на каждом уроке, цель которой -
пробудить интерес к слову.
Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся вслух читают высказывания
писателей о русском языке, записанные на плакатах:
«Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и
вместителен»(А.И.Куприн).
«Русский народ создал язык яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как
стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый» (А.Н.Толстой)
Ученики объясняют значение слов:
послушен, ловок, вместителен , сравнивают
высказывания А.И.Куприна и А.Н.Толстого и решают, что общего в их оценках русского
языка,- оба писателя говорят о его певучести, задушевности.
И далее в процессе беседы учащиеся узнают, что напевность, благозвучие русского
языка обусловлены соотношением в нем гласных и согласных звуков. В нашей речи
преобладают мелодичные звуки (их 74,5 %): гласные, звонкие согласные. Остальные
звуки немузыкальные, т.е. шумные, глухие. Согласные играют важную
смыслоразличительную роль.
Формирует интерес у школьников и занимательность , которая может
проявляться и в оформлении урока, и в подборе дидактического материала.
Часто ученики выполняют домашнее задание на выбор: кто-то готовит
перфокарты по изученному правилу, кто-то приносит рисунок по
определенной теме, кто-то придумывает загадку и т.п.
Большую работу я провожу по активизации словаря. Свое внимание я
направляю, прежде всего, на использование в речи имен прилагательных.
Очень любят дети игру «Собери предложение», где они поочередно
добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию. Параллельно мы
вели работу с глаголами, так как основа любой мысли - точно выбранное
сказуемое. В этом помогают игры «Замени глагол», «Уточни действие»,
«Подбери антонимы», «Ответь на вопрос» и др. Эта работа помогает и в
умении пересказать текст. На уроке мы обязательно составляем «программу
действий», затем проводим «медленное чтение» с нахождением и
запоминанием ярких эпитетов, которыми потом можно пользоваться при
воспроизведении текста.
Как показывает практика, автоматическое зазубривание словарных слов
не приводит к положительному результату. Поэтому словарную работу я
провожу в творческой форме – проведение ассоциативных линий .
Например:
В 5 классе в начале урока я называю тему - «Природа», а ребята в течение 5 минут
выбирают из словарной страницы слова, которые ассоциируются с этой темой. У каждого
получается разный набор из 10 слов : «природа, эмоция, настроение, пейзаж,
почувствовать, аромат, облако, акварель, фонтан, фантазия», такую работу провожу
регулярно: меняю тему, количество слов. В результате получается, что во- первых
ребенок учится групповать слова по темам, во- вторых запоминает их лексическое
значение и правильность написания.
Большую роль играет в учебном процессе раздаточный материал. Это
таблицы, схемы, сборник правил, карточка-помощник, памятка по работе над
ошибками по русскому языку, литературе.
Часто я использую на уроках коллективные формы работы. Групповая
работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому
ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются
совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д.
Очень любят мои ученики создавать коллективную сказку с продолжением,
сказку-путаницу, сочинять считалки, аннотации к любимым произведениям.
Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за
старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему
творчеству.
Уроки для меня и моих учеников - постоянный поиск,
непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на
доверии и доброжелательности.
Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления. Ребенок -
активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все
интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, к сожалению, ребенок
очень часто вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому
теряет свою инициативу. Мои ученики сами «открывали» новые для себя
знания, являлись исследователями окружающего мира.
Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового. Я
использую его на уроках развития речи. Под музыку Брамса мы любовались
с пятиклассниками красотой букетов из осенних листьев, которые ребята
собрали на экскурсии. За день до этого мы побывали на экскурсии. В
осеннем лесу мы провели конкурс чтецов «Есть в осени первоначальной..».
Ребята с упоением читали стихи об осени, обстановка вокруг располагала к
открытому диалогу.
Итогом данной работы стало написание учащимися сочинения на тему
«Удивительное рядом». Все работы были настолько интересными, что мы с
ребятами выпустили школьную стенгазету, где опубликовали их работы и
рисунки, которые они нарисовали как бы в продолжение своего сочинения.
Кстати
прием публичной демонстрации работ
учащихся имеет свои
положительные стороны. Все творческие работы учащихся мы помещаем на
школьный стенд, оформляем в школьную газету, обязательно демонстрируем
на родительских собраниях. Это стимулирует детей в творческих конкурсах
школьного, районного уровня. Я обязательно буду использовать в работе
этот активный метод.
Метод «Круглый стол» я чаще использовала при обобщении
материала. На уроке русского языка мы проводили урок-обсуждение. Детям
было дано задание написать дома сочинения про детенышей экзотических
животных, используя в тексте существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами. Сочинения разные по содержанию. Но самое
удачное, этот урок был начат со знакомства с детским экологическим
журналом «Свирель», который выписывает сельская библиотека. Журнал
очень яркий, красочный и материал в нем очень интересный.
Мы обсудили все сочинения. Урок-обсуждение детских сочинений
обязателен, ради обсуждения, собственно, и пишутся сочинения. На таких
уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель. И достигается это,
прежде всего потому, что происходит живое общение авторов и читателей,
что обсуждается не далекий, непогрешимый, достигший совершенства не
взрослый автор, а сверстник, имеющий право на ошибку. К нему читатель
может непосредственно обратиться с вопросами, чтобы сравнить замысел и
результат, а сам автор может учесть мнение своих читателей.
Во всех методах обучения используются приемы. Я сгруппировала
приемы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированное
овладение системой знаний и способами деятельности, согласно этапам
организации учебной деятельности.
Каждый учитель знает, что ни одного урока без повторения (в большей или
меньшей степени) нет.
Главное направление поисков- развитие речевых навыков ученика.
Уроки повторения имеют в этом плане большие возможности. Во-первых,
фактический материал урока уже известен ученикам. Во вторых, уроки
повторения таят в себе опасность утраты интереса к этому материалу, но
тематически организованные уроки повторения позволяют обратиться к
мастерству писателя, и тогда известное поворачивается другой, новой
стороной. В-третьих, развитие речевых, нравственных, интеллектуальных
сторон личности ученика на таких уроках обеспечивается активным
участием в работе всего класса.
Одной из ведущих тем в языковом и нравственном развитии учащихся
является тема «Природа и человек».
«Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое
множество хороших слов и названий», писал К.Г. Паустовский. И свою
задачу я вижу в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать,
любить природу и, что не менее важно, выражать «хорошими словами» свое
отношение к ней. А научить видеть, полюбить прекрасное в мире, научить
беречь это прекрасное - трудная, но важная задача. На каждом уроке мы
должны дать почувствовать детям силу слова, стремиться вызвать у них
восхищение возможностями языка, показать, как работает слово.
На уроке литературы в 5 классе мы прочитали рассказ И.А.Куприна «Скворцы».
Язык произведения настолько прост и понятен, что все ребята с интересом слушали и
читали. Так уж совпало, что это произведение мы читали как раз в тот день, когда ребята
увидели первых скворцов, вернувшихся к нам после долгой зимы. День был
замечательным: солнышко светило ярко-ярко, это был первый по-настоящему весенний
день, и мы с ребятами вышли на улицу. Понаблюдать за скворцами.
А скворцы, как будто почувствовав наше наблюдения, исполнили для нас свою весеннюю
песню.
Потом еще на протяжении недели ребята с азартом рассказывали о скворцах. «Они ведут
себя точно так, как описал И.А. Куприн», сделали вывод ребята.
Учебный диалог – это не только особая форма обучения, при которой
учебные задачи ставятся в виде не решенных проблем, но и тип
взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности .
Существуют различные виды учебного диалога, но использовать в
своей педагогической деятельности можно только те, которые соответствуют
возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Е.Л.
Мельникова предлагает следующие виды учебного диалога: побуждающий
диалог и подводящий диалог.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя
последовательного осуществления четырёх педагогических действий:
создания проблемной ситуации; побуждения к осознанию противоречия
проблемной ситуации; побуждения к формированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Так, при изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю учащимся
прочитать слова: весть, вестник, известие, известный. Затем ребята отвечают на вопросы:
«Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (побуждение к
осознанию противоречия). Ученики видят, что эти слова однокоренные, но в одних «т»
произносится, а в других нет (осознание противоречия).
Диалог – форма общения, поэтому если у педагога есть проблемы в общении с
детьми, если он осознанно или неосознанно выдвигает барьеры в общении, то
организация дискуссии может не получиться.
Учебный диалог можно считать специфическим видом
педагогической технологии. Диалог – не только средство активизации
познавательной активности учащихся, но и важный ценностный элемент
обучения, не только процесс, но и содержание, источник личностного опыта,
фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и
других функций личности. Использование диалога позволяет осуществлять
личностно ориентированный образовательный процесс, развивает
пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его
субъектного опыта.
Формирующий эксперимент показал, что хотя в задачи технологии
активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и
сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно
использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами
необходимой информации, полученной, как правило, традиционными
методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и
инновационные методы. Необходимо находить разумное сочетание и
использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно-
воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций.
Из всех приведенных выше примеров отчетливо видно, что главным в
изучение русского языка и для учителя и для ученика становиться
совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который,
безусловно, есть в любом языковом явлении. А это необходимый шаг к тому,
чтобы научиться осмысленно управлять и владеть своей речью, чтобы не
просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека.
Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству,
желание выразить и раскрыть свою личность.
Если уроки русского языка станут для каждого ребенка источником
творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций,
поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету
отпадет сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит
человеку настоящее удовлетворение.
Мне бы хотелось порекомендовать учителям школ:
-использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом
процессе;
-включать в учебные занятия проблемные ситуации;
-управлять формированием и развитием индивидуально-психологических
особенностей обучаемых;
- вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют,
рассуждают, оценивают, выделяют главное;
- организовывать коллективное взаимодействие;
- соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся
в организации их учебной деятельности.
2.3. Анализ и оценка результатов опытной работы
Главная задача школы - обеспечить развитие личности ребенка на
более высоком уровне.
Источником полноценного развития ребенка выступают два вида
деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения
прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему
культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая
направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми
для жизни в обществе. Во-вторых, любой ребенок в процессе развития
самостоятельно реализуют свои возможности, благодаря творческой
деятельности. Она способствует проявлению у ребенка самореализации,
воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
При использовании активных методов обучения необходимо, чтобы
школьники умели анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать,
создавать новое.
Я сделала вывод, что одной из важных задач учебной деятельности
является систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на
активное мотивированное овладение системой знаний и способов
деятельности.
Все указанные активные методы в этой или иной степени используются
в практике обучения русскому языку. Опыт показал, что их эффективность
зависит от целей и задач конкретного занятия, особенностей содержания
учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности
учащихся.
Из своего опыта работы, я пришла к выводу: активное мотивированное
овладение учащимися системой знаний и способов деятельности
определяется в значительной степени тем, что учитель организует их
учебную деятельность.
Результативность моей работы подтверждается успешностью
выступлений учащихся на различных олимпиадах, конкурсах, смотрах
муниципального и регионального уровней.
У учащихся повысилась самооценка, они стали более ответственны.
Наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных умений
учащихся, творческая направленность позволяет им успешно
социализироваться в обществе.
Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме
позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения - это
такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в
познавательном процессе. Каждый ученик либо имеет определенное ролевое
задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его
деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой
познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы, которые стимулируют
познавательную деятельность обучающихся, вовлекают каждого из них в
мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание,
отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым
учеником.
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии
активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование
этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает
атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу
положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее
время - повышенное внимание правительств большинства стран к
проблемам его качества и эффективности. Образование становится
стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность
страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню
образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один
из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В.
Путин перед правительством и учителями.
Активные методы обучения - это совокупность способов и приемов,
вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в
мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также
специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и
собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую,
систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют
активному осмыслению знаний. Технология активного обучения - это
обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют
в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов
удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных
методов обучения на развитие и воспитание школьников.
Активные методы способствуют лучшему усвоению знаний по развитию
связной речи, ознакомлению с окружающим миром.
Список литературы
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,
2001.
3. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.,
2003.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
5. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960
6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2003.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
8. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
9. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.,
2004.
10. Поляков С. Школа: поиск и пути. -М., 2003.
11. Фридман Л.М. Психологическая наука-учитель.
12. Харламов И.Ф. Педагогика. -М., 2003.
13. Шлаков С.А. Игры учащихся. -М., 2004.
14. Яковлев И.м. Методика и техника урока. -М., 2003.