"Развитие творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством использования активных приемов обучения"

Автор: Хабибуллина Галия Гаязовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Маляевская ООШ" Ленинского района Волгоградской области
Населённый пункт: село Маляевка Ленинского района Волгоградской области
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Развитие творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством использования активных приемов обучения"
Дата публикации: 19.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Развитие творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством использования активных приемов обучения».

Содержание:

Введение

Глава I.

Теоретические основы проблемы развития творческого

мышления и активных методов обучения
1.1 Основные понятия психологии творческого мышления. 1.2. Описание характерологических качеств творческой личности. 1.3. Характеристика основных активных методов обучения 
Глава II.

Экспериментальное изучение проблемы развития

творческого мышления на уроках русского языка
. 2.1. Анализ использования активных методов обучения на уроках русского языка. 2.2. Анализ и оценка результатов опытной работы 
Заключение
 Список литературы  Приложения

Актуальность моей работы
заключается в том, что коренные изменения, происходящие в социально-экономической сфере современного общества, предъявляют качественно новые требования к системе образования. Считаю, что сегодня необходимо такое образование, получив которое, человек способен дальше творчески самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Формирование личности творчески мыслящей, инициативной, активной - приоритетная задача сегодняшней школы.
Цель моей работы
- выявить психолого-педагогические условия повышения интереса к урокам русского языка.
Объектом моего исследования
являются активные методы обучения школьников, способствующие развитию творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Предметом исследования
- процесс осуществления развития учащихся через использование активных методов обучения.
Гипотеза исследования
- я предполагаю, развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения, если: - учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; - активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях; - творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем; - педагог будет понимать значимость использования активных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения активных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования; - определить условия, которые способствуют повышению эффективности развития творческого мышления школьников.; - разработать условия организации технологии активного обучения; - опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения на уроках русского языка
Перспективность моего опыта
и его практическая значимость заключается в том, что те знания и умения, которые получают ученики на моих уроках,
способствуют их социальной адаптации, повышению уровня развития творческого мышления и уровня знаний учащихся.
Технология опыта
состоит в том, что мною апробированы оптимальные условия развития креативных способностей учащихся через систему уроков и внеклассную работу по русскому языку и литературе посредством использования активных форм, методов, приемов работы, а также применения современных технологий образования.

Введение.
Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Творчество- самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям. Ситуация нового времени требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески. Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Развитие в наших детях качеств творческой личности -одна из важнейших задач современной школы. Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем. Творчество личности- это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому самореализация в творческой познавательной деятельности приобретает особую актуальность в рамках современного образования. Родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Но как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью.
Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к русскому языку очень важна и актуальна . Творческое мышление определяется как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие.

Глава I.

Теоретические основы проблемы развития творческого

мышления и активных методов обучения

1.1Основные понятия психологии творческого мышления.

Мышление
- процесс сознательного отражения действительности в таких её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекта . В мышлении как в процессе обобщенного и опосредованного познания действительности в диалектически противоречивом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под влиянием всевозрастающих требований жизни к творческому её компоненту возникла необходимость выделить особые виды мышления : творческое (продуктивное) и репродуктивное. В научной и учебной литературе принято выделять следующие операции мышления:
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,

классификация, систематизация, обобщение, конкретизация
. Наряду с этим, в литературе различают конкретные формы мышления (
понятие,

осуждение, умозаключение, аналогия).
Выделяют также определенные виды мышления -
наглядно-образное
(непосредственное включенное в деятельность),
образное
(осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше),
отвлеченное
(совершающееся на основе отвлечённых понятий, которые образно не представляются). Наконец, различают способы мышления - индукция, дедукция, традукция.  Современные исследователи классифицирую виды мышления по разным основаниям:


ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

По

фор

ме

По

хара

ктер

у

реша

емых

зада

ч

По

степ

ени

разве

рнут

ости

По

степе

ни

разве

рнут

ости

нагля дно- дейс твен ное; нагля дно- обра зное теоре тичес кое практ ическ ое абстр актно - логич еское диску рсивн ое интуи тивно е репро дукти вное
твор

ческо

е
Творческое (или продуктивное) мышление, исходя из этой схемы, понимается как мышление на основе творческого воображения. Анализируя литературу, я ставила перед собой задачу выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют понятие творческое мышление. В аспекте изучаемой проблемы меня интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику мышления. Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениях с другими процессами, с памятью, интеллектом, вниманием, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Ананьев Б.Г., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Костюк Г.С., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М. и др.). Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было осуществлено Рубинштейном С.Л.
«В процессе мышления на более

творческом его этапе объект вступает в новые связи и отношения,

проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы

«вычерпывается» все новое содержание» .
В трудах русских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. Основание деления мышления на продуктивное и репродуктивное - степень новизны для субъекта полученных в процессе решения знаний. В литературе данные компоненты мыслительной деятельности называют по- разному. Как синонимы к понятию продуктивного мышления употребляют термины: творческое мышление, инверсионное, эвристическое, креативное, латеральное. Однако, определив результат творческой деятельности как объективно или субъективно новый, в дальнейшем будем
употреблять понятие творческое мышление.
Мы применяем термин

творческое мышление как высшую степень продуктивного мышления.

Творческое мышление
- есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. Жариков Е.С. приводит следующие характеристические черты творческого мышления: 1) эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений; 2) креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;  3) мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;  4) независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;  5) экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;  6) системность - способность охватывать объект как целое;  7) разумность - способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;  8) открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;  9) антиномичность - видеть единство противоположенностей или исключающих друг друга определений предмета;  10) способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.

1.2Описание характерологических качеств творческой личности
Описание характерологических качеств творческой личности предпринималось и такими учёными, как А.В. Барабанщикова, Афанасьев В.В., Буш Г.Я, Варламова Е.П., Морозов М.Н., Паховамова Т.И. и т.д. В отечественной педагогике уже в 30-е гг. была предложена система обучения, ориентированная на всестороннее развитие личности. Основной тезис её состоял в том, что интеллектуальное развитие человека, как и его общее развитие, опосредовано обучением.
Наиболее широко эта идея

представлена во взглядах Л.С. Выготского и
трудах его учеников. Л.С. Выготский утверждал , что правильно организованное обучение ведёт за собой умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд процессов, которые без обучения вообще сделались бы невозможными. При этом он подчёркивал, что обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития не природных, но исторических особенностей человека. Если суммировать основные идеи концепции, то они сводятся к следующим положениям:  1) обучение ведёт за собой развитие творческого мышления;  2) обучение учитывает психофизиологические возможности интеллектуального развития и опережает его в пределах «зоны ближайшего развития»;  3) процессы обучения и развития творческого мышления протекают в тесном диалектическом единстве: обучение включает сам процесс интеллектуального развития, а не надстраивается над ним;  4) развитие творческого мышления прочно связано с всесторонним развитием личности и выступает как форма присвоения исторически выработанного «стиля мышления».  Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.  Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации,
определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.  В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.
Выделяют 3 уровня активности:
 * Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.  * Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.  * Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

1.3. Характеристика основных активных методов обучения
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений. Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
К активным методам обучения относятся:
проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога, метод эвристических вопросов, игровое
проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), дискуссия, синектика и другие. Технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником. 
Глава II.

Экспериментальное изучение проблемы развития

творческого мышления на уроках русского языка
. 2.1. Анализ использования активных методов обучения на уроках русского языка. Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Актуальность данной проблемы подвела меня к выбору темы моей работы «Активные методы обучения». Известно, до 70% личностных качеств закладывается в школе. И не только базовые навыки, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Я заметила, что зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных, информационных технологий, резервных возможностей психики. Родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения.
«Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь» . Творческое мышление определяется как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям . Я поняла, что систематический курс занятий на материале поисково- творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. Применение активных методов обучения становится более продуктивным, если: - осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового материала; - организовано как активное сотрудничество учителя и ученика. Для эффективного использования активных методов обучения необходимо
активное сотрудничество учителя и ученика
. Сложившиеся отношения между учителем и учениками влияют на учебную деятельность ученика. А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-либо усвоить. Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальном и среднем звене обучения является успех. Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха.
Ситуация успеха
- необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Я убедилась, что успех, связанный с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности.
А чтобы уверенность не терялась,

необходимо помочь развитию ребенка.
Использование принципа «мини - макса» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Считаю, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от
учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение». Я сделала вывод, на уроке лучше не ставить плохих отметок. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное - у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции. И наконец, отмечу, что совместное творчество учителей и учеников позволяет говорить о создании своей оригинальной методики. Именно ученики являются активными участниками этого творческого процесса. В работе с художественным текстом важная роль отводится прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданные концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребят формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку. Очень часто я использую на своих уроках «Минутки для шутки». Они способствуют снятию психоэмоционального напряжения, положительному настрою для восприятия нового материала. Уроки лексики- самое благоприятное время для развития чувства юмора. Неверное понимание лексического значения слова является ошибкой. У людей, знакомых с нормой, оно вызывает улыбку. Рассмешить можно с помощью намеренного употребления слова в несвойственном ему значении. Предлагаю учащимся прочитать такой текст: « Я вам расскажу сейчас о своей семье. Мой папа-грабитель. Больше всего он любит собирать в саду граблями опавшую листву. Мой брат наследник. Ещё бы когда он приходит с прогулки, мама вздыхает: «Опять везде наследил». Дедушка работает следователем, потому что любит охоту и, все время, следует по следам зверей. Он у меня очень веселый, поэтому называет моего братишку Витьку поколением. Ведь Витьке всего три года, и он по колено дедушке. Ну, ладно. Побежал я, мне некогда. Меня в школе опять озадачили- такую трудную задачу задали!» Ставлю вопрос «Почему вам стало смешно?», ( неправильное понимание мальчиком значение слов с омонимичными корнями).
Развитие интереса к предмету глубоко связано с развитием


индивидуальных способностей учащихся
. Интерес- основа при углубленном изучении русского языка, при дифференциации обучения. Если уроки русского языка станут для каждого ребенка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадет сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение. Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать новое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроках. Одним из важнейших средств повышения интереса к урокам русского языка является
игра
. Нельзя забывать о том, что игра - естественная потребность для детей младшего и среднего школьного возраста. Ведь только в игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может творить, и познавать в творчестве. В процессе игрового обучения происходит живое отображение реальных языковых возможностей, по-особому строится взаимодействие участников образовательного процесса, обучение языковым нормам становится для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к теоретическому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры, наполненной культурно-содержательным общением, отношения между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении русского языка, осознать свою причастность к богатому и разнообразному миру родного языка. Например, первый урок по теме «Основные значения приставки пре-». Начинаю со сказки: - Сегодня у нас гостья, ее зовут приставка Пре( в руках держу бумажную куклу в платье красного цвета, по подолу которого вились еще более красные , яркие буквы пре. Тон платья был выбран не случайно: красный – «прекрасный» - «очень красивый»; это цветовой сигнал к запоминанию одного из значений). Она очень добрая, очень красивая, очень строгая, очень гордая, очень серьезная, в общем, прекрасная и прелестная. Она дружит с прилагательными (вы их знаете, они отвечают на вопросы: какой? какая? Какое? какие?) и играет с ними в новые слова. Посмотрите на эти словосочетания: очень добрая, очень строгая, очень интересная, очень серьезная; они написаны на доске. Какие новые слова образует приставка Пре от прилагательных, если заменить слово очень? Подставляя вместо слова очень приставку, учитель записывает на доске:
пре очень добрая предобрая пре очень строгая престрогая пре очень серьезная пресерьезная Ученики же записывают в тетради в столбик только вновь образованные прилагательные и обозначают приставку. Затем отвечают на вопрос, что же обозначает приставка пре- в этих словах, и записывают справа в скобочках (=очень), так как этого требует орфограмма учебника. Учитель продолжает сказку: - Приставка Пре дочь приставки Пере. Она очень похожа на мать (сравните пере - пре) и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от своей матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять Пере в глаголах: перегородить преградить переступить преступить перервать прервать Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок. Какой урок (вывод) мы можем вынести: вместо какого слова и вместо какой приставки можно писать приставку пре - ? Учащиеся делают два вывода: вместо очень в прилагательных и вместо пере в глаголах. В основе работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное
внимание к изобразительным возможностям русского языка
, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работе на каждом уроке, цель которой - пробудить интерес к слову. Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся вслух читают высказывания писателей о русском языке, записанные на плакатах: «Русский язык… красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»(А.И.Куприн). «Русский народ создал язык яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый» (А.Н.Толстой) Ученики объясняют значение слов: послушен, ловок, вместителен , сравнивают высказывания А.И.Куприна и А.Н.Толстого и решают, что общего в их оценках русского языка,- оба писателя говорят о его певучести, задушевности. И далее в процессе беседы учащиеся узнают, что напевность, благозвучие русского языка обусловлены соотношением в нем гласных и согласных звуков. В нашей речи преобладают мелодичные звуки (их 74,5 %): гласные, звонкие согласные. Остальные звуки немузыкальные, т.е. шумные, глухие. Согласные играют важную смыслоразличительную роль.
Формирует интерес у школьников и
занимательность
, которая может проявляться и в оформлении урока, и в подборе дидактического материала. Часто ученики выполняют домашнее задание на выбор: кто-то готовит перфокарты по изученному правилу, кто-то приносит рисунок по определенной теме, кто-то придумывает загадку и т.п. Большую работу я провожу по активизации словаря. Свое внимание я направляю, прежде всего, на использование в речи имен прилагательных. Очень любят дети игру «Собери предложение», где они поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию. Параллельно мы вели работу с глаголами, так как основа любой мысли - точно выбранное сказуемое. В этом помогают игры «Замени глагол», «Уточни действие», «Подбери антонимы», «Ответь на вопрос» и др. Эта работа помогает и в умении пересказать текст. На уроке мы обязательно составляем «программу действий», затем проводим «медленное чтение» с нахождением и запоминанием ярких эпитетов, которыми потом можно пользоваться при воспроизведении текста. Как показывает практика, автоматическое зазубривание словарных слов не приводит к положительному результату. Поэтому словарную работу я провожу в творческой форме –
проведение ассоциативных линий
. Например: В 5 классе в начале урока я называю тему - «Природа», а ребята в течение 5 минут выбирают из словарной страницы слова, которые ассоциируются с этой темой. У каждого получается разный набор из 10 слов : «природа, эмоция, настроение, пейзаж, почувствовать, аромат, облако, акварель, фонтан, фантазия», такую работу провожу регулярно: меняю тему, количество слов. В результате получается, что во- первых ребенок учится групповать слова по темам, во- вторых запоминает их лексическое значение и правильность написания. Большую роль играет в учебном процессе раздаточный материал. Это таблицы, схемы, сборник правил, карточка-помощник, памятка по работе над ошибками по русскому языку, литературе. Часто я использую на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любят мои ученики создавать коллективную сказку с продолжением, сказку-путаницу, сочинять считалки, аннотации к любимым произведениям. Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству. Уроки для меня и моих учеников - постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности. Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления. Ребенок - активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, к сожалению, ребенок очень часто вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому
теряет свою инициативу. Мои ученики сами «открывали» новые для себя знания, являлись исследователями окружающего мира. Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового. Я использую его на уроках развития речи. Под музыку Брамса мы любовались с пятиклассниками красотой букетов из осенних листьев, которые ребята собрали на экскурсии. За день до этого мы побывали на экскурсии. В осеннем лесу мы провели конкурс чтецов «Есть в осени первоначальной..». Ребята с упоением читали стихи об осени, обстановка вокруг располагала к открытому диалогу. Итогом данной работы стало написание учащимися сочинения на тему «Удивительное рядом». Все работы были настолько интересными, что мы с ребятами выпустили школьную стенгазету, где опубликовали их работы и рисунки, которые они нарисовали как бы в продолжение своего сочинения. Кстати прием публичной демонстрации работ учащихся имеет свои положительные стороны. Все творческие работы учащихся мы помещаем на школьный стенд, оформляем в школьную газету, обязательно демонстрируем на родительских собраниях. Это стимулирует детей в творческих конкурсах школьного, районного уровня. Я обязательно буду использовать в работе этот активный метод.
Метод «Круглый стол»
я чаще использовала при обобщении материала. На уроке русского языка мы проводили урок-обсуждение. Детям было дано задание написать дома сочинения про детенышей экзотических животных, используя в тексте существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Сочинения разные по содержанию. Но самое удачное, этот урок был начат со знакомства с детским экологическим журналом «Свирель», который выписывает сельская библиотека. Журнал очень яркий, красочный и материал в нем очень интересный. Мы обсудили все сочинения. Урок-обсуждение детских сочинений обязателен, ради обсуждения, собственно, и пишутся сочинения. На таких уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель. И достигается это, прежде всего потому, что происходит живое общение авторов и читателей, что обсуждается не далекий, непогрешимый, достигший совершенства не взрослый автор, а сверстник, имеющий право на ошибку. К нему читатель может непосредственно обратиться с вопросами, чтобы сравнить замысел и результат, а сам автор может учесть мнение своих читателей. Во всех методах обучения используются приемы. Я сгруппировала приемы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированное овладение системой знаний и способами деятельности, согласно этапам организации учебной деятельности. Каждый учитель знает, что ни одного урока без повторения (в большей или меньшей степени) нет. Главное направление поисков- развитие речевых навыков ученика. Уроки повторения имеют в этом плане большие возможности. Во-первых, фактический материал урока уже известен ученикам. Во вторых, уроки
повторения таят в себе опасность утраты интереса к этому материалу, но тематически организованные уроки повторения позволяют обратиться к мастерству писателя, и тогда известное поворачивается другой, новой стороной. В-третьих, развитие речевых, нравственных, интеллектуальных сторон личности ученика на таких уроках обеспечивается активным участием в работе всего класса. Одной из ведущих тем в языковом и нравственном развитии учащихся является тема «Природа и человек». «Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое множество хороших слов и названий», писал К.Г. Паустовский. И свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать «хорошими словами» свое отношение к ней. А научить видеть, полюбить прекрасное в мире, научить беречь это прекрасное - трудная, но важная задача. На каждом уроке мы должны дать почувствовать детям силу слова, стремиться вызвать у них восхищение возможностями языка, показать, как работает слово. На уроке литературы в 5 классе мы прочитали рассказ И.А.Куприна «Скворцы». Язык произведения настолько прост и понятен, что все ребята с интересом слушали и читали. Так уж совпало, что это произведение мы читали как раз в тот день, когда ребята увидели первых скворцов, вернувшихся к нам после долгой зимы. День был замечательным: солнышко светило ярко-ярко, это был первый по-настоящему весенний день, и мы с ребятами вышли на улицу. Понаблюдать за скворцами. А скворцы, как будто почувствовав наше наблюдения, исполнили для нас свою весеннюю песню. Потом еще на протяжении недели ребята с азартом рассказывали о скворцах. «Они ведут себя точно так, как описал И.А. Куприн», сделали вывод ребята. Учебный диалог – это не только особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде не решенных проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности . Существуют различные виды учебного диалога, но использовать в своей педагогической деятельности можно только те, которые соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Е.Л. Мельникова предлагает следующие виды учебного диалога: побуждающий диалог и подводящий диалог. Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий: создания проблемной ситуации; побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждения к формированию учебной проблемы; принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Так, при изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю учащимся
прочитать слова: весть, вестник, известие, известный. Затем ребята отвечают на вопросы: «Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия). Ученики видят, что эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия). Диалог – форма общения, поэтому если у педагога есть проблемы в общении с детьми, если он осознанно или неосознанно выдвигает барьеры в общении, то организация дискуссии может не получиться. Учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. Диалог – не только средство активизации познавательной активности учащихся, но и важный ценностный элемент обучения, не только процесс, но и содержание, источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности. Использование диалога позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта. Формирующий эксперимент показал, что хотя в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы. Необходимо находить разумное сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно- воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций. Из всех приведенных выше примеров отчетливо видно, что главным в изучение русского языка и для учителя и для ученика становиться совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении. А это необходимый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека. Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Если уроки русского языка станут для каждого ребенка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадет сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение. Мне бы хотелось порекомендовать учителям школ: -использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе; -включать в учебные занятия проблемные ситуации;
-управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых; - вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное; - организовывать коллективное взаимодействие; - соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.
2.3. Анализ и оценка результатов опытной работы
Главная задача школы - обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне. Источником полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализуют свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребенка самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. При использовании активных методов обучения необходимо, чтобы школьники умели анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое. Я сделала вывод, что одной из важных задач учебной деятельности является систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Все указанные активные методы в этой или иной степени используются в практике обучения русскому языку. Опыт показал, что их эффективность зависит от целей и задач конкретного занятия, особенностей содержания учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности учащихся. Из своего опыта работы, я пришла к выводу: активное мотивированное овладение учащимися системой знаний и способов деятельности определяется в значительной степени тем, что учитель организует их учебную деятельность. Результативность моей работы подтверждается успешностью выступлений учащихся на различных олимпиадах, конкурсах, смотрах муниципального и регионального уровней. У учащихся повысилась самооценка, они стали более ответственны. Наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных умений учащихся, творческая направленность позволяет им успешно социализироваться в обществе.

Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе. Каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Такая технология включает в себя методы, которые стимулируют познавательную деятельность обучающихся, вовлекают каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время - повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Образование один из важнейших национальных проектов, который поставил президент В.В. Путин перед правительством и учителями. Активные методы обучения - это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения - это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.
Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание школьников. Активные методы способствуют лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим миром.
Список литературы
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002 2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2001. 3. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 2003. 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. 5. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960 6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2003. 7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004. 8. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004. 9. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2004. 10. Поляков С. Школа: поиск и пути. -М., 2003. 11. Фридман Л.М. Психологическая наука-учитель. 12. Харламов И.Ф. Педагогика. -М., 2003. 13. Шлаков С.А. Игры учащихся. -М., 2004. 14. Яковлев И.м. Методика и техника урока. -М., 2003.