Напоминание

"Организация работы по профессиональному самоопределению воспитанников в условиях школы-интерната"

Автор: Хорошавина Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Школа-интернат № 53"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация работы по профессиональному самоопределению воспитанников в условиях школы-интерната"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 53 среднего (полного) общего образования»

Организация работы по профессиональному самоопределению

воспитанников в условиях школы-интерната
Составитель: Оксана Викторовна Хорошавина, старший воспитатель г. Новоуральск 2015г.

Организация работы по профессиональному самоопределению воспитанников в

условиях школы-интерната.
Воспитание - это специально организованный педагогический процесс, содержащий положительное влияние. Такие стороны развития личности как ее образование, мировоззренческое и нравственно-этическое формирование, развитие природных склонностей и задатков, не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания. Воспитание- один из важнейших факторов развития личности, и оно отнюдь не безразлично по отношению к ее саморазвитию. Более того, именно в этом саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой. Новая редакция Регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области строится на основе следующих принципов: понимания, сотрудничества, реализации требований личностно-ориентированного подхода, раскрытия человекотворческой сущности. В связи с этим, особую значимость приобретает организация процессов воспитания в школе. Ведь в зависимости от условий, в которых окажется ребенок, он превратиться или в развитую, творческую, ориентированную на созидание личность, или в существо с отрицательным социальным знаком. В условиях нашей школы-интерната возможно создание современного воспитательного пространства, отвечающего требованиям страны, региона, города, общества. Большинству воспитанников школа-интернат заменяет дом. Ребята круглосуточно находятся в школе, уходят домой только на выходные дни. А часть ребят и выходные, и каникулярные дни проводят в стенах общежития. Школой созданы все условия для такого проживания. Занятия в школе проводятся в одну смену. В начальной школе классы обучаются в режиме пятидневной рабочей недели, в среднем и старшем звене – шестидневка. Режим работы школы обеспечивает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Работают кружки, различные спортивные секции, группы оздоровительной гимнастики, трудовые бригады. Прогнозируемый результат работы педагогического коллектива – это выпускник здоровый физически, психически и нравственно, а также адекватно оценивающий свое предназначение в жизни. Именно поэтому профессиональная ориентация воспитанников – одно из важнейших направлений в работе классных руководителей и воспитателей школы-интерната. Адаптировать ребенка к социуму, вовлечь в процесс определения того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить в дальнейшем – сложнейшие задачи педагогов. Я рассматриваю профессиональную ориентацию школьников как систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку воспитанников к выбору профессии. Профессиональная ориентация воспитанников нашей школы-интерната регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепцией профильного обучения в учреждениях общего среднего образования», «Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 26.09.96, Законом РФ «О персональных данных» от 27.07.06, нормативными актами Управления Образованием Новоуральского городского округа. Участниками профориентационной работы в нашей школе являются - воспитанники интерната (в том числе попавшие в трудную жизненную ситуацию); - родители воспитанников или их опекуны; - педагогические работники (классные руководители, учителя, воспитатели); - медики, школьные психологи, социальные педагоги, библиотекари; - методисты МУК (межшкольного учебного комбината);
-специалисты Центра занятости населения; - неравнодушные руководители предприятий города. Профориентационная деятельность в интернате ведется в 5 направлениях: обучающее, информационно-ознакомительное, диагностическое, консультационное, методическое. Представим работу по этим направлениям в виде таблицы. Направление деятельности Примерные формы работы Сроки проведения
Обучающее
Задачи: -ознакомление учащихся с миром профессий; -обучение основам выбора профессии 1. Конкурс сочинений «Профессия моих родителей». 2. Классный час «Готов ли я к выбору». 3 Конкурс творческих работ «Интересная профессия», «История создания вещи», «История возникновения профессии», «Все работы хороши». 4. Кл. час «Формирование профессионально значимых качеств». 5. Кл. час «Здоровье и выбор профессии». 6. Кл. час «Человек и профессия». 7. Кл. час «Имидж и твоя профессия». 8. Тренинговые занятия школьного психолога. Сентябрь октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Октябрь-март
Информационно-ознакомительное
Задачи: - расширение представлений учащихся о мире профессий, о содержании профессиональной деятельности в различных сферах; - знакомство со спецификой профессионального обучения и учебными заведениями различного типа 1. Экскурсии профориентационной направленности (на предприятия города, в учреждения профессионального образования). 2. Встречи учащихся с представителями различных профессий. 3. Информирование учащихся о приеме в учебные заведения, днях открытых дверей. 4. Участие в молодежных конференциях в городе. 5. Организация стенда «Выбираем профессию», подготовка сменных материалов для стенда. В течение учебного года
Диагностическое
Задачи: - содействие самопознанию учащихся, учету индивидуально-личностных особенностей при профессиональном самоопределении; - выработка рекомендаций по выбору профессии и организации образовательного процесса в этом направлении 1. Диагностика профессиональных склонностей и интересов на базе М УК. 2. Диагностика личностных особенностей, ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности. 3. Диагностика способностей и склонностей учащихся для выработки рекомендаций при выборе профессий. 4. Диагностика уровня социальной зрелости воспитанников. 5. Углубленная индивидуальная диагностика по запросу учащихся и их родителей. Сентябрь- октябрь Октябрь Ноябрь Январь Март
Консультационное
Задачи: - содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся; - помощь в разрешении кризисных и конфликтных ситуациях; - профилактика социальной дезадаптации 1. Групповые и индивидуальные консультации по результатам диагностик. 2. Групповые консультации для родителей «Возрастные особенности учащихся», «Роль семьи в профилактике социальной дезадаптации». 3. Индивидуальные консультации классного руководителя, психолога по вопросам самоопределения школьников. Ноябрь, март Октябрь, декабрь В течение года
Методическое
Задачи: - обучение родителей формам и методам 1. Семинар классных руководителей по вопросам профориентации школьников в МУК. До начала учебного года
содействия профессиональному самоопределению учащихся; - обобщение и анализ результатов профориентационной работы. 2. Подбор тестовых материалов, изучение психологических технологий и приемов работы по профориентации. 3. Заседание малого педагогического совета школы по вопросу профориентации учащихся. 4. Родительские собрания «Роль семьи в профессиональном самоопределении учащихся», «Готовность школьников к выбору профессии». 5. Обобщение и анализ деятельности по профориентации воспитанников. 6. Анализ судьбы выпускников школы. Ноябрь Февраль, апрель Конец учебного года, июнь- август Процесс определения человеком того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, достаточно сложный и очень важный на определенной жизненной ступени наших воспитанников. Квалифицированная помощь педагогов, психологов, родителей, взрослых наставников является решающей в данном процессе. Воспитанники школы- интерната в городе Новоуральске проявляют интерес к спорту, военному делу, электро- и радиотехнике, медицине, искусству. Практически все выпускники приобретают профессии, востребованные в современном обществе. Кропотливый процесс и достойный результат выбора личностью своей позиции и целей – для этого работают педагоги нашей школы.