"Организация работы по профессиональному самоопределению воспитанников в условиях школы-интерната"
Автор: Хорошавина Оксана Викторовна Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Школа-интернат № 53"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация работы по профессиональному самоопределению воспитанников в условиях школы-интерната"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 53 среднего (полного) общего образования»
Организация работы по профессиональному самоопределению
воспитанников в условиях школы-интерната
Составитель:
Оксана Викторовна Хорошавина,
старший воспитатель
г. Новоуральск
2015г.
Организация работы по профессиональному самоопределению воспитанников в
условиях школы-интерната.
Воспитание - это специально организованный педагогический процесс, содержащий
положительное влияние. Такие стороны развития личности как ее образование,
мировоззренческое и нравственно-этическое формирование, развитие природных
склонностей и задатков, не могут быть обеспечены без целенаправленного воспитания.
Воспитание- один из важнейших факторов развития личности, и оно отнюдь не
безразлично по отношению к ее саморазвитию. Более того, именно в этом саморазвитии
оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание,
нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой.
Новая редакция Регионального (национально-регионального) компонента дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Свердловской области строится на основе следующих принципов: понимания,
сотрудничества, реализации требований личностно-ориентированного подхода, раскрытия
человекотворческой сущности. В связи с этим, особую значимость приобретает
организация процессов воспитания в школе. Ведь в зависимости от условий, в которых
окажется ребенок, он превратиться или в развитую, творческую, ориентированную на
созидание личность, или в существо с отрицательным социальным знаком.
В условиях нашей школы-интерната возможно создание современного
воспитательного пространства, отвечающего требованиям страны, региона, города,
общества. Большинству воспитанников школа-интернат заменяет дом. Ребята
круглосуточно находятся в школе, уходят домой только на выходные дни. А часть ребят и
выходные, и каникулярные дни проводят в стенах общежития. Школой созданы все
условия для такого проживания. Занятия в школе проводятся в одну смену. В начальной
школе классы обучаются в режиме пятидневной рабочей недели, в среднем и старшем
звене – шестидневка. Режим работы школы обеспечивает занятость учащихся по
интересам во второй половине дня. Работают кружки, различные спортивные секции,
группы оздоровительной гимнастики, трудовые бригады. Прогнозируемый результат
работы педагогического коллектива – это выпускник здоровый физически, психически и
нравственно, а также адекватно оценивающий свое предназначение в жизни.
Именно поэтому профессиональная ориентация воспитанников – одно из важнейших
направлений в работе классных руководителей и воспитателей школы-интерната.
Адаптировать ребенка к социуму, вовлечь в процесс определения того вида трудовой
деятельности, в которой он хочет себя проявить в дальнейшем – сложнейшие задачи
педагогов.
Я рассматриваю профессиональную ориентацию школьников как систему научно
обоснованных мероприятий, направленных на подготовку воспитанников к выбору
профессии.
Профессиональная ориентация воспитанников нашей школы-интерната регулируется
Законом Российской Федерации «Об образовании», «Концепцией модернизации
российского образования на период до 2010 года», «Концепцией профильного обучения в
учреждениях общего среднего образования», «Положением о профессиональной
ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от
26.09.96, Законом РФ «О персональных данных» от 27.07.06, нормативными актами
Управления Образованием Новоуральского городского округа.
Участниками профориентационной работы в нашей школе являются
- воспитанники интерната (в том числе попавшие в трудную жизненную ситуацию);
- родители воспитанников или их опекуны;
- педагогические работники (классные руководители, учителя, воспитатели);
- медики, школьные психологи, социальные педагоги, библиотекари;
- методисты МУК (межшкольного учебного комбината);
-специалисты Центра занятости населения;
- неравнодушные руководители предприятий города.
Профориентационная деятельность в интернате ведется в 5 направлениях: обучающее,
информационно-ознакомительное, диагностическое, консультационное, методическое.
Представим работу по этим направлениям в виде таблицы.
Направление деятельности
Примерные формы работы
Сроки
проведения
Обучающее
Задачи:
-ознакомление учащихся с миром
профессий;
-обучение основам выбора профессии
1. Конкурс сочинений «Профессия моих
родителей».
2. Классный час «Готов ли я к выбору».
3 Конкурс творческих работ «Интересная
профессия», «История создания вещи»,
«История возникновения профессии», «Все
работы хороши».
4. Кл. час «Формирование профессионально
значимых качеств».
5. Кл. час «Здоровье и выбор профессии».
6. Кл. час «Человек и профессия».
7. Кл. час «Имидж и твоя профессия».
8. Тренинговые занятия школьного
психолога.
Сентябрь
октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Октябрь-март
Информационно-ознакомительное
Задачи:
- расширение представлений учащихся о
мире профессий, о содержании
профессиональной деятельности в
различных сферах;
- знакомство со спецификой
профессионального обучения и учебными
заведениями различного типа
1. Экскурсии профориентационной
направленности (на предприятия города, в
учреждения профессионального
образования).
2. Встречи учащихся с представителями
различных профессий.
3. Информирование учащихся о приеме в
учебные заведения, днях открытых дверей.
4. Участие в молодежных конференциях в
городе.
5. Организация стенда «Выбираем
профессию», подготовка сменных
материалов для стенда.
В течение
учебного года
Диагностическое
Задачи:
- содействие самопознанию учащихся,
учету индивидуально-личностных
особенностей при профессиональном
самоопределении;
- выработка рекомендаций по выбору
профессии и организации
образовательного процесса в этом
направлении
1. Диагностика профессиональных
склонностей и интересов на базе М УК.
2. Диагностика личностных особенностей,
ценностных ориентаций и мотивации
учебной деятельности.
3. Диагностика способностей и склонностей
учащихся для выработки рекомендаций при
выборе профессий.
4. Диагностика уровня социальной зрелости
воспитанников.
5. Углубленная индивидуальная диагностика
по запросу учащихся и их родителей.
Сентябрь-
октябрь
Октябрь
Ноябрь
Январь
Март
Консультационное
Задачи:
- содействие личностному и
профессиональному самоопределению
учащихся;
- помощь в разрешении кризисных и
конфликтных ситуациях;
- профилактика социальной дезадаптации
1. Групповые и индивидуальные
консультации по результатам диагностик.
2. Групповые консультации для родителей
«Возрастные особенности учащихся», «Роль
семьи в профилактике социальной
дезадаптации».
3. Индивидуальные консультации классного
руководителя, психолога по вопросам
самоопределения школьников.
Ноябрь, март
Октябрь,
декабрь
В течение года
Методическое
Задачи:
- обучение родителей формам и методам
1. Семинар классных руководителей по
вопросам профориентации школьников в
МУК.
До начала
учебного года
содействия профессиональному
самоопределению учащихся;
- обобщение и анализ результатов
профориентационной работы.
2. Подбор тестовых материалов, изучение
психологических технологий и приемов
работы по профориентации.
3. Заседание малого педагогического совета
школы по вопросу профориентации
учащихся.
4. Родительские собрания «Роль семьи в
профессиональном самоопределении
учащихся», «Готовность школьников к
выбору профессии».
5. Обобщение и анализ деятельности по
профориентации воспитанников.
6. Анализ судьбы выпускников школы.
Ноябрь
Февраль,
апрель
Конец учебного
года, июнь-
август
Процесс определения человеком того вида трудовой деятельности, в которой он хочет
себя проявить, достаточно сложный и очень важный на определенной жизненной ступени
наших воспитанников. Квалифицированная помощь педагогов, психологов, родителей,
взрослых наставников является решающей в данном процессе. Воспитанники школы-
интерната в городе Новоуральске проявляют интерес к спорту, военному делу, электро- и
радиотехнике, медицине, искусству. Практически все выпускники приобретают профессии,
востребованные в современном обществе.
Кропотливый процесс и достойный результат
выбора личностью своей позиции и целей – для этого работают педагоги нашей школы.