Напоминание

Люди! Покуда сердца стучатся, помните!

Автор: Смирнова Марина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №87
Населённый пункт: г.Пермь, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: Люди! Покуда сердца стучатся, помните!







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне.
Люди! Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Цель:
Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи: 1.
рассказать учащимся о роли детей в годы войны;
2.
познакомить с акцией «Георгиевская ленточка»;
3.
прослушать стихи и песни военных лет;
4.
объяснить результаты и последствия войны для нашей страны.
Форма:
классный час.
Методы:
рассказ-беседа.
Оборудование:
детские рисунки на тему ВОВ, музыкальное сопровождение (песни военных лет), Моцарт «Реквием», стихи советских писателей, доклады детей, презентации, георгиевские ленточки.
Ход занятия

1.Чтение наизусть
стих-я К.Симонова «Ты помнишь, Алеша,…» ( под сопровождение
презентации
и муз.произведения
Моцарта «Реквием»)

2. Вводное слово учителя:
-В канун Дня победы классный час сегодня мы не случайно начали с этого стихотворения. О чем оно? ( об отступлении наших войск, во время которого шли бесконечные дожди, усталые женщины хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат; идут солдаты по длинной дороге, вдоль которой стоят деревни с погостами). Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (горя, огромной беды, сострадания к тем, кто пережил войну) -Ты помнишь, Алеша…- обращается солдат к своему однополчанину. А я хочу спросить у вас: помните ли вы, современные дети, подвиг людей, которые в далекие 40-е встали на защиту отечества? -Что для вас значит слово «Подвиг»? Как вы его понимаете? Можно ли соверщить подвиг в наши дни? - У каждого народа своя история, свои даты и переживания, связанные с ними, но одну из них, жестокую и кровавую войну 40х гг 20 в. наш народ не забудет никогда. - Более 70 лет прошло с начала, что мы знаем о том времени? Проведу небольшой блиц-опрос:  Сколько жизней наших соотечественников унесла война?  Сколько дней длилась блокада Ленинграда?  Назовите города Советского Союза, которым присвоено звание город-герой.  Сколько городов было разрушено во время войны?  Знаете ли вы имена юных солдат, которые отдали свои жизни борьбе с немецкими захватчиками, за что им и было присвоено звание «герой Советского Союза» посмертно? -Есть пробелы, поэтому сегодня поговорим об этом, чтобы больше узнать самим и передать потом своим детям и внукам.
3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
+ чтение детьми наизусть стих-ий «Рассказ танкиста» ( А.Твардовский) и «Куда б ни шел, ни ехал ты» (М.Исаковский) под музыкальное сопровождение + рассказ детей о юных героях Советского Союза:

Александр Матросов
В феврале 1943 его батальон попал под сильный пулеметный огонь противника. Стреляли из трех пулеметов в дзотах.Два пулемета удалось уничтожить, а третий не получалось. Тогда А.Матросов бросился на дзот и своим телом закрыз амбразуру. Ему было всего 19. 
Зоя Космодемьянская
18 летняя партизанка попала в плен к немцам. ПОДВЕРГАЛАСЬ СТРАШНЫМ ПЫТКАМ. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток была казнена. 
Марат Казей
15-летний Марат Казей, партизан-разведчик, проникал к врагам и доставлял своим ценные сведения. Погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда осталась одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними. 
Зина Портнова
17 летняя Зина, разведчица партизанского отряда, наравне со взрослыми вела подпольную борьбу против немцев. В 1943 г её выдал предатель, в плену была зверски замучена, но не выдала никого. И это далеко не полный список юных героев Советского Союза!
4. Рассказы детей о родных и близких, участвовавших в ВОВ
Я знаю, что и ваши семьи не обошла война стороной. Расскажите, пож-та, о тех, кто принимал участие в освобождении нашей Родины. (Рассказы детей) Я тоже когда - то под впечатлением от рассказа своего дедушки о войне написала стихотворение: Мне всего 13 лет Это очень мало Слово страшное «война» Я уже узнала Рассказала мама мне О людских страданиях И за что послал нам Бог Такое наказание Да и бабушка моя Ей годов немало! Рассказала обо всем Что сама видала! Что пришли в деревню к ним Позднею зимою Немцев целый батальон К ужасу народа. Стали немцы отбирать Пищу и одежду. Страх и голод посетил Каждую деревню. Били взрослых и детей, Стариков и женщин.
Столько горя и смертей Понесла деревня! С немцами вели борьбу Всем народом русским! Дали мы отпор врагу, Выгнали фашистов. Ну а дедушка герой! Воевал отлично! Даже в руку ранен был, Защищал границу! Много лет прошло с тех пор, Сменились поколенья. Но день победы все мы ждем И дарим поздравленья! И деда каждый год все мы С победой поздравляем. Здоровья, долгих лет ему Мы всей родней желаем! Всем ветеранам шлем привет И говорим: «Спасибо!» Без них не жили б мы сейчас Безоблачно, счастливо!
5. Знакомство с георгиевской ленточкой:
Сегодня часто звучит слова «память» и «помнить». Оно и понятно. Что мы делаем для того, чтобы помнить о тех страшных 40х? Не так давно у нас в стране началась акция «Георгиевская ленточка». Что вы об этом знаете? Что обозначают два её цвета? (ответ - дым и пламя) Рассказ ученика:
Кодекс «Георгиевской ленточки»

законодательный акт, содержащий

систематизированные нормы
1. Акция «Георгиевская ленточка» — некоммерческая и неполитическая. 2. Цель акции — создание символа праздника — Дня Победы. 3. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году. 4. «Георгиевская ленточка» не является геральдическим символом. Это символическая лента, реплика традиционного биколора Георгиевской ленты. 5. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» — символ, а не награда. 6. «Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи. 7. «Георгиевская ленточка» не может служить для продвижения товаров и услуг. Не допускается использование ленты в качестве сопутствующего товара или элемента товарной упаковки. 8. «Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно. Не допускается выдача ленточки посетителю торгового учреждения в обмен на покупку.
9. Не допускается использование «Георгиевской ленточки» в политических целях любыми партиями или движениями. 10.«Георгиевская ленточка» имеет одну или две надписи: «9may» и название города/государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются. Давайте в знак того, что мы помним о наших предках, сложивших голову на полях сражений и в плену, а также выживших в то страшное время, приколем георгиевскую ленту себе на грудь.
6. Литературно-музыкальная композиция:
-Дым и пламя – это то, что сопровождало наших солдат все 4 года. Но солдаты тоже люди и им тоже надо было отдыхать. Как вы думаете, что помогало солдатам отвлечься от тяжелых будней, поднять себе настроение, а также боевой дух? (ответ-песня) 1 ученик: Великие события нашей страны остаются не только в памяти людей, но и в стихах и песнях. 2 ученик: Война – время тяжелейших испытаний. До песен ли в такое время? Песни далеких лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
(Звучит песня «Священная война» + слайд)
Автор музыки этой песни Александр Александров писал: «Внезапное нападение врага вызвало у меня возмущение и гнев, поэтому с первых дней я принялся за создание собственного оружия, которым лучше всего владею- песни» 1 ученик: В 1942 г поэт Фатьянов и композитор Соловьев –Седой создают песню «Соловьи», которую маршал Жуков назвал одной из лучших песен военной эпохи.
(Звучит песня «Соловьи» +

слайд)
2 ученик: Особое место в поэзии военных лет принадлежит поэту Михаилу Исаковскому. Он написал много песен о войне, но самой популярной стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938, когда начали сгущаться тучи над границами. Становиться ясно, что первый удар на себя примет пограничник. Им поэт и посвящает эту песню.
(Звучит песня «Катюша»)+

слайд)

8.

Подведение итогов (рефлексия)
Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения - военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? Примерные ответы детей: - Пожилые люди стали мне ближе, роднее. - Мне кажется, я не смогу нагрубить ветерану. - Очень жалко стало наших прабабушек - у них ведь не было детства. - Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше безмятежное детство. - Стало стыдно за свое хамство, пренебрежение, грубость по отношению к старикам. Классный час хочу закончить слова Роберта Рождественского, известного поэта: «Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся более полвека Люди! Покуда сердца стучатся,- Помните! Какой ценой завоевано счастье,- Пожалуйста, помните!»