Напоминание

Система профилактической работы по правилам дорожного движения

Автор: Плющай Валентина Михайловна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ лицей №1
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Система профилактической работы по правилам дорожного движения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Система профилактической работы

по правилам дорожного движения

Плющай Валентина Михайловна,

педагог-организатор,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное

учреждение лицей №1

Сургут

2018 год.

1

Система профилактической работы

по правилам дорожного движения.

Статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федера-

ции из года в год неутешительно фиксирует: на дорогах страны гибнет от 30 до

35 тысяч чел. и 270-280 тыс. человек получают ранения разной степени тяже-

сти. Значительная часть пострадавших — пешеходы. Больше половины дорож-

но – транспортных происшествий приходится на тёмное время суток или усло-

вия плохой видимости, когда водитель замечает пешехода в самый последний

момент и не успевает что-либо предпринять.

Актуальность и практическая значимость формирования у обучающихся

навыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчеркиваются высокими

статистическими показателями количества дорожно-транспортных происше-

ствий, числа погибших и раненых детей.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до

14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в

Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции

и Германии.

Забота о безопасности дорожного движения – одна из приоритетных задач

во

всем

мире.

И

Россия

не

является

исключением.

В

стране,

где

данная

проблема стоит особенно остро и уровень смертности на дорогах остается

высоким

это

одна

из

наиболее

трагических

тем

по

безопасности

на

российских

дорогах,

ее

обсуждают

на

всех

уровнях

власти.

Организация

движения, состояние дорог – это, бесспорно, основные причины дорожно-

транспортных

происшествий.

Но

есть

ещё

один

важный

момент

-

это

ответственность самих участников дорожного движения.

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма на территории г.

Сургута за период 2017-2018 (учебного года) зарегистрировано 36 дорожно-

транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в возрасте до 14

лет, при которых 36 детей получили телесные повреждения. При этом вызывает

тревогу количество ДТП, произошедших по вине несовершеннолетних – 9, при

которых пострадало 9 детей. С участием детей-пешеходов произошло 23 до-

рожно-транспортных происшествия, в результате которых пострадали 23 ребен-

ка. С участием детей-пассажиров произошло 8 дорожно-транспортных проис-

шествий. С участием детей-велосипедистов произошло 4 дорожно-транспорт-

ных происшествия.

Согласно анализа наиболее опасные для детей периоды времени:

с 7.00 до 8.00 – начало занятий 1 смены (темное время суток, в период с

октября по март);

с 13.00 до 14.00 окончание занятий 1 смены (дети самостоятельно идут из

школы) и начало занятий 2 смены (дети самостоятельно идут в школу);

с 18.00 до 20.00 – окончание занятий 2 смены (темное время суток, в пери-

од с октября по март).

В нашем городе огромное количество транспортных средств, оживленное

движение пешеходов. Сургут относится к району Крайнего Севера, где 9 меся-

цев в году зима, а продолжительность светового составляет не более 6 часов в

2

сутки – все остальное время у нас занимает ночь. Дорожно-транспортные

происшествия происходят в вечерние или ночное время суток.

Многолетний жизненный опыт, постоянно растущее количество дорожно-

транспортных происшествий на дорогах страны и высокий уровень детского

дорожно-транспортного

травматизма

с

его

постоянной

тенденцией

к

росту,

настоятельно требуют обучать школьников Правилам дорожного движения весь

период их обучения в школе.

В МБОУ лицей № 1 разработана система профилактической работы по ре-

шению проблем безопасности и популяризацию Правил дорожного движения,

не только среди детей, но и среди взрослого населения, которая реализуется че-

рез

образовательную

программу

внеурочной

деятельности

по

социальному

направлению «Три Д» (Добрая Дорога Детства), через программу дополнитель-

ного образования детей «Безопасная дорога», через проект «Заметным быть

безопасно».

Следует иметь в виду, что обучение безопасной жизнедеятельности, до-

рожной безопасности - не самоцель. Оно неразрывно связано с проблемой до-

стижения ребенком успеха в жизни, его самореализации, самоутверждения,

удовлетворения его разнообразных жизненных потребностей. От объективных,

а тем более субъективных трудностей ребенку не уйти, и надо учить его не

только избегать опасностей, но и смело решать жизненные проблемы, умело

действовать при их возникновении. Это важно еще и потому, что трудности и

экстремальные ситуации человеку создают не только природа, техника или

окружающие его люди. Очень часто он создает их себе сам, а его неподготов-

ленность всегда усложняет положение. Поэтому подготовка ребенка к встрече с

ситуациями на дороге и грамотным действиям при их возникновении - одна из

составляющих обеспечения его успешной, благополучной и безопасной жизни,

и к этому надо готовить детей целенаправленно.

Цель,

которую

ставят

перед

собой

педагоги

это

формирование

у

обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной

безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения,

расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на

дорогах при передвижении в темное время суток.

Решаются следующие задачи:

формирование

у

обучающихся

устойчивых

знаний

и

навыков

соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

развитие

познавательных

способностей

учащихся,

позволяющих

правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде;

развитие у обучающихся зрительной памяти, тактического мышления;

развитие умения оперативно решать проблемы при различных дорожных

ситуациях;

применение современных форм и методов обучения, инновационных

технологий, направленных на предупреждение несчастных случаев на улицах и

дорогах;

использование

материально-технического

потенциала

лицея

для

обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

3

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

овладение основными правилами безопасного поведения на дороге;

формирование

умения

переключать

внимание

на

дорогу

(различать

границу, за которой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и

начинается транспортная среда);

формирование

навыка

наблюдения

(смотреть

и

видеть

дорожную

ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление

будущего их движения);

формирование

и

развитие

навыка

предвидения

опасности

(умение

видеть все предметы, представляющие опасность для собственной жизни и

здоровья,

а

также

предполагать

возможные

опасности,

вычислять

их,

т.е.

предвидеть

возможность

появления

транспортных

средств

из-за

других

предметов);

формирование положительной мотивации у обучающихся на участие в

деятельности детского объединения;

развитие

способности

к

самоконтролю

(умение

следить

за

своим

поведением).

Воспитательные:

формирование

культуры

поведения

на

дорогах,

во

дворах,

в

общественном

транспорте

(навык

спокойного,

достаточно

уверенного

поведения на дороге, способность ориентироваться в дорожно-транспортной

ситуации и принимать правильные, безопасные решения, умение вести себя при

пользовании общественным транспортом);

привитие устойчивого навыка безопасного поведения в любой дорожной

ситуации.

Социальные:

формирование

сознательного

отношения

к

нормам,

правилам

и

требованиям жизни в социуме, к необходимости соблюдения правил всеми

членами общества;

развитие способности к свободному общению в любой обстановке и

адекватной реакции на разные ситуации;

формирование устойчивого отрицательного отношения к нарушениям

Правил дорожного движения.

Обучении школьников способам правильного и адекватного реагирования

на различные ситуации дорожной среды города с учетом специфики севера и

безопасному поведению в общественной среде путем моделирования и прора-

ботки аналогичных ситуаций в рамках проводимых занятий. Образовательная

программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Три Д»

(Добрая Дорога Детства), программа дополнительного образования детей «Без-

опасная

дорога»,

проект

«Заметным

быть

безопасно», предлагают

систему

практической деятельности общеобразовательного учреждения по обучению

учащихся основным правилам безопасного движения, изготовлению светоотра-

4

жающего элемента – фликера «снежинка» и воспитания у них привычек и пове-

дения умелых и осторожных пешеходов.

Предложена программа адаптации учащихся к современным дорожным

условиям городской среды с учетом природно – климатических особенностей

Севера, сезонности и степени занятости детей и определена их эффективность

на практике. Методические разработки могут быть использованы учителями до-

полнительного образования, педагогами в рамках обучения на уроках «окружа-

ющий

мир»,

педагогам-организаторам,

классными

руководителями

с

целью

формирования сознательного, уважительного и правопослушного поведения де-

тей в условиях городской среды.

Используемые в процессе работы ситуационные формы обучения, макси-

мальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов, позволя-

ют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать

модель безопасного поведения на дороге, привлекает родителей к осуществле-

нию взаимодействия с образовательным учреждением. Работа в процессе реа-

лизации проекта может быть специально организована, а так же внедрена в

обычные плановые формы работы.

Огромную работу в этом направлении проводят участники отряда ЮИД.

Ребята включились в ра-

боту по формированию

уважительного и созна-

тельного

отношения

д р у г

к

д р у г у

в с е х

участников

дорожного

движения. С этой целью

проводилось

распро-

странение

памяток,

ли-

стовок и анкет. Агитаци-

онные

памятки

-

это

призыв

уважать

участ-

ников дорожного движения, напоминание о взаимоуважении и о том, что рядом

дети, которые следуют примеру взрослых. Ребята привлекались к проведению и

участию в городских и школьных социальных акциях, показали себя в муници-

пальных, окружных и всероссийских конкурсах и олимпиадах по правилам до-

рожного движения. Возрастающая активность, формирование сознательной и

ответственной жизненной позиции не дает школьникам сидеть на месте, дети

стремятся «достучаться» до взрослых и призвать всех участников дорожного

движения достойно вести себя на улицах города.

Проводятся акции, ставшие традиционными:

1 . «Внимание, дети!» - проводится перед каждыми каникулами (конкурс

рисунков, классные часы, беседы с учащимися, выступление агитбригады отря-

да ЮИД, патрулирование отряда ЮИД).

2. «День памяти жертв ДТП» (все учащиеся лицея прикрепляют белую

ленточку – знак памяти жертв ДТП, линейка на улице с запуском белых шаров –

5

знак памяти жертв ДТП, патрулирование с экипажем ДПС и распространение

памяток).

3. В рамках конкурса «Безопас-

ное колесо» патрулирование совмест-

но

с

отделом

пропаганды

ГИБДД

УМВД

(агитационные

плакаты-

де-

монстрировали участникам дорожно-

го

движения,

памятки,

листовки

вручали пешеходам и водителям).

4. «Письмо водителю» (ребята из

отряда

ЮИД

писали

письма

с

об-

ращением

водителям

соблюдать

ПДД).

5. «Мы – за безопасные дороги»

(организованна

департаментом

об-

разования, отделом пропаганды ГИБ-

ДД УМВД, депутатом партии Единая Россия Пахотиным Д. С.)

6. Межмуниципальный автопробег «Дети – Дорога - Безопасность» (Сур-

гут – Барсово – Сингапай – Сургут, выступление агитбригады ЮИД, вручение

фликеров, памяток).

7. Выступление отряда «ЮИД» на Северавторадио (обращение детей к во-

дителям и пешеходам).

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов

порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травма-

тизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

Основные аспекты Правил дорожного движения, согласно основному со-

держанию государственного образовательного стандарта, изучаются с детьми

начальных классов на уроках окружающий мир. Однако результаты статистиче-

ских данных по детскому травматизму свидетельствует о недостаточности зна-

ний детей начальных классов о Правилах дорожного движения и необходимо-

сти использования, помимо урочных форм, другие образовательные формы обу-

чения детей правилам поведения на дорогах города.

Внеурочная деятельность детей – участников данного проекта способству-

ет всестороннему развитию личности обучающихся и имеет прикладное значе-

ние. Она направлена на совершенствование их интеллектуального, духовного и

физического развития. Занятия, основанные на принципах связи с жизнью, с

программным материалом по окружающему миру, в соответствии с возрастны-

ми особенностями детей, способствуют их умственному развитию и формиро-

ванию

разносторонних

интересов, дают возможность углубить и расширить

знания по правилам дорожного движения, способствуют формированию созна-

тельной жизненной позиции учащихся в единстве с требованиями социальных

норм поведения и безопасности на дорогах города. Кроме того, занятия способ-

ствуют развитию наблюдательности, внимания, сообразительности, решитель-

ности, самостоятельности и ответственности в принятии решений, способству-

ют приобретению практических навыков безопасности жизнедеятельности.

6

Обучение детей способам дорожной безопасности не методом механиче-

ского заучивания Правил дорожного движения, а путем формирования и разви-

тия познавательной деятельности, ориентированной на понимании опасности и

безопасности через активное деятельностное участие детей, самостоятельно

изготовили светоотражающий элемент «снежинка». Кроме того, изучение уча-

щимися Правил дорожного движения и формирование у детей правил безопас-

ного поведения в дорожной среде города осуществляется с учетом географиче-

ских и климатических условий их проживания.

Профилактические мероприятия

по безопасности дорожного движения

п/

п

Мероприятия

Участники

Сроки

проведения

1.

Выступление

агитбригады

отряда

«ЮИД»,

«Светоотражатель нужен нам, нас видно тут,

нас видно там!»

1 – 4 классы

Сентябрь

2.

Акция «Внимание, дети!»

1 – 11 классы

Сентябрь

3.

Праздник

«Посвящение

первоклассников

в

пешеходы»

1 классы, отряд

«ЮИД»

Сентябрь

4.

Эксперимент «Как «работает» фликер.

1 классы

Октябрь

5.

Конкурс

схем

«Мой

безопасный

путь

в

школу»

Родители и

учащиеся

1 – 4 классы

Сентябрь

6.

Акция

«Безопасные

каникулы»,

«Детское

кресло», «Велосипед – мой друг»

1 – 11 классы

В течение

года

7.

Слет отрядов

8.

Конкурс рисунков «Заметным быть модно»

1 – 4 классы

Октябрь

9.

Разработка памяток для детей и родителей

«Стань заметнее»

Отряд «ЮИД»

Октябрь

10.

Распространение памяток.

Отряд «ЮИД»

В течение

года

11.

Оформление классных уголков безопасности.

1 – 11 классы

Сентябрь

12.

Обновление

информации

на

с т е н д е

«Безопасность дорожного движения»

Отряд «ЮИД»

В течение

года

13.

Открытые занятия по программе внеурочной

деятельности «Добрая дорога детства»

1 – 5 классы

Декабрь

14.

Встреча с инспектором «Вопрос - ответ»

1 – 7 классы

В течение

года

15.

Беседа

с

инспектором

ГИБДД

УМВД

«Правила дорожного движения надо знать и

соблюдать»

1 – 4 классы

Сентябрь -

май

16.

Э к с к у р с и и :

« О п а с н о с т и

н а ш е г о

м и к р о р а й о н а » ,

« Р е г у л и р у е м ы е

и

1 – 4 классы

В течение

года

7

нерегулируемые

пешеходные

переходы»,

и

т.д.

17.

Мастер-класс «Мой фликер-«снежинка»

1 – 4 классы

Октябрь

18.

Акция

«Единый

день

правил

дорожного

движения»

1– 11 классы

Сентябрь

19.

Всероссийская

Неделя

добра.

Акция

«Я

примерный

пешеход!»,

«Я

примерный

водитель!», «Я патриот своей страны!»

Отряд «ЮИД»

Май

20.

А к ц и я

« П р и с л у ш а й т е с ь

к

д е т я м ! »

(распространение

памяток

для

взрослых

и

детей

в

микрорайоне

и

на

родительских

собраниях)

Отряд «ЮИД»

В течение

года

21.

Городская олимпиада по правилам дорожного

движения.

4 – 8 классы

Ноябрь,

декабрь

22.

О р г а н и з а ц и я

э кс к у р с и й

в

д е т с к и й

Автогородок МБОУ ДОД ЦДТ

1 – 4 классы

Сентябрь,

май

23.

Проект «Стань заметнее на дороге»

1 – 8 классы

Октябрь –

март

При

составлении

плана

мероприятий

предусмотрена

возможность

чередования

теоретических

и

практических

занятий в

помещении

и

на

местности,

в

зависимости

от

погодных

условий.

Проектом

предусмотрены

использование в обучении компьютерных технологий, проведение экскурсии,

участие в мероприятиях, соревнованиях по Правилам дорожного движения.

Осознанному развитию определенных качеств личности, формированию

умений

и

навыков

в

области

коммуникативной

компетентности,

умения

моделировать свое поведение способствует проведение мероприятий в форме

бесед, обсуждений при оценивании тех или иных дорожных ситуаций, создание

и проигрывание различных вариантов поведенческих реакций в той или иной

ситуации.

Метод

«примерки»

различных

социальных

ролей

позволяет

ребенку

адекватно

познавать

как

самого

себя,

так

и

окружающий

мир,

является

непременным

условием

развития

творческих

компетенций,

формирует

терпимость и способность к пониманию окружающих.

Занятия по внеурочной деятельности по программе «Три Д» состоят из

теоретических

занятий,

которые

являющимся

подготовительным

этапом

к

практическим занятиям.

Занятия во внеурочное время, так же как и любая другая деятельность,

помимо учета возрастных особенностей детей, строятся с учетом основных

дидактических принципов:

преемственность (каждая новая ступень обучения должна опираться на

уже усвоенное);

последовательность

и

постепенность

(знание

по

дорожной

тематике

следует

давать

постепенно,

без

нагрузки,

с

нарастающим

объёмом

информации);

8

принцип

развивающего

обучения

(задачей

является

достижение

понимая, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных

действий на улицах и дорогах;

успешность

обучения

определяется

способностью

ребёнка

самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не

иначе, способностью осознано вести себя в реальных дорожных условиях;

доступность (учебный материал излагается в доступной форме);

наглядность

-

при

обучении

дорожной

безопасности

используются

наглядные

средства:

иллюстрации,

плакаты,

макеты

дорожных

знаков,

видеофильмы,

компьютерные

игры,

использование

УМК

по

Правилам

дорожного движения для создания различных дорожных ситуаций.

Педагог,

планируя

занятия,

предусматривает

различные

упражнения,

выполнение самостоятельных заданий, привлечение отряда «ЮИД», вся работа

осуществляется с использованием учебно-наглядных пособий.

На занятиях учащиеся:

приобретают

знания

и

навыки

поведения

на

улице

(как

безопасно

перейти улицу, перекресток и т. д.);

усваивают

правила

движения

по

дорогам

разного

типа

(как

ходить

по

загородной дороге и переходить ее);

у ч а т с я

п о н и м а т ь

с и г н а л ы

светофоров и регулировщиков;

усваивают,

где

можно

устраивать

игры, ездить на санках, коньках, лыжах и

т. д.;

учатся

пользоваться

автобусом,

троллейбусом,

трамваем

(соблюдать

правила

ожидания

транспорта

на

остановке,

правила

посадки

и

высадки

пассажиров и т. п.);

знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной

разметки проезжей части улицы (дороги).

На занятиях используются учебные фильмы, как документальные, так и

мультипликационные, музыкальные произведения на CD дисках, компьютерные

игры и программы. Наиболее распространёнными формами занятий являются

беседы

и

рассказ

педагога

в

сочетании

с

практическими

упражнениями

и

методами

ситуативного

обучения.

На

занятиях

детям

предлагается

разнообразный

дидактический

материал:

дорожные

ситуации,

загадки,

кроссворды и игры.

Педагогическая целесообразность данной работы заключается в том, что в

комплексе мероприятий, проводимых в стране и в городе по предупреждению и

пресечению нарушений Правил дорожного движения, большое значение имеет

профилактическая работа.

С

поступлением

детей

в

школу

меняется

их

социальный

статус,

увеличивается

степень

самостоятельности

и

появляется

возможность

9

самостоятельного передвижения по улицам города, в связи, с чем работа по

обучению детей безопасному движению на улицах города должна начинаться с

первых дней в первом классе. Очень важно сформировать у ребенка привычку

правильного

поведения

на

дорогах.

Систематическая,

целенаправленная

и

специально

организованная

работа

в

данном

направлении,

многократное

повторение

правил,

проигрывание

и

разбор

ситуаций,

тренировочные

упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых

позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также

помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.

Занятия по Правилам дорожного движения во внеурочной деятельности

успешны в том случае, если они проводятся в специально оборудованном

кабинете или на специальной площадке с использованием учебно-наглядных

пособий,

оборудования,

детских

транспортных

средств.

Часть

занятий

проводится на улице, перекрёстке, с показом движения транспортных средств и

пешеходов, в общественном транспорте.

Результатами эффективности реализации программ «Три Д», «Безопасная

дорога» и проекта «Заметным быть безопасно» стало изменение отношения

учащихся к нормам и требованиям Правил дорожного движения, как основного

закона поведения на дороге, единого для всех участников дорожного движения.

Дети стали не только активными, но и сознательными участниками дорожного

движения.

Расширился

кругозор

и

повысился

уровень

познавательной

активности детей. На практике поняли важность светоотражающих элементов и

сами

научились

делать

фликер

«снежинка».

Дети

н ау чи л и с ь

правопослушному и ответственному поведению в условиях города в различных

местах, представляющих реальную и возможную угрозу безопасности.

Систематические,

целенаправленные,

специально

организованные

занятия

с

детьми

позволяют формировать обязательный минимум знаний и

умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как

участника дорожного движения, его культуру поведения на дорогах и улицах,

необходимую

для

устранения

опасных

ситуаций,

что

позволит

уменьшить

число дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся

дети.

Реализация профилактических программ и проекта позволили:

сформировать у детей знания об основных участниках дорожного движе-

ния, их особенностях, степени представляемой опасности;

развить

в

детях

умение ориентироваться в пространстве, сравнивать

предметы, находящиеся в движении, уметь определять безопасное расстояние

при приближающемся транспорте;

научить детей уверенному самостоятельному пользованию изученными

дорожными – знаками, соотносить дорож-

ный знак с конкретной ситуацией; исполь-

зовать дорожные знаки в игровых и практи-

ческих ситуациях;

научить

детей

различать

сигналы

светофора и объяснять их значение, нахо-

10

дить по дорожным знакам место пешеходного перехода (наземного, подзем-

ного), знать и различать цвет разрешающих и запрещающих знаков,

дети самостоятельно изготовили светоотражающий элемент «снежинка»

и закрепили его на ранец

В результате практических занятий, учащиеся овладели нормами правопо-

слушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте, у детей

сформированы следующие знания и умения:

1. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков

для водителей.

2.

Способность

учитывать территориальные

и

климатические

особенности

местности:

опасные

места

вокруг

школы,

дома,

в

микрорайоне,

на

улицах

и

дорогах;

безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и

освещением;

места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых

коньках, самокатных средствах, санках и т.п.

3.

Понимать

и

оценивать

типичные

ошибки

поведения

в

дорожной

среде,

приводящие к несчастным случаям и авариям:

обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при

посадке и высадке из маршрутного транспорта;

ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий

и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и

спиной к ней;

не создавать помех движению транспорта.

4. Необходимые к выполнению требования поведения на дороге в особых

случаях:

необходимость

воздержания

от

перехода

дорог

при

приближении

транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и

специальным звуковым сигналом;

необходимость движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их

отсутствии - по обочине и краю проезжей части со взрослыми).

5.

Умение

применять

Правила

дорожного

движения,

обеспечивающие

безопасный:

переход проезжей части дороги по сигналам светофора;

переход проезжей части дороги по пешеходным переходам;

переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением

транспорта и трамвайными путями;

переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и

светофоров в зоне видимости.

6. Соблюдать требования Правил дорожного движения, в части:

движения группы детей в сопровождении взрослых;

11

этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со

взрослыми;

безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого

можно выезжать на улицы и дороги;

безопасного

поведения

во

дворах,

жилых

зонах,

на

тротуаре,

при

движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

В

целях

продолжительного

и

устойчивого

результата

овладения

детьми

вышеуказанными

навыками

и

умениями,

для

адекватного

поведения

в

дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся:

устойчивые

привычки

дисциплинированного,

осторожного

и

безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

познавательные

психические

процессы

(восприятие,

внимание,

воображение, мышление, память, речь);

понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на

улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать

и оценивать;

самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и

безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Список литературы

1.

Козловская

Е.А.

Профилактика

детского

дорожно-транспортного

травматизма: Методическое пособие. - М.:Третий Рим, 2012.

2.

Козловская

Е.А.

Совершенствование

пропагандистской

деятельности

Госавтоинспекции: Методические рекомендации. - М.: НИЦ ГАИ МВД России,

2011.

3.

Козловская

Е.А.

Психолого-педагогические

основы

пропагандистской

деятельности Госавтоинспекции: Учебное пособие. - М.: УМЦ при ГУ К МВД

РФ, 2013.

4.

Комлева Л.А. Дети и дорога. - Каменск-Уральский: Калан, 2010.

5.

Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации/ М.Б.

Афанасьев,

Ю.Н.

Ольховников,

ЮД.

Шелков

и

др.;

Под

общ.

ред.

В.А.

Федорова. - М.: За рулем, 2015.

6.

Программные и методические материалы по курсу «Основы безопасности

жизнедеятельности»/ Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. - М.: Русский журнал,

2013.

7.

Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.: Издательский

Дом Третий Рим, 2015.

12