Автор: Царева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Школа "Гамма" №1404
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Проект "Я познаю мир"
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Проект «Я познаю мир»)
Направление: Духовно-нравственное. Социальное.
Вид деятельности: Проект.
Возраст школьников: 7 лет.
Пояснительная записка
Обучение
путем
развития
творческих
способностей
в
современной
образовательной
практике
рассматривается
как
один
из
эффективных
способов
познания
окружающего
мира
ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в
практике массового образования.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки
выстроить
образовательную
деятельность
в
массовой
школе
на
основе
творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному
использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы
каждый
ребенок
все
открывал
сам.
Современный
учитель
все
чаще
стремиться
предлагать
задания,
включающие
детей
в
самостоятельный
творческий,
исследовательский
поиск.
Возможности
использования
методов
проведения
самостоятельных
исследований
и
создания
детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены,
поэтому
выполнение
творческих
проектов
ребенком
интенсивно
развивается
в
сфере
дополнительного образования.
В
настоящее
время
к
числу
наиболее
актуальных
вопросов
образования
относится
осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально
отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию,
ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на
создание
им
образовательных
продуктов.
Необходимость
такого
перехода
обусловлена
экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену
индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией,
находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников.
Основу
программы
проектно-исследовательской
деятельности
составляет
программа
исследований Международного Бакалавриата Primary Years Programme (РУР) для младших
школьников 7-11 лет.
Целью программы является формирование компетентности младших школьников в области
проектно-исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.
Программа проектно - исследовательской деятельности решает следующие задачи:
обучающиеся
приобретают
знания,
соответствующие
их
возрасту
и
имеющие
общечеловеческое значение,
развитие познавательных способностей и социальных навыков;
раскрытие и развитие творческих способностей;
приобретают межпредметные и предметные умения и навыки:
умения
и
навыки
проектирования
(формулирование
проблемы
и
постановка
задач,
целеполагание
и
планирование
деятельности,
самоанализ
и
рефлексия,
презентация
в
различных формах);
приобретают опыт разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Ожидаемый
результат
реализации
у
каждого
учащегося
развита
его
естественная
любознательность;
учащийся
имеет
навыки
и
умения,
необходимые
для
ведения
целенаправленного
творческого
исследования,
как
учебной
работы,
так
и
жизненно
важной
деятельности; он инициативен, критически и творчески применяет знания; умеет продуктивно
общаться; он решителен, умеет защищать свою позицию; он честен и справедлив, принципиален;
мыслит широко; он заботлив и внимателен к окружающим; гармонично развит, физически и
духовно здоров.
У каждого педагога сложится четкое понимание программ и технологий IBO, умение их
применять в учебном процессе, развито системное видение достижения учебных и жизненных
результатов
каждым
учеником;
развито
чувство
собственного
профессионально-личностного
достоинства;
развита
потребность
постоянно
пополнять
свои
знания
и
совершенствовать
педагогическое мастерство.
Тематическое планирование
№
Тема
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
Исследование « Как мы организуем себя» Как мы понимаем друг друга
1.
Вводное занятие. Как мы будем учиться.
Ты - ученик
1
1
2.
Школьные правила вежливости. Режим
дня школьника
1
1
3.
Практическое занятие.
Моделирование и оценивание различных
ситуаций поведения в школе.
1
1
Исследование «Кто мы» Семейные истории. Твоя семья и друзья
4.
Наша дружная семья. Мои обязанности в
семье
1
1
5.
Что окружает нас дома?
1
1
6.
Что вокруг нас может быть опасным?
1
1
7.
Без друга в жизни туго. Мои друзья
1
1
8.
Беседа. Семейные традиции.
1
1
9.
Состав семьи.
1
1
10.
Практическая работа. Семейная
родословная
1
1
11.
Исследование. Фамильные ценности
1
1
12.
Исследование. Обряды семьи
1
1
13.
Исследование. Традиции семьи
1
1
Исследование «Как мы выражаем себя» Воображение
14.
Беседа. Что такое воображение?
1
1
15.
Что стимулирует наше воображение?
Посещение музеев.
2
2
16.
Что стимулирует наше воображение?
Чтение произведений.
1
1
17.
Что стимулирует наше воображение?
Прослушивание музыки.
1
1
18.
Что стимулирует наше воображение?
Наблюдение за природой.
1
1
19.
Что стимулирует наше воображение?
Посещение театров.
2
2
20.
Практическая работа.
Выполнение работы по проекту. «Мое
воображение»
1
1
21.
Представление работ
1
1
22.
Выставка работ.
1
1
Исследование «Где мы во времени и пространстве» Что нас окружает
23.
Мой район. Достопримечательности
района.
1
1
24.
Мы - пешеходы.
1
1
25.
Транспорт. Мы - пассажиры.
1
1
2
25.
Мой путь от дома до школы. Правила
безопасного поведения на улице.
1
1
27.
Что такое профессия? Какие бывают
профессии? Выставка работ
1
1
Исследование «Планета - наш общий дом» Живые обитатели планеты
28.
Живое и неживое.
1
1
29.
Какие бывают растения? Комнатные
растения.
1
1
30.
Какие бывают животные. Путешествие
по зоопарку
1
1
31.
Домашние любимцы. Собаки -
помощники человека. Происхождение и
породы собак
1
1
32.
Правила поведения на природе. Земля -
наш общий дом. Итоговое занятие
1
1
34
22
12
Раздел «Кто мы?»
Дети исследуют природу своего «Я», верования и ценности человека, здоровье физическое,
духовное и социальное. Дети изучают семьи, детские и взрослые коллективы, общество, права и
обязанности. Исследуют понятие, что значит быть человеком.
Раздел « Где мы во времени и пространстве?».
Дети исследуют развитие общества во времени и в пространстве, личные истории, историю и
географию семьи, разных народов, общества в целом. Дети изучают как мы живём, путешествуем,
изобретаем; знакомятся с великими открытиями, достижениями, вкладами отдельных людей в
развитие нашей цивилизации.
Раздел «Как мы самовыражаемся?»
Дети исследуют природу самовыражения, изучают способы самопознания и выражения своего
«Я» при помощи языка и средств искусства. Дети исследуют наши идеалы, чувства, верования,
ценности.
Раздел «Как устроен мир?»
Дети исследуют материальный мир. Изучают объекты и явления природы; предметы, созданные
руками человека. Дети знакомятся с миром науки и технологии.
Раздел «Как люди организуют свою жизнь?»
Дети исследуют порядок, по которому организован наш мир. Изучают занятость людей, мир труда
и его ценности; как наличие работы и безработицы влияет на личность отдельного человека и
общества людей в целом.
Раздел «Как мы вместе живём на планете?»
Дети исследуют природу нашей ответственности за сохранение мира. Изучают права и
обязанности людей по использованию природных ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и
общества, взаимоотношение человека и мира природы, взаимосвязи мира людей и животных.
В ходе исследования учащиеся:
•
принимают участие в планировании программы по интересам;
•
проводят эксперименты и практические работы;
•
собирают информацию и обрабатывают данные;
•
занимаются проектной деятельностью и проводят презентации;
•
собирают материалы для своих портфолио с участием учителей;
•
участвуют в разработке критериального оценивания для проведения анализа успешности
своей учебной деятельности.
3
Литература
1.
Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа: детская энциклопедия – М.:
ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2010 г.
2.
Богуславская
Н.Е.,
Купина
Н.А.
Веселый
этикет
(учебное
пособие
по
развитию
коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011 г.
3.
Акимушкин И.И. «Мир животных. Домашние животные», 1981 г.
4.
Д. Григорьев, П. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструк-
тор», издательство «Просвещение», 2011 г.
5.
Стандарты второго поколения «Планируемые результаты начального общего образования» из -
дательство «Просвещение», 2011 г.
4