Напоминание

Проект "Я познаю мир"

Автор: Царева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Школа "Гамма" №1404
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Проект "Я познаю мир"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Проект «Я познаю мир»)

Направление: Духовно-нравственное. Социальное.

Вид деятельности: Проект.

Возраст школьников: 7 лет.

Пояснительная записка

Обучение

путем

развития

творческих

способностей

в

современной

образовательной

практике

рассматривается

как

один

из

эффективных

способов

познания

окружающего

мира

ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в

практике массового образования.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность,

стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире

традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Попытки

выстроить

образовательную

деятельность

в

массовой

школе

на

основе

творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному

использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы

каждый

ребенок

все

открывал

сам.

Современный

учитель

все

чаще

стремиться

предлагать

задания,

включающие

детей

в

самостоятельный

творческий,

исследовательский

поиск.

Возможности

использования

методов

проведения

самостоятельных

исследований

и

создания

детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены,

поэтому

выполнение

творческих

проектов

ребенком

интенсивно

развивается

в

сфере

дополнительного образования.

В

настоящее

время

к

числу

наиболее

актуальных

вопросов

образования

относится

осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально

отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию,

ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на

создание

им

образовательных

продуктов.

Необходимость

такого

перехода

обусловлена

экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену

индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией,

находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников.

Основу

программы

проектно-исследовательской

деятельности

составляет

программа

исследований Международного Бакалавриата Primary Years Programme (РУР) для младших

школьников 7-11 лет.

Целью программы является формирование компетентности младших школьников в области

проектно-исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.

Программа проектно - исследовательской деятельности решает следующие задачи:

обучающиеся

приобретают

знания,

соответствующие

их

возрасту

и

имеющие

общечеловеческое значение,

развитие познавательных способностей и социальных навыков;

раскрытие и развитие творческих способностей;

приобретают межпредметные и предметные умения и навыки:

умения

и

навыки

проектирования

(формулирование

проблемы

и

постановка

задач,

целеполагание

и

планирование

деятельности,

самоанализ

и

рефлексия,

презентация

в

различных формах);

приобретают опыт разрешения личных, групповых, социальных проблем.

Ожидаемый

результат

реализации

у

каждого

учащегося

развита

его

естественная

любознательность;

учащийся

имеет

навыки

и

умения,

необходимые

для

ведения

целенаправленного

творческого

исследования,

как

учебной

работы,

так

и

жизненно

важной

деятельности; он инициативен, критически и творчески применяет знания; умеет продуктивно

общаться; он решителен, умеет защищать свою позицию; он честен и справедлив, принципиален;

мыслит широко; он заботлив и внимателен к окружающим; гармонично развит, физически и

духовно здоров.

У каждого педагога сложится четкое понимание программ и технологий IBO, умение их

применять в учебном процессе, развито системное видение достижения учебных и жизненных

результатов

каждым

учеником;

развито

чувство

собственного

профессионально-личностного

достоинства;

развита

потребность

постоянно

пополнять

свои

знания

и

совершенствовать

педагогическое мастерство.

Тематическое планирование

Тема

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

Исследование « Как мы организуем себя» Как мы понимаем друг друга

1.

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

Ты - ученик

1

1

2.

Школьные правила вежливости. Режим

дня школьника

1

1

3.

Практическое занятие.

Моделирование и оценивание различных

ситуаций поведения в школе.

1

1

Исследование «Кто мы» Семейные истории. Твоя семья и друзья

4.

Наша дружная семья. Мои обязанности в

семье

1

1

5.

Что окружает нас дома?

1

1

6.

Что вокруг нас может быть опасным?

1

1

7.

Без друга в жизни туго. Мои друзья

1

1

8.

Беседа. Семейные традиции.

1

1

9.

Состав семьи.

1

1

10.

Практическая работа. Семейная

родословная

1

1

11.

Исследование. Фамильные ценности

1

1

12.

Исследование. Обряды семьи

1

1

13.

Исследование. Традиции семьи

1

1

Исследование «Как мы выражаем себя» Воображение

14.

Беседа. Что такое воображение?

1

1

15.

Что стимулирует наше воображение?

Посещение музеев.

2

2

16.

Что стимулирует наше воображение?

Чтение произведений.

1

1

17.

Что стимулирует наше воображение?

Прослушивание музыки.

1

1

18.

Что стимулирует наше воображение?

Наблюдение за природой.

1

1

19.

Что стимулирует наше воображение?

Посещение театров.

2

2

20.

Практическая работа.

Выполнение работы по проекту. «Мое

воображение»

1

1

21.

Представление работ

1

1

22.

Выставка работ.

1

1

Исследование «Где мы во времени и пространстве» Что нас окружает

23.

Мой район. Достопримечательности

района.

1

1

24.

Мы - пешеходы.

1

1

25.

Транспорт. Мы - пассажиры.

1

1

2

25.

Мой путь от дома до школы. Правила

безопасного поведения на улице.

1

1

27.

Что такое профессия? Какие бывают

профессии? Выставка работ

1

1

Исследование «Планета - наш общий дом» Живые обитатели планеты

28.

Живое и неживое.

1

1

29.

Какие бывают растения? Комнатные

растения.

1

1

30.

Какие бывают животные. Путешествие

по зоопарку

1

1

31.

Домашние любимцы. Собаки -

помощники человека. Происхождение и

породы собак

1

1

32.

Правила поведения на природе. Земля -

наш общий дом. Итоговое занятие

1

1

34

22

12

Раздел «Кто мы?»

Дети исследуют природу своего «Я», верования и ценности человека, здоровье физическое,

духовное и социальное. Дети изучают семьи, детские и взрослые коллективы, общество, права и

обязанности. Исследуют понятие, что значит быть человеком.

Раздел « Где мы во времени и пространстве?».

Дети исследуют развитие общества во времени и в пространстве, личные истории, историю и

географию семьи, разных народов, общества в целом. Дети изучают как мы живём, путешествуем,

изобретаем; знакомятся с великими открытиями, достижениями, вкладами отдельных людей в

развитие нашей цивилизации.

Раздел «Как мы самовыражаемся?»

Дети исследуют природу самовыражения, изучают способы самопознания и выражения своего

«Я» при помощи языка и средств искусства. Дети исследуют наши идеалы, чувства, верования,

ценности.

Раздел «Как устроен мир?»

Дети исследуют материальный мир. Изучают объекты и явления природы; предметы, созданные

руками человека. Дети знакомятся с миром науки и технологии.

Раздел «Как люди организуют свою жизнь?»

Дети исследуют порядок, по которому организован наш мир. Изучают занятость людей, мир труда

и его ценности; как наличие работы и безработицы влияет на личность отдельного человека и

общества людей в целом.

Раздел «Как мы вместе живём на планете?»

Дети исследуют природу нашей ответственности за сохранение мира. Изучают права и

обязанности людей по использованию природных ресурсов, взаимоотношения отдельных людей и

общества, взаимоотношение человека и мира природы, взаимосвязи мира людей и животных.

В ходе исследования учащиеся:

принимают участие в планировании программы по интересам;

проводят эксперименты и практические работы;

собирают информацию и обрабатывают данные;

занимаются проектной деятельностью и проводят презентации;

собирают материалы для своих портфолио с участием учителей;

участвуют в разработке критериального оценивания для проведения анализа успешности

своей учебной деятельности.

3

Литература

1.

Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа: детская энциклопедия – М.:

ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2010 г.

2.

Богуславская

Н.Е.,

Купина

Н.А.

Веселый

этикет

(учебное

пособие

по

развитию

коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011 г.

3.

Акимушкин И.И. «Мир животных. Домашние животные», 1981 г.

4.

Д. Григорьев, П. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструк-

тор», издательство «Просвещение», 2011 г.

5.

Стандарты второго поколения «Планируемые результаты начального общего образования» из -

дательство «Просвещение», 2011 г.

4