Напоминание

"Мы шагаем по планетам"

Автор: Демичева Дарья Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ №30 "Мечта"
Населённый пункт: город Батайск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка логопедического занятия
Тема: "Мы шагаем по планетам"
Дата публикации: 10.07.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор-составитель:

Учитель-логопед МБ ДОУ №30

Ростовская область, город Батайск

Демичева Д.В.

Конспект занятия в подготовительной группе:

«МЫ ШАГАЕМ ПО ПЛАНЕТАМ».

Коррекционно-образовательные цели:

Формировать знания о Солнечной системе, автоматизировать звук [Р] в

слогах и фразах.

Задачи:

1.Закрепление навыка четкого произношения звука [Р] в словах и фразах.

2. Развитие фонематического слуха

3. Развитие мышц артикуляционного аппарата.

4. Формирование речевого дыхания.

5. Развитие навыков звукового и слогового анализа.

6. Развитие общих речевых навыков

.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята. У нас с вами сегодня необычное занятие.

Посмотрите, у вас на столах лежат конверты, посмотрите, что там.

Дети: Здесь лежат буквы.

Логопед: Правильно, ребята, вам нужно на доске выложить эти буквы от

самой большой до самой маленькой.

Логопед: Ребята, что у вас получилось?

Дети: Космос.

Логопед: Правильно. Мы с вами отправимся сегодня в космическое

путешествие.

Логопед: Ребята, перед тем как отправиться в полет космонавты много

тренируются на Земле, проходят разные испытания. Для того чтобы наш

космический корабль отправился в полет, нам с вами его нужно завести. Для

это сначала нужно сделать следующие упражнения:

1.Дыхательное упражнение «Ракета»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх,

ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки,

потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком

«А». Руки опускаются вниз через стороны.

Логопед:Ребята, давайте вспомним правильную артикуляцию для звука Р.

Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка подходит к основанию

верхних резцов, напряжен и вибрирует. Язык принимает форму ложечки.

Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Голосовые складки

сомкнуты и вибрируют. Воздушная струя сильная, теплая, проходит по

середине языка.

Ар-ор-ур-ыр

Ер-ир-юр-яр.

Логопед: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Веселый металлофон»

Дети повторяют вслед за логопедом следующую скороговорку.

ТРА-ТРА-ТРА-ТРА-ТРА- в садик я иду с утра.

РА-РА-РА-РА-РА-РА-ждет меня там детвора.

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-начинаем день с игры.

РУ-РУ-РУ-РУ-РУ- любят дети все игру.

РО-РО-РО-РО-РО-как же вместе хорошо!

Логопед: Ребята, вы большие молодцы, вы старались завести моторчик и у

вас это получилось. Теперь мы с вами можем сесть в наш космический

корабль. (На экране появляется космический корабль и дети садятся на свои

места, звучит расслабляющая музыка и космический корабль взлетает).

Посмотрите, ребята, что мы с вами видим в космосе? Здесь много небесных

тел: планеты, звезды, спутники планет.

Ребята, давайте посмотрим на глобус. Глобус- это маленькая копия планеты

на которой мы с вами живем, и которую называют Земля. Наша планета

Земля как и все другие планеты круглая. Космонавты, которые видели

планету Земля из космоса говорят, что она кажется голубой и хрупкой. Все

планеты и их спутники холодные, в отличие от звезд, планеты освещает

солнце.

Посмотрите, мы с вами видим солнечную систему. В ней девять планет.

Большинство планет астрономы назвали в честь греческих и римских богов.

Так Меркурий названа в честь крылатого бога-Меркурия. Венера- вторая от

Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты Венеры. Венера

самая яркая планета на небе. Земля- третья планета от солнца. Земля имеет

свой спутник-Луну. Марс- четвертая планета солнечной системы. Названа

именем бога войны- Марса. Юпитер- пятая планета от солнца, названа в

честь самого главного бога- Юпитера. Это самая большая планета Солнечной

системы. Сатурн-шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога

Сатурна. Отца Юпитера. Уран- седьмая планета от Солнца. Названа в честь

отца Сатурна- Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая

вращается вокруг Солнца. Нептун- восьмая планета от Солнца. Названа в

честь римского бога- Нептуна, потому, что она холодная и синяя. Плутон-

девятая планета от Солнца и самая удаленная.

Логопед: Ребята, посмотрите, перед каждым из вас лежат планеты. Вы уже

догадались у кого какая планета?

Логопед: Ребята, давайте сделаем с вами звуковой анализ слова.

Ребенок1: Марс- СКСС;

Ребенок2: Уран- КСКС;

Ребенок3: Сатурн- СКСКСС;

Ребенок4: Нептун- ЗКССКС;

Ребенок5: Плутон- ССКСКС;

Логопед: Ребята, вы хорошо справились с заданием. Пусть ваши пальчики

отдохнут, и мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Это что за потолок? (Разводят руки над головой)

То он низок (Поочередно разгибают пальцы

То высок из кулака на обеих руках

одновременно)

То он сер,

То беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой

Такой красивый- (Попеременно ударяют кулак

о кулак и ладонь

Кружевной и синий-синий! о ладонь).

Логопед: Ребята, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Четвертый

лишний».

Дети должны выбрать лишнее и объяснить почему они так думают.

1.

Электричка, ракета, трамвай, автобус.

2.

Метеорит, планета, звезда, ракета.

3.

Ракета, спутник, космонавт, орбитальная станция.

Логопед: Ребята, посмотрите, перед каждым из вас лежит солнышко, давайте

по очереди каждый из вас перевернет его и мы с вами попробуем отгадать

загадки.

1.Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)

2. Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и мал и стар,

Что она большущий шар

(Земля)

3.Блин в окошко виден Тане.

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел…

Поделиться не хотел!

(Луна)

4.Он планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален.

(Меркурий)

5.На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Холодно на ней весьма-

Состоит она из воды, газа и льда.

(Нептун)

Логопед: Ребят, давайте с вами поиграем в еще одну игру «Составь

предложение».

Ребенку предлагается поставить слова в правильном порядке.

1.

В, космонавт, летит, ракете.

2.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.

3.

Звезды, светят, небе, на.

Логопед:

Ребят, вы немного подустали, я вам предлагаю встать и поиграть.

Игра на координацию речи с движением.

Раз, два, три, Поочередно разгибают

большой, указательный и

средний пальцы.

Кнопку жми! Выставляют большой палец

вперед на обеих руках.

В космос полетели мы. Руки опускают вдоль туловища.

Ноги ставят вместе.

Полетели на ракете, Сводят руки над головой

Оказались на планете. Рисуют руками круги в воздухе.

Здесь цветут цветы, Поочередно загибают пальцы на

руках.

Много здесь воды,

Птицы распевают здесь

Редкой красоты.

Растет здесь дивный лес,

В лесу полно чудес,

Животных самых разных

В лесу не перечесть.

И знает каждый малый,

И ты, и он, и я,

Прекрасная планета

Называется Земля.

Логопед: Ребята, вернулись мы с вами на нашу планету Земля. Вам

понравилось путешествие?

Дети: Да.

Итог занятия:

Логопед: Ребята, что мы с вами видели?

Дети: Мы видели разные планеты, отгадывали загадки.

Дети: Мы составляли предложения, играли в игры.

Логопед: Молодцы.

После этого логопед оценивает работу на занятии каждого ребенка.

Используемая литература:

1.

Раз планета, два комета…Демонстрационные плакаты и беседы для

формирования у дошкольников первичных представлений о звездах и

планетах / Н.В.Нищева; - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016-4с

2.

Беседы о космосе. Методическое пособие/Паникова Е.А., Инкина В.В;-

М.: ТЦ Сфера, 2017.-96с

3.

Современная система коррекционной работы в группе

компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до

7 лет/ Нищева Н.В.;- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016- 624с.