Автор: Ильина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ № 16
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: родительское собрание
Тема: "Давайте играть"
Родительское собрание во 2 классе «Давайте играть»
Цели:
1.Показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка;
2.Познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях.
Подготовка.
1.Проводится предварительное анкетирование родителей:
/ Любит ли ваш ребенок играть?
/В какие игры вы играете с детьми дома?
/ Чему могут научить ребенка эти игры?
2.Проводится исследование игровых интересов детей и родителей с помощью методики
«Незаконченное
предложение».
Детям
предлагается
завершить
написание
следующих
предложений:
/ Моя любимая игра- это…
/ Дома я люблю играть…
/ С папой мы играем в…
/ С мамой мы любим играть…
3.Классный руководитель обращается к школьному библиотекарю с просьбой подготовить
выставку книг и статей по теме: «Развивающие детские игры».
Ход собрания.
1.Вступительное слово учителя:
- Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об игре. И эта тема выбрана не
случайно,
ведь
каждый
из
вас
мечтает
о
том,
чтобы
ваш
ребенок
вырос
умным,
самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.
Антон Семенович Макаренко говорил: «Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в
работе, когда вырастет». Поэтому нередко подчеркивается, что игра – дело серьезное. На
классной доске написаны следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это
ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет
столько
интереса,
сколько
игровой.
Ему
интересно,
а
значит,
познание
и
развитие
происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.
А они огромны: игры развивают познавательные процессы, личности – внимание, память,
восприятие,
мышление,
воображение;
тренируют
наблюдательность
и
ум;
развивают
творческие способности детей; формируют эмоционально – чувственную сферу личности
младшего школьника; способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к
самосовершенствованию.
Добровольно
подчиняясь
правилам
игры,
дети
учатся
самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых
трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах. Игровые ситуации
на уроках – это неотъемлемая часть развивающей методки обучения. И очень важно,
чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами. Давайте
посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли играть с детьми? Находим ли время
для этого? Считаем ли важным организовать такой досуг с детьми?
2.Сообщение члена родительского комитета о результатах анкетирования родителей и
выполнения
учащимися
заданий
методики
«Незаконченное
предложение».
Особое
внимание
в
выступлении
уделяется
проблемам
воспитания
детей
в
семье
игровыми
средствами.
3.Классный руководитель предлагает поразмышлять о палитре детских игр и составить
совместный
рассказ
о
тех
играх,
которые
в
большой
мере
соответствуют
девизу
родительского собрания: «С детьми играть – ум – разум развивать!»
- Научитесь играть в шахматы и в шашки. Эти игры являются инструментом для
развития
логического
мышления,
пространственного
воображения,
внимания,
памяти,
умения прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора. Шахматы –
это целый мир со своими законами. Не случайно они всегда были во всех образованных
семьях. Ребенок, который умеет играть в шахматы, обычно хорошо учится в школе.
То самое можно сказать и об играх шашки. Учить детей играть в эти игры можно уже с
дошкольного возраста. Немало замечательных книг написано для родителей по этой теме.
(Классный руководитель обращает внимание родителей на подготовленную выставку
литературы и делает краткий обзор представленных на ней книг об играх в шахматы и
шашки.) Шахматы и шашки представляют прекрасную возможность папе или дедушке
организовать интересный и полезный досуг со своим ребенком.
Прививайте детям любовь к игровым развлечениям – шарадам, головоломкам,
ребусам,
кроссвордам.
Они
расширяют
кругозор,
развивают
находчивость,
смекалку,
тренируют ум. Играйте вместе с детьми, собирайте интересные книги по этой теме,
придумывайте
свои
игры,
создавайте
семейную
игротеку.
(
Учитель
показывает
представленные
на
выставке
книги
с
кроссвордами,
ребусами,
шарадами
и
головоломками. Организуется игровая пауза для участников собрания. Им предлагается
решить две – три головоломки.)
Используйте
в
играх
с
детьми
русский
народный
Фольклор:
считалки,
скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и
народной мудрости. Они развивают ум, приносит радость приобщения к светлым мыслям,
тонким чувствам, учат ценить в жизни честность и справедливость.
В
России
называли
забавами,
развлечениями,
потехами.
Они
всегда
помогали
русскому народу облегчить свою жизнь, переставать горевать, успокоиться. Вспомните
давние – давние игровые забавы, такие как «Гляделки», «Замри», «Зеркало» и другие.
Поиграйте с детьми в эти игры, и вы увидите, как рады будут дети, как у вас исчезнет
усталость и плохое настроение.
Не забывайте о спортивных и подвижных играх. Они развивают не только силу,
ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
Не секрет, что значительную часть, времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь
использовать и это время для общения с ребенком. Например, если вы готовите ужин, и
ваш школьник крутится возле вас, предложите ему поиграть в слова, сочинить вместе с
вами сказку, сосчитать предметы в кухне, придумать задачу, посоревноваться с вами в
произнесении скороговорок, сочинении стихов.
Обогащайте совместные «вылазки» на природу или прогулки по поселку игровыми
познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми: историю улиц
и названий , особенности флоры и фауны. Совместно разгадывайте тайны , придумывайте
викторины , загадки , учите детей быть наблюдательными.
Вместе
с
детьми
изучайте
историю
семьи,
своей
фамилии.
Превратите
это
в
увлекательную игру создания своей родословной – составления генеалогического древа.
Привлекайте
к
этой
игре
дедушек
и
бабушек,
сохранивших
семейные
предания
и
традиции.
Это
поможет
расширить
знания
ребенка
об
истории
семьи
и
будет
способствовать формированию у него чувства чести рода и ответственности за свою
фамилию, заботы о сохранении и приумножении добрых семейных традиций.
Домашнюю игротеку пополняйте играми, сделанными своими руками и вместе с
детьми. Эти могут быть головоломки из дерева и бумаги, несложные таблицы, карточки с
буквами и цифрами, нарды, кубики, схемы – путешествия, познавательные лото и другие.
Старайтесь уделять внимание оформлению игровых принадлежностей, они должны быть
красивыми, яркими, привлекать внимание детей не только содержанием, но и внешним
видом.
4. «Конверт дружеских вопросов». Родителям
представляется красочный конверт, в
котором находятся карточки с вопросами. По желанию участники собрания берут карточки
из конверта, читают вопрос и отвечают на него.
Примерные вопросы на карточках:
Можно ли играть с детьми в карты?
Что делать, если ребенок, просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или
слезы?
5.
Заключительный
этап
–
памятка,
которая
рассматривается
в
качестве
решения
родительского собрания.
5.1.Родителям вручаются памятки со следующими советами:
1.Целесообразно начинать играть с самых простых игр, постепенно усложняя игровые
задания и не спеша переходя к более трудным играм.
2.Не следует разучивать сразу очень много игр, ведь ребенок должен «наиграться».
3. Необходимо поощрять детей за успехи в игре – словом, похвалой, оценками, баллами,
очками, распределением призовых мест и.т.п.
4. Надо приучать детей хранить игровые предметы аккуратно, в специально отведенном
для них месте.