Автор: Калиновская Ольга Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: СГСПУ
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: ЭССЕ
Тема: "УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА. КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?"
Эссе: «УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА. КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?»
Учитель сегодня – одна из самых распространённых общественных профессий,
главным назначением которой было и есть воспитание, обучение и подготовка молодого
поколения к жизни в обществе.
По моему мнению, учитель - это не только профессия, это нечто большее, так как
научиться быть учителем невозможно. Учитель – это призвание. Призвание к тому, чтобы
передавать другому всё, что имеешь и что умеешь.
Но каким он должен быть, учитель XXI века? Как сказал Жозеф Жубер:"Обучать -
значит вдвойне учиться."
Современный учитель – это личность, всесторонне развитая, постоянно работающая над
собой и способная интересоваться всем, что его окружает. Также это и организатор, это та
движущая сила, которая пробуждает и побуждает учащихся к знанию, развитию и
самосовершенствованию; но ещё это творчески работающая личность, разнообразно
использующая современные информационные и коммуникационные технологии.
Современный учитель должен обладать умением не только разбираться в потоках
поступающей информации, но и уметь ее систематизировать и разумно, вариативно
использовать в учебном процессе. Ведь творчески работающий учитель – это творческий
ученик.
Таким образом, учитель XXI века – это творческая личность, обладающая
профессиональной, информационной компетентностями. Но пропуском в профессию
станет уважение и любовь к своим ученикам; ведь учитель должен
принимать детей такими, какие они есть, быть терпимым к их ошибкам, но
требовательным к себе.
Я полностью согласна с высказыванием Р. Олдингтона;«Всему, что необходимо знать,
научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.» Нет другой
профессии, которую называют самыми красивыми словами: высокая, благородная,
почетная, душевная, прекрасная…
Нет другого профессионала, к которому предъявляют столько требовании: он должен
быть честным, правдивым, знающим свое дело, компетентным, любящим своих детей,
психологом человеческой души, помощником своих подопечных, вторым «родителем»,
морально устойчивым, требовательным, добрым, строгим, готовых к компромиссу…Он
должен быть первым…
Учитель остается передатчиком знании, культуры, образцом подражания.....
«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в
школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...»,-П.Блонский.
Мы часто вспоминаем своих первых учителей. Тех, которые первыми вселили в нас веру в
себя, надежду в будущее, любовь к знаниям. Ведь именно в школьном коллективе мы
усваиваем не только знания, но и учимся дружить и соперничать, отличать доброе. И он,
школьный учитель становится первым образцом подражания.
Ещё Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте
ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Задача современного учителя сделать так, чтобы человек не только мог проявить себя в
определенное время, в свой «звездный час», но и был готов к постоянному, деятельному
самосовершенствованию и самообновлению. Если человеку дан дар быть педагогом, то он
будет работать с детьми в любой школе, в любой ситуации, при любой обстановке.
Главное, чтобы у него было желание и ему было дано призвание быть педагогом.
Да, не спорю, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе
инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым
материалом. Но прежде всего он должен быть Человеком с большой буквы . А человеком
ты можешь быть при одном условии: умей видеть человека в других, даже самых
маленьких.
Цель учителя 21 века- не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь
каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в
преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки,
результаты своего труда.Как я думаю, условия для успешной работы учителя заключаются
в отсутствии страха перед большой ответственностью, в постоянном поиске, стремлении
больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие
наилучший результат.
Я сама была ребенком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Перед
собой я видела доброго, понимающего человека. Мне хотелось, чтобы учитель меня
любил, уважал, ценил мой малейший успех. Как ни странно, но современные дети
мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность, понимание – вот что нужно
современному ученику.
Я хотела бы закончить мою мысль цитатой Конфуция, подчеркивающую важность
взаимопонимания и уважения между учителем и учениками:«Согласие между учителем и
учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то,
что зовётся умелым наставничеством...».