Напоминание

"Взаимодействие логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Автор: Бушукина Валентина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №21 "Сказка"
Населённый пункт: г Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Взаимодействие логопеда и воспитателя по преодолению

речевых

нарушений

у

дошкольников

с

общим

недоразвитием речи.

В.А. Бушукина, учитель-логопед

МБДОУ детский сад

комбинированного вида №21 «Сказка»

Работа

по

коррекции

речевых

нарушений

и

формированию

правильной

речи

дошкольников

не

может

ограничиваться

рамками

логопедического

кабинета.

Она

эффективна

только

при

условии

закрепления

умений,

полученных

детьми

на

логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями,

педагогом-психологом,

специалистами

ДОУ,

младшими

воспитателями,

родителями.

Центральная фигура единого коррекционного процесса – ребёнок.

Одним из важнейших вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива

является распределение задач.

Важно, чтобы воспитатель и учитель-логопед одновременно, каждый на своём занятии,

решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.

В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать

индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать

развитию восприятия, мотивации, доступных форм мышления.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При

этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной

активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения

коммуникативных

контактов

с

окружающими,

неправильных

приемов

семейного

воспитания и других причин.

В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском

коллективе,

укрепление

веры

в

собственные

возможности,

снятие

отрицательных

переживаний,

связанных

с

речевой

неполноценностью,

формирование

интереса

к

занятиям.

Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления

поведения

ребенка,

вовремя

замечать

признаки

агрессивности,

конфликтности

или

повышенной

утомляемости,

истощаемости,

пассивности

и

вялости,

в

связи

с

этим

предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к

речи и поведению ребенка.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в

зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует

логопедической

непосредственно

образовательной

деятельности,

обеспечивая

необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений,

в

других

случаях

воспитатель

сосредоточивает

свое

внимание

на

закреплении

достигнутых на занятиях логопеда результатов.

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления

представлений об окружающем;

2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной

речи в различных ситуациях общения;

3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков

правильного

произношения

звуков,

звуко-слоговой

структуры

слова,

грамматического

оформления

речи

в

соответствии

с

программой

логопедической

непосредственно

образовательной деятельности.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой

деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. В случае необходимости

воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует

повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой

образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Если диалог воспитателя с

ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь

ребенка

для

исправления

ошибок,

предпочтительнее

использовать

«отсроченное

исправление».

Речь

воспитателя

должна

служить

образцом

для

детей

с

речевыми

нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

Следует

избегать

при

обращении

к

детям

сложных

инвертированных

конструкций,

повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей

детей

с

недоразвитием

речи,

по-разному

реагирующих

на

свой

дефект,

на

коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе

ч е т ко

в ы р а ж е н н у ю

н е в р ол о г и ч е с ку ю

с и м п томат и ку

и

о т л и ч а ю щ и х с я

психофизиологической незрелостью.

В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение

запинок,

на

которых

не

следует

фиксировать

внимание

детей.

О

таких

проявлениях

необходимо незамедлительно сообщить логопеду.

Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее

значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям,

к

соответствующему

речевому

материалу,

к

различным

формам

занятий

содействует

успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых

результатов.

Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу,

речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с

дефектом.

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные

способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может

сделать с помощью взрослого.

Процесс

усвоения

родного

языка,

совершенствования

формируемых

на

логопедической непосредственно образовательной деятельности речевых навыков тесным

образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой

сферы

ребенка.

Этому

способствует

умелое

использование

всех

видов

активной

деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на

всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения

детей, совместные игры. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не

только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции

речевого поведения.

Основой для проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию

речи

служат

постепенно

расширяющиеся

знания

детей

об

окружающей

жизни

в

соответствии

с

намеченной

тематикой

(«Помещение

детского

сада»,

«Профессии»,

«Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т.

д.).

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды,

постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за

явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами,

самостоятельное

участие

в

различных

видах

деятельности,

активные

наблюдения

за

жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или

беседы по картинке.

Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда.

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный

минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить

сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный

для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в

речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в

соответствующий

период

обучения,

а

также

уровень

требований,

предъявляемых

к

самостоятельной речи детей.

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и

формировании

звукопроизношения

по

организации,

приёмам,

по

продолжительности.

Она

требует

различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует

движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем

отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и

положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом

используются

специальные

приёмы

и

отработанные

на

предыдущем

этапе

движения

органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя

внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и

звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово,

предложение, рассказ.

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный

логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

Закрепление у детей речевых навыков

на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй

половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника.

Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми

детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий.

Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные

тетради тех детей, с которыми он занимался утром.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все

остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели

подходят

настольные

и

настольно-печатные

игры.

А

если

воспитатель

при

их

распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт

и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему

следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной

деятельностью – сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т.

п.

Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке.

Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и

воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный

материал для закрепления звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

Занимаясь

с

ребёнком,

воспитатель

обязан

помнить,

что

проговаривание

всего

фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделения

закреплённого

звука

голосом

произноситься

утрированно.

Воспитатель

не

должен

пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие

может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой

материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же

от малыша.

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не

только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно,

чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно.

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

1. Артикуляционная

гимнастика (с

элементами

дыхательной

и

голосовой)

выполняется в течение дня 3 – 5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3 – 5 раз

в день.

3. Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы

выполняется ежедневно после сна.

4. Вечерние

индивидуальные

занятия

воспитателя

по

заданию

логопеда,

закрепляющие

звукопроизношение.

Работа

проводится

воспитателем

по

индивидуальным тетрадям детей.

Содержание данных занятий определено программой:

А) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

Б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

В) упражнение в звуко – слоговом анализе и синтезе;

Г) повторение лексико – грамматических упражнений;

Д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

5. Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным

планом логопедической работы)

Отличительной особенностью фронтальных занятий в логогруппе является то, что

кроме

образовательных

задач

перед

ними

стоят

и

коррекционные

задачи,

непосредственно связанные с темой каждого занятия.

6. Коррекционная работа вне занятий:

Во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно – бытового труда и труда

на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечении.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой

практики

свободного

речевого

общения

детей

и

закрепления

речевых

навыков

в

повседневной жизни и деятельности детей.

Литература

1. Агранович, З. У. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» С

- Петербург «Детство-пресс» 2005 г.

2. Нищева, Н. В. « Система коррекционной работы в логопедической группе для детей

с общим недоразвитием речи» С-Петербург «Детство-пресс» 2004 г.

3. Зернова, Л. П., Зимина,

И. А., Шашкина, Г. Р.

«Логопедическая

работа

с

дошкольниками» Москва 2003 г.

4. Ткаченко, Т. А. «В первый класс без дефектов речи» С-Петербург «Детство-пресс»

1999 г.