Автор: Бушукина Валентина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №21 "Сказка"
Населённый пункт: г Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие логопеда и воспитателя по преодолению речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Взаимодействие логопеда и воспитателя по преодолению
речевых
нарушений
у
дошкольников
с
общим
недоразвитием речи.
В.А. Бушукина, учитель-логопед
МБДОУ детский сад
комбинированного вида №21 «Сказка»
Работа
по
коррекции
речевых
нарушений
и
формированию
правильной
речи
дошкольников
не
может
ограничиваться
рамками
логопедического
кабинета.
Она
эффективна
только
при
условии
закрепления
умений,
полученных
детьми
на
логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями,
педагогом-психологом,
специалистами
ДОУ,
младшими
воспитателями,
родителями.
Центральная фигура единого коррекционного процесса – ребёнок.
Одним из важнейших вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива
является распределение задач.
Важно, чтобы воспитатель и учитель-логопед одновременно, каждый на своём занятии,
решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.
В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать
индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать
развитию восприятия, мотивации, доступных форм мышления.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При
этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной
активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения
коммуникативных
контактов
с
окружающими,
неправильных
приемов
семейного
воспитания и других причин.
В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском
коллективе,
укрепление
веры
в
собственные
возможности,
снятие
отрицательных
переживаний,
связанных
с
речевой
неполноценностью,
формирование
интереса
к
занятиям.
Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления
поведения
ребенка,
вовремя
замечать
признаки
агрессивности,
конфликтности
или
повышенной
утомляемости,
истощаемости,
пассивности
и
вялости,
в
связи
с
этим
предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к
речи и поведению ребенка.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в
зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует
логопедической
непосредственно
образовательной
деятельности,
обеспечивая
необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений,
в
других
случаях
воспитатель
сосредоточивает
свое
внимание
на
закреплении
достигнутых на занятиях логопеда результатов.
Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:
1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления
представлений об окружающем;
2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной
речи в различных ситуациях общения;
3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков
правильного
произношения
звуков,
звуко-слоговой
структуры
слова,
грамматического
оформления
речи
в
соответствии
с
программой
логопедической
непосредственно
образовательной деятельности.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой
деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. В случае необходимости
воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует
повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой
образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Если диалог воспитателя с
ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь
ребенка
для
исправления
ошибок,
предпочтительнее
использовать
«отсроченное
исправление».
Речь
воспитателя
должна
служить
образцом
для
детей
с
речевыми
нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Следует
избегать
при
обращении
к
детям
сложных
инвертированных
конструкций,
повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей
детей
с
недоразвитием
речи,
по-разному
реагирующих
на
свой
дефект,
на
коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе
ч е т ко
в ы р а ж е н н у ю
н е в р ол о г и ч е с ку ю
с и м п томат и ку
и
о т л и ч а ю щ и х с я
психофизиологической незрелостью.
В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение
запинок,
на
которых
не
следует
фиксировать
внимание
детей.
О
таких
проявлениях
необходимо незамедлительно сообщить логопеду.
Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее
значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям,
к
соответствующему
речевому
материалу,
к
различным
формам
занятий
содействует
успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых
результатов.
Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу,
речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с
дефектом.
Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные
способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может
сделать с помощью взрослого.
Процесс
усвоения
родного
языка,
совершенствования
формируемых
на
логопедической непосредственно образовательной деятельности речевых навыков тесным
образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой
сферы
ребенка.
Этому
способствует
умелое
использование
всех
видов
активной
деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на
всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.
В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения
детей, совместные игры. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не
только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции
речевого поведения.
Основой для проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию
речи
служат
постепенно
расширяющиеся
знания
детей
об
окружающей
жизни
в
соответствии
с
намеченной
тематикой
(«Помещение
детского
сада»,
«Профессии»,
«Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т.
д.).
В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды,
постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за
явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.
Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами,
самостоятельное
участие
в
различных
видах
деятельности,
активные
наблюдения
за
жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или
беседы по картинке.
Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда.
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный
минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить
сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный
для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в
речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в
соответствующий
период
обучения,
а
также
уровень
требований,
предъявляемых
к
самостоятельной речи детей.
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и
формировании
звукопроизношения
по
организации,
приёмам,
по
продолжительности.
Она
требует
различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:
Подготовительный этап
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует
движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем
отсутствовали.
Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и
положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом
используются
специальные
приёмы
и
отработанные
на
предыдущем
этапе
движения
органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя
внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и
звукоподражания.
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово,
предложение, рассказ.
Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный
логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.
Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй
половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника.
Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми
детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий.
Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные
тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все
остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели
подходят
настольные
и
настольно-печатные
игры.
А
если
воспитатель
при
их
распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт
и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему
следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной
деятельностью – сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т.
п.
Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке.
Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и
воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный
материал для закрепления звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Занимаясь
с
ребёнком,
воспитатель
обязан
помнить,
что
проговаривание
всего
фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделения
закреплённого
звука
голосом
–
произноситься
утрированно.
Воспитатель
не
должен
пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие
может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой
материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же
от малыша.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не
только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно,
чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно.
Основные направления коррекционной работы воспитателя.
1. Артикуляционная
гимнастика (с
элементами
дыхательной
и
голосовой)
выполняется в течение дня 3 – 5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3 – 5 раз
в день.
3. Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы
выполняется ежедневно после сна.
4. Вечерние
индивидуальные
занятия
воспитателя
по
заданию
логопеда,
закрепляющие
звукопроизношение.
Работа
проводится
воспитателем
по
индивидуальным тетрадям детей.
Содержание данных занятий определено программой:
А) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
Б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
В) упражнение в звуко – слоговом анализе и синтезе;
Г) повторение лексико – грамматических упражнений;
Д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
5. Фронтальные занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным
планом логопедической работы)
Отличительной особенностью фронтальных занятий в логогруппе является то, что
кроме
образовательных
задач
перед
ними
стоят
и
коррекционные
задачи,
непосредственно связанные с темой каждого занятия.
6. Коррекционная работа вне занятий:
Во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно – бытового труда и труда
на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечении.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой
практики
свободного
речевого
общения
детей
и
закрепления
речевых
навыков
в
повседневной жизни и деятельности детей.
Литература
1. Агранович, З. У. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» С
- Петербург «Детство-пресс» 2005 г.
2. Нищева, Н. В. « Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с общим недоразвитием речи» С-Петербург «Детство-пресс» 2004 г.
3. Зернова, Л. П., Зимина,
И. А., Шашкина, Г. Р.
«Логопедическая
работа
с
дошкольниками» Москва 2003 г.
4. Ткаченко, Т. А. «В первый класс без дефектов речи» С-Петербург «Детство-пресс»
1999 г.