Авторы: Кошелева Галина Владимировна, Сорокина Наталья Александровна
Должность: учитель - логопед, инстркутор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 17 "Затейники"
Населённый пункт: город Балаково, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект открытого занятия в логопедической группе "Весь мир театр"
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей
направленности «Весь мир театр»
Автор учитель – логопед Кошелева Галина Владимировна
Цель: познакомить детей с понятием «театр».
Задачи:
• Знакомство детей с историей возникновения театра.
• Развитие интереса к театральной профессии актер.
• Развитие артикуляционного аппарата, а также умения использовать
жесты, мимику, действия для создания целостного образа.
• Побуждение к импровизации с использованием доступных средств
выразительности.
• Развивать умение чувствовать настроение и характер музыки.
• Развивать у детей желание играть с театральными куклами различных
систем.
• Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение,
восприятие детей.
Материал: проектор, компьютер. экран, театральная афиша, микрофон
(игрушечный, персонажи настольного театра (волк, заяц, медведь, колобок,
лиса, сказочные персонажи театра, маски-шапочки персонажей сказки
"Теремок", правила поведения в театре, музыка и картинки сказочных героев
(баба-яга, богатыри, царевна-лебедь, буратино, табличка с 4-мя клеточками
для них, загадки про театр, корзинка с картинками, бабушка-
загадушка (взрослый).
Ход занятия:
Логопед:- Давайте порадуемся солнцу и птицам!
Давайте порадуемся улыбчивым лицам!
«Доброе утро» скажем друзьям мы!
«Доброе утро» останется с нами!
Логопед: - Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро,
добрый день и замечательным вечер, потому что я приглашаю вас совершить
увлекательное путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят
чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери.
Но прежде, чем начать наше занятие - игру, я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно. (театр)
Да, речь сегодня пойдет о театре. Знаете ли вы, что такое театр? Я хочу
немного рассказать об истории театра, а вы мне будете помогать.
Слово «театр» греческое. Что оно означает? Означает оно и место, где
зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень
давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. В какой стране?
Правильно, в Древней Греции.
Жители этой страны строили театры под открытым небом,
в театре была сцена и высокие зрительные места. Женщинам играть в
спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины. Когда играли
грустную пьесу, одевали (какие) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие) –
улыбающиеся маски.
Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы.
Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое
разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях. Участвовали
бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали
на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.
Прошли годы, в каждом городе появились большие, красивые здания
– театры. В них выступают актёры, которые показывают спектакли для нас,
для зрителей. Что есть в театре? (Уютные зрительные места, сцена,
гардероб, буфет и т. д) Какие театры есть в нашем городе? (дети
называют театры).
Стук в дверь (сюрпризный момент).
Бабушка – Загадушка: Здравствуйте, дети! Знаете кто я?
Бабушка – Загадушка: Да, я не просто бабушка, а Бабушка-Загадушка.
Живу давно в лесу далёком.
Мне стало очень одиноко!
Скучно, грустно мне одной
На поляночке лесной!
И тогда решила я:
В гости к вам прийти, друзья.
Вместе будем веселиться!
Пришла с вами поиграть, да загадки загадать! Как вы думаете, какие?
Правильно –театральные! Ну что ж, начнём!
Бабушка-Загадушка: - Молодцы, ребятишки, девчонки и мальчишки! Не
ошиблась в вас я! И для вас у меня ещё игра: «Волшебная корзинка»
Бабушка - Загадушка, держа в руках корзинку, предлагает сложить в неё
слова, которые имеют отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, песня,
гитара и т. д, к театру (занавес, афиша, сцена, актер, репетиция,
гардеробная и т. п.)
Бабушка-загадушка: Я знаю, у вас тоже есть любимая игра, давайте
поиграем!
(Проводится музыкальная физминутка «Зверобика»)
Бабушка-Загадушка: - Какие вы молодцы, всё знаете, всё умеете! А вы
хотите стать настоящими артистами?
Дети: - Хотим.
Логопед: - Чтобы стать артистом, нужно очень многому научиться. Что же
должен уметь делать артист?
Дети: - Выразительно, понятно, четко говорить; правильно дышать;
красиво двигаться.
Логопед: - Сегодня мы с вами станем настоящими артистами, для этого
следует подготовиться. А вот посмотрите, что это такое? (театральная
афиша.)
Сегодня в программе:
Логопед: - Начнем с занятия по технике речи, которое обязательно
посещают все артисты. Сейчас мы с вами будем учиться правильному
речевому дыханию. Без него невозможно красиво, четко и громко говорить со
сцены (проводится дыхательная гимнастика)
Свистит ветер — ССССССС.
Шумят деревья — ШШШШШ.
Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ.
Комар звенит — 3333333333.
Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!
Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила — С! С! С! С!
Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!
1. Интервью" Давайте познакомимся".
Интервью буду брать у вас я, а вы на мой вопрос будете отвечать, но с
разной силой голоса и разными выражениями лица. По моему сигналу вы
должны произнести своё имя тихо и с грустным выражением лица.
Внимание вопрос.
-Как тебя зовут?
А теперь отвечаем на мой вопрос громко и весело.
-Как тебя зовут?
Молодцы!
2. Мы продолжаем. И следующее чудо, с которым мы встретимся
в театре "Изобрази жестом". Я буду называть слово, а вы только жестами
их изображать:
-высокий;
-толстый;
-тише;
-здравствуйте;
-дай;
-нельзя;
-иди сюда;
-не хочу.
Молодцы! Очень хорошо выполнили это задание.
Воспитатель. Чудо-чудо, чудеса
На афише полоса.
3 Игра «Музыкальное послание».
Присаживайтесь за столы и посмотрите на карточки, которые лежат перед
вами. На каждой карточку по 4 квадрата, каждый из которых будет
соответствовать звучащей музыке. А рядом в конвертике лежат сказочные
герои, выложите их из конверта и положите перед собой, но не на карточку.
Сейчас вы будете выбирать к звучащим мелодиям героя сказки. Но сначала
мы назовем этих героев и охарактеризуем их.
Дети:
Баба-яга: страшноватая, злобноватая и хитрая женщина, которая умеет
колдовать.
Царевна –Лебедь: девушка-птица, царственная, плавная, волшебница.
Богатыри: воины, защитники, силачи.
Буратино: Веселый, смелый, очень любопытный деревянный мальчик.
Мелодия №1 –Богатыри
Мелодия №2-Царевна -Лебедь
Мелодия №3-Баба-Яга
Мелодия №4 Буратино
Проверка выполненного задания-слайд-
4. Физкультминутка «В театр мы идем».
С тобой гуляем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте
И песенку поем.
Ля-ля-ля-ля (4 хлопка)
В театр мы идем (шаги на месте).
Ля-ля-ля-ля (4 хлопка)
Мы песенку поем (шаги на месте).
5. Но нам пора дальше. И следующее задание "Куклы на столе". В
нашем театре "настольный театр" по сказке "Колобок".
-Вам нравится эта сказка?
-Давайте обыграем: встречу колобка и зайца, колобка и волка, колобка и
медведя, колобка и лисы.
-Вы настоящие артисты и хорошо знаете эту сказку.
6. А сейчас поиграем с пальчиками (пальчиковая гимнастика).
Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идём мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём и братишке отнесём.
7. Тише, детки, не шумите.
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса.
Сказка спряталась пока!
Не грусти, улыбнись,
Сказка дарит нам сюрприз. (звучит песня «Кукляндия»)
"Живые куклы".
-Ребята, оденьте героев кукольного театра на правую руку, мы их сейчас
оживим.
-Давайте поиграем с ними.
-"Поздороваемся". Кукла кивает головой.
-"Покажите свой наряд". Кукла поворачивается.
-"Похлопайте в ладоши друг другу". Кукла хлопает.
-"Поклонитесь друг другу". Кукла кланяется.
-"Попрощаемся". Кукла машет рукой.
Молодцы, и это вам удалось.
8. В программе у нас следующее задание "Пойми меня".
Давайте поиграем. Тот кого я назову, не скажет вам какой он сказочный
герой, а изобразит его движением, мимикой. Вам нужно его угадать (зайчик,
волк, медведь, лиса, лягушка, мышка).(Дети по одному изображают
сказочного героя. Кого узнали, надеваю маску).
-Из какой русской народной сказки эти герои? (Теремок)
Рефлексия: -Молодцы. Мы сегодня много беседовали о театре. Сегодня
вы все побывали артистами. Мы с вами подготовим сказку Теремок. Как вы
думаете, кому бы мы могли ее показать? (дети предлагают выступить перед
детьми других групп).
- Как хорошо, я очень рада. Чуть позже мы с вами подумаем, как лучше
всего это сделать. Может, мы сделаем пригласительные билеты. Подумаем,
какие декорации поставить, выберем костюмы персонажам. А напоследок я
предлагаю вам выбрать картинки, с тем изображением, которое соответствует
вашему настроению (похвала детей). Давайте попрощаемся с нашими
гостями.
Список литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду., М,
Сфера, 2003,
2. Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. Коррекционная педагогика. М.:
Гуманит. издание центр. Владос, 2004 г
3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. М., 2005г.
4. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей
4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений / М.: Просвещение, 2004.
5. Иванова Г. П. Театр настроений. М., 2006г.
7. Речевые игры и упражнения для дошкольников под ред. Ушаковой О. С.
М., 2001г.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016 г.
9. Развитие речи детей дошкольного возраста под ред. Сохина Ф. А., м.,
1984г.
10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001
11. Использование интернет ресурсов