Напоминание

Готовимся побеждать или практические советы по подготовке к военно-спортивным соревнованиям.

Автор: Хохлов Николай Юрьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Фантазия"
Населённый пункт: г. Воскресенск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Готовимся побеждать или практические советы по подготовке к военно-спортивным соревнованиям.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Готовимся побеждать или практические советы по подготовке к

военно-спортивным соревнованиям.

Сразу

оговоримся,

данный

материал,

относится

к

тем,

кто

всерьез

рассчитывает получить отличный результат, а не просто поучаствовать ради

красивой

бумажки.

Второе,

если

у

вас

отсутствует

достаточная

тренировочная база, эти рекомендации вряд ли вам помогут. Для того, чтобы

подготовить хорошую команду надо иметь, как минимум два ММГ автомата,

пару

магазинов,

пару

ОЗК,

асфальтированную

площадку,

и

огромное

желание.

Для начала рассмотрим, что должен делать наставник, до того, как на

его

стол

ляжет

Положение

о

проведении

тех

или

иных

соревнований.

Готовить

ребят

к

любым

состязаниям

требуется

весь

учебный

период,

обращая внимание на личные результаты всех детей, а не только будущих

сборников.

В

данный

период

лучше

проводить

занятия

по

оттачиванию

индивидуального мастерства каждого. Желательно периодически устраивать

проверочные

занятия,

с

целью

учета

динамики

роста

показателей

воспитанников.

Целесообразно

использовать

опыт

более

старших

воспитанников,

имеющих

свои

тонкости

в

выполнении

упражнений

на

различных этапах.

Не следует упускать из виду и психологический фактор. Руководитель

должен

внимательно

отслеживать,

кто

из

воспитанников

в

каком

микроколлективе предпочитает проводить время, кто пользуется авторитетом.

Не мало важен психологический портрет воспитанника. Руководитель обязан

знать, как ребенок умеет работать в команде, как он умеет адаптироваться в

незнакомой

обстановке,

как

на

него

повлияют

стрессовые

ситуации.

Особенно следует обратить внимание на морально волевые качества каждого

перспективного кандидата. Иногда результат всей команды идет насмарку,

только из-за одного воспитанника, не захотевшего поработать на пределе

своих возможностей, постаравшегося отсидеться за спиной товарищей. Так

же

стоит

присмотреться

к

тому,

склонен

ли

тот

или

иной

ребенок

к

симуляции. Все это в дальнейшем поможет сформировать команду.

В

процессе

подготовки

ребят

к

соревнованиям

следует

регулярно

проводить различные состязания и эстафеты внутри клуба или объединения.

При этом не следует выделять «сборников» в отдельную команду. Напротив,

сильные, середнячки и слабые, должны быть равномерны распределены по

командам, чтобы создать необходимую в данных случаях конкуренцию и дух

соревнований.

Итак, на ваш стол легло Положение о соревнованиях, и вам требуется

собрать команду. Ни в коем случае нельзя собирать команду «звезд». Скорее

всего, здесь вы получите отрицательный результат. Точнее не тот, на который

вы рассчитывали. В команде «звезд» весьма сильна внутренняя конкуренция.

Воспитанники,

являющимися

лидерами

в

своих

микроколлективах

будут

больше

работать

на

личный

результат,

чем

на

командный.

Несмотря

на

наличие

командира,

каждый

будет

«тянуть

оделяло

на

себя».

Возможны

споры

и

выяснения

отношений,

что

создаст

в

команде

напряженную

обстановку. Лучше отбирать тех, кто умеет работать на результат команды,

может подчинить свои интересы интересам коллектива.

Второй

момент,

который

необходимо

учесть

при

формировании

команды.

Если

у

вас

имеется

некоторое

количество

запасных,

то

лучше

готовить всех вместе, держа список основного состава в секрете. Вам потом

будет трудно объяснить тому или иному кандидату, почему он не вошел в

основу,

но

это

позволит

избежать

«звездной

болезни»

отдельных

воспитанников.

Теперь

перейдем

к

организации

тренировочного

процесса.

Здесь

руководитель

команды

просто

обязан

стать

выдумщиком

и

теоретиком.

Изобретая те или иные новации, вы вносите разнообразие в тренировочный

процесс, заставляете ребят относится творчески к решению любой задачи,

стимулируете деятельность команды. Очень тяжело смотреть, как относятся к

подготовке

к

соревнованиям

во

многих

образовательных

учреждениях.

Получив

Положение,

там

собирают

ребят,

более-менее

подходящих

по

физическим

кондициям,

и

просто

начинают

«гонять»

в

соответствии

с

полученной бумагой. Увы. Как правило, такие команды вызывают у судей

лишь

приступы

жалости,

и

непреодолимое

желание

найти

что-нибудь

положительное, дабы общий результат был не совсем плачевным.

Итак,

пробежимся

по

основным

этапам,

которые

как

правило,

присутствуют на большинстве военно-спортивных соревнований.

Строевой смотр. Если у вас не было достаточного времени готовить

ребят в течении года, то, думаю, вам пригодиться следующий совет. Не стоит

сразу браться за слаживание команды, и пытаться выжать максимум из того

что есть. Не выжмите. Лучше разделить занятие на две части. Первая часть –

индивидуальная строевая подготовка. Начинать надо со строевого шага по

разделениям, даже если эти воспитанники занимаются в клубе не первый год.

При

наличии

в

команде

новичков,

желательно

проводить

с

ними

персональные занятия.

Также

слаживание

команды

надо

начинать

с

выполнения

строевых

приемов по разделениям. Это дает возможность воспитанникам подстроиться

друг

под

друга,

а

руководителю

внести

свои

коррективы.

Слаживание

команды

стоит

проводить,

когда

ваши

воспитанники

овладеют

первоначальными навыками строевой подготовки. Сразу поставить в строй и

часами гонять по кругу, результата не даст. Конечно за столь короткий срок

аналог роты почетного караула вам не создать, но выглядеть на строевом

смотре ваша команда будет вполне прилично.

Разборка-сборка

АК.

Здесь

целое

поле

для

разнообразных

экспериментов. Расскажу, как происходит подготовка в нашем клубе. Занятие

первое. Воспитанники выстраиваются в ряд за столами с макетами и перед

ними ставится задача произвести разборку макета автомата за 10 секунд, а

сборку за 15. Оговорюсь сразу, ДТК не откручиваем, пенал не разбираем.

Упражнение

повторяется

до

тех

пор,

пока

все

воспитанники

не

будут

укладываться в указанный норматив. Далее усложняем, разборка – 8 секунд,

сборка – 12.

Занятие

второе.

За

одним

столом

воспитанник,

имеющий

лучший

результат

в

разборке-сборке

автомата,

назовем

его

воспитанник

№1,

за

другим – все остальные, под номером 2. По команде к «Неполной разборке-

сборке

автомата

приступить»,

оба

воспитанника

выполняют

упражнение.

Если воспитанник №2 проигрывает первому, то он обязан выполнить ряд

физических

упражнений.

Желательно

все

оформить

в

виде

шуточного

соревнования. Таким образом, вы достигаете того, что максимальное время

на данном этапе у каждого воспитанника будет весьма приличным.

Когда этап Разборка-сборки проводится в виде эстафеты

желательно

проводить слаживание команды, так как очень много времени теряется на

смену участников. Каждый воспитанник должен четко знать, в какую сторону

он должен отойти, как положить макет автомата.

Есть

еще

один

нюанс.

Готовиться

команде

приходится

на

своих

макетах, а выступать на соревнованиях – на чужих. В нашем клубе проблему

решили так. В ходе подготовки мы используем макеты АКМ, или макеты,

имеющие определенные дефекты, усложняющие разборку-сборку оружия.

Снаряжение магазина. Здесь применяются те же самые методы. Иногда

для тренировки полезно иметь старый магазин с тугой пружиной.

Полоса

препятствий.

Многие

руководители

сетуют

на

отсутствие

полосы препятствий, и как следствие нет возможности эффективно готовить

команду. Здесь не следует забывать, что успешным залогом преодоления

препятствий

служит

наличие

ловкости

и

выносливости.

Для

тренировок

необходимо

использовать

имеющиеся

при

каждом

образовательном

учреждении

спортивные

снаряды

или

аналоги

элементов

общевойсковой

полосы.

Тот

же

«лабиринт»

можно

преодолевать

как

минимум

двумя

вариантами. Первый – мы проходим это препятствие как обычное, второй –

как

«засеку»,

то

есть

преодолевая

поочередно

планки

сверху

и

снизу.

Хорошей подготовкой может послужить проведение тренировок в лесу, на

пересеченной местности.

Так

же

можно

использовать

различные

части

экипировки,

усложняющие

прохождение

препятствий.

Это

зависит

от

фантазии

руководителя. Все, что имеется на спортплощадке, должно использоваться с

максимальной выдумкой.

Стрельба из пневматической винтовки. Здесь особых рекомендаций не

дашь. Тут или ваш воспитанник стрелок от бога, или просто тренироваться до

упаду. Какие приемы применяются в нашем клубе. Например, стрельба с

увеличенной дистанции по маленькой мишени. То есть если в Положении

указано

10

метров,

тренируемся

стрелять

с

15.

Или

учим

производить

стрельбы после 10 отжиманий и приседаний. И так несколько подходов.

Подобное

упражнение

позволяет

подготовиться

к

тому,

что

ваш

этап

«стрельба» может оказаться после этапа «полоса препятствий», и время на

восстановление у вас не будет. Еще один вариант, это стрельба по кругу,

диаметром 3 см.

Историческая викторина. Здесь все гораздо проще. Ни в коем случае не

давайте

детям

ответы

на

вопросы.

А

лучше,

если

вы

расширите

круг

предлагаемых

вопросов.

В

данном

случае

руководителю

остается

лишь

проверить

правильность

найденных

ответов.

Это

гораздо

интереснее

и

важнее

для

детей,

чем

просто

заставить

вызубрить.

При

подготовке

к

соревнованиям

желательно

провести

пару-тройку

зачетных

тестов,

перетасовав вопросы по разным билетам.

Здесь мы рассмотрели лишь несколько примеров, которые могут быть

полезны для подготовки команды к участию в соревнованиях по военно-

прикладным видам спорта. Не стоит забывать и о таких вещах, как настрой

ребят на достижение высоких результатов. В команде должны отсутствовать

склоки,

выяснения

отношений

и

взаимные

упреки.

Результат

будет

положительным только в том случае, если команда представляет из себя

единый организм, живущий по одним законам. Нельзя устраивать подведение

итогов

после

прохождения

того

или

иного

этапа.

Руководитель

обязан

помнить, важен конечный результат, а не промежуточный.

В качестве подведения итогов. Готовится к любым соревнованиям надо

заранее, а если это не получается, руководитель обязан так спланировать

подготовку, чтобы в конце концов результат был высоким. И если у вас

команда молодая, и пока не способна бороться за призовые места, поставьте

ей

вполне

достижимую

задачу,

и

сумейте

поощрить

ребят,

в

случае

ее

достижения. Пусть это будут грамоты, а лучше какие-нибудь значки, которые

они смогут носить на форме. Тем самым вы закладывает фундамент будущих

побед. И поверьте, они не за горами!