Напоминание

КЛАССНЫЙ ЧАС "Личность Суворова А.В. в истории России" 4 класс

Автор: Исаева Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ"Суздальская Православная гимназия"
Населённый пункт: г.Суздаль, Владимирская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КЛАССНЫЙ ЧАС "Личность Суворова А.В. в истории России" 4 класс







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Личность Суворова А.В. в истории России»

Цель классного часа:

Сформировать знания о личности Суворова А.В. в истории России.

Задачи классного часа:

Познакомиться с жизнедеятельностью Суворова А.В.

Узнать интересные факты из биографии Суворова А.В.

Форма проведения групповая работа.

Афоризмы Суворова на доске

Не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над неприятелем победу, но

единственно смешанное с оною военное искусство.

А.В. Суворов

Военная наука – наука побеждать.

А.В. Суворов

Сам погибай – товарища выручай.

А.В. Суворов

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай

своих собственных.

А.В. Суворов

Дисциплина – мать победы. А.В. Суворов

1. Вступительное слово

Итак, сегодня мы снова собрались на наш классный час. Для нас с вами это

всегда важный разговор о главном, сокровенном, рассуждения о людях, о

жизни. Хотелось бы, чтобы сегодняшний разговор был таким же.

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются.

Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ

народных героев, они, как звезды на небосклоне, освещают исторический

путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему

Отечеству и народу.

Есть в русской истории фигуры, с которыми каждого из нас связывает не-

видимая, но неразрывная нить духовного родства и которым обязаны мы

самим своим существованием.

Назовите их, ребята. Верно, среди них московский князь Дмитрий Иванович,

благословенный Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, не

потерпевший ни одного поражения, спаситель России от Наполеона - Михаил

Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков - настоящий,

подлинный, истинный герой Отечества, второй Георгий Победоносец. А

знаете ли вы, кому покровительствует святой Георгий Победоносец?

(Русскому воинству)

2. Решение задачи по истории

В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские

звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал солдатский

учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики - глазомер, быстрота,

натиск. Его воспитанники: Кутузов, Багратион, Раевский. (Александр

Суворов)

Правильно, сегодня мы поговорим о гении военного искусства. Непобедимый

генералиссимус, Светлейший князь Италийский, граф Рымникский и

священной Римской империи. Родоначальником рода Суворовых был

шведский дворянин Юд Сувор, приехавший в Россию при царе Михаиле

Федоровиче в 1622 году. Отец нашего великого полководца был крестник

Петра Великого и считался одним из образованных людей своего времени.

Александр Васильевич родился 13 ноября 1729 года в Москве. Он рано

лишился матери. Тем не менее первые 13—14 лет прошли под ее

непосредственным наблюдением, при полном невмешательстве отца, Василия

Ивановича, всецело поглощенного хозяйственными делами по своему

имению.

В детстве под руководством отца генерала Василия Ивановича Суворова

изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки

( знал 10 языков), закалял свой слабый от рождения организм физическими

упражнениями.

В 1742 году Суворов, двенадцати лет, был записан рядовым в гвардейский

Семеновский полк. Но поступил он туда только через три года, когда ему

исполнилось 15 лет.

Александр Васильевич Суворов. Кавалер всех российских орденов и многих

иностранных. За всю свою карьеру не знал ни одного поражения; дал 60

сражений и все выиграл.

1.

Прочитайте на доске высказывания об этом очень известном в России

полководце.

«Его подвиги были блистательны, мысли глубоки, действия быстры».

«Обедает утром, ужинает днем, спит вечером, часть ночи поет, а на

заре гуляет почти голый или катается в траве, что , по его мнению ,

очень полезно для его здоровья .»

«Это был один из самых необыкновенных людей века,- великий

полководец и великий политик .»

Мальчик рос слабым и болезненным , его отец решил , что карьера

военного не для него, будет он гражданским чиновником .Но Саша мечтал

о военной службе.

- Ребята , как вы думаете , может ли слабый болезненный человек стать

военным ? ( чтобы вы посоветовали мальчику? )

Ответ детей ( Нет, военный человек должен быть сильным и смелым,

потому что приходится жить в разных условиях . Если он часто болеет , он

не сможет служить . Слабый человек не сможет быть защитником . Нужно

заниматься физкультурой , спортом , и тогда станешь сильным и

здоровым. )

3. Работа в группах (3 группы)

1) Каждая группа получает индивидуальное задание

1 группа

Какое препятствие стояло в детстве перед А.В. Суворовым. Как он его

преодолевал?

2 группа

Как вы понимаете выражение: «Воюют не числом, а умением». Докажите

фактами из жизни А.В. Суворова.

3 группа

Что значат слова: «Мне солдат дороже себя?» Почему простые солдаты

становились у Суворова «чудо – богатырями?»

Подготовка к ответам на вопросы длится 3-5 минут. (Вопросы каждой группе

раздаются на карточках).

2) Составление иллюстраций из пазлов. (У каждой группы разрезанные в

виде пазлов иллюстрации известных баталий.)

3) Предлагается пройти тест из 14 вопросов на знание биографии

непобедимого полководца. На каждый вопрос можно выбрать один вариант

ответа.

1. Кем был Суворов по роду деятельности?

- полководцем

- политиком

- ученым

2. Где родился Суворов?

- в Москве

- в Санкт-Петербурге

- в Новгороде

3. Как Суворов получил первые знания в военном деле?

- поступив в военное училище

- дома от своего отца

- поступив на службу в армию

4. Первый воинский чин Суворова

- прапорщик

- поручик

- полковник

5. Автор картины «Переход Суворова через Альпы»

- Айвазовский

- Перов

- Суриков

5. Какие училища называют «суворовскими?»

- военно-воздушные

- военные

- военно-морские

6. Какое образование получает выпускник Суворовского училища?

- высшее

- начальное

- среднее

7. Какими действиями русских войск руководил Суворов при Измаиле?

- отступлением

- взятием крепости

- обороной крепости

8. Во время какого похода Суворова состоялся знаменитый переход через

Альпы?

- французский поход

- швейцарский поход

- итальянский поход

9. Какой город не брал Суворов?

- Измаил

- Берлин

- Киев

10. Кто из российских императоров отправил Суворова в отставку?

- Екатерина II

- Павел I

- он ушел сам

11. Кто, согласно существующей версии, из российских императоров избавил

Суворова от суда со словами «победителей не судят?»

- Александр I

- Павел I

- Екатерина II

13. Какой из афоризмов не принадлежит Суворову?

- Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом.

- Сам погибай – товарища выручай.

- Пуля дура, штык – молодец.

14. За какую кампанию Суворов удостоился звания генералиссимуса?

- за победу над французами

- за швейцарский поход

- за одну из русско-турецких войн

2-ой вариант Взятие Измаила.

-Как вы думаете, легко ли взять такую крепость ?

Что придумал Суворов для взятия Измаила?

- Нужно ли было тратить время на такую подготовку?

Задание №1

Выберите верный ответ и объясните его .

Работа в группах

1.

Что по мнению Суворова , должен уметь , прежде всего, хороший

солдат ?

-красиво маршировать на парадах ;

-понимать смысл военных приемов и использовать их в бою;

-правильно отдавать рапорт и петь военные песни.

2.

Как называется книга, которую написал Суворов для офицеров и

солдат ?

-«Наука побеждать»;

-«Наука отступать»;

-«наука наступать».

3.

Однажды , во время посещения госпиталя, солдат пожаловался , что их

плохо кормят . Как вы думаете , как поступил Суворов?

-отругал солдата за жалобы ;

-пообещал разобраться и сделать так, чтобы кормили лучше ;

-отправил ответственного за провиант (это пищевые продукты , обычно для

армии , похода) под арест на 10 суток.

4.

После взятия Измаила Суворов самовольно захватил еще одну

турецкую крепость . Как вы думаете , что сказала императрица

Екатерина 2, узнав об этом?

-Наказать за самоуправство !

-Победителей не судят !

-Отправить под арест!

Задание №2

Как вы думаете , почему военное училища для мальчиков носят имя

А.В.Суворова?

-Суворовские училища призваны обучать подготовить из мальчиков

истинных защитников нашей Родины , грамотных людей , достойных носить

имя Суворова и быть такими офицерами , каким был Суворов .

4. Зачитываются факты из жизни Суворова А.В. и его выражения,

ставшие «крылатыми». Ребята высказывают свое мнение по каждому

факту и «крылатому» выражению.

- Мудрость не дерется нечаянно. А.В. Суворов

- Быстрота и внезапность заменяют число, натиск и удары решают битву. А.В.

Суворов

- Надежда на себя – основание храбрости А.В. Суворов

- Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте. А.В. Суворов

- Солдат и в мирное время на войне. А.В. Суворов

- Дисциплина – мать победы. А.В. Суворов

- Солдату надлежит быть здоровым, храбрым, твердым, решимым,

правдивым.

- Тяжело в ученье – легко в походе, легко в ученье – тяжело в походе.

Какой то офицер, которого Суворов очень любил и ценил как доброго и

храброго служаку, отличался чересчур уж несдержанным языком и этим

нажил себе таких врагов, что ему и служить стало невмочь. Суворов зазвал

его однажды к себе, запер двери и с видом величайшего секрета сказал ему,

что у него есть злейший враг, который на каждом шагу ему вредит и пакостит.

Встревоженный этим известием и вообще всей таинственной обстановкой

этой беседы, офицер начал было перечислять своих врагов, стараясь угадать,

про кого именно сказал ему фельдмаршал. Но тот только руками махал с

нетерпением и досадой: «Не тот, дескать, вовсе не тот!» Офицер перебрал

одного за другим всех своих недругов и, наконец, объявил, что уж не знает, на

кого подумать. Суворов на цыпочках подошел к окнам, к дверям, послушал,

потом все с теми же шутовскими ужимками подошел к офицеру вплотную и

шепнул ему:

- Высунь язык!

Тот повиновался. Тогда Суворов, указывая пальцем на его язык, сказал ему:

- Вот он! Вот кто твой злейший враг!

Ребята! Как история нашего города связана с А.В.Суворовым?

Просмотр презентации или фильма о селе Кистыш

5. Подведение итогов

Сегодня мы познакомились с выдающимся военачальником –А.В.Суворовым

Давайте еще раз вернемся к высказываниям об этом человеке . Согласитесь

ли вы с их высказываниями ?

Великий, не побежденный в боях полководец внес огромный вклад в

развитие русского военного искусства.

Почему слава Суворова дошла до нынешних дней?

Суворов любил Россию и верил в ее великое будущее. Он любил

славу, но славу свою видел в славе Родины. В годы Великой Отечественной

войны правительство, выражая любовь и уважение нашего народа к

великому полководцу, учредило орден Суворова.

Урок хочется закончить словами великого русского полководца: «Доброе имя

должно быть у каждого честного человека : лично я видел это доброе имя о

славе своего отечества : мои успехи имели исключительной целью его

Спасибо вам за активную работу, радость общения, с нетерпением буду ждать

новой встречи с вами.

Используемая литература:

Всемирное остроумие – М., «Терра», 1999

Соловьев Н., «Мудрость жизни», Пермь, «Полиграфист», 1995

Ростунов И.И. «Генералиссимус А.В. Суворов: жизнь и полководческая

деятельность. М.,:Воениздат 1998

Приложение

«Тяжело в учении - легко в бою!», «Бей не числом , а умением», «Сам

погибай, а товарища выручай», «Учение свет, а неученье тьма!», «За одного

ученого трех неученых дают» , «Жизнь Отечеству - честь никому».

Группа 1

Первое препятствие – здоровье Саши

Слабое здоровье заставило отца сориентировать сына в гражданскую службу;

но убедительные просьбы Александра вынудили изменить родительское

намерение, и Суворов двенадцати лет был записан в лейб-гвардии

Семеновский полк.

Но прежде Саше нужно было заниматься своим здоровьем. Для этого он

занимается зарядкой, обливается ледяной водой, спит на досках и в любую

погоду скачет верхом. Встает в 4-5 часов утра

С младых лет и до глубокой старости Суворов придерживался строгих рамок

режима – он спал при открытом окне в любую погоду, регулярно выполнял

физические упражнения, в утренние часы обливался холодной водой, ел и

пил очень умеренно

Саша рано научился читать и в огромной библиотеке отца выбирал лишь

книги о великих сражениях, знаменитых героях и полководцах, славных

подвигах и беззаветном служении Отчизне. Вот только к огорчению Саши,

все замечательные люди, о которых он читал или слышал, были на редкость

крепкими , рослыми, сильными. Его любимец император Пётр Великий,

победитель шведов, как рассказывал хорошо знавший государя отец, без

труда завязывал узлом, а потом так же легко развязывал толстую железную

кочергу, словно это была верёвка.

Саша, конечно, тоже хотел быть, когда вырастет, могучим, высоким, с

железными мускулами и литым телом мужчиной. Пока же для своих лет он

был мал ростом – сверстники были выше его на целых полголовы, - худ,

слабосилен да вдобавок часто болел. Но это его не останавливало. Он

продолжал читать книги о минувших войнах, о доблестных военачальниках,

знал наизусть планы многих исторических битв, часами сидел над большими

цветными картами, нанося на них стрелками и флажками, как его армия будет

наступать на воображаемого противника.

Однажды ему попало в руки жизнеописание знаменитого французского

маршала Тюренна, жившего в 17 веке. Какова же была радость Саши, когда

он узнал, что в детстве прославленный полководец тоже был мальчиком

слабым и хилым. Родители, заботясь о его здоровье, сначала и слышать не

хотели о том, чтобы сын стал военным. Но Тюрени был настойчив и упорно

добивался своего. Чтобы доказать, что он ничего не боится и вовсе не такой

неженка, как о нём думают. Тюрени как –то раз провёл ночь не в своей

тёплой постели, а прямо на улице, устроившись на подножии пушки, и,

несмотря на снег и холод, спал крепким сном. Там уже к утру и обнаружили

его переполошившиеся родители. С тех пор они больше не препятствовали

ему в намерении, и он в четырнадцать лет поступил на службу.

«Если Тюрени смог это сделать, и ему ничто не помешало, - раздумывал

Саша, -значит, смогу и я». Теперь он каждый день начинал с зарядки,

обливался по утрам холодной водой, спал на жёстком тюфяке. Даже в холод

Саша носил лёгкую одежду и заставлял себя в любую погоду скакать верхом

на коне. Чтобы испытать свою храбрость, он в глухую летнюю ночь целый

час провёл на кладбище. От разных шорохов, зловещего скрипа деревьев,

жутких вскриков какой- то птицы Саше было не по себе, но он не струсил и

не сбежал раньше времени.

С детских лет Суворов занимается в отцовской библиотеке, изучает

артиллерию (род войск) , военную историю . Большое влияние на судьбу

мальчика оказал генерал Ганнибал (прадед А.С Пушкина) – друг семьи

Суворовых, который, заметил тягу мальчика к военному делу и

образованность , повлиял на его отца , чтобы тот избрал для сына военную

карьеру . Обычно в дворянских семьях записывали сыновей в полк при

рождении, и к моменту поступления на службу они получали офицерский

чин, но Сашу в полк не записали и он начал службу в 15лет простым

рядовым Семеновского полка. Здесь же он получил первую награду .

Группа 2

Суворов в мирное время постоянно держался с солдатами так, как будто это

было военное время; он следовал одному правилу: «Солдат и в мирное время

на войне».

Солдаты любили его, говорили его языком, уважали его отцовское попечение

и были счастливы, когда находились с ним... Он изучил военные уставы и

воинские постановления, быт, — все, что окружает солдата, от его ружья до

собственных идей.

На базе русского языка Суворов создал особый язык, и как доступен был

солдату этот лаконичный солдатский язык! Он читал солдатам правила,

которые легко и быстро запоминались. Он говорил, например, так: «Не

обижай обывателя; он тебя поит и кормит».

У Суворова было свое ученье, которое требовало сил, смелости. Оно пахло

порохом войны, а не одной пылью плац-парада, как это было в то время в

Европе. Суворов говорил: «Солдат ученье любит, лишь бы оно было с

толком».

Суворов написал книгу «Наука побеждать». В книге "Наука побеждать"

простым, понятным языком он изложил "три воинских искусства": Первое -

глазомер. Второе - быстрота. Третье - натиск.

Он говорил: «Быстрота и внезапность заменяют число. Натиск и удар решат

битву и приступ предпочтительнее осады». Таковы были его правила.

Он просыпался с первыми петухами. Приказывал слугам: "Если не

послушаю, тащи меня за ногу!" Он спал на сене, укрывался простынёй или

своим кафтаном, каждый день обливался холодной водой, делал зарядку,

бегал, каждую свободную минуту старался использовать для учёбы - учил

языки, литературу, историю. Он избегал всякой роскоши, ел очень простую

пищу, строжайше соблюдал все церковные посты, не исключая среды и

пятницы. А во время Страстной недели Суворов ничего не ел, а только пил

один чай без хлеба. Он вообще был глубоко верующим человеком.

Вера в Бога и в добро всю жизнь руководили Суворовым. Он не начинал ни

одного сражения, не обратившись с горячей молитвой к Богу. И каждую

победу начинал праздновать с благодарственного молебна. Он считал, что и в

армии все должны быть верующими. Суворов говорил: "Неверующее

войско учить, что ржавое железо точить". Суворов был очень скромным

человеком, избегал самолюбования - терпеть не мог зеркал и своих парадных

портретов.

В отличие от родителей других военных, Василий Иванович не добивался

присвоения сыну званий по мере взросления, и 17-летний Суворов прибыл в

полк простым солдатом. Юных гвардейцев в учебных целях заставляли

совершать длинные переходы, разбивать полевой лагерь и проводить учебные

стрельбы. Вот тогда Александру Суворову пригодилась его физическая

подготовка. Вскоре он был произведён в офицеры, в то время как другие

оставались солдатами. В 1762 году он получил звание полковника и стал

командиром Суздальского пехотного полка.

Группа 3

Образцовый солдат, Суворов был и образцовым офицером. Он ходил со

своими солдатами в дальние походы, они преодолевали вброд реки и ручьи,

учились прыгать через широкие рвы. Днём и ночью, летом и зимой, в жару и

мороз Суворов выводил своих солдат выполнять боевые упражнения,

маршировать с ружьём, учил их ходить в атаку. Он казался неутомимым: не

спал по нескольку ночей подряд, питался самой грубой солдатской пищей,

сутками не слезал с лошади. Никто не догадывался, как трудно порой ему

было побороть усталость, не показать, что выбился из сил. Сам еле держась

на ногах, он не только не подавал вида, как ему тяжело, но ещё и шутил,

подбадривал других. Солдаты любили и уважали его за то, что он относился к

ним с добротой и участием. Требовательный к ним, он был требователен и к

себе. Заботился о солдатах, относился к ним с уважением, делил с ними

тяжести и невзгоды беспокойной походной жизни. Много сил отдавая

обучению и воспитанию войск . Столкнувшись с рекрутами, вчерашними

забитыми крепостными крестьянами, Суворов стремился сделать из них

находчивых солдат. Он прекратил телесные наказания за дисциплинарные

нарушения. Начал учить солдат читать, писать и считать, чем вызвал

недоумение офицеров.