Напоминание

"Условия повышения качества знаний обучающихся"

Автор: Капранчикова Ольга Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ Латненская поселковая СОШ
Населённый пункт: пос. Латная Семилукского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Условия повышения качества знаний обучающихся"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

"Условия повышения качества знаний обучающихся."

"Эффективность урока - как условие повышения качества знаний обучающихся."

«Урок-первая искорка, зажигающая факел любознательности»

В. А. Сухомлинский

.

Урок- это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. И где

как не на уроке необходимо создавать условия для повышения качества знаний.

Урок является основным компонентом школьного образования. Одной из важнейших

задач образования на современном этапе, является повышение эффективности урока как

средства повышения качества образования. Слово «эффективность» в переводе означает

– результат, какого-либо действия.

Из года в год миллионы учителей произносят фразу: «Иду на урок!

Каким он нам видится? Прохождение ли программного материала при абсолютной тишине

и повиновение учащихся? Гладких ли ответов отдельных ребят по пройденному

материалу, или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде

всех?»

Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть

эффективный урок, каким он может быть, если в эффективном уроке соседствует

традиционное и новое?

Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала учениками.

Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не

усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить

намеченный объем знаний, выработать нужные умения и навыки. Когда урок делают

вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его

эффективности.

"Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии,

творчества, окружавший детей до школы, не закрыли перед ребенком классной дверью." В.

А. Сухомлинский.

Прочитав это выражение В. А. Сухомлинского однажды, я для себя сделала вывод: урок для

ребенка должен быть интересен. Поэтому одним из важнейших критериев эффективности

современного урока я считаю - развитие личности, через познавательную деятельность - игру.

Я использую как отдельные игры на уроках, так и провожу нестандартные уроки в виде КВН,

урок - сказка, урок - игра "Что? Где? Когда?" и др. Чаще всего игровые моменты присутствуют на

уроках химии в 8 классе для простоты запоминания, т. к. распределение программного материала

именно на плечи восьмиклассников положило непосильную ношу.

Приведу несколько самых простых игр из моей копилки. Для повторения и актуализации знаний:

игра - "Руки вверх". Чаще всего использую для закрепления новых понятий. Для проведения

игры необходимо изготовить карточки с перечнем различных понятий. Обычно заранее предлагаю

это сделать самим же учащимся, они это делают с удовольствием. Для некоторых это один из

способов получить дополнительную оценку. Перечень понятий можно демонстрировать на

слайдах презентации.

Задание. Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, показывая карточку.(Это же

задание можно предлагать на сладе). Дети читают карточку, или просматривают слайд и если то

что они прочли означает - вещество, то дети поднимают руки вверх; если прочитанное слово -

тело, то опускают вниз. Ученик, допустивший ошибку, даёт определение вещества или

физического тела.

С учащимися 10 класса при изучении органической химии можно проводить игру "Кто лучше".

При изучении темы "Геометрия пространственного строения молекул с определенным типом

гибридизации" у детей должны четко складываться картинки молекул. Что дается не многим и с

трудом.

Задание. Собрать шаростержневые модели молекул с определенным типом гибридизации,

используя различный материал. Например: разноцветный пластилин и спички, надувные шарики.

Ребята работают в группах и с большим удовольствием. Полученная модель яркая и запоминается

лучше.

Использую и подвижные игры. Вот одна из них "Кто дальше". Игра тренирует умение

слушать, анализировать, делать выводы. Учащиеся встают на стартовую линию и по

команде учителя начинают движение вперед.

Задание. Назвать тип химической реакции, указанной на слайде презентации, карточке в

руках учителя (можно придумать и другие варианты). При правильном ответе делается

шаг вперед. Если ответ неверный, ученик остается стоять на месте. Выигрывает тот, кто

прошагает дальше всех.

При изучении в 8 классе темы"Строение атома", можно использовать ролевые игры.

Ролевая игра. Ребята распределяют роли: ядро, электроны и пытаются представить

движение электронов вокруг ядра. Так как электроны совершают вращение вокруг ядра и

одновременно вокруг собственной оси, представить это сложно, но когда ребята сами

демонстрируют простейшую модель атома водорода, дети это запоминают на долго.

Запоминают даже кто какую роль выполнял: кто был ядром, а кто электронами.

Соблюдая принципы игровой деятельности, я получаю хороший результат. В игре дети

учатся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

После урока дети делятся впечатлениями со своими товарищами, рассказывают как прошел

урок тем, кто отсутствовал на уроке. У детей есть мотивация к учению, поэтому они с

удовольствием получают знания, и являются активными участниками процесса обучения.

Главное условие повышения качества знаний – способность учителя совершенствовать

урок, постоянно повышать его эффективность. Находить новые подходы, приемы

обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому

предмету, повышать качество знаний учащихся.