Напоминание

"Методические рекомендации для концертмейстеров в классе вокала".

Автор: Иотова Ирина Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Елизовская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Елизово, Камчатский край
Наименование материала: конспект мастер-класса
Тема: "Методические рекомендации для концертмейстеров в классе вокала".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Елизовская детская музыкальная школа»

Мастер-класс концертмейстера Иотовой Ирины Владимировны

в классе вокала с начинающим концертмейстером

Колушевой Надежой Васильевной

Тема урока: «Методические рекомендации для концертмейстеров в классе

вокала».

Дата и место проведения:

18 ноября 2017г.,

Елизовская детская музыкальная школа

Присутствовали:

Брызгалова И.В.

Кольева М.А.

Шумицкая Т.А.

Копцева Г.Ю.

План занятия:

1.

Вступительное слово.

2.

Качества и навыки, которыми должен обладать пианист, чтобы быть хорошим

концертмейстером.

3.

Этапы работы над аккомпанементом вокального сочинения.

4.

Правила сценического поведения.

5.

Заключение.

6.

Анализ мастер-класса.

7.

Список нотной литературы.

Цель мастер-класса:

Создание совместно с солистом цельного, яркого, эмоционального, убедительного

образа музыкального произведения.

Задачи мастер-класса:

Развивающие:

Формирование

и

постоянное

закрепление

навыка

аккомпанирования

с

листа,

Пение под свой аккомпанемент с листа,

Переложение аккомпанемента,

Образовательные:

Пополнение багажа знаний,

Изучение методической литературы для концертмейстеров,

Воспитательные:

Воспитание

волевых

качеств:

усидчивости,

твёрдости

характера,

такта,

самодисциплины.

Основные методы работы:

Словестный (беседа, объяснение),

Демонстрационный (показ, исполнение),

Исполнительский (концертное исполнение произведения).

Для

подготовки

к

мастер

классу

использованы

интернет

ресурсы,

специальная

справочная литература. В проведении мастер – класса были использованы аудио записи и

нотная литература.

«Для того, чтобы создать

произведение

искусства, - надо уметь это делать».

А. Блок

Вступительное слово.

Концертмейстерство - самая востребованная форма в педагогической практике в

музыкальной школе. Авторская интерпретация музыкального произведения складывается

из

совместной

творческой

работы

солиста

и

аккомпаниатора.

Здесь

потребуется

профессиональная чуткость с тем, чтобы подчеркнуть индивидуальность солиста, умение

для совместного раскрытия образа произведения.

Хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем солировать на инструменте. В

процессе

деятельности

пианист

развивает

в

себе

навыки

концертмейстера,

которые

являются

необходимым

дополнением

к

исполнительским

умениям

и

навыкам.

Когда

аккомпаниатор станет внимательным к исполнению солиста, то есть ощутит очень тесную

связь с партией последнего, тогда его игру можно назвать профессиональной.

Концертмейстерское

искусство

является

неотъемлемой

частью

музыкального

исполнительства

и

образования.

Данный

вид

деятельности

по

праву

относится

к

музыкальной

педагогике,

поскольку

по

определению

концертмейстер,

в

отличие

от

аккомпаниатора,

должен

уметь

осуществлять

при

необходимости

педагогические

функции, помогать солисту осваивать его партию, объяснять ансамблевые задачи.

В

деятельности

концертмейстера

объединяются

творческие,

педагогические

и

психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и

конкурсных ситуациях.

1.

Качества и навыки, которыми должен обладать пианист, чтобы быть

хорошим концертмейстером.

/теоретическая часть/

- техничное владение инструментом;

Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем

арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, таких

как: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», обеспечить живую связь

музыкальной ткани, дать дирижёрскую сетку и т.п. Концертмейстер должен быть очень

хорошим

и

подготовленным

пианистом.

В

классе

вокала

встречаются

по-настоящему

виртуозные партии, требующие много времени для качественного выучивания. В их числе

многие концертные оперные арии и романсы Чайковского и Рахманинова

.

(пример: С. Рахманинов, «Кольцо»)

- навык чтения с листа (способы работы);

Произведение исполняется 3 раза. Первый раз (1) от начала до конца. Анализируются

те места, которые не получились. Второе исполнение (2) заключается в проигрывании

таких мест. Третье исполнение (3) контрольное. Этот способ даёт хорошие результаты. При

этом обязателен предварительный просмотр произведения! Важно научиться читать бас и

мелодию

без

аккордового

сопровождения

(1+3).

Следующий

этап

объединение

в

правую руку вокальной строчки и аккорда (2+3). Третий этап – сборка всего произведения

(1+2+3).

(пример: М. Балакирев, «Слышу ли голос твой»)

- умение петь под свой аккомпанемент;

Этот навык очень полезен и незаменим в работе, т.к. даёт возможность

концертмейстеру

найти

баланс

звучания

между

партиями

(не

перегрузить

тяжёлым

звуком фортепианную партию, дать вокалисту свободу и естественность динамической

интерпретации,

понять,

какими

должны

быть

темп,

характер

произведения,

сила

звучания,

местоположение

люфтов,

ускорения

и

замедления).

То

есть,

весь

ход

произведения концертмейстер пропускает через свои ощущения. Чем лучше развит этот

навык, тем ближе к образу и стилю удастся исполнить выбираемое сочинение.

(пример: М. Балакирев, «Взошёл на небо месяц ясный»)

- умение помочь солисту раскрыть образ произведения;

Рассказ о стиле, эпохе, композиторе. Помощь в создании вместе с солистом картинки

происходящего, т.е. «маленького спектакля в песне».

(пример: М. Раухвергер, «Кто сказал, что я драчун?»)

- умение оттенить солирующую партию;

К

ак в вокальной, так и в инструментальной партии есть солирующие эпизоды, а есть второй

план, который создаёт необходимую окрашенность партии солиста, высвечивает её с лучшей по

звучанию стороны. Яркость пианиста должна проявляться без нарушения ансамбля.

Важно выделить унисонные аккомпанементы, которые дублируют сольную партию. Чтобы не

мешать свободной интерпретации вокальной партии, можно, сохраняя ритмическую пульсацию

мелодии, сделать обработку аккомпанемента так, чтобы в нём не повторялась сольная тема.

Важно

это

сделать

грамотно,

так

как

на

конкурсах

приветствуется

аккомпанемент,

не

дублирующий мелодию.

(пример: Г. Гертнер, «Танцующие Эвридики»)

- навык построения вертикали;

Когда вокальная строка хорошо выучена, на первый план выходят ансамблевые

задачи. Концертмейстер в дуэте является дирижером. Он более грамотен, лучше владеет

формой

и

временем.

Учитывая

пожелания

солиста,

пианист

его

ведет,

дает

дышать,

органично идет за певцом во время замедлений и ускорений. Вообще, все темповые

повороты

желательно

оговаривать

и

репетировать

с

учеником

до

выступлений.

Это

связано с дыханием и чувством формы. В дуэте должен быть соблюден один стиль и

образ. Концертмейстер заражает солиста своей игрой. От качества исполнения вступления

и проигрышей может зависеть успех солиста-вокалиста. Концертмейстер должен знать все

три строки партитуры и быть включенным в процесс на протяжении всей репетиции или

выступления на публике.

(пример: Э. Григ, «В челне»)

- знание основ вокала (постановки голоса, правильного дыхания, артикуляции);

Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер наблюдает за

выполнением

певцом

указаний

его

педагога

по

вокалу.

Он

должен

следить

за

точностью

воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции,

осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер

должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, артикуляции,

диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами и т.д.

- умение упрощать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре, не нарушая замысла

автора;

Очень часто переложение оркестра в виде клавира жутко неудобно для пианиста. Я

рекомендую пианистам в этом случае упрощать оркестровую партию, выпуская часть нот

и изобретая удобную аппликатуру. В противном случае исполнение произведения не

будет ярким и превратится в мучение.

Существует и обратная проблема. Это больше касается песенного репертуара, где

используются

простейшие

гармонические

последовательности,

наличие

малого

количества аккордов, многочисленные повторения запевов и припевов, проигрышей. В

этом

случае

с

помощью

вариативности

фактуры

примитивное

изложение

нужно

превратить в интересное музыкальное повествование.

(пример: М. Парцхаладзе, «Мамина песенка»)

- умение (при необходимости) подсказать ученику поэтический текст и подыграть

вокальную строчку;

Это касается выступлений на эстраде. Концертмейстер для солиста не только

сотоварищ по творчеству, но и надёжный тыл. Всегда! Он чувствует состояние голоса,

дыхания,

психологически-эмоциональную

настроенность

партнера,

которого

на

сцене

пианист должен бережно и надежно любить. Забыл солист слова - мгновенно четко, но

тихо подскажи. Пропустил солист какую-то долю такта, фразы, а иногда и строчку-две, к

сожалению, - мгновенно «поймай», подхвати.

-

умение

компенсировать

настроение,

темп,

если

задуманное

преподавателем

исполнение пострадало от волнения юного певца;

Особую сложность в ансамбле представляют ученики, у которых страдает ритмическая

пульсация или недостаточно развита память на темпы. Иногда же солист просто в силу

особого эмоционального состояния на сцене совершенно уверен, что он взял верный

темп

-

причем

отклонения

бывают

различные.

Ученику

может

показаться,

что

темп

нормален,

в

то

время,

когда

со

стороны,

очевидно,

что

это

чуть

ли

не

предельная

скорость. В этом случае концертмейстер имеет право очень деликатно, почти незаметно

влиять, корректировать на сцене темповые отклонения от задуманного. Здесь уместно

затронуть проблему лидерства в ансамбле. Бесспорно, партия солиста - партия главная, а

потому изначально лидирующая. И если ученик-солист одарен, энергичен как музыкант,

то иерархия подчиненности складывается естественно, в соответствии со значимостью

партий исполнителей. Другая картина видится в том случае, если ученик ещё не в полной

мере

владеет

профессиональными

навыками,

умением

адекватно

слышать

себя

со

стороны, проявляет пассивность в реализации художественного замысла произведения.

Нередко

у

таких

учеников

наблюдается

бедность

музыкальных

представлений,

неразвитость

слухового

контроля,

однолинейное

восприятие

музыки.

Поэтому,

в

этих

случаях солисту-ученику необходим определенный «диктат» воли пианиста, а значит ярче

бас, акценты, возможно, подбодрить ученика кивком головы перед вступлением и др. А

иногда концертмейстер должен сдержать своей волей бурные необузданные эмоции

ученика, особенно в ярких по динамике и быстрых по темпу произведениях. В любом

случае

нужна

гибкость,

координация

исполнительских

намерений

ученика

и

концертмейстера,

объединение

их

общим

художественным

замыслом

музыкального

произведения.

- владение жанрами и стилями произведений разного времени;

В классе сольного вокала в школах разучивают и исполняют произведения различных

жанров.

Это

вокализы,

старинные

арии,

романсы,

классические

оперные

арии

и

народные песни. В каждом жанре есть своя специфика и сложность. В вокализах важно

умение

сольфеджировать

и

продемонстрировать

разные

штрихи

и

технику

звукоизвлечения. В старинных ариях важно умение передать стиль той эпохи. Романс –

это камерный жанр, здесь важен образ и настроение. В оперных ариях очень важен образ,

характер героя и техника исполнения. В народных песнях нужно научиться передать

национальный колорит разных стран. Все эти разные задачи помогает преодолеть опыт

концертмейстера.

Постоянно

объясняя

и

исполняя

разную

музыку,

концертмейстер

расширяют кругозор молодого исполнителя.

2. Этапы работы над аккомпанементом вокального сочинения.

/практическая часть/

1.

Разучивание фортепианной партии:

/для работы взята ария Иоланты из одноимённой оперы П.И. Чайковского. За

инструментом концертмейстер ЕДМШ Колушева Н.В. Идёт разучивание нотного

текста с остановками для уточнения ритма и темпа. Уделяется время на работу над

техническими сложностями (используется практический показ) /

Работа

над

фортепианной

партией

происходит

так

же,

как

работа

над

произведением по специальности.

В классе вокала встречаются по-настоящему

виртуозные партии, требующие много времени для качественного выучивания.

2.

Разучивание вокальной строчки:

/концертмейстер на фортепиано играет вокальную партию и учит её, как учил бы

солист;

преодолеваются

стеснение

и

неудобства

(используется

практический

показ)/

Этот этап необходим для того, чтобы почувствовать темп произведения, моменты

взятия

дыхания,

ощутить

сложность

взятия

высоких

нот.

Причём,

наличие

вокальных данных концертмейстеру не обязательно.

3.

Выучивание поэтического текста:

/выразительное

чтение;

разбор

каждой

фразы

вокального

текста,

причём

с

преувеличенной

интонацией,

выделяя

ключевые

слова;

установление

кульминационных

моментов;

определение

формы

всего

произведения

(идёт

обсуждение вариантов прочтения) /

Если концертмейстер свободно владеет вокальной партии во всём её смысловом

объёме, то вокалисту будет комфортно во время исполнения.

4.

Возвращение к работе над фортепианной партией:

После

этапа

выучивания

поэтического

текста

необходимо

вернуться

и

откорректировать

звучание

вступления,

заключения

и

проигрышей

в

партии

концертмейстера в соответствии с поэтическим содержанием.

/идёт

работа

над

проигрышами,

в

которых

на

концертмейстере

лежит

ответственность за замедления и возвращение в прежний темп; не сразу удаётся

соразмерить скорость звучания вокальной партии с фортепианной (используется

практический показ) /

5.

Совмещение трёх строчек в исполнении концертмейстера:

Этим навыком должен обладать каждый концертмейстер вокального класса. Во-

первых: слышать и понимать всю партитуру; во-вторых: уметь показать ученику

конечный результат.

/попытка озвучить трёхстрочное изложение (помощь и практический показ) /

6.

Вопросы педализации:

Это

очень

важная

и

ответственная

задача!

Русский

педагог

и

композитор

А.Рубинштейн говорил, что ¾ искусства фортепианной игры заключается в хорошей

педализации.

Правая

педаль

придаёт

звуку

продолжительность,

полноту

и

красочность, влияет на силу звука, делает звук более протяжённым, певучим; левая

педаль влияет на тембровую окраску.

/работа над педализацией второй части, где нужно связать терции шестнадцатыми

в правой руке, но в тоже время не потерять штрих стаккато в левой (используется

практический показ) /

Умелая, тонкая педализация – одна из основных задач пианиста; не случайно А.

Рубинштейн называл педаль «душой фортепиано».

7.

Точная интерпретация авторского текста:

В

данной

арии

важна

последовательность

изложения,

подчинённость

поэтическому тексту партии концертмейстера, проведение яркой кульминации в

конце

произведения.

Важно,

чтобы

хватило

физических

сил

до

конца

произведения, где необходима вся динамически окрашенная палитра звучания.

Поэтому важно не торопиться в изложении музыкального произведения, быть

последовательным в прочтении чувств, эмоций, искать естественность в звучании

каждого периода романса, плавно переходить от одного периода произведения к

другому,

и

«высвечивать»

каждый

эпизод

нотного

текста

(используется

демонстрационный

показ

и

исполнительский,

т.е.

концертное

исполнение

произведения концертмейстера и солиста).

Е. Шендерович в своей книге «В концертмейстерском классе» писал: «По-

видимому, ни один инструментальный аккомпанемент не играет столь важной

драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений…»

Правила сценического поведения.

В ансамблевой практике существуют негласные правила сценического поведения, о

которых

не

должен

забывать

концертмейстер-пианист,

выступающий

с

учеником.

Коснёмся некоторых из них. Первое правило гласит - выход концертмейстера на сцену

должен быть на несколько шагов после солиста. Стул у рояля следует обходить только

слева,

к

публике

поворачиваться

только

лицом,

а

не

спиной.

Пауза

перед

началом

произведения зависит от солиста, а концертмейстер не должен проявлять нетерпения или

вальяжно отдыхать. Не менее значимо поведение концертмейстера и после окончания

музыкального

произведения.

Сценическая

реальность

такова,

что

когда

отзвучала

последняя

нота

произведения,

концертмейстер

остается

в

тени,

а

аплодисменты

достаются

солисту.

Такова

жизнь,

и

ничего

обидного

в

этом

нет.

Если

же

в

душе

аккомпаниатора появляется обида или болезненное ощущение - он не концертмейстер,

не партнер по своей натуре, потому что психологически надо ощущать успех солиста как

общий успех.

заключение

Пианист-аккомпаниатор, независимо от того, играет ли он с профессиональным

солистом или с учеником — основа целого, всей воссоздаваемой музыки произведения. В

руках

его

сосредоточена

большая

часть

«музыкального

пространства»:

гармония,

метрическая структура, богатство тембрового колорита, словом, все, что сольная партия

сама

дать

не

в

состоянии.

В

музыкально-педагогической

практике

утверждается

положение о том, что деятельность концертмейстера напрямую влияет на эффективность

образовательного

процесса,

на

музыкальное

развитие

учащихся-солистов,

на

уровень

совместных концертных выступлений. Концертмейстер, имеющий большой опыт работы в

вокальном классе, овладевает определенными знаниями в области методики обучения

вокала

и

нередко

при

необходимости

может

заменить

педагога

по

специальности.

Излишне говорить, что хорошая концертмейстерская игра всегда благотворно действует на

солиста, а небрежное исполнение снижает настроение, творческий настрой, качество

ансамбля в целом.

Концертмейстерская работа приносит внутреннее удовлетворение и успех всему

коллективу,

развивает

личностные

качества:

терпение,

волю,

восприимчивость,

отзывчивость, трудолюбие.

Анализ мастер - класса на тему «Методические рекомендации для

концертмейстеров в классе вокала».

Общие сведения.

1.

Мастер – класс на тему «Методические рекомендации для концертмейстеров в классе

вокала».

2.

18.11.2017г. МБУ ДО «ЕДМШ».

3.

Иотова Ирина Владимировна.

4.

Педагоги и концертмейстеры образовательного учреждения МБУ ДО «ЕДМШ».

5.

Мастер – класс является разовой формой работы.

Цель мастер-класса:

Создание совместно с солистом цельного, яркого, эмоционального, убедительного

образа музыкального произведения.

Задачи мастер-класса:

Развивающие:

Формирование

и

постоянное

закрепление

навыка

аккомпанирования

с

листа,

Пение под свой аккомпанемент с листа,

Переложение аккомпанемента,

Образовательные:

Пополнение багажа знаний,

Изучение методической литературы для концертмейстеров,

Воспитательные:

Воспитание

волевых

качеств:

усидчивости,

твёрдости

характера,

такта,

самодисциплины.

Анализ подготовки мастер – класса.

1.

Мероприятие

разработано

по

соглашению

с

администрацией

МБУ

ДО

«ЕДМШ».

Ход

мастер – класса: вступительное слово, теоретическая часть, практическая часть с работой

участников

мастер

класса

(разработаны

Иотовой

И.В.),

беседа

на

тему

«правила

сценического поведения» и заключительное слово.

2.

Этапы работы:

а) планирование мастер – класса / разработала Иотова И.В., утверждено учебной частью/,

б) подготовка нотного материала /список прилагается/,

в) создание карт с программой мастер – класса,

г)

для

подготовки

к

мастер

классу

использованы

интернет

ресурсы,

справочная

литература.

Анализ хода мероприятия

Цели и задачи, поставленные перед участниками мастер – класса, были озвучены в кратком

вступительном слове. В ходе теоретической части были использованы нотные образцы романсов и

песен с их иллюстрацией. В ходе практической части проведена поэтапная работа над арией

Иоланты из одноимённой оперы П. Чайковского с Колушевой Н.В.

В ходе мероприятия молодой концертмейстер приобрёл навыки работы над вокальным

произведением.

Результатом работы стало концертное проигрывание арии в исполнении Колушевой Н.В. и

ученицы вокального класса Поляковой Эллины.

Все участники мастер – класса остались довольны итогами. Педагоги отметили, что некоторые

виды работы будут применять в своём классе для получения более высокого результата.

Общая оценка мероприятия.

В ходе мастер – класса между коллегами царила дружественная, творческая атмосфера. Цель и

задачи, поставленные педагогом, были достигнуты.

Отзыва и предложения участников урока.

Провести мастер – класс на тему «Агогика и вокальная динамика».

Список нотной литературы,

используемой в работе мастер - класса:

1.

С. Рахманинов, «Кольцо».

2.

М. Балакирев, «Слышу ли голос твой».

3.

М. Балакирев, «Взошёл на небо месяц ясный».

4.

М. Раухвергер, «Кто сказал, что я драчун?»

5.

Г. Гертнер, «Танцующие Эвридики».

6.

Э. Григ, «В челне».

7.

Ария Иоланты из оперы П. Чайковского «Иоланта».