Автор: Бредихина Ольга Михайловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Иловатская сш"
Населённый пункт: Волгоградская область Старополтавский район с. Иловатка
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как активный метод обучения коммуникации на уроках немецкого языка
Дидактическая игра как активный метод обучения коммуникации учащихся на
уроках иностранного языка.
На протяжении всего периода становления и развития педагогики от Я.А.
Коменского до наших современников многие ученые высказывались идеями
активизации обучения. По характеру учебно-познавательной деятельности
методы
активного
обучения
подразделяют
на:
имитационные
методы,
базирующиеся
на
имитации
профессиональной
деятельности,
и
неимитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые
и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, а
игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные
игры,
игровые
ситуации,
ролевые
игры,
игровые
приемы
и
процедуры,
тренинги в активном режиме, имитационные модели, имитационные игры.
В
целях
представления
возможностей
активизации
обучения
языковой
и
речевой
компетенциям
немецкого
языка
рассмотрим
особенности
применения дидактической игры.
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному
моделированию
изучаемых
систем,
явлений,
процессов.
Она
является
неотъемлемым компонентом активного обучения. Это путь для активизации
учебно-познавательной
деятельности
учащихся
с
целью
формирования
определённых
умений
и
навыков,
необходимых
для
практической
деятельности.
Следует отметить, что использование дидактической игры как активного
метода
обучения
отличается
целостностью
и
активностью
учащихся,
где
присутствует их самостоятельная учебная деятельность. Как отмечал Иоганн
Генрих Песталоцци (1746-1827), обучение происходит через «голову, сердце
и руки», то есть когнитивное, эмоциональное и психомоторное обучение
учащихся.
Можно
утверждать,
что
когда
представленное
учащемуся
иностранное
слово
пройдёт
все
эти
этапы,
то,
бесспорно,
оно
будет
использовано
им
в
коммуникативной
ситуации
в
жизни.
Организация
дидактической
игры
на
учебных
занятиях
по
немецкому
языку
предусматривает:
— открытость для социальных тем, актуальных возрасту учащихся;
—
коммуникативный
успех,
которому
придаётся
большее
значение,
чем
формальной корректности;
—
использование учебной
коммуникативной
ситуации
и
учебного
материала, которые побуждают к говорению;
— нераздельность этапа упражнения и этапа коммуникации;
— различные формы работы: самостоятельно, в парах, в группе;
— формирование у учащихся помимо речевых и языковых компетенций
умения работать в команде, самостоятельность в обучении;
— реализацию принципа целостности, что значит, учащиеся обучаются через
мысли, чувства и действия.
Также, детально продуманная и методически грамотно организованная игра
является таким приёмом обучения, который позволяет комплексно решать
задачи
как
практического,
так
и
воспитательного,
развивающего
и
образовательного
характера.
При
выборе
того
или
иного
вида
игр
я
руководствуюсь,
прежде
всего,
целями
её
проведения.
Цели
проведения
дидактических
игр
многообразны:
формирование
навыков
говорения,
использования
грамматических
конструкций
в
речи;
совершенствование
навыков
письменной
речи;
пополнение
словарного
запаса
учащихся;
формирование у учащихся мотивации к изучению немецкого языка и др.
Используемые
мною
игровые
задания
при
организации
учебно-
познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по немецкому
языку
подвергаются
трансформации,
изменению
согласно
решаемым
задачам:
так,
работу
в
парах
можно
провести
в
нескольких
ракурсах,
организовав беседу с партнёром, сидящим позади, впереди, диагонально.
Таким образом, обеспечив максимальный коммуникативный уровень занятия.
Имеющиеся дидактические игры можно классифицировать: по количеству
участников: индивидуальные, парные и групповые; по характеру учебного
материала: грамматические, лексические, страноведческие и др.; по форме и
содержанию
проведения:
игры
с
вопросами, игры с карточками, игры с
кубиками, игры с игровым полем, игры-домино, игры-мемори, игры-пазлы и
др.
Дидактические игровые задания позволяют учителю организовать учебную
деятельность
по
языку,
учитывая
основные
тенденции
в
развитии
современной методики обучения иностранным языкам: коммуникативную
направленность
учебных
занятий,
активизацию
речемыслительной
деятельности
учащихся
в
процессе
овладения
языком
как
средством
общения,
повышение
качества
языкового
образования,
индивидуальный
подход к обучающимся и развитие интереса к предмету.