Напоминание

Дидактическая игра как активный метод обучения коммуникации на уроках немецкого языка

Автор: Бредихина Ольга Михайловна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Иловатская сш"
Населённый пункт: Волгоградская область Старополтавский район с. Иловатка
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как активный метод обучения коммуникации на уроках немецкого языка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дидактическая игра как активный метод обучения коммуникации учащихся на

уроках иностранного языка.

На протяжении всего периода становления и развития педагогики от Я.А.

Коменского до наших современников многие ученые высказывались идеями

активизации обучения. По характеру учебно-познавательной деятельности

методы

активного

обучения

подразделяют

на:

имитационные

методы,

базирующиеся

на

имитации

профессиональной

деятельности,

и

неимитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые

и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, а

игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные

игры,

игровые

ситуации,

ролевые

игры,

игровые

приемы

и

процедуры,

тренинги в активном режиме, имитационные модели, имитационные игры.

В

целях

представления

возможностей

активизации

обучения

языковой

и

речевой

компетенциям

немецкого

языка

рассмотрим

особенности

применения дидактической игры.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному

моделированию

изучаемых

систем,

явлений,

процессов.

Она

является

неотъемлемым компонентом активного обучения. Это путь для активизации

учебно-познавательной

деятельности

учащихся

с

целью

формирования

определённых

умений

и

навыков,

необходимых

для

практической

деятельности.

Следует отметить, что использование дидактической игры как активного

метода

обучения

отличается

целостностью

и

активностью

учащихся,

где

присутствует их самостоятельная учебная деятельность. Как отмечал Иоганн

Генрих Песталоцци (1746-1827), обучение происходит через «голову, сердце

и руки», то есть когнитивное, эмоциональное и психомоторное обучение

учащихся.

Можно

утверждать,

что

когда

представленное

учащемуся

иностранное

слово

пройдёт

все

эти

этапы,

то,

бесспорно,

оно

будет

использовано

им

в

коммуникативной

ситуации

в

жизни.

Организация

дидактической

игры

на

учебных

занятиях

по

немецкому

языку

предусматривает:

— открытость для социальных тем, актуальных возрасту учащихся;

коммуникативный

успех,

которому

придаётся

большее

значение,

чем

формальной корректности;

использование учебной

коммуникативной

ситуации

и

учебного

материала, которые побуждают к говорению;

— нераздельность этапа упражнения и этапа коммуникации;

— различные формы работы: самостоятельно, в парах, в группе;

— формирование у учащихся помимо речевых и языковых компетенций

умения работать в команде, самостоятельность в обучении;

— реализацию принципа целостности, что значит, учащиеся обучаются через

мысли, чувства и действия.

Также, детально продуманная и методически грамотно организованная игра

является таким приёмом обучения, который позволяет комплексно решать

задачи

как

практического,

так

и

воспитательного,

развивающего

и

образовательного

характера.

При

выборе

того

или

иного

вида

игр

я

руководствуюсь,

прежде

всего,

целями

её

проведения.

Цели

проведения

дидактических

игр

многообразны:

формирование

навыков

говорения,

использования

грамматических

конструкций

в

речи;

совершенствование

навыков

письменной

речи;

пополнение

словарного

запаса

учащихся;

формирование у учащихся мотивации к изучению немецкого языка и др.

Используемые

мною

игровые

задания

при

организации

учебно-

познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по немецкому

языку

подвергаются

трансформации,

изменению

согласно

решаемым

задачам:

так,

работу

в

парах

можно

провести

в

нескольких

ракурсах,

организовав беседу с партнёром, сидящим позади, впереди, диагонально.

Таким образом, обеспечив максимальный коммуникативный уровень занятия.

Имеющиеся дидактические игры можно классифицировать: по количеству

участников: индивидуальные, парные и групповые; по характеру учебного

материала: грамматические, лексические, страноведческие и др.; по форме и

содержанию

проведения:

игры

с

вопросами, игры с карточками, игры с

кубиками, игры с игровым полем, игры-домино, игры-мемори, игры-пазлы и

др.

Дидактические игровые задания позволяют учителю организовать учебную

деятельность

по

языку,

учитывая

основные

тенденции

в

развитии

современной методики обучения иностранным языкам: коммуникативную

направленность

учебных

занятий,

активизацию

речемыслительной

деятельности

учащихся

в

процессе

овладения

языком

как

средством

общения,

повышение

качества

языкового

образования,

индивидуальный

подход к обучающимся и развитие интереса к предмету.