Напоминание

"Особенности обучения детей с ОВЗ основам фигурного катания"

Автор: Сластина Елена Анатольевна
Должность: учитель физкультуры, тренер
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29, "ДЮСШ РОССИЯ"
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности обучения детей с ОВЗ основам фигурного катания"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сластина Е.А.,
учитель физкультуры МБОУ СОШ № 29 г Иркутск
Особенности обучения детей с ОВЗ основам фигурного катания.
Физическое воспитание - это совершенно особый образовательный процесс, направленный на развитие биологической, психологической и социальной сущности ребенка. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. В последнее время школа сталкивается с проблемой преподавания физкультуры учащимся с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют особых норм физической нагрузки и индивидуального подхода в организации занятий. Фигурное катание – один из сложнокоординационных видов спорта, который все больше становится привлекательным для детей и с помощью которого можно решать самые различные задачи как двигательного, так и воспитательного характера. Сколько красоты, сколько очарования в фигурном катании! Любви к нему все возрасты покорны. А для особенных ребятишек – это уникальная возможность самовыражения и адаптации к окружающему миру, повышения самооценки. К основам фигурного катания относятся скольжение, дуги, тройки, перетяжки, спирали, вращения. В обучении данным элементам фигурного катания детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), мы используем различные формы, методы и методические приемы. Так, например, при обучении скольжения по дуге, мы используем наглядный метод обучения (как непосредственно, так и опосредованно). Трудность этого движения заключается в необходимости сохранять равновесие при наклоне туловища внутрь дуги. Движение выполняется так же, как и при скольжении по прямой. После толчка нужно наклонить туловище внутрь описываемой дуги. Следует обращать особое внимание на то, чтобы не допускать перекоса линии плеч и подгибания опорной ноги в голеностопном суставе. В качестве подводящего упражнения можно рекомендовать скольжение на двух ногах - змейку. При его выполнении необходимо акцентированное встречное вращение плеч относительно таза, что помогает более естественно выполнить все движение. При обучении данному упражнению, мы используем яркую метку в середине окружности (дуги) акцентируя тем самым зрительный контакт и достигая тем самым правильный наклон туловища внутрь дуги. Другим эффективным упражнением является так называемый фонарик, в котором движение создается за счет активного сведения и разведения ног. Безусловно, обучение детей с ОВЗ требует иного подхода к овладению основами фигурного катания. Мы используем следующие
активные методы обучения, игровые

методы –
очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является
игра
, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом,
мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ (4). Мы используем игровые задания («Кто быстрее соберёт пирамиду», командные эстафеты, маршировка на месте и в движении, игра «Салки», игра «Третий лишний», «Ловля парами» и др.) Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на занятиях мы используем следующие активные методы и приёмы обучения: 1. «Фигурист» (Разрезанные части рисунка собираем на бортике. От старта до бортика выполняем различные задания на обратной стороне карточки). 2. «Памятные метки» Карточки с элементами изученных упражнений и их названиями. 3. Использование музыкальной озвучки различных упражнений по отдельным частям и с указанием особенностей выполнения. 4. Использование видеопрезентаций упражнений и элементов, разбитых на отдельные части. 5. Использование видеосъёмки и просмотр с указанием ошибок. Внедрение современных компьютерных технологий в практику позволяет сделать работу педагога более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи педагога и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Литература
1.Фигурное катание на коньках; Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва [Текст]. – М.: Советский спорт, 2009. – 172 с.: ил. 2.Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008. 3.Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология, 1997.
4.Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно-обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве). /Главы из книги, пер. – Аникеев И.С., Борисова Н.В. – М., РООИ «Перспектива», 2009. (David Mitchell What Really Works in Special and Inclusive Education (Using evidence-based teaching strategies). Publisned by Routledge, Taylor&Francis Group London and New York, 2008.) 5. Специальное образование в развитии / Под ред. К. Рейсвейка, Н. Формана, Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. 6. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. 7. Чайковский А.М. И мастерство и вдохновенье. М.: Физкультура и спорт. 1976 г. Фотоальбом.