"Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников"

Автор: Поскребышева Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида «Ручеёк»

муниципального образования город Ноябрьск

«Профилактика и коррекция

психо-эмоционального напряжения дошкольников»
Подготовила воспитатель: Поскребышева Т.Ф.
Нервно-психическое здоровье — это один из критериев здоровья в целом. От нашей непростой жизни страдают в первую очередь дети. Многие родители загружены работой — вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удо влетворяются их базовые потребности — в родительской любви, ласке, защищен ности. В результате этого нарастает на пряженность, появляются агрессивность и озлобленность — сначала на родителей, потом на всех окружающих. В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому на ранних стадиях развития личности необходимо обучать ребенка цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 5—6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции. На протяжении дошкольного возраста увеличивается рост количества детских заболеваний, которые обусловлены характером дви гательного режима, частыми стрессами, психоэмоциональным напряжением из-за семейных конфликтов и ссор. Дети могут оказаться в состоянии психоэмоциональ ного напряжения из-за физической непод готовленности к предлагаемым учебным нагрузкам, завышенных ожиданий со стороны родителей, отрицательной оценки педагога, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или неосознанном взгляде. Передается и состояние нервного напряжения ро дителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые дошкольникам пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома, создавая ему дополнительные психологические проблемы. Нерациональное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешенность детских проблем также могут стать источниками психоэмоцио - нального напряжения. Поэтому остро встает проблема профилак тики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей. Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо с детского возраста. Для этого и роди тели, и педагог-психолог, и воспитатель детского сада должны научиться четко разграничивать личностные черты и осо бенности психического состояния ребенка. Необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, влияющие на детей, — родителям и педагогам не обходимо научиться, хотя бы на элемен тарном уровне диагностировать признаки стрессового состояния у дошкольников.
У детей разного возраста преобла дающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что у детей разного возраста различные «зоны психи - ческой чувствительности». Обычно родители не знают об этом, поэтому им временами бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Продолжительность. Плохое настрое ние в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ре бенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений. Возрастное соответствие. Ситуация, когда 2-летний ребенок плачет и хвата - ется за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с 9-летним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к нему. Интенсивность. Оказывает ли поведе ние ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них? Отклонение от нормы. Насколько по ведение ребенка не соответствует при - вычному? Насколько его реакция на про блематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента? Исследователи отмечают целый ряд при знаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным. Рассеянность, забывчивость, отсут ствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также гово рят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения и поддержки у взрослых, жмется к ним. Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривляний и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины. Случается, что ребенок постоянно что-либо жует или сосет, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
Признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи. Некоторые дети в состоянии дли тельного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему что ранее вызы вало активность, также говорят о неблаго - получии психоэмоционального состояния. Все перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо отметить, что не все эти признаки могут быть ярко выражены, но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. К сожалению, эти последствия стрессов взрослые редко замечают своевременно: обычно они понимают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции. Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств. Источники угрозы психологической безопасности ребёнка. Внешние: манипулирование детьми; индивидуально-личностные особенности персонала; межличностные отношения детей в группе; несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания; интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки; нерациональность и скудность питания, его однообразие; неправильная организация общения;, сокращение длительности пребывания на свежем воздухе; неблагоприятные погодные условия; невнимание со стороны родителей. Внутренние: вредные привычки как следствие неправильного воспитания в семье; осознание своей неуспешности на фоне других детей. Общим источником угроз психологической безопасности ребёнка является ложная информация, которая вводит в заблуждение. Например, обещание, что мама скоро придёт, держит ребёнка в состоянии напряжённого ожидания весь день. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления. Что обычно чувствуют в этой ситуации дети?
Чаще всего они чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и почти всегда - страх. Напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания и также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать: - нерациональный режим жизнедеятельности, - дефицит свободы движений, - недостаточность пребывания на свежем воздухе, - нерациональное питание и плохая его организация, - неправильная организация сна и отдыха детей, - авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы, - необоснованное ограничение свободы детей, - интеллектуальные и физические перегрузки, - неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками. Программа психологической безопасности ребёнка в ДОУ - Комфортная организация режимных моментов. - Система профилактических средств физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние. - Аромо- и фитотерапия, способствующая снятию напряжения. - Работа с природным материалом – глиной, песком, водой. - Музыкальная терапия: музыкальные паузы, игра на детских инструментах. - Контроль и регулирование не только психоэмоциональных, но и физических нагрузок. - Предоставление максимально возможной самостоятельности и свободы. - Контроль самочувствия и настроения детей, а также их своевременная коррекция. - Развитие предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.
Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание, закаливание. Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребенка переоценить невозможно. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами. В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует сбрасывать со счета питание. Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу. Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности. В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы могли бы смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведении в отношении своего физического и психического здоровья. Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами среды жизнедеятельности ребенка, а также системы физического воспитания детей в детском учреждении.