Напоминание

"Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей."

Автор: Завьялова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель кро
Учебное заведение: КОУВО Елань- Коленовский ЦППМСП
Населённый пункт: с.Елань-Колено Воронежской обл.
Наименование материала: доклад
Тема: "Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КОУВО « Елань – Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи»

Доклад:

Роль семьи и школы в духовно-

нравственном воспитании детей.

Завьялова И.Г.

2016г.

Обучение и воспитание открывают детям путь к духовно-нравственному

познанию окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание

его человеком так же должно быть гармоничным.

Но общественная и личная духовно-нравственная культура переживают

сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу: антисоциальное

поведение подростков, распространение вредных привычек среди молодёжи,

рост преступности, общественная социальная несправедливость, крушение

тех идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Сегодня

принимаются разнообразные меры для спасения и укрепления духовности и

нравственности в нашем обществе, особенно в среде молодёжи,

реабилитированы такие слова, как «милосердие», «сострадание», «со-

участие», в школе преподаются предметы духовно-нравственного цикла,

такие как «Православная культура».

Духовно-нравственную культуру нельзя никак создать искусственно,

нравственность органически вырастает на основе конкретной

жизнедеятельности. Сегодня школьники нуждаются в разговоре: что есть

добро, духовность, нравственность. Основными параметрами личности

развития ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на

общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, активность,

чувство собственного достоинства. Уровень развития этих качеств можно

рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности

и социального становления личности.

. «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в

результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате

будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и

человеком его надо сделать»,- утверждал В. А. Сухомлинский.

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную,

творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и

педагоги действовали как союзники, ( делясь с детьми своей добротой,

опытом, знаниями..) Сотрудничество педагога с родителями является залогом

успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья

оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка

Семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека. Народная

мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на

него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят

«он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен,

доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться

радостью.

Семья

это

среда

жизни

и

развития

ребенка,

качество

которой

определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование

личности ребенка зависит от следующих факторов:

социально-культурного, который определяется образовательным

уровнем родителей и их ценностными установками;

социально-экономического,

определяющегося

имущественными

характеристиками семьи;

бытового, определяющегося условиями проживания, особенностями

образа жизни семьи.

.Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям,

говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним

разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в

каждый

момент

вашей

жизни,

даже

тогда,

когда

вас

нет

дома.

Как

вы

одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или

печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету

— все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или

хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже

не

нужно

думать

о

воспитании:

вы

уже

воспитываете

ваших

детей

и

воспитываете

плохо,

и

никакие

самые

лучшие

советы

и

методы

вам

не

помогут».

Часто

те

нравственные

ценности,

которые

прививаются

в

школе,

стираются

в

результате

негативного

воздействия

семьи.

Недоверие

к

учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый

результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания

Очень важен для воспитания ребёнка и здоровый образ жизни в семье.

Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа

жизни, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно

скажется на детях. Трудно приходится ребёнку, когда родители имеют

вредные привычки. Алкоголизм и употребление наркотиков и психотропных

веществ родителями. В нашей школе проводится много мероприятий по

пропаганде здорового образа жизни, но часто родители своими вредными

привычками ставят под сомнение услышанное и усвоенное детьми в школе.

Если ребёнок каждый день видит курящую мать, пока молодую и красивую,

он начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить его будет сложно.

Родителям всегда нужно внимательно относится к своим поступкам,

предполагать их результат, смотреть в будущее.

Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость

приобретает работа образовательного учреждения с семьёй. Огромное

значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и

семьи.

Актуальность темы

За

последнее

время

система

образования

в

России

претерпела

существенные

изменения.

В

жизнь

вошел

новый

федеральный

государственный образовательный стандарт.

Наверное, впервые в материалах стандарта расставлены акценты на

вопросы, о которых раньше либо не говорилось вовсе, либо говорилось в

контексте

внеурочной

деятельности

обучающихся.

В

материалах

ФГОС

прямо

указывается

на «участие

обучающихся,

их

родителей

(законных

представителей),

педагогических

работников

и

общественности

в

проектировании и развитии внутришкольной социальной среды»

1

Духовно-

нравственное

развитие,

связь

с

родителями,

партнерство

с

родительской

общественостью,

как

с

полноценными

участниками

образовательного

процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом.

В

программе

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся даны рекомендации по организации взаимодействия школы и

семьи. В шестом разделе этой программы определены условия совместной

деятельности

образовательного

учреждения

с

семьями

обучающихся,

по

духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Семья и школа – два социально значимых института, от согласованности

действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения

ребенка. Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания

нового поколения. Перед этими социальными институтами стоят важные

задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к

участию

в

жизни

общества

в

условиях

глобализации,

нравственного

разрушения, морального опустошения. Это потребовало приведения методов

воспитания в соответствие с требованиями жизни.

В

ФГОС

ясно

указано,

что

в

воспитании

детей

доминирующей

стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы.

1

Пятый

раздел

«Совместная

деятельность

образовательного

учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию

и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:

-основные

условия

повышения

эффективности

совместной

воспитательной

деятельности

образовательного

учреждения,

семьи

и

общественности, особенности этой работы в современных условиях;

-задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры

родителей, взаимодействия образовательного учреждения с

общественными объединениями и традиционными религиозными

организациями

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна

из главных задач школы.

Духовно-нравственное воспитание личности в целом является сложным,

многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее

полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в

целом. Оно начинается в семье. Родители (законные представители), так же

как и педагог подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет

огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании

обучающихся на ступени начального – общего образования.

Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности,

непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса

воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с

семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного

развития обучающихся, создавая:

-общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство

духовно-нравственного обучения и воспитания;

-условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и

стала социальной семьей ребенка.

Родители - социальные партнеры учителя

Одной из педагогических задач современной школы является организация

эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного

развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических

расширенных педагогических советов, организации родительского лектория,

выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по

итогам работы за год на сайте школы.

- совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и

родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности педагога,

она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и

педагогики. Эффективность воспитательной работы педагога во многом

зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их

помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного

коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.

Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и

образования подрастающего поколения, школа должна провести большую и

серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного

пространства. Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей,

под которой мы понимаем целенаправленный процесс утверждения в

сознании знаний, схем, способов деятельности, а так же оценок, помогающих

эффективно решать такие педагогические задачи, как построение

бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с

близкими людьми; предотвращение появления отчужденности в отношениях

со своими детьми и близкими людьми; успешная реализация социальных

ролей (сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, воспитателя или

воспитуемого, учителя или ученика) и сознательная подготовка своих детей к

их выполнению.

Основные направления сотрудничества

А) Просвещение по вопросам психологии и педагогики

К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо

привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов,

психологов, представителей общественных организаций, социальных

педагогов, воспитателей, учителей-предметников.

Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному

образовательно-воспитательному процессу.

Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с

экскурсии по школьному зданию, знакомство с Уставом школьного заведения,

с правилами поведения в классе, спортивном зале, столовой и т.д.

Особое внимание педагог уделяет знакомству родителей учащихся класса с

содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного

процесса в детском коллективе. Родители должны знать традиции школы;

какова система контроля выполнений домашних заданий, критерии оценки

деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с

приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками и

их структурой. Классный руководитель и воспитатель с первых дней работы с

детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития

детского коллектива и давать возможность стать активными участниками

классных дел.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с

планом воспитательной работы, создавая условия для принятия совместных

решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и

учебное время.

В планировании воспитательной работы большое внимание уделять участию

самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях ( экскурсии,

походы, семейные праздники и классные часы).

Б) Диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно

конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе,

наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если

педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на

общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов

семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.

Выявить проблемные ситуации, выбрать правильную линию поведения с

родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Предварительная диагностика необходима при подготовке

-родительских собраний

-тематических и индивидуальных консультаций

-внеклассных мероприятий

-организации мероприятий

-организации поездок и экскурсий .

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между

родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении

проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом,

а так же у родителей и учеников.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по

результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и

фестивалях - это дает возможность дальнейшего совершенствования работы с

семьей и учащимися.

В) Коррекционная работа

Главным назначением коррекционной работы является, оказание помощи и

поддержки в решении проблемной ситуации семейного воспитания (кризисы

адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей,

нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких

людей, развод родителей).

Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по

профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания).

Индивидуальная коррекционная работа должна быть направлена на работу с

неблагополучными семьями. В коррекционной работе не в меньшей степени

нуждаются и семьи, в которой растут одаренные дети

Основные мероприятия по реализации совместной работы семьи и

школы через внеурочную деятельность

-круглые столы на актуальные темы для данного коллектива

- проведение, классных и общешкольных родительских собраний с

привлечением специалистов по тематикам различных аспектов здоровья

- участие в школьных и районных конкурсах, акциях

- организация совместных праздников

Заключение

Воспитание — всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание —

один из самых сложных видов этого труда

Много проблем стоит перед современной семьёй и школой, из года в год мы

убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс

сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и

высокой нравственности. Заинтересованными в этой работе должны быть и

родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями,

совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и

школы мы можем добиться положительного результата.

Таким образом, два социальных института – семья и образовательное

учреждение

имеют

решающее

значение

для

воспитания

ребенка,

формирования

его

личности,

как

«высоконравственного,

творческого,

компетентного

гражданина

России,

принимающего

судьбу

Отечества

как

свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей

ст раны,

укоренённого

в

духовных

и

культурных

т р а д и ц и я х

многонационального народа Российской Федерации».

2

Литература.

1.

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности

школьника в коллективе.-М., 2000.

2.

Калюжный

А.А.

Роль

учителя

в

нравственном

воспитании

школьников.-М., 1998.

3.

Лагодина Е.Н. проблемы нравственного воспитания детей в России.

-М. Просвещение, 2006.

2