Напоминание

"О концепции профильного обучения физике"

Авторы: Магомедова Альбина Исмаиловна, Полянская Елена Евгеньевна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: Оренбургский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "О концепции профильного обучения физике"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

А.И. МАГОМЕДОВА

ОГПУ (г. Оренбург, Россия)

ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

С р е д и

о с н о в н ы х целей общеобразовательной

школы

особенно

важными

являются

две:

передача

накопленного

человечеством

опыта

в

познании

мира

новым

поколениям

и

оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой

личности.

В

условиях

научно-технической

революции

как

в

сфере

производства, так и в сфере обслуживания всё больше требуется

работников

высокой

квалификации,

способных

управлять

сложными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому

перед

школой

стоят

следующие задачи:

обеспечить

учащихся

о с н о в а те л ь н о й

о б щ е о б р а з о в а те л ь н о й

п о д гото в ко й

и

сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие

с р о к и

о в л а д е т ь

н о в о й

п р о ф е с с и е й

и л и

б ы с т р о

переквалифицироваться при изменении производства. Изучение

ф и з и к и

в

ш ко л е

д о л ж н о

с п о с о б с т в о в а т ь

у с п е ш н о м у

использованию

достижений

современных

технологий

при

овладении

любой

профессией.

Обязательно

должны

войти

в

содержание

курса

физики

в

средней

школе

формирование

экологического подхода к проблемам использования природных

ресурсов

и

подготовка

учащихся

к

сознательному

выбору

профессий.

Именно на уроках физики дети должны узнать о физических

процессах, происходящих и в глобальных масштабах (на Земле и

околоземном пространстве), и в быту. Основой для формирования

в

сознании

учащихся

современной

научной

картины

мира

являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти

знания

учащиеся

должны

получать

через

физические

опыты

и

лабораторные

работы,

помогающие

наблюдать

то

или

иное

физическое явление

Остановимся подробнее на концепции профильного обучения,

то есть для создания системы специализированной подготовки в

старших классах , с учетом реальных потребностей рынка труда, в

профильном

физико-математическом

классе

программный

материал

преподается

на

более

высоком,

углубленном

уровне,

решаются, в основном, задачи достаточного и высокого уровня

сложности,

большое

внимание

уделяется

количественным

и

качественным

задачам,

более

углубленно

изучаются

темы:

«Законы

постоянного

тока»,

«Магнитное

поле»,

«Теория

относительности».

В 10-11 классах практикуются нестандартные уроки, семинары,

конференции. Таким образом, учащиеся этих классов приобретают

фундаментальные теоретические знания и практические навыки и

умения.

которые

подтверждаются

призовыми

местами

на

городских олимпиадах.

А

планирование

учебного

материала

проводится

согласно

программе

для

профильного

обучения

в

общеобразовательных

школах.

В

10-х

и

11х

классах

по

учебному

плану

в

физико-

математическом классе - 5 часов физики, в гуманитарных классах –

2 часа. Во всех классах программный материал читается в полном

объеме,

выполняются

все

обязательные

лабораторные

и

практические работы.

В гуманитарных классах из-за малого количества часов больше

внимания

уделяется

изучению

теоретического

материала

и

р е ш е н и ю

к а ч е с т в е н н ы х

з а д а ч .

В

с о с т а в е физико-

математического

профиля при

отборе

содержания

обучения

физике

целесообразно

учитывать

повышенный

уровень

математической

подготовки

школьников

и

их

интерес

к

проблемам, связанным одновременно с математикой и физикой

(например,

история

открытий

закона

всемирного

тяготения

и

дифференциального и интегрального исчислений).

Работая

в

школе

с

различными

контингентами

учащихся

я

пришла к выводу: нужно стремиться не только сообщать ученику

новые знания, но и помогать ему глубже познать то, что он уже

знает, то есть сделать живыми уже имеющиеся у него основные

научные

сведения,

научить

сознательно

ими

распоряжаться,

пробудить желание применять их.

Чтобы

приучить

ученика

самостоятельно

мыслить

,

воспитывать на уроке творческую личностьиспользую следующие

наборы задач и задании на уроке

1. Качественные задачи

2. тестовые задачи и задания

3. практические

работы

творческого

характера

Например:

определить

время

реакции

человека

на

звуковой

и

световой

сигналы,

оценить

среднюю

скорость

указательного

пальца

при

щелчке.

Решение

задач

с

дополнительной

познавательной

информацией в том числе экологического характера

4. презентации, рефераты, доклады, конференции. Например ,

будущие медики решают больше задач с медицинской тематикой,

раасматривают, где используется то или иное физическое явление в

медицине,

получают

индивидуальные

задания

для

подготовки

рефератов, докладов, для создания презентаций, или проведения

конференции по своей теме: «Лазеры в медицине», «Изотопы в

медицине» «Полезные вредные стороны рентгеновского излучения»

п о и с к

и н ф о р м а ц и и .

Ч т о

н а у к е

и з в е с т н о

о … .

Гд е

э т о

применяют(

изотопы,

лазеры)?

Какая

польза

или

вред

от

этого

явления?

5. дифференцированные

задания,

с

учетом

индивидуальных

особенности учеников

7.

демонстарционный

компьютерный

эксперимент.

Сейчас

школы

имеют

достаточную

компьютерную

базу,

подключены

к

Интернету, что делает возможным использование дистанционных

технологии обучения. Во время объяснения учебного материала

нам

приходится

часто

рассказывать

об

устройстве

различных

физических

приборов,

делать

графические

иллюстрации

различных

зависимостей

величин.

Большую

помощь

при

этом

могут оказывать демонстрационные программы, видео фрагменты

физ экспериментов, анимации, графические файлы, позволяющие

размещать

в

одном

файле

несколько

изображении

с

возможностью их последовательного вывода на экран и создания

эффекта мультипликации

Я думаю, что профильное обучение в старших классах себя

оправдывает, так как учащиеся в этом возрасте вполне осознанно

могут для себя решить, какие ему необходимы дисциплины для

будущей профессии.

Но этих условии для организации полноценного обучения по

профилям, которые отвечают современным запросам учащихся и

потребностям регионов, не достаточны.

необходимы:

особые

учителя

влюбленные

в

свой

предмет,

в

своих

учеников,

находящиеся

в

творческом

поиске,

владеющие

современными педагогическими технологиями

сформировать классы, в которых сидят много случайных детей,

далеких от физики и математики соответствующая материально-

техническая и учебно-лабораторная база;

ученые-педагоги должны заполнить информационный вакуум

в

методическом

обеспечении

педагогического

процесса

ЛИТЕРАТУРА

1.

Жетписбаева

Б.А.

Теоретико-методологические

о сновы

полиязычногообразования:

Автореф.

дисс

...

докт.пед.наук

.–

Караганды, 2009.

2.

Кабо П.Д., Родзевич Т.Н. Книга для чтения по математике и физике

(на английском языке). – М.: Просвещение, 1968.

3.

Самойленко П.И. Теория и методика обучения физике: учеб.пособие.

– М.: Дрофа, 2010.

4.

Мастропас

З.П.,

Синдеев

Ю.Г.

Физика:

Методика

и

практика

преподавания. – Ростов н/д: Феникс, 2002.

5.

Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы / под

ред. С. Е. Каменецкого и Н. С. Пурышевой. – М.,Academa, 2000.

6.

Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы / под

редС. Е. Каменецкого. – М.,Academa, 2000.