Напоминание

"Практическая работа по организации коллективного труда у детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Машкова Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 18
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Практическая работа по организации коллективного труда у детей старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Практическая работа по организации коллективного труда

у детей старшего дошкольного возраста
Практическая работа проходила на базе НОУ СОШ Родник с детьми старшей группы. Цель практической работы: формирование навыков коллективного труда у дошкольников. Вначале был составлен план организации коллективного труда, куда были включены все виды детского труда. № Тема 1 Уход за комнатными растениями 2 Посадка гороха и фасоли (приложение 1) 3 Уборка кукольной комнаты (приложение 2) 4 Стирка кукольного белья Организуя детей на труд, распределяли обязанности поровну, обосновывая правильность такого распределения с точки зрения проявления положительных взаимоотношений: «То варищи всегда распределяют работу поровну, нужно быть спра ведливым, видеть затруднения своих друзей». Так организуя посев семян гороха и фасоли, следили за тем, чтобы дети распределяли обязанности по силам и равномерно каждому. Когда в индивидуальных беседах с детьми мы задавали им вопрос: как вы договариваетесь, кто, что будет делать,— то по лучали разные ответы. Например: «Мы никак не договариваемся. Я вижу, что Коля стал ложки раздавать, тогда я начинаю салфетки носить». «Я всегда ложки раздаю, а Галя тарелки носит»,— отвечает Валерий. После дополнительного вопроса: «Что же, тебе никогда и не хочется тарелки раздавать?» — он ответил: «Хочет ся. Но девочкам всегда надо уступать». А Марина ответила: «Я возьму ложки и Боре немножко дам. А когда ложки раздадим, начнем хлеб носить». А если дети самостоятельно распределили обязанности не поровну, тогда разъяснялось детям: «Дети, вы втроем захотели насыпать зем лю в коробочки. А Галя одна будет сажать цветы. Разве она успеет за вами? Разве дела у всех поровну? Нет. И товарищи так не поступают. Надо распределять дело так, чтобы у всех его было поровну. Поэтому вам надо по-другому договориться: кто-то должен вместе с Галей сажать». Когда дети начинают выполнять свои задания, обращали внимание, прежде всего на то, насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность: как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требование аккуратного выполнения ее. Как игровой момент использовали слова В. Маяковского из книги «Конь-огонь»: «Прежде чем работать сесть,
2 осмотрели, все ли есть». Эту стихотворную фразу уместно произ носили тогда, когда дети приступали к работе после предваритель ного обсуждения вопросов о распределении работы. Старались, чтобы дети видели, кому нужна помощь, по нимали, как надо осуществлять ее, какие действия помога ют ребенку научиться делать аккуратно, справиться с работой быстрее. Неуспевающие дети сами убеждались, как это плохо, что они не успели справиться с работой наравне со всеми, видят отрицательную реакцию со стороны товарищей, что небезраз лично для детей старшего дошкольного возраста. Каждый раз по окончании труда оценивали итог, подчеркивали, что в результат каждый внес свою лепту, что достигнутая цель – результат общих усилий. В результате организованных действий в процессе коллективного труда всегда удавалось достичь поставленной цели. Дети научились распределять обязанности, хотя пока только под руководством воспитателя, доводить начатое дело до конца, в процессе работы помогать товарищам, видеть результат совместных усилий. Таким образом, из всего, вышесказанного, можно сделать вывод: трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в коллективный трудовой процесс, у ребенка развиваются способности, умение и навыки. Кроме этого, коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. В результате работы были решены все поставленные задачи. Была изучена методическая литература по теме исследования; был составлен план работы по формированию навыков коллективного труда, который был реализован в практической работе с детьми. Результат работы показал, что целенаправленная работа по организации коллективного труда с дошкольниками с применением разнообразных методов позволяет сформировать навыки коллективного труда. Таким образом, цель работы достигнута, программа исследования успешно завершена.
Приложение 1

Конспект коллективного труда

3
Тема: Посадка гороха и фасоли.
Ход занятия: - Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна) -Назовите весенние месяцы (март, апрель, май). -В мае у людей много забот, что это за заботы? (Нужно приготовить грядки и посеять семена овощей, на клумбах посадить цветы, в саду окопать деревья, подрезать веточки, посадить огород). -Правильно, ребята. Очень много работы весной у людей. Какие вы знаете поговорки о труде в этот период? (Весенний день год кормит. Что посеешь, то и пожнёшь). -Вот и мы с вами будем сегодня на наших грядках заниматься посевом семян овощей. Рядом с огородом стоит домик расписной. Посмотрите, вот какой. В этом доме бабушка живёт, деток в гости к себе ждёт. Кто печёт вам калачи С пылу, с жару из печи? Из печи да с пылу-жару, Наша бабушка…(Варвара) Ай, люли, ай, люли, В гости к бабушке пришли.
Бабушка:
А вот и ребятишки! Здравствуйте, парнишки! Здравствуйте, славные девчушки, Быстроглазые вострушки! А меня зовут бабушка Варварушка. Я на завалинке сижу, На народ всегда гляжу, Всё всегда запоминаю И в копилку собираю. А знаете, кто на моём дворе живёт? Всех вам покажу. Живёт у меня собачка Жучка. Жучка дом охраняет, кот Васька – ночью мышей ловит, а днём на завалинке лежит, на солнышке греется, мурлычет. Знаете как? Выйдет котик в огород, всполошиться весь народ. И петух, и курица с деревенской улицы, станут котю угощать, будут зёрнышки клевать. Дид. Игра «Овощи и семена».
Ведущий:
А вы, ребята, хотели бы вырастить горох, фасоль? (да)
Бабушка:

4 Их можно вырастить из семян. Я покажу вам семена. Рассмотрите их. Скажите, какие они?
Дети:
Семена гороха бугристые, неровные, зелёные, жёлтые. Семена фасоли гладкие, красивые, зелёные, коричневые.
Бабушка:
А знаете ли вы, детушки, как сеять, сажать? (да)
Ведущий:
Что нужно, чтобы вырастить горох, фасоль? (Прорастить семена, разработать грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, полить).
Ведущий
: Значит, что нужно растениям для хорошего роста? (Почва, вода, тепло, свет). -Скажите, на каком этапе (по схеме) мы с вами остановились? (на втором). -Почему? (Потому что мы заранее семена прорастили). -Что мы будем делать далее? (Сначала проведём бороздки, уплотним дно бороздок ребром ладони, польём бороздки водой, потому что семена нужно сеять во влажную землю, семена гороха и фасоли будем раскладывать в бороздки по одному на расстоянии мерной палочки).
Бабушка:
Вот, ребятишки, я приготовила вам инвентарь для посадки. (Дети приступают к работе).
Ведущий:
Ну вот, ребята, мы и посадили семена в землю. А теперь будем кликать солнышко. Выйди, выйди, солнышко Мы посеем зёрнышко Скоро вырастет росток, Потянется на восток Потянется на восток Перекинется мосток. По мосточку мы пойдём, В гости к солнышку придём.
Ведущий:
Что мы с вами сегодня делали на огороде? (Посеяли горох, фасоль). Какую работу мы будем делать в дальнейшем? (Поливать грядки, рыхлить землю, пропалывать от сорняков).
Дети:
Как без нашей помощи Не родятся овощи. Только лишь пришла весна Мы сажаем семена.
5 Ровно три горошины Были в землю брошены, А собрали пять мешков Замечательных стручков! Вот какой огород, Удивляется народ!
Бабушка:
Ой, какие молодцы! Как вы славно потрудились. Делу время- а потехе час. А отдыхать и играть вы любите? (Да).
Ведущий:
Игра «Вершки и корешки».
Бабушка:
Как от наших от ворот В зелён садик поворот. Кто работы не боялся. Тот с гостинцами остался.
Ведущий:
Вы сегодня замечательно потрудились. Старались, дружно и аккуратно и выполняли свою работу. Я думаю, что на наших грядках вырастут прекрасные овощи. И наш зеленый огород нас прокормит круглый год.
Бабушка:
Не красна изба углами, А прекрасна пирогами, Чай пить – не дрова рубить. Прощайте, угощайтесь, здоровья набирайтесь.
Приложение 2

Конспект коллективного труда

Тема: уборка кукольного уголка

Задачи:
- учить детей трудиться в коллективе; - показать приемы и методы организации коллективного труда; - учить детей понимать поставленную задачу; - обучать детей трудовым навыкам, умению пользоваться инструментами; - воспитывать самостоятельность, дружелюбие, умение предлагать свою помощь другим; - воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворение от успешно выполненной работы;
6 - воспитывать умение оценивать свою работу и работу товарищей.
Материал:
- тазы с водой; - фартуки; - тряпочки; - палочки для рыхления; - лейки; - щетки, мягкие кисточки; - цветы; - посуда; - печка; - девочка – Золушка; - круги черного, серого, белого цвета; - опрыскиватель; - клеенки; - угощение для детей.
Ход занятия.
В группе стоит печка, возле нее сидит Золушка, плачет. Везде беспорядок, стоят цветы, много грязной посуды. Заходят дети с воспитателем.
Воспитатель.
Ой, ребята, мне кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем и посмотрим (подходят к месту, откуда слышен плач).
Воспитатель.
Ребята, да это Золушка! Здравствуй, Золушка!
Золушка.
Здравствуйте! Проходите, садитесь! Погостите у меня.
Воспитатель.
Ребята, нас пригласили. Надо пройти и сесть. (Дети садятся на стулья).
Воспитатель.
Золушка, что случилось? Почему ты плакала?
Золушка.
Вы знаете, мачеха и сестры уехали на бал. А мне оставили столько дел. Нужно прибраться, вымыть посуду, почистить мебель, растения. А мне так хочется на бал! Я тоже хочу веселиться и танцевать!
Воспитатель.
Ребята, мне кажется, надо помощь Золушке. А вы как думаете?
Дети.
Да! Надо помочь!
Воспитатель.
Золушка, ты не беспокойся, ребята тебе помогут. Они у нас все умеют делать: дежурят по столовой, поддерживают порядок в группе. Умеют мыть игрушки, любят ухаживать за растениями. А сколько пословиц и поговорок знают о труде!
Дети.
- Кто не работает, тот не ест.
7 - Труд кормит, а лень портит. - Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться. - Было бы желание, будет и умение. - Что сделано наспех, то сделано на смех.
Воспитатель.
Ребята нам предстоит славно потрудиться. Работать нужно добросовестно, хорошо. Осталось совсем мало времени до бала. Нам нельзя подвести Золушку. Вы согласны со мной?
Дети.
Да!
Воспитатель.
Тогда за дело! Нам надо определиться, кто какую работу будет выполнять. Сегодня мы поступим так! Выбирая эмблему, вы выбираете себе работу. (Дети выбирают эмблемы). (Воспитатель уточняет, кто с кем будет работать, и предлагает звеньевых в подгруппах. Воспитатель предлагает всем вместе посмотреть, что нужно сделать, как лучше выполнить ту или иную работу).
Воспитатель.
А сейчас ребята засучиваем рукава, надеваем фартуки. Звеньевые, выберите для работы инструменты! (Дети работают. По ходу трудового процесса воспитатель поощряет детей, дает оценку, подсказывает, помогает. Закончив и убрав за собой инструменты, дети встают полукругом, проводятся анализ и оценка выполнения работ).
Воспитатель.
Ребята, что мы с вами успели сделать?
Дети.
Убраться, помыть посуду, мебель, растения.
Воспитатель.
Почему удалось быстро и хорошо справиться с работой?
Дети.
Работали дружно.
Воспитатель.
Золушка, а тебе пора бежать на бал.
Золушка.
Спасибо, ребятки, за помощь! А это вам угощение! Спасибо! До свидания! (Золушка уходит).
Воспитатель.
Ребята, вы молодцы! Работали дружно, старательно, сделали много хороших дел. А, главное, помогли Золушке. А теперь я хочу, чтобы вы каждый оценил свой труд. (Детям раздаются круги белого, черного, серого цвета: белый – хорошо, серый – удовлетворительно, черный – плохо. Дети оценивают себя).
Воспитатель.
Молодцы! Снимайте фартуки, мойте руки, будем пить чай!