Напоминание

"Психолого-педагогическое сопровождение"

Автор: Крючкова Екатерина Вячеславовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Костромской государственный университет КГУ"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Психолого-педагогического

сопровождения

в

процессе

обучения

водителей в условиях автошколы.

Крючкова Е.В.

Федеральное

государственное

бюджетное

образовательное

учреждение

высшего

образования

«Костромской

государственный

университет (КГУ)»

Аннотация.

В

статье

рассматриваются

психологические

особенности обучения водителей в условиях автошколы. Обозначена

актуальность занятий по психологии с данной категорий слушателей.

Представлены направления психолого-педагогического сопровождения

в

автошколе,

необходимые

для

получения

знаний,

положительного

эмоционального

настроя,

преодоления

иных

психологических

затруднений.

Ключевые слова: психологические особенности, дополнительной

профессиональное образование, слушатели автошколы, положительный

эмоциональный

настрой,

формы

и

методы

психологической

работы,

психологический

тренинг,

индивидуальный

подход,

психологические

затруднения.

В настоящее время большую актуальность приобретают вопросы,

связанные

с

обеспечением

безопасности

дорожного

движения.

На

заседании

64-й

сессии

Генеральной

Ассамблеи

Организации

Объединенных Наций, состоявшемся 2 марта 2010 года, 2011-2020 годы

объявлены

«Десятилетием

действий

по

обеспечению

безопасности

дорожного движения».

Состояние

безопасности

дорожного

движения

во

многом

обусловлено

психологическими

особенностями

вод и тел е й ,

отличающихся достаточно высоким уровнем активности на дороге и

выступающих в момент управления транспортным средством элементом

системы «человек - техника - среда».

По мнению исследователей, вся деятельность человека за рулем

является следствием работы головного мозга, внешним проявлением его

психики, что включает в себя познавательные психические процессы

(ощущение,

восприятие,

внимание,

память,

мышление),

эмоции,

волевые

действия,

навыки

и

психические

свойства

личности.

Рассмотрим

влияние

каждого

психического

процесса

на

надежность

управления транспортным средством.

Восприятие водителя является процессом многосторонним:

-

ему

приходится

удерживать

в

поле

своего

зрения

дорожную

обстановку,

показания

приборов,

на

слух

контролировать

работу

двигателя;

- знание расстояний между предметами (восприятие пространства)

и

умение

точно

оценивать

временные

интервалы

при

различных

маневрах автомобиля (восприятие времени);

- необходимость переключать внимание с одного объекта на другой

в зависимости от важности и складывающейся дорожной обстановки.

Немаловажную

роль

в

процессе

управления

транспортным

средством играет и внимание. Внимание водителя является одним их

основных факторов, обеспечивающих безопасность движения.

Для водителя недостаточно быть просто внимательным, постоянно

меняющаяся

дорожная

ситуация

требует

напряженного,

устойчивого

внимания, его распределения и быстрого переключения.

Достаточный объем внимания, своевременное распределение его

и быстрое переключение, обеспечивающее наблюдение за непрерывно

меняющейся улично-дорожной транспортной обстановкой и состоянием

своей

машины

способствуют

эффективному,

т.е.

безаварийному

управлению автотранспортом.

Особенностью памяти водителя является способность к быстрому

воспроизведению

сведений,

необходимых

в

данной

конкретной

ситуации.

Ведь

в

процессе

управления

автомобилем

водитель

использует свои знания и навыки, в условиях дефицита времени.

Мышление водителя, являясь высшим познавательным процессом,

в

процессе

решения

какой-либо

задачи

в

дорожной

обстановке,

способствует

выполнению

конкретных

действий.

Качество

мышления

водителя зависит не только от уровня знаний, но и от общего состояния

человека

-

под

воздействием

утомления

мыслительные

процессы

замедляются,

а

под

воздействием

алкоголя

могут

искажаться,

что

оказывает

существенное

влияние

на

безопасность

управления

автомобилем.

К другим психофизиологическим особенностям личности водителя,

которые оказывают

влияние на надежность деятельности, относятся

эмоции и воля. Помимо таких же переживаний, как и других людей, для

водителя

характерно

наличие

и

своеобразных

эмоций,

связанных

непосредственно

с

процессом

управления

автомобилем.

Данные

эмоции,

в

зависимости

от

конкретной

ситуации,

могут

быть

положительными и отрицательно, устойчивыми и кратковременными.

Помимо этого на надежность управления транспортным средством

оказывают

личная

дисциплинированность,

р е ш ител ь н о сть ,

настойчивость и самообладание, что является основными волевыми

качествами водителя.

Все эти характеристики являются показателями нервной системы,

ее подвижности. Водители, отличающиеся слабой нервной системой,

способные хорошо работать в минимальном и оптимальном режимах

(небольшая загруженность автодороги, малый поток транспорта и пр.)

резко снижают надежность и безопасность работы в экстремальных

условиях,

допуская

опасные

ошибки.

Водители

с

сильной

нервной

системой способны успешно справляться с экстремальными задачами.

Отметим,

если

рассматривать

подготовку

водителей

в

системе

среднего

профессионального

образования,

то

данный

процесс

сопровождается

дополнительными

дисциплинами,

обеспечивающими

формирование,

развитие

и

коррекцию

необходимых

для

будущих

водителей

психофизиологических

характеристик,

а

также

высокий

уровень

знаниевых

компонентов,

что

обеспечивает

качественную

подготовку профессионалов.

С

другой

стороны,

исходя

из

вышесказанных

теоретических

положений,

психолого-педагогическое

сопровождение

будущих

водителей

крайне

необходимо

именно

в

условиях

дополнительного

профессионального образования (в условиях автошколы), где зачастую

данная подготовка не предусмотрена.

Так,

в

автошколе

«Твоя

Автошкола»

г.

Костромы

разработана

«Программа

психологического

сопровождения

будущих

водителей»,

целью которой является целенаправленное формирование психических

свойств

будущего

водителя,

которые

необходимы

для

надежного

и

безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях; к

основным задачам программы относятся:

-

формирование

мотивации

на

максимально

серьезное

и

ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения

в автошколе для конкретного слушателя;

-

обучение

приемам

психологической

с а м о р е г ул я ц и и ,

позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и

уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке

(а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);

- создание внутренней психологической установки на получение

удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и

эффективного

использования

автомобиля,

вежливого,

тактичного

отношения к другим участникам дорожного движения.

В процесс обучения включены дополнительные дисциплины для

увеличения качества знаний у слушателей. Добавляя отметим, что к

образовательному процессу привлечены:

-

квалифицированные

мастера

производственного

обучения

с

педагогическим образованием,

- преподаватели теоретических дисциплин,

- психолог,

- медицинский работник,

- юрист,

- водитель-испытатель (для занятий по экстремальному вождению),

а также автоэксперты, сотрудники ГИБДД, другие специалисты (по

требованию).

Основными

направлениями

психол ого-педагогическ ого

сопровождения

будущих

водителей

в

условиях

автошколы

«Твоя

Автошкола» г. Костромы являются:

- обучение эффективным способам поведения в профессионально-

значимых ситуациях;

-

обучение

анализу

и

правильной

оценке

дорожной

ситуации

водителями;

- воспитание уважения всех участников дорожного движения;

-

повышение

уровня

развития

правосознания,

просвещения

и

обучения безопасному поведению;

- закономерности функционирования психических познавательных

процессов восприятия, внимания, памяти;

- выработка умений борьбы со стрессом и утомляемостью;

- формирование культуры вождения и определенных социально-

психологических

качеств

(вежливость,

выдержку,

спокойствие,

уравновешенность,

понимание,

порядочность,

дисциплинированность,

честность и т.д.).

Литература:

1.

Автотранспортная психология. - М., 2004.

2.

Романов А.Н. Автотранспортная психология. - М., 2002.

3.

Чичерина М.П. Виктимологический анализ и профилактика

дорожно-транспортных

происшествий,

совершаемых

водителями

частных

легковых

автомобилей:

автореферат

дис. ... к.ю.н. - М., 2001.

4.

Утлик

В .Э.

Социальн о-психол огические

у с л о в и я

предупреждения

конфликтов

в

дорожном

движении:

автореферат ... к.псих.н. - М., 2006.