Автор: Крючкова Екатерина Вячеславовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Костромской государственный университет КГУ"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение"
Психолого-педагогического
сопровождения
в
процессе
обучения
водителей в условиях автошколы.
Крючкова Е.В.
Федеральное
государственное
бюджетное
образовательное
учреждение
высшего
образования
«Костромской
государственный
университет (КГУ)»
Аннотация.
В
статье
рассматриваются
психологические
особенности обучения водителей в условиях автошколы. Обозначена
актуальность занятий по психологии с данной категорий слушателей.
Представлены направления психолого-педагогического сопровождения
в
автошколе,
необходимые
для
получения
знаний,
положительного
эмоционального
настроя,
преодоления
иных
психологических
затруднений.
Ключевые слова: психологические особенности, дополнительной
профессиональное образование, слушатели автошколы, положительный
эмоциональный
настрой,
формы
и
методы
психологической
работы,
психологический
тренинг,
индивидуальный
подход,
психологические
затруднения.
В настоящее время большую актуальность приобретают вопросы,
связанные
с
обеспечением
безопасности
дорожного
движения.
На
заседании
64-й
сессии
Генеральной
Ассамблеи
Организации
Объединенных Наций, состоявшемся 2 марта 2010 года, 2011-2020 годы
объявлены
«Десятилетием
действий
по
обеспечению
безопасности
дорожного движения».
Состояние
безопасности
дорожного
движения
во
многом
обусловлено
психологическими
особенностями
вод и тел е й ,
отличающихся достаточно высоким уровнем активности на дороге и
выступающих в момент управления транспортным средством элементом
системы «человек - техника - среда».
По мнению исследователей, вся деятельность человека за рулем
является следствием работы головного мозга, внешним проявлением его
психики, что включает в себя познавательные психические процессы
(ощущение,
восприятие,
внимание,
память,
мышление),
эмоции,
волевые
действия,
навыки
и
психические
свойства
личности.
Рассмотрим
влияние
каждого
психического
процесса
на
надежность
управления транспортным средством.
Восприятие водителя является процессом многосторонним:
-
ему
приходится
удерживать
в
поле
своего
зрения
дорожную
обстановку,
показания
приборов,
на
слух
контролировать
работу
двигателя;
- знание расстояний между предметами (восприятие пространства)
и
умение
точно
оценивать
временные
интервалы
при
различных
маневрах автомобиля (восприятие времени);
- необходимость переключать внимание с одного объекта на другой
в зависимости от важности и складывающейся дорожной обстановки.
Немаловажную
роль
в
процессе
управления
транспортным
средством играет и внимание. Внимание водителя является одним их
основных факторов, обеспечивающих безопасность движения.
Для водителя недостаточно быть просто внимательным, постоянно
меняющаяся
дорожная
ситуация
требует
напряженного,
устойчивого
внимания, его распределения и быстрого переключения.
Достаточный объем внимания, своевременное распределение его
и быстрое переключение, обеспечивающее наблюдение за непрерывно
меняющейся улично-дорожной транспортной обстановкой и состоянием
своей
машины
способствуют
эффективному,
т.е.
безаварийному
управлению автотранспортом.
Особенностью памяти водителя является способность к быстрому
воспроизведению
сведений,
необходимых
в
данной
конкретной
ситуации.
Ведь
в
процессе
управления
автомобилем
водитель
использует свои знания и навыки, в условиях дефицита времени.
Мышление водителя, являясь высшим познавательным процессом,
в
процессе
решения
какой-либо
задачи
в
дорожной
обстановке,
способствует
выполнению
конкретных
действий.
Качество
мышления
водителя зависит не только от уровня знаний, но и от общего состояния
человека
-
под
воздействием
утомления
мыслительные
процессы
замедляются,
а
под
воздействием
алкоголя
могут
искажаться,
что
оказывает
существенное
влияние
на
безопасность
управления
автомобилем.
К другим психофизиологическим особенностям личности водителя,
которые оказывают
влияние на надежность деятельности, относятся
эмоции и воля. Помимо таких же переживаний, как и других людей, для
водителя
характерно
наличие
и
своеобразных
эмоций,
связанных
непосредственно
с
процессом
управления
автомобилем.
Данные
эмоции,
в
зависимости
от
конкретной
ситуации,
могут
быть
положительными и отрицательно, устойчивыми и кратковременными.
Помимо этого на надежность управления транспортным средством
оказывают
личная
дисциплинированность,
р е ш ител ь н о сть ,
настойчивость и самообладание, что является основными волевыми
качествами водителя.
Все эти характеристики являются показателями нервной системы,
ее подвижности. Водители, отличающиеся слабой нервной системой,
способные хорошо работать в минимальном и оптимальном режимах
(небольшая загруженность автодороги, малый поток транспорта и пр.)
резко снижают надежность и безопасность работы в экстремальных
условиях,
допуская
опасные
ошибки.
Водители
с
сильной
нервной
системой способны успешно справляться с экстремальными задачами.
Отметим,
если
рассматривать
подготовку
водителей
в
системе
среднего
профессионального
образования,
то
данный
процесс
сопровождается
дополнительными
дисциплинами,
обеспечивающими
формирование,
развитие
и
коррекцию
необходимых
для
будущих
водителей
психофизиологических
характеристик,
а
также
высокий
уровень
знаниевых
компонентов,
что
обеспечивает
качественную
подготовку профессионалов.
С
другой
стороны,
исходя
из
вышесказанных
теоретических
положений,
психолого-педагогическое
сопровождение
будущих
водителей
крайне
необходимо
именно
в
условиях
дополнительного
профессионального образования (в условиях автошколы), где зачастую
данная подготовка не предусмотрена.
Так,
в
автошколе
«Твоя
Автошкола»
г.
Костромы
разработана
«Программа
психологического
сопровождения
будущих
водителей»,
целью которой является целенаправленное формирование психических
свойств
будущего
водителя,
которые
необходимы
для
надежного
и
безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях; к
основным задачам программы относятся:
-
формирование
мотивации
на
максимально
серьезное
и
ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения
в автошколе для конкретного слушателя;
-
обучение
приемам
психологической
с а м о р е г ул я ц и и ,
позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и
уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке
(а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);
- создание внутренней психологической установки на получение
удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и
эффективного
использования
автомобиля,
вежливого,
тактичного
отношения к другим участникам дорожного движения.
В процесс обучения включены дополнительные дисциплины для
увеличения качества знаний у слушателей. Добавляя отметим, что к
образовательному процессу привлечены:
-
квалифицированные
мастера
производственного
обучения
с
педагогическим образованием,
- преподаватели теоретических дисциплин,
- психолог,
- медицинский работник,
- юрист,
- водитель-испытатель (для занятий по экстремальному вождению),
а также автоэксперты, сотрудники ГИБДД, другие специалисты (по
требованию).
Основными
направлениями
психол ого-педагогическ ого
сопровождения
будущих
водителей
в
условиях
автошколы
«Твоя
Автошкола» г. Костромы являются:
- обучение эффективным способам поведения в профессионально-
значимых ситуациях;
-
обучение
анализу
и
правильной
оценке
дорожной
ситуации
водителями;
- воспитание уважения всех участников дорожного движения;
-
повышение
уровня
развития
правосознания,
просвещения
и
обучения безопасному поведению;
- закономерности функционирования психических познавательных
процессов восприятия, внимания, памяти;
- выработка умений борьбы со стрессом и утомляемостью;
- формирование культуры вождения и определенных социально-
психологических
качеств
(вежливость,
выдержку,
спокойствие,
уравновешенность,
понимание,
порядочность,
дисциплинированность,
честность и т.д.).
Литература:
1.
Автотранспортная психология. - М., 2004.
2.
Романов А.Н. Автотранспортная психология. - М., 2002.
3.
Чичерина М.П. Виктимологический анализ и профилактика
дорожно-транспортных
происшествий,
совершаемых
водителями
частных
легковых
автомобилей:
автореферат
дис. ... к.ю.н. - М., 2001.
4.
Утлик
В .Э.
Социальн о-психол огические
у с л о в и я
предупреждения
конфликтов
в
дорожном
движении:
автореферат ... к.псих.н. - М., 2006.