"Весенний дождик"

Автор: Гусенко Оксана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №4 "Аленушка"
Населённый пункт: город Курчатов, Курская область
Наименование материала: Интегрированное логоритмическое занятие-развлечение
Тема: "Весенний дождик"
Дата публикации: 06.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский Сад Комбинированного Вида №4 «Алёнушка» города Курчатова

Интегрированное логоритмическое занятие-развлечение

для детей подготовительной группы компенсирующей

направленности

«Весенний дождик»
Подготовлено 07.04.2015 г. Для Методического объединения учителей-логопедов ДОУ города Курчатова учителем-логопедом I квалификационной категории Гусенко О.А., музыкальным руководителем I квалификационной категории Алёхиной И.В.

Тема: «Весенний дождик»

Интегрированное логоритмическое занятие-развлечение для детей

подготовительной группы компенсирующей направленности.

Цели:
- продемонстрировать наглядно практические умения и навыки по теме, расширять кругозор через восприятие весны и весеннего дождика в разных видах искусств: музыка, поэзия; - закреплять представления о времени года- весна, природных явлениях – дождь, радуга, их характерных признаках посредством музыки, поэзии.
Задачи:
Коррекционно- развивающие:  Продолжать развивать слуховое внимание и память при восприятии «голосов природы», музыкальных композиций;  Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, умение выполнять движения под музыку, петь напевно, способствовать развитию чувства ритма, творческих способностей, артистизма. Коррекционно-образовательные:  уточнять и углублять экологические знания;  расширять знания детей о весне и природных явлениях ( весеннем дожде), их признаках, расширять словарь прилагательных, диалогическую и монологическую речь;  стимулировать собственные высказывания детей (вопросов, ответов, реплик)- являющихся основой познавательного общения. Коррекционно-воспитательные:  воспитывать наблюдательность и интерес к сезонным явлениям в природе;  совершенствовать умение играть, заниматься вместе, устанавливать дружеские отношения со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость и эстетические чувства.
Предварительная работа:
Непосредственно- образовательная деятельность педагогов с детьми:  разучивание песни «Солнышкино платьице» муз. и слова Н. Гомоновой, песни «Весна- Красна» муз. и слова Ю.Верижникова;
 слушание записи А. Вивальди «Весна», записи звуков живой природы: «Звон капели», «Пение птиц весной»», «Журчание ручья», «Шум весеннего дождя»;  чтение стихотворений о весне и дождике русских поэтов Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина и др.;  наблюдение за сезонными изменениями в природе, за первым весенним дождем;  рассматривание иллюстраций, картин, открыток о весне и дождике, чтение художественных произведений о весне и дождике;  рисование на тему «Весна», «Весенний дождик лишним не бывает»;  придумывание сказок о приключениях Весеннего Дождика;
Интеграция образовательных областей:
«Физическая культура»: танцевально-ритмические движения, упражнения в основных движениях; подвижные игры, игровые упражнения. «Здоровье» : физкультминутки, упражнения на дыхание, массажи. «Социализация» : развивать интерес к игре, путем активного вовлечения детей в игровые действия; расширять представления ребёнка о себе как члене коллектива. «Познание»: развивать представления о целостности природы и взаимосвязи её компонентов живых организмов со средой обитания; обобщать представления о сезонных изменениях в природе, формировать основы экологически грамотного поведения; бережно относиться к живой и неживой природе. «Коммуникация»: обогащать содержание общения детей со взрослыми и сверстниками, содействовать диалогическому общению в совместных играх и на занятиях, учить пользоваться разнообразными средствами общения (словесными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретной ситуации; обеспечивать количественный рост и качественное совершенствование словаря, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова, при обозначении предметов, действий, качеств; понимать образные выражения в загадках, пословицах и поговорках; поощрять стремление к грамматической правильности речи; совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи. «Чтение художественной литературы »: расширять представления о природе, учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших
прозаических текстов и читать наизусть короткие стихотворения, участвовать в драматизации известных литературных произведений. «Музыка»: продолжать работу над развитием интонационно-методического слышания музыки; формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения, основных естественных движений, продолжать развивать чувство музыкального ритма, ориентировку в пространстве; учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто; продолжать развивать тембровый и динамический слух в процессе игры на шумовых инструментах; совершенствовать творческие способности.
Методы:
Наглядные: показ видеосюжетов «К нам весна шагает», «Весенний дождик», иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, игрушки. Словесные: речевые упражнения, вопросы, образец педагога. Практические: подвижные, пальчиковые игры и упражнения.
Технологии:
Здоровьесберегающие технологии: ритмические подвижные упражнения, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, массаж спины, кистей рук. Игровые технологии : создание игровой мотивации, как средства побуждения и стимулирования детей к различным видам деятельности. Информационно-коммуникативные технологии: использование мультимедий- ных сюжетов. Развивающие технологии в логопедии:  технология развития мелкой моторики;  технология развития фонематического слуха: голоса, звуков живой и не живой природы, шумовой оркестр;  технология развития лексико-грамматических компонентов речи;  технология развития связной речи…
Средства обучения:
записи музыкальных произведений, голоса звуков живой и не живой природы (шум весеннего дождя, мультимедийные персонажи и сюжеты, музыкальные инструменты для шумового оркестра, бумажные кораблики для выработки правильной воздушной струи, «дождевые лужи» -тазы с водой, спортивный инвентарь для подвижных игр…


Ход непосредственной образовательной деятельности
Дети входят в музыкальный зал под песню В.А. Моцарта «Приход весны»
Ребенок
: Весело запели птицы И капелям не до сна- Это значит, к нам стучится Разноцветная весна.
Ребенок
: Весна пришла по снежному, По влажному ковру. Рассыпала подснежники, Посеяла траву.
Ребенок
: Барсучьи семьи к сроку Из норок подняла, Березового соку Ребятам раздала.
Ребенок
: В берлогу заглянула: - А ну, вставай, медведь! На веточки дохнула – Пора зазеленеть.
Ребенок
: Теперь весна – красавица Зовёт со всех концов Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов. Дети поют песню о весне.
Логопед
: Ребята! Давайте расскажем и покажем что происходит весной в лесу. Дети встают в большой круг, звучит музыка. Музыкальный руководитель:
Фонопедические упражнения « Весной»
Солнце светит ярко. (Дети поют восходящий звукоряд на слог «ЛЯ», показывая движения вверх правой рукой.) И сосулькам жарко. (Произносят слог «КАП» в нисходящем движении, ударяя указательным пальцем на ладошке другой руки) Ручейки бегут. (Произносят «БЛ-Л-Л-Л…». быстро двигая языком вправо – влево)
Песенки поют. (Показывают рукой «ВОЛНУ» и пропевают звук «У» в соответствии с движением руки, глиссандируя то вверх, то вниз) (приём звуковедения, когда голос скользит от низких звуков к высоким или наоборот) Появились жуки, (Продолжительно тянут звук «Ж», положив ладонь на грудь) Мухи, (Произносят звук «Н». положив ладонь на темя) Пчёлы, (Произносят звук «В», приложив ладони к щекам) Комары. (Произносят звук «З», положив руку не шею спереди) Даже дедушка – медведь (Пропевают пентахорд-пятиступенный звукоряд в пределах квинты муз. вверх и вниз на слог «РА») Начал громко песни петь. Рады солнышку « ребята», все довольны тёплым днём. ( Дети садятся на стульчики.) На экране появляется весна.
Логопед
:Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?
Дети:
 Увидел скворца – весна у крыльца.  Побежал в саду ручей – прилетели сто грачей.  Вода с гор потекла – весну принесла.  Весна красна цветами, а осень пирогами.  Март с водою,
апрель с травою май с цветами.  Апрельские ручьи всех будят.  Как в мае дождь, так будет рожь.  Весенний дождик лишним не бывает.
Логопед
: Без чего не бывает весны? (Ответы детей) Загадки:  Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)  Крупно, дробно зачастил И всю землю намочил. (Дождь)  Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. (Грач)  Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названьем нежным, Как привет капели звонкой, Называется… (Подснежник)  Примостилась птица на суку- И по лесу слышится : ку- ку. (Кукушка) Звучит фонограмма «Шум дождя».
Логопед
: Слышите? Что это, ребята? Правильно. К нам торопится весенний дождик. Давайте его встретим все вместе.

Логоритмическое упражнение « ДОЖДИК».
К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке: Кап –кап, Кап –кап, Дождик озорной. Кап –кап, Кап –кап, К нам пришёл весной. Мы возьмём сапожки, Зонтик, дождевик, Будем прыгать в лужах: Прыг – прыг – прыг! (Дети свободно стоят на ковре и импровизируют под музыку.) Появляется мультимедийный персонаж озорной весенний дождик.
Логопед
: Скажите, пожалуйста, какой дождик весной. (Озорной, теплый, ласковый, приятный, нежный, весёлый…) Лесные жители спасаются от дождя, боятся намочить свои хвосты и шубки. Давайте все вместе это покажем.
Двигательные упражнения.
(Дети подражают движениям животных). Первой лисонька бежала, Хвостик в лапочках держала, Чтобы хвост не замочить, В лужу чтоб не уронить. (Легко бегут на носках, руки согнуты в локтях перед грудью.) Белка спрячется в дупле, Ни найти её нигде. (Делают поскоки, руки на поясе.) А лягушки не спешат, Учат топать лягушат. (Шагают на всей стопе, ноги слегка согнуты в коленях, стопы разведены в стороны, руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты «лягушачьи лапки») Зайка серый быстро скачет, Словно мячик, словно мячик. (Прыгают с продвижением вперёд, руки согнуты перед грудью, кисти рук опущены.) Дети от дождя бегут,
От зверей не отстают. (Бегут по схемам – по кругу, по диагонали, «змейкой», парами, друг за другом по одному.) Мишка поспешил, упал И сердито зарычал. (Делают дыхательное упражнение – на выдохе рычат: «Р-Р-Р…»,сложив пальцы – « когти».) Дети садятся на «пенечки» (стульчики) (Лиса- белка – лягушки – зайка – дети – мишка.)
Логопед
: Назовите всех по порядку, кто убегал от дождика? А теперь давайте об этом расскажем.
Составление рассказа :

«Кто как от дождя спрятался?»
Солнышко спряталось за тучку и пошёл весенний дождик. Он ударял своими каплями повсюду. Звери прятались от дождика в лесу. Лиса побежала к норе. Белка забралась в дупло. Лягушки нежились в лужицах. Зайка дрожал от страха под кустиком. Мишка залез на дерево, муравей под грибок. А ребята раскрыли свои зонтики и радовались дождю. (Покажите свою радость) «Логопедическая гимнастика» Приоткрыл язык окно, А на улице тепло, Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся.
Логопед
: А вот зайчику грустно. Покажите как он грустит. Он боится шума дождя. Шумовой оркестр « Трусливый заяц».
Музыкальный руководитель
: Жил-был в лесу заяц-трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит. (шуршат пакетом) Испугался заяц и бежать: (встряхивают кастаньетами) Бежал, бежал и присел не пенёк отдохнуть
А дятел на сосне как застучит: (стучат ложками) Бросился заяц бежать: (встряхивают кастаньетами) Забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает: (шлёпают руками по ногам) Побежал заяц из леса к речке: (встряхивают кастаньетами) А на берегу лягушки сидели: (проводят палочкой по рубелю) Увидели они зайку и прыг в воду: (проводим палочкой по металлофону) Обрадовался заяц, что лягушки его испугались – и поскакал обратно в лес: (стучат по барабану) Музыкальные инструменты для шумового оркестра. ( Пакет «Шелестящий», кастаньеты, ложки деревянные, палочки и рубель, металлофон, барабан.)
Логопед:
Разыгрался весенний дождик, застучал дождевым молоточком по деревьям, по траве, цветочкам и нашим спинкам.
Игра «Массаж спины»
(на слова песни «Дождик» Е. Попляковой). Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя в круг. Дождик бегает по крыше. Бом. Бом. Бом. (Похлопывают ладонями друг друга по спинке). По весёлой, звонкой крыше. Бом. Бом. Бом. (Постукивают пальчиками по плечам). - Дома, дома, посидите. Бом. Бом. Бом. (Поколачивают кулачками по спинке). Никуда не выходите. Бом. Бом. Бом. (Растирают спину ребрами ладоней). Почитайте, поиграйте. Бом. Бом. Бом.
(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями) Я уйду, тогда гуляйте. Бом. Бом. Бом. (Поглаживают спинку ладонями). Затем поворот на 180 0 и массаж повторяется. Ребята присаживаются на стульчики.
Логопед:
Смотрите, дождик уже почти перестал. И мы можем помочь дедушке добраться до дома. Давайте попросим весенний дождик пе – ре – стать.

Чистоговорка.
Дождик. дождик – Не дожди. Дождик, дождик, подожди ! Дай дойти до дому Дедушке седому. На экране мультимедийный персонаж – седой дедушка под зонтиком.
Танец с зонтиками.

Логопед
: Весенний дождик подарил нам лужи и мы можем пускать кораблики.
Игры:
«Кораблики» Дети пускают кораблики, дуют на них. Интересно, чей же кораблик приплывёт к берегу первым? Дети играют парами. «Под зонтиком» Играют 12 человек, 4 зонта предлагают детям. Ребята прячутся под зонтиком по команде, логопед показывает цифры – 3 , 2, 1 – это количество детей под зонтиком. Дети, которые не успели спрятаться от дождя – танцуют под дождём и ловят ладошками капельки. «Сложи солнышко» Под музыку на ковре появляется солнышко: круг, обруч гимнастический, лучики- гимнастические палки.
Логопед:
Вот и солнышко взошло. Деток радует оно.
Итог непосредственной образовательной деятельности.
Каждый год приходит весна, а за ней весенний дождик, который дарит много счастья и веселья. Все знают, что после дождя бывает : РА-ДУ-ГА. Она обещает, что всё будет хорошо. А без дождя – нет радуги.
Ребёнок:
После дождика бывает, Что полнеба закрывает Разноцветная дуга- Солнечная радуга. На экране появляется весенняя радуга.
Логопед
: Я все дождинки собрала, получилось -полведра Сюрпризный момент для детей: дождика полведра (капельки- конфетки) Дети выходят из музыкального зала под песню Григория Гладкова «Песня о радуге».