Автор: Купыра Татьяна Алексеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 "Брусничка"
Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Что за фигурки нас окружают?"
Проект для младших дошкольников по сенсорному развитию:
«Что за фигурки нас окружают?»
Проблема: В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,
формируется определенное звено сенсорной культуры. В силу своих возрастных
особенностей у детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано
математическое развитие (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и
располагать в убывающем порядке, находить их в предметах окружающей обстановке) .
Актуальность проекта:
Формирование математического развития один из
важнейших разделов программы.
Математическое развитие младшего дошкольного
возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его
познавательных интересов и любознательности. Формирование простейших
математических представлений у детей младшего дошкольного возраста очень важно, так
как является основной для познавательно-творческого развития личности ребенка в
последующие годы дошкольного детства. Применять приобретенные знания цвета,
формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке,
аппликации, конструировании и т. д. Поэтому работа по математическому развитию
начинается еще в раннем возрасте, с сенсорного воспитания и продолжается на
протяжении всего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Формировать у детей младшего дошкольного возраста знаний о
геометрических фигурах.
Задачи проекта:
-Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал и
прямоугольник.
- Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме.
- Учить детей раскладывать фигуры по порядку большой, поменьше, маленький.
- Распознавать геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей
обстановки.
Организация деятельности над проектом
Деятельность педагога:
- Подготовка методических и дидактических материалов.
- Проведение интересных занятий, дидактических игр и упражнений, бесед, наблюдений.
- Организация продуктивной деятельности.
- Довести до родителей информацию о развитии математических способностей на
занятиях и в повседневной жизни.
Деятельность детей:
- Заучивание стихов о геометрических фигурах.
- Изготовление поделок из пластилина, бумаги.
- Участие в различных играх, беседах.
- Конструирование из строительного материала.
- Создание аппликаций из геометрических фигур.
Деятельность родителей:
- Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки.
- Изготовление геометрических фигур из различного материала.
- Участие в выставке «Парад геометрических фигур».
Паспорт проекта
Вид проекта: Комплексный
Тип проекта: Познавательный, игровой
Длительность проекта: Долгосрочный (октябрь-март)
Участники проекта: Дети младшей группы, воспитатели, родители
Продукты проектной деятельности
- Выставка «Парад геометрических фигур»
- Создание книги «Геометрические фигуры в стихах»
- Изготовление картины «Фигурная картина»
- Презентация «Веселая математика»
-Итоговое занятие «Дорожка для Колобка»
Реализация проекта
Подготовительный этап
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Изучение литературы, подбор материала.
- Выявление знаний детей о геометрических фигурах.
Основной этап
Октябрь: Квадрат
Вот четыре сторон
И они всегда равны.
А фигура та, ребята,
Называется квадратом
-Познакомить детей с квадратом и его свойствами, находить квадрат в предметах
окружающей среды.
- Дидактические игры: «Сложи квадрат», «Найди одинаковую фигуру», «Чудесный
мешочек», «Шнуровка», «Какую фигуру забыл нарисовать художник»
- Дидактические упражнения: «У кого есть такой же квадрат, треугольник… », «Найди
спрятанную фигуру», «Счетные палочки»
- Настольные игры: «Лото», «Домино»
- Дидактические упражнения с блоками Дьеныша, палочками Кьюзерена
- Подвижные игры: «Гаражи», «Цветные автомобили»
- Наблюдения, беседы по теме «На какую фигуру похож предмет»
- Просмотр развивающего мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические
фигуры» - КВАДРАТ.
- Игровая ситуация «Помоги Айболиту добраться к больным друзьям»
Ноябрь: Прямоугольник
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож на дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.
-Познакомить детей с прямоугольником и его свойствами, находить прямоугольник в
предметах окружающей среды.
- Дидактические игры: «Что это? », «Чего не стало», «Найди свой домик», «Найди
похожее»
- Подвижная игра: «Солнышко и дождик», «Найди домик с нужной фигурой»
- Игровое занятие по конструированию «Помоги зайчику построить дом»
- Продуктивная деятельность-занятие «Составные картинки»
- Чтение стихотворения с показом «Фигурная картина»
- Экспериментальная деятельность: «Оттиски»
Декабрь: Круг
Наше солнышко в окошке-
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
-Познакомить с кругом и его свойствами, учить распознавать круг и находить его в
предметах окружающей среды, обследовать форму круга, используя зрение и осязание.
- Дидактические упражнения: «Прокати такой же шарик», «Прокати шарик в воротца»
- Дидактические игры: «Волшебные круги», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди
предметы в форме круга»
- Подвижные игры: «Мы идем по кругу», «Мой весёлый, звонкий мяч»
- Сюжетно ролевая игра: «Накроем на стол»
- Игровое занятие по рисованию «Котята играют с клубочками»
- Чтение русской народной сказки «Колобок»
- Заучивание стихотворения А. Л. Барто «Мяч»
Январь-февраль: Овал
Наш овал нам сделать просто:
Круг растянем – больше роста.
Нет углов и нет сторон,
Очень вытянутый он.
-Познакомить детей с овалом и его свойствами, находить овал в предметах окружающей
среды.
- Чтение русской народной сказки «Репка»
- Дидактические игры: «Составление геометрических фигур», «Только одно свойство»,
«Найди спрятанную фигуру»
- Театрализация сказки «Теремок»
- Продуктивная деятельность-аппликация «Овощи на тарелке»
- Просмотр развивающего мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические
фигуры» - Овал
- Игровая ситуация «Ежик просит приготовить ему салат»
Март: Треугольник
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
-Познакомить детей с треугольником и его свойствами, находить треугольник в предметах
окружающей среды.
-Дидактические упражнения: «Обведи морковки для зайчика», «Обведи кораблик и
раскрась его»
-Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Подбери
пару», «Шнуровка», «Найди похожее», «Собери бусы»
-Настольные игры: «Лото», «Пазлы»
-Игровое занятие «Кораблики плывут по воде»
-Дидактические упражнения с блоками Дьеныша
-Рассматривание иллюстрации «Овощи»
Итоговый этап:
-Выставка «Парад геометрических фигур»
- Создание книги «Геометрические фигуры в стихах»
- Изготовление картины «Фигурная картина»
-Итоговое занятие «Дорожка для Колобка»
Разработала воспитатель ЛГ МАДОУ
ДСОВ №2: Т.А.Купыра