Автор: Гусенко Оксана Анатольевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МА ДОУ "Детский сад комбинированного вида №4 "Аленушка"
Населённый пункт: город Курчатов, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рассказывание по картине."
Гусенко Оксана Анатольевна, учитель-логопед, «Детский сад комбинированного
вида №4 «Аленушка» города Курчатова
Рассказывание по картине. Известный педагог К.Д. Ушинский говорил:
«Дайте
ребёнку картину и он заговорит».
С классиком трудно не согласиться, но , практика
показывает, что в наше время далеко не каждая картина побуждает ребенка к
заинтересованному общению со взрослым! Современный дошкольник привык к
красочным игрушкам, ярким, динамическим мультфильмам, то есть сильным
впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом.
Роль картины в обучении дошкольника по- прежнему велика. По мнению
педагога Е.И. Тихеевой, «картины раздвигают поле непосредственного наблюдения…
Образы и представления, ими вызываемые менее ярки, чем те, которые даёт нам
реальная жизнь…Однако видеть жизнь во всём её многообразии невозможно». И в
этом смысле картина - прекрасная наглядность, на базе которой дети под
руководством педагогов и родителей: упражняют наблюдательность, совершенствуют
сопутствующие наблюдению психические процессы, пополняют запас знаний и
сведений, развивают речь.
Известно, что речь – это не только средство общения, но и орудие
мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания,
саморазвития и пр., то есть полиморфная деятельность. Осуществляется речь с
помощью системы условных символов, называемых языком и имеющих для
определённой группы людей тот или иной смысл. Любой язык, несмотря на свои
индивидуальные различия, содержит следующие компоненты: фонетика, лексика,
грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, которое ещё не
закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов
языковой системы.
Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография,
иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при
умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности
ребёнка.
Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и
рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая
рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только
опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом
речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной,
грамотной.
В детском саду рассказывание по картине проводится воспитателями. С одной
картиной, если её сюжет близок и интересен детям, педагог может работать несколько
занятий. Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребёнка
и его эмоции неразрывно связаны. Чувства - регулятор внутренней энергии,
влияющий на всю человеческую деятельность, в том числе на обучение.
Если сюжет картин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен,
то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к
учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать,
отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Сюжеты для картин
нужно смоделировать так, чтобы они: отражали интересное событие, нестандартную
ситуацию; вызывали яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению;
стимулировали фантазию; способствовали заинтересованному общению ребёнка со
взрослым.
Сюжеты могут быть проблемными. Проблема – это сложный вопрос. В
данном случае, под сложностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего
восприятия и осмысления требуются: пояснение и помощь взрослого; включение
активной мыслительной деятельности ребёнка; активизация воображения, фантазии и
взрослого и малыша.
Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну
картину, можно составить несколько рассказов. В качестве основного
вспомогательного средства используются вопросы. На них, общаясь со взрослым,
малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие
ребёнком мира. Становясь чуть старше, ребёнок сам задаёт бесконечные вопросы
взрослым, а позже учится задавать их самому себе. Вопросы помогают малышу
анализировать, рассуждать, пополнять знания и сведения, фантазировать и сочинять.
Велика роль фантазии в воспитании современного ребёнка! По мнению
психологов, это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы
их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными,
незаурядными.
К большинству картин можно подобрать соответствующие стихи.
Их слушание, анализ и заучивание помогут развивать в детях чувства не только
ритма, рифмы, но и юмора.
Дети понимающие шутку, юмор. обладают более
высоким «умственным возрастом».
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого
воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка,
словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием
всех сторон речи. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет
на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.
Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных
типов: описания, повествования, рассуждения. Формирование умений и навыков
монологической речи требует обязательного развития таких качеств, как связность и
целостность. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о
структуре высказывания и особенностях в каждом типе текста, а также о способах
внутритекстовой связи.
При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо
формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец)
и представления о способах связи между предложениями и структурными частями
высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из
важных условий формирования связности речевого высказывания.
В обучении
дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть
тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация,
поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного
предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой
законченности текста в целом. Обучение составлению текстов разных типов
осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и
чужого высказывания, составление плана и рассказ по нему, использования схемы
(модели) текста и различные упражнения.
Пересказ - испытанное средство для развития связной речи. Предполагаемый
рассказ к каждой сюжетной картине должен быть правильным образом и
своеобразным «помощником» в создании атмосферы добра, теплоты, человеколюбия.
Важно, как всё это выполнять?
Единственное, что требуется от ребёнка для таких
занятий, - это желание заниматься. Взрослому же для успешной работы потребуется
определённая подготовка.
Что мы советуем не упустить педагогу или родителю? На чём сосредоточиться?
Как подготовиться? Отметим главное: понимание недостаточности знаний малыша и
наличия некоторых трудностей; настрой на общение, а не на поучение; стремление к
эмоциональному контакту с ребёнком; заинтересованная манера общения; готовность
принять и обсудить любые ответы; желание играть; терпение, сотворчество;
артистизм, умение перевоплощаться, импровизировать.
Для развития отвлечённого мышления каждый этап работы по картине можно
обозначить условными знаками, которые заинтересуют и ребёнка, и взрослого.
В
старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важных периодов жизни
человека, первый его « университет». Ребёнок учится на всех факультетах. Проходит
и элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать свои мысли логично,
выразительно. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого
развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в
школе.
«Дайте ребёнку картинку и он заговорит»
К.Д. Ушинский