"Рассказывание по картине."

Автор: Гусенко Оксана Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МА ДОУ "Детский сад комбинированного вида №4 "Аленушка"
Населённый пункт: город Курчатов, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рассказывание по картине."
Дата публикации: 06.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Гусенко Оксана Анатольевна, учитель-логопед, «Детский сад комбинированного

вида №4 «Аленушка» города Курчатова

Рассказывание по картине.
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину и он заговорит». С классиком трудно не согласиться, но , практика показывает, что в наше время далеко не каждая картина побуждает ребенка к заинтересованному общению со взрослым! Современный дошкольник привык к красочным игрушкам, ярким, динамическим мультфильмам, то есть сильным впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом. Роль картины в обучении дошкольника по- прежнему велика. По мнению педагога Е.И. Тихеевой, «картины раздвигают поле непосредственного наблюдения… Образы и представления, ими вызываемые менее ярки, чем те, которые даёт нам реальная жизнь…Однако видеть жизнь во всём её многообразии невозможно». И в этом смысле картина - прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей: упражняют наблюдательность, совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы, пополняют запас знаний и сведений, развивают речь. Известно, что речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития и пр., то есть полиморфная деятельность. Осуществляется речь с помощью системы условных символов, называемых языком и имеющих для определённой группы людей тот или иной смысл. Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, содержит следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, которое ещё не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы. Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка. Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной. В детском саду рассказывание по картине проводится воспитателями. С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, педагог может работать несколько занятий. Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребёнка
и его эмоции неразрывно связаны. Чувства - регулятор внутренней энергии, влияющий на всю человеческую деятельность, в том числе на обучение. Если сюжет картин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Сюжеты для картин нужно смоделировать так, чтобы они: отражали интересное событие, нестандартную ситуацию; вызывали яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали фантазию; способствовали заинтересованному общению ребёнка со взрослым. Сюжеты могут быть проблемными. Проблема – это сложный вопрос. В данном случае, под сложностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления требуются: пояснение и помощь взрослого; включение активной мыслительной деятельности ребёнка; активизация воображения, фантазии и взрослого и малыша. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов. В качестве основного вспомогательного средства используются вопросы. На них, общаясь со взрослым, малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие ребёнком мира. Становясь чуть старше, ребёнок сам задаёт бесконечные вопросы взрослым, а позже учится задавать их самому себе. Вопросы помогают малышу анализировать, рассуждать, пополнять знания и сведения, фантазировать и сочинять. Велика роль фантазии в воспитании современного ребёнка! По мнению психологов, это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными, незаурядными. К большинству картин можно подобрать соответствующие стихи. Их слушание, анализ и заучивание помогут развивать в детях чувства не только ритма, рифмы, но и юмора. Дети понимающие шутку, юмор. обладают более высоким «умственным возрастом». Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описания, повествования, рассуждения. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких качеств, как связность и целостность. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о
структуре высказывания и особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи. При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст. Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом. Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого высказывания, составление плана и рассказ по нему, использования схемы (модели) текста и различные упражнения. Пересказ - испытанное средство для развития связной речи. Предполагаемый рассказ к каждой сюжетной картине должен быть правильным образом и своеобразным «помощником» в создании атмосферы добра, теплоты, человеколюбия. Важно, как всё это выполнять? Единственное, что требуется от ребёнка для таких занятий, - это желание заниматься. Взрослому же для успешной работы потребуется определённая подготовка. Что мы советуем не упустить педагогу или родителю? На чём сосредоточиться? Как подготовиться? Отметим главное: понимание недостаточности знаний малыша и наличия некоторых трудностей; настрой на общение, а не на поучение; стремление к эмоциональному контакту с ребёнком; заинтересованная манера общения; готовность принять и обсудить любые ответы; желание играть; терпение, сотворчество; артистизм, умение перевоплощаться, импровизировать. Для развития отвлечённого мышления каждый этап работы по картине можно обозначить условными знаками, которые заинтересуют и ребёнка, и взрослого. В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важных периодов жизни человека, первый его « университет». Ребёнок учится на всех факультетах. Проходит и элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать свои мысли логично, выразительно. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе. «Дайте ребёнку картинку и он заговорит»
К.Д. Ушинский