Напоминание

" Развитие фонематического восприятия на уроках русского языка и обучении грамоте"

Автор: Артюхова Нина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Школа №3
Населённый пункт: город Черемхово Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие фонематического восприятия на уроках русского языка и обучении грамоте"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие фонематического восприятия

на уроках русского языка и обучения грамоте

На практике мы знаем, что дети приходят в школу с разным уровнем

подготовки и большинство из них не владеет навыками связной речи в доста-

точном для этого возраста объёме. Их словарный запас небогат. В речи нет

образных выражений, мало прилагательных. При составлении рассказа по

сюжетной картине дети перечисляют изображённые предметы или называют

действия,

не

определяя

взаимоотношений

между

персонажами,

места

действия, времени. Речь недостаточно выразительна.

Нетрудно себе представить, насколько остро ощутимы эти недостатки у

детей с нарушением речи. Поэтому очень важно перед школой не учить

ребёнка

читать,

а

развивать

речь,

способность

различать

звуки,

не

учить

писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений

руки и пальцев. И ещё: развивать способность ребёнка слушать, понимать

смысл прочитанного, умение пересказывать.

Сегодня мы видим, что уровень готовности первоклассников не позволяет

им успешно овладеть важнейшими умениями при обучении чтению и письму,

а это, в свою очередь, одна из основных причин неуспеваемости младших

школьников.

Поэтому

для

детей

в

дошкольном

возрасте

важно

создавать

необходимые условия для успешного обучения в школе. Это:

1.

Достаточный

уровень

развития

устной

речи

по

всем

структурным

компонентам: фонетика, лексика, грамматика.

2.

Достаточный уровень фонематического восприятия ( звуковой анализ и

синтез).

3.

К

пяти

годам

у

ребёнка

должно

быть

сформировано

правильное

звуковое произношение.

4.

Полноценное развитие зрительного и слухового анализаторов.

5.

Хорошее

развитие

памяти,

внимания,

мышления,

а

так

же

работоспособность.

6.

Развитие эмоционально – волевой сферы и т.д.

Остановимся на одном из важных пунктов – это достаточный уровень

фонематического восприятия ( звуковой анализ и синтез).

Нормальное формирование сложной системы языка, овладение грамотой

требует

от

ребёнка,

кроме

сохранного

физического

слуха,

также

тонкого,

специально речевого фонематического слуха. Установлено, что восприятие

звуков человеческой речи отличается от восприятия неречевых звуков.

Фонематический слух развивается у ребёнка в норме с 6 месяцев до 2 лет

и включает в себя:

- способность узнавать звуки родного языка, различать их на уровне

слова.

Ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка;

- способность различать слова, похожие по фонематическому составу

( сосна, насос).

При хорошем речевом развитии и высоком уровне сформированности

фонематического слуха дети начинают достаточно рано слышать ошибки в

чужой, а затем и в собственной речи.

Следует отличать фонематический слух от фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это умение найти звук

среди других

звуков, определить его место и последовательность звуков в слове, посчитать

их

количество.

Следовательно,

фонематическое

восприятие

формируется

только

в

процессе

обучения

и

только

при

наличии

сохранного

фонематического слуха.

Фонематическое

восприятие

развивается

наиболее

сложно

у

детей

с

недоразвитием

речи,

так

как

ребёнок

не

слышит

существенных

фонологических

различий.

Бывает

так,

что

первоклассник

как

будто

всё

произносит правильно, о прежних речевых дефектах родители предпочитают

не

вспоминать,

а

правописание

ребёнок

осваивает

с

трудом,

допускает

большое количество ошибок. Эта проблема решается путём тренировки в

различении идентификации фонем.

Затруднения

в

протекании

фонематического

анализа

при

письме

ослабляют

внимание

к

начертанию

буквы,

вследствие

чего

возникает

графическая

ошибка.

У

детей,

страдающих

ослабленной

концентрацией

внимания,

ошибок

графического

начертания

всегда

больше,

чем

у

детей,

обладающих хорошим самоконтролем.

Дальнейшие трудности овладения письменной речью влекут за собой

дисграфию. Можно выделить три группы специфических ошибок:

- ошибки на уровне буквы и слога;

- ошибки на уровне слова;

- Ошибки на уровне предложения.

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией? Да, таким учащимся

вполне по силам овладеть грамотным письмом и безошибочным чтением. Суть

уроков

это

тренировка

фонематического

слуха

и

буквенного

зрения.

Ежедневно на уроках русского языка и обучения грамоте нужно давать детям

упражнения для развития зрительного и слухового восприятия.

В букварный период, когда дисграфия ещё не проявляет себя, диктанты

могут

выглядеть

как

самые

разные

схемы.

В

этот

период

очень

важно

выработать у ребёнка чёткое представление о звуках: различия по звонкости и

глухости, твёрдости и мягкости, умение различать свистящие и шипящие,

сонорные и аффрикаты. Ученики должны знать, что в русском языке гласных

звуков шесть, а букв - десять и т.д. Звуко-буквенный анализ слов лучше

всего отработать уже в первом классе.

Во втором классе схематические диктанты должны применяться уже не

так часто, и выглядеть они будут уже иначе. А обычные текстовые диктанты

помогут

спланировать

дальнейшую

работу

на

уроках,

так

как,

ошибки,

допущенные т в текстовых диктантах, нужно отрабатывать ежедневно в самых

различных

заданиях.

Обратите

внимание

на

пропуски

букв,

замены

букв,

пропуски гласных. Используйте уже проверенные методы: комментированное

письмо,

списывание

с

учебника

с

проговариванием,

письмо

по

памяти,

объяснительные

или

предупредительные

диктанты,

зрительные,

а

так

же

выборочные

диктанты.

Всё

это

позволяет

совершенствовать

грамматико-

орфографические и речевые умения и навыки учащихся. Самое главное, чтобы

это работало в системе, а не носило эпизодический характер.

Необходимым условием повышения грамотности является преодоление

отставания в речевом развитии. Но для этого нужно решить как минимум три

задачи:

- во – первых, в сжатые сроки обогатить словарный запас учеников;

- во – вторых, обеспечить точное понимание смыслового значения слов,

что позволит правильно подбирать проверочные слова;

-

в

третьих,

нужно

помочь

учащимся

овладеть

морфологическим

анализом слов, то есть умением сразу видеть в них основные составляющие –

приставку,

корень,

суффикс,

окончание.

Это

необходимо

потому,

что

грамматические

правила,

изучаемые

на

протяжении

всех

лет

школьного

обучения,

сводятся,

по

сути,

к

следующим:

правописание

приставок,

суффиксов, окончаний. И если ученик не видит в слове этих составляющих

частей,

то

он

не

может

применять

на

практике

ни

одного

из

названных

основных групп грамматических правил, как бы хорошо он их не выучил.

Отсюда и стереотипная жалоба многих родителей: «Ведь он все правила знает,

но почему – то не умеет их применять». То есть ученик не понимает, к чему

именно он должен « приложить» эти правила. Поэтому в третьем и четвёртом

классах работу над составом слова продумывать нужно достаточно серьёзно.

Лучше начать работу с правописания приставок и суффиксов. Это поможет

обогатить словарный запас путём словообразования. Например:

ход, проход,

переход, ходок, проходчик,

проходная, выходной и т.д. Здесь также важно

использовать

не

только

часто

употребляющиеся

слова,

но

и

мало

употребитель- ные, а также слова с отвлечённым значением. Применяйте

схемы к составу слова. Дети любят работать с такими заданиями.

В начальной школе усвоение детьми грамматических норм напрямую

зависит

от

сформированности

фонематического

восприятия.

Удобно

пользоваться транскрипциями при изучении правописания слов с парной со-

гласной. Дети видят разницу между грамматическими нормами и произноше-

нием, а также улавливают суть культуры языка.

Совершенно очевидно, что современному учителю нужно шагать в ногу

со временем в плане преодоления трудностей, обучая детей сложной системе

русского языка. Всё состояние успеха ребёнка – это и наше с вами состояние,

но ведь это ещё и наша профессиональная задача.

Н.И. Артюхова

учитель начальных классов

МОУ Школа №3 г. Черемхово

Иркутской области