"Использование проектно-исследовательской деятельности в обучении младших школьников"

Автор: Шадрина Елена Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Налимская СОШ"
Населённый пункт: с.Налимск Среднеколымский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование проектно-исследовательской деятельности в обучении младших школьников"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «Налимская средняя общеобразовательная школа» Среднеколымского улуса Республики Саха (Якутия).
Использование проектно - исследовательской

деятельности в обучении младших школьников.
учитель начальных классов МБОУ «Налимская СОШ» Среднеколымского улуса, РС (Якутия) Шадрина Елена Егоровна.
2015 г.
Содержание:

I.

Вводная часть.

II.

Основная часть.
2.1.Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. 2.2.Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? 2.3.Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? 2.4.Общие правила для педагогов – руководителей проектов. 2.5.Примерные критерии оценок проектной деятельности.
III.

Практическая часть.
Проектная деятельность «Моё родное село».
IV.

Вывод.

V.

Использованная литература.

Приложение.
Работы учащихся.

I. Вводная часть.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во- первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Проектная деятельность – это творчество. И учащихся младших классов надо учить творить. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Актуальность:
В настоящее время с ведением новых образовательных стандартов в обучении в начальных классах мы должны не только дать учащимся необходимые знания, но и должны учить их думать, давать основу умения учиться, формировать у детей мотивации к обучению
.

Гипотеза:
Эти требования можно успешно решить, если использовать в обучении проектно- исследовательскую деятельность.
Цели:
- привить учащимся начальных классов интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. -привить у обучающихся самостоятельную деятельность и творческую активность. - формирование у обучающихся личностно-значимых ценностных ориентиров. - формирование творческой личности.
Задачи:
- Создание проекта «Моё родное село». -Приобщить учащихся к проектной деятельности.
-
Научить учащихся к азам исследовательской деятельности.
Использованные методы:

-
Знакомство с необходимой литературой; - Поиск и анализ нужных информаций;

II. Основная часть.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
2.1.Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего

школьного возраста
При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого- физиологические особенности младших школьников.
Темы
проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема
проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность
выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1- 2 сдвоенными уроками. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.
2.2.Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо: 1. Провести подготовительную работу. Умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его: а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе; в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; 2.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. 3.Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию. 4.Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. 5. Создавать группу не более 5-8 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». 6.Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7.Избежать следующих опасностей.
Первая опасность
– подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность
– при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Третья опасность
– переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы
2.3.Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть: - необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта; - специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы. В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1- ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. В рамках традиционных учебных занятий используют: - проблемное введение в тему урока; - постановку цели и задач урока совместно с учащимися; - совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; - групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; - выдвижение идеи (мозговой штурм); - постановку вопроса (поиск гипотезы); - формулировку предположения (гипотезы); - обоснованный выбор способа выполнения задания; - составление аннотации к прочитанной книге, картотек; - поиск дополнительной литературы; - подготовку доклада (сообщения); - самоанализ и самооценку, рефлексию; - поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.
2.4.Общие правила для педагогов – руководителей проектов
- Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями. - Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. - Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. - Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, - Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. - Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно. - Не сдерживайте инициативы у детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
- Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. - Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Каждый проект должен завершаться получением какого-либо конечного продукта. Например: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, макет, словарь, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.
2.5.Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1.самостоятельность работы над проектом 2.актуальность и значимость темы 3.полнота раскрытия темы 4.оригинальность решения проблемы 5.артистизм и выразительность выступления 6.как раскрыто содержание проекта в презентации 7.использование средств наглядности, технических средств

III.Практическая часть.

Проектная деятельность « Моё родное село».
В 2015 году Байдинский наслег отмечает 60- летний юбилей, родная Налимская школа -65-летие. Проектная деятельность «Моё родное село» направлена к этим юбилейным датам. Содержание проекта «Моё родное село» - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места, предприятия, это и известные люди, гордость нашего наслега. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна- единственная, как мама. Содержание проекта «Моё родное село» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Актуальность проекта
: начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Учащиеся начальных классов должны хорошо знать свой родной наслег, свою окружающую среду, людей, которые их окружают, разобраться в окружающей действительности.
Идея проекта
: Развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к истории родного края, но и к совсем скромной истории родного маленького села, посредством формирования навыков поисковой работы.
Цель проекта
: Формирование у младших школьников широкого представления о родном наслеге и интереса к окружающей среде, способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и общечеловеческим ценностям и воспитанию любви к родному наслегу.
Задачи проекта
:
1.Расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по окружающему миру, литературному чтению, технологии; приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе; 2.Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем родного села, о личностях, оставивших заметный след в истории края; 3.Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества; 4.Осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно- значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; воспитание гражданственности и патриотизма; 5.Развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компонентов;
Методы реализации
: Опрос, исследование опросов; Наблюдение за окружающей действительностью; Беседа; Знакомство с необходимой литературой; Поиск и анализ нужных информаций;
Механизм реализации проекта:
Для приобщения младших школьников к проектной деятельности «Моё родное село» механизмами реализации являются: -проведение бесед, классных часов, экскурсий по предприятиям; -составление подпроектов; -творческие мастерские; -выпуски стенгазет; -подготовка сообщений, докладов на тематических классных часах, конференциях; -встреча с уважаемыми людьми наслега; - сотрудничество с работниками сельской и улусной библиотек, работниками архива;
Критерии оценки реализации
: - выступления на школьных, улусных, региональных научно- практических конференциях « Шаг в будущее», « Колымский исследователь»; -выпуск небольших брошюр; -успешность детей на различных смотрах, фестивалях, конкурсах, конференциях; -Развитие у учащихся творческих способностей, навыков, умений;
Сроки реализации проекта:
-подготовительный этап-2013-2014 учебный год -1класс -практический этап-2014-2015, 2015-2016 учебные годы. -2 и 3 классы. -обобщающий этап-2016-2017 учебный год - 4 класс.
Для внедрения проектно- исследовательской деятельности мы используем часы внеаудиторных занятий по духовно-нравственному направлению -2 часа в неделю.Работу над реализацией проектной деятельности «Моё родное село» начали с 1 класса (2013-2014 учебный год), в этом 2015-2016 учебном году, во 2 классе начали работу над практической частью. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному». Сначала проводится подготовительный этап, в который включаются: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Постепенно расширяются рамки работы над проектом и включаются не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников учащимся необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
IV.Вывод.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Проектно- исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
V. Использованная литература:
1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. № 9. 2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа. 2004. №2
приложение
Работы учащихся класса по проекту «Моё родное село» в форме презентации.