Напоминание

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Автор: Ахмедшина Юлия Рауфовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ лицей №393 Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Дата публикации: 10.01.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Ю.Р. Ахмедшина,

ГБОУ лицей №393 Кировского района Санкт-Петербурга

Здоровьесбережение

и

уроки

русского

языка

и

литературы.

Что

может их связывать? Попробуем разобраться и найти-таки возможности

применения

столь

необходимых

здоровьесозидающих

технологий

на

наших уроках.

Начнём

с

очевидного.

Учитель

должен

строго

следить

за

гигиеническими условиями в классе, это касается и освещённости класса,

и его проветриваемости, и чистоты

помещения, и комфорта рабочего

места ученика. Понятно, что не всё здесь зависит от учителя, но добиться

наличия чистоты, света и свежего воздуха в помещении он может.

Также, на наш взгляд, учитель должен максимально разнообразить

виды

деятельности

учащихся

на

уроках,

задействуя

таким

образом

различные органы чувств и моторной активности ребёнка.

Третьей необходимой и очевидной составляющей здоровьесозидания

на уроках является благоприятный психологический климат. Ребёнок не

должен бояться ошибиться при ответе учителю, но должен чувствовать,

что

ему

хотят

помочь,

что

он

и

учитель

находятся

по

одну

сторону

«баррикад», что они сотрудники, а не противники. Важно при этом уметь

создать для ребёнка ситуацию успеха. Даже если этот успех ещё очень

невелик, ребёнок должен чувствовать, что сделал шаг вперёд, и это тоже

обязанность

учителя.

Всё

вышеперечисленное

поможет

нам

сохранить

работоспособность учащихся, предотвратит возможность переутомления и

стресса у школьников.

Перейдём теперь к конкретным заданиям, которые можно условно

разделить

на

две

группы.

Первая

группа

задания,

связанные

с

непосредственным

увеличением

двигательной

активности

на

уроке,

которая,

безусловно,

работает

на

здоровьесозидание,

помогая

снять

напряжение и быстро переключать внимание ребёнка. Вторая группа –

задания,

связанные

с

пропагандой

здорового

образа

жизни

как

необходимой

составляющей

существования

современного

общества.

Понятно,

что

задания

должны

учитывать

возрастные

особенности

учащихся,

и

возможности

применения

здоровьесозидающих

методик

значительно шире у учащихся среднего звена, чем у старшеклассников.

Начнём с физкультминутки, она обязательна для учащихся пятых-

седьмых классов, и проводить её надо на каждом уроке. В это время дети

могут вставать, делать небольшие физические упражнения, связанные с

заданиями по русскому языку. Например, учитель называет глагол, а дети

определяют его спряжение: если это глагол первого спряжения, то они

подпрыгивают,

если

второго

приседают.

Или

учитель

будет

читать

однокоренные слова с корнем «лес» и «сад». Если прозвучит слово с

корнем «лес», дети хлопают один раз, если с корнем «сад» – хлопают

дважды.

Вот

пример

слов

данного

ряда:

«сад,

лес,

лесной,

садовник,

садовый, лесник, лесочек» и т. д.

Ещё одним видом активной работы на уроке может быть эстафета,

когда дети по очереди выходят к доске для того, чтобы выполнить задание.

Задание должно быть небольшим, например, на определение какого-либо

морфологического признака глаголов, написанных на доске. Вот на доске

шесть столбиков глаголов, в классе – шесть колонок ребят (3 ряда парт, 2

варианта). Побеждает колонка, выполнившая задание первой и правильно.

Такую же эстафету можно проводить, изучая чередование корней, слитное

или раздельное написание «не-» с разными частями речи, правописание «-

н-» и «-нн-» в прилагательных и причастиях и т. д. Здоровьесозиданию

будет служить и так популярная сегодня работа ребят в группах, в парах

сменного состава. Она даёт возможность детям перемещаться по классу,

вставать

со

своих

мест,

занимать

другие

места.

Для

проведения

этой

работы класс должен быть разделён на несколько групп, (оптимально – 4-5

групп). Столы в классе расставлены соответственно количеству групп. На

каждом столе – определённое задание, связанное с темой урока. Ребята

занимают

один

из

столов,

выполняют

задания,

предложенные

им,

и

переходят за другой стол, где их ждёт следующее задание. Продуктом их

деятельности будет лист с выполненными заданиями.

Этот же приём можно применять и при изучении нового материала.

Задания для каждой группы мы вновь размещаем на столах. В задание

входит

изучение

фрагмента

учебника,

связанного

с

данной

темой,

и

небольшая практическая работа, также относящаяся к данному материалу.

С помощью такого метода удобно изучать новые части речи, такие, как

причастия

и

деепричастия,

предлоги

и

союзы,

т. к.

они

изучаются

в

средних классах, когда дети уже готовы к самостоятельному выполнению

заданий, связанных с самостоятельной работой с учебником.

Уроки

литературы

также

дают

широкие

возможности

для

использования

здоровьесозидающих

технологий.

Начнём

с

ребят

помладше.

С

каким

удовольствием

они

инсценируют

изучаемые

произведения!

Это

касается

басен,

сказок,

фрагментов

повестей

и

рассказов. Из собственного опыта можем сказать, что ученики отлично

инсценируют такие басни, как «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица»,

«Лебедь,

щука

и

рак»,

замечательно

представляют

фрагменты

сказки

С.Я. Маршака

«Двенадцать

месяцев».

Восьмиклассники

проявляют

творческий

подход

к

инсценировке

финальной

сцены

произведения

«Ревизор», когда вроде бы забавная работа совмещается

с глубоким

литературным анализом и дополняет его.

А

старшеклассники

на

уроках

литературы

с

удовольствием

участвуют

в

такой

форме

работы,

которую

можно

условно

назвать

«судебное заседание», когда класс делится на несколько групп, выбираются

защитники, обвинители, судьи, свидетели, присяжные, возможно, даже

пресса. В процессе заседания происходит разбор мотивов поведения героев

того или иного литературного произведения. Активно отзываются ребята

на

такую

работу

при

изучении

романов

«Обломов»,

«Преступление

и

наказание», «Отцы и дети», «Война и мир». На таких уроках дети активно

двигаются,

спорят,

перемещаются

от

одной

группы

к

другой.

Им

интересно, и при этом они не сидят на месте, пробуют примерить на себя

не свойственные им роли и образы.

Теперь перейдём к работе, связанной с пропагандой здорового образа

жизни. Например, на уроках литературы, в рамках изучения биографий

писателей,

можно

говорить

об

отношении

знаменитых

писателей

к

занятиям физической культурой. Этим возможно достичь сразу две цели:

пробудить у ребёнка интерес к жизни и творчеству конкретного автора и

постараться пропагандировать здоровый образ жизни. Мы прекрасно знаем

о

том,

какую

роль

в

жизни

А.С.

Пушкина,

М.Ю.

Лермонтова,

И.С.

Тургенева и Л.Н. Толстого играли верховая езда, фехтование. Они были

настоящими мастерами в этих видах спорта. Толстой, кроме обычных для

представителей

дворянского

воспитания

видов

спорта,

умел

ходить

на

лыжах, ездил на велосипеде и катался на коньках. На это и следует, на наш

взгляд, обращать внимание ребят.

И на уроках русского языка мы рекомендуем проводить тематические

занятия,

где

материалом,

на

котором

будут

отрабатываться

правила

правописания, будет спортивная или связанная со здоровым образом жизни

тема. Так, на уроках по изучению сложноподчинённого предложения в

качестве примеров можно использовать конструкции, которые необходимо

дополнить. Например:

Если хочешь быть здоров, …

Наука доказала, …

Всякий, кто не занимается спортом, … и т.д.

Итогом

обобщающего

урока

по

теме

«Сложноподчинённое

предложение» может стать сочинение по следующим темам:

Курить – здоровью вредить;

В здоровом теле – здоровый дух;

Хорошая экологическая обстановка – залог здоровья нации и т. д.

Также на уроках русского языка можно использовать диктанты, в

основе которых лежит пропаганда спорта и здорового образа жизни.

Надеемся,

что

с

помощью

приведённого

материала,

мы

смогли

доказать,

что

применение

здоровьесозидающих

технологий

на

уроках

русского языка и литературы – не такая уж невыполнимая задача. Главное –

соотнести

их

с

темой

урока

и

приложить

усилия

для

их

реализации.

Уверяем, результат порадует как вас, так и детей.