"Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований ФГОС"
Автор: Семеняченко Елена Юрьевна Должность: учитель информатики, физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований ФГОС"
Семеняченко Елена Юрьевна
учитель физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
муниципального образования город Ноябрьск
Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований
ФГОС
В последние годы перед школьным учителем встало сразу несколько
проблем – это и переход
от ФК ГОС , к которому мы вот только привыкли,
к
ФГОС и соответственно связанные с этим изменения, и изменения, которые,
как сказано в официальных нормативных документах, должны произойти с
самим учителем.
«Сегодня требуется педагог, способный овладеть
технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение
планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное
профессиональное совершенствование, инновационное поведение». И если
второе полностью зависит от нас самих, то первое переход на ФГОС НОО,
ООО, и в ближайшие годы на СОО – это выполнение соответствующих,
вступивших в силу приказов.
Работа по внедрению ФГОС ООО – переход от знаниевой к
компетентностной парадигме в образовании, обозначает необходимость
изменения в целях, содержании, технологиях, формах и методах работы,
которые определяют формирование компетенций в определенной сфере
деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
основная образовательная программа НОО, ООО предусматривает внеурочную
деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
обучающихся.
Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена
на достижение обучающимися в большей степени личностных и
метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность организуется в следующих формах: кружки,
художественные студии, спортивные клубы и секции, школьные научные
общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, и т. д.
План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной
деятельности содержательно относящихся к тому или иному учебному
предмету или группе предметов, но направленных на достижение личностных и
метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность по физике – это «лазейка» для учителя физики,
т.к. количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики
ограниченно, содержание программ практически не изменилось, в отличии от
требований к деятельности учащихся, а часы, которые выделяются в рамках
внеурочной деятельности и правильно подобранные программы дают
возможность выполнить требования стандарта.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов
«Занимательная физика»
составленная на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования, Требований к результатам освоения основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования и авторской
программы Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной
деятельности для основной школы: 5–6 класс, рассчитана на школьников
определенной возрастной группы – младших подростков и может быть
реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из
разных классов одной возрастной категории.
Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении
внеурочной деятельности образовательного учреждения.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать
представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники
сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные
представления о научном методе познания, развиваются способности к
исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить
эксперименты. В программе предусмотрено большое количество
экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы
измерения физических величин с помощью измерительных приборов.
Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность,
требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Целями изучения пропедевтического курса физики –
кружка
«Занимательная физика» являются:
1.
развитие интереса и творческих способностей младших подростков
при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
2.
приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для
понимания явлений природы;
3.
формирование представлений об изменчивости и познаваемости
мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1.
знакомство учащихся с методом научного познания и методами
исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление
закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка
задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка
вывода);
2.
приобретение учащимися знаний о механических явлениях,
физических величинах, характеризующих эти явления.
3.
формирование у учащихся знаний о физических величинах путь,
скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания
закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
4.
формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления
окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное,
обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять
наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
5.
овладение общенаучными понятиями: природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод,
результат экспериментальной проверки;
6.
понимание отличия научных данных от непроверенной
информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,
производственных и культурных потребностей человека.
Ведущими
методами обучения
являются: объяснительно-
иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский
: Эти методы в
наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении
меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса
деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий : беседа, объяснение, рассказ, простейшие
демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии,
самостоятельная
исследовательская работа, практические занятия.
Учебно-тематический план
программы для 5 класса состоит из
следующих разделов: Мы познаем мир, в котором живем; Пространство; Время;
Движение; Взаимодействие.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной
деятельности «Занимательная физика» следующие:
I.
Мы познаем мир, в котором живем:
Уметь применять понятия:
природа, явления природы, физические
величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор.
Уметь определять: цену деления измерительного прибора.
II.
Уметь применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год.
Уметь использовать:
секундомер, электромагнитный отметчик для
измерения интервалов времени.
IV.
Движение:
Уметь применять понятия:
относительность механического движения,
путь, время, скорость.
Уметь измерять и вычислять
физические величины: время, расстояние,
скорость, сила, период колебаний маятника.
Уметь читать и строить
таблицы, выражающие зависимость пути от
времени при равномерном и неравномерном движениях.
V.
Взаимодействия:
Уметь применять понятия:
сила (тяжести, трения, упругости,
архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая
энергия.
Уметь применять зависимость силы упругости от растяжения пружины,
зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения
энергии.
Уметь измерять силы.
Уметь изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.
Уметь читать и строить
таблицы, выражающие зависимость силы
упругости от растяжения пружины.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней
предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных
на вовлечение учащихся в динамичную деятельность. Для успешного освоения
программы обучения учащемуся необходимо последовательно мыслить,
догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная
деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при
соответствующих условиях может и должна стать привычной для школьников.