"Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований ФГОС"

Автор: Семеняченко Елена Юрьевна
Должность: учитель информатики, физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований ФГОС"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Семеняченко Елена Юрьевна учитель физики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» муниципального образования город Ноябрьск
Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований

ФГОС
В последние годы перед школьным учителем встало сразу несколько проблем – это и переход от ФК ГОС , к которому мы вот только привыкли, к ФГОС и соответственно связанные с этим изменения, и изменения, которые, как сказано в официальных нормативных документах, должны произойти с самим учителем. «Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение». И если второе полностью зависит от нас самих, то первое переход на ФГОС НОО, ООО, и в ближайшие годы на СОО – это выполнение соответствующих, вступивших в силу приказов. Работа по внедрению ФГОС ООО – переход от знаниевой к компетентностной парадигме в образовании, обозначает необходимость изменения в целях, содержании, технологиях, формах и методах работы, которые определяют формирование компетенций в определенной сфере деятельности. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа НОО, ООО предусматривает внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена
на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность организуется в следующих формах: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, и т. д. План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность по физике – это «лазейка» для учителя физики, т.к. количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики ограниченно, содержание программ практически не изменилось, в отличии от требований к деятельности учащихся, а часы, которые выделяются в рамках внеурочной деятельности и правильно подобранные программы дают возможность выполнить требования стандарта.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов

«Занимательная физика»
составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и авторской программы Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс, рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младших подростков и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории. Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные
представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Целями
изучения пропедевтического курса физики –
кружка

«Занимательная физика»
являются: 1. развитие интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне; 2. приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы; 3. формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих
задач:
1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода); 2. приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления. 3. формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел; 4. формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
5. овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; 6. понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека. Ведущими
методами обучения
являются: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский : Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий
: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Учебно-тематический план
программы для 5 класса состоит из следующих разделов: Мы познаем мир, в котором живем; Пространство; Время; Движение; Взаимодействие.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной

деятельности «Занимательная физика»
следующие:
I.

Мы познаем мир, в котором живем:
Уметь применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор. Уметь определять: цену деления измерительного прибора.
II.

Пространство:
Уметь применять понятия: длина, угол, площадь, объем. Уметь определять: цену деления измерительного прибора. Уметь правильно пользоваться: линейкой, мерным цилиндром, транспортиром.
III.

Время:

Уметь применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год. Уметь использовать: секундомер, электромагнитный отметчик для измерения интервалов времени.
IV.

Движение:
Уметь применять понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость. Уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, сила, период колебаний маятника. Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость пути от времени при равномерном и неравномерном движениях.
V.

Взаимодействия:
Уметь применять понятия: сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая энергия. Уметь применять зависимость силы упругости от растяжения пружины, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения энергии. Уметь измерять силы. Уметь изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе. Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость силы упругости от растяжения пружины.
Отличительной особенностью
данной программы является то, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность. Для успешного освоения программы обучения учащемуся необходимо последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может и должна стать привычной для школьников.