Напоминание

"У страха глаза велики" - преодоление страхов

Автор: Руденко Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Бутовская СОШ № 2"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "У страха глаза велики" - преодоление страхов







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МАОУ «Бутовская СОШ № 2»

педагог-психолог: Руденко Татьяна Александровна

Занятие для подростков 13 – 17 лет

Тема: «У страха глаза велики» - преодоление страхов

Цели:

- создание благоприятных условий для работы в группе;

- диагностика страхов; определение наличия адаптационных, невротических проблем.

- помочь детям лучше осознать различные состояния своих чувств;

- помочь детям научиться понимать и контролировать свои чувства;

-рассказать другим участникам группы о своих чувствах, страхах и проблемах, преодолеть

их через рисунок своего страха и обсуждения с коллективом своих переживаний.

- мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.

1. Ритуал

приветствия.

Упражнение «Подари улыбку другу».

2. Разминка:

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

- Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы

протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.

Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

3. Основное содержание:

Беседа о страхах:

- С каким чувством тесно связана тревога? (страх)

1.

Вам приходилось испытать чувство страха?

2.

Как это происходит?

3.

Что представляет собой страх?

4.

Какие ощущения вызывает чувство страха?

Варианты ответов детей.

Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы

отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие

претерпевает

самооценка,

которая

неразрывно

связана

с

чувством

самоуважения,

уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

Потребность

быть

собой

-

это

стремление

к

совершенствованию

своего

"я",

что

неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой.

Причины, приводящие к формированию страхов у подростков в возрасте 16 – 17 лет:

-

Биологические причины, которые связаны с особенностью нервной системой старших

школьников, усилением эмоциональной чувствительности.

- Социальные причины, среди которых страх быть непринятым в группе сверстников.

-

Психоэмоциональные

причины,

обусловленные

большим

количеством

запретов,

конфликтными

отношениями

с

родителями

и

внутри

группы

сверстников,

психологическими травмами и т.д.

Вообще, страхи приводят к изменениям в личности. Во–первых, из–за переживаний

возникает напряженность. Во–вторых, изменяется поведение: человек избегает пугающих

и

травмирующих

моментов.

В–третьих,

происходят

физиологические

изменения:

учащается пульс, изменяется дыхание, появляется потливость.

Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они

выполняют

охранительную

функцию

(самосохранение),

поэтому

необходимы

для

правильного развития и построения поведения. Эмоции страха возникают в ответ на

угрожающее действие. Страх – это ответ на опасность.

Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать

угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах

жизни у человека страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются,

нарастая как снежный ком, создавая проблемы.

Диагностика страхов (А.И. захаров).

Инструкция: «Обведите в кружок номера тех страхов, которые вы часто испытываете»:

1.

Страх темноты.

2.

Страх перед вызовом отвечать на уроке.

3.

Страх утраты любви со стороны близких

4.

Страх физического насилия.

5.

Страх оказаться заложником в руках бандитов.

6.

Страх высоты.

7.

Страх быть осмеянным классом.

8.

Страх предательства со стороны друзей.

9.

Страх не оправдать доверия со стороны близких людей.

10. Страх перед потусторонними силами.

11. Страх животных.

12. Страх получить плохую оценку.

13. Страх быть высмеянным друзьями или родней.

14. Страх оказаться в толпе в момент паники.

15. Страх сглаза или порчи

16. Страх закрытых помещений (замкнутого пространства)

17. Страх попасть в транспортную аварию

18. Страх перед вызовом к директору

19. Страх выглядеть смешным или жалким

20. Страх ответа за свои поступки перед Богом

21. Страх полёта на самолётах

22. Страх быть не таким, как остальные ученики

23. Страх быть уличённым во лжи

24. Страх аттракционов

25. Страх быть ограбленным на улице

26. Страх болезни

27. Страх быть выгнанным из класса

28. Страх медицинских процедур

29. Страх критики со стороны близких

30. Страх смерти близких людей

31. Страх одиночества

32. Страх собственной смерти

33. Страх перед вызовом родителей в школу

34. Страх наказания родителями за неуспеваемость

35. Страх сексуального насилия

36. Страх террористического взрыва

Далее обсуждаем выявленное количество страхов и сравниваем с возрастными

нормами проявления страхов (по А.И. Захарову).

Все виды страха более выражены у девушек по сравнению с юношами. Эти различия

являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно молодых

людей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и

явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время

девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты.

Пути преодоления страха несоответствия чему-либо (выступая перед

публикой, доказывая свою позицию, предъявляя претензию, доказывая свою

правоту и т.д.):

1. Для начала признайте свой страх.

У очень многих людей есть страхи, но они живут в этих людях, оставаясь незамеченными

и непризнанными, потому что люди пытаются не замечать свои страхи и претворяются,

что этих страхов не существует. Но они существуют. И они влияют на нас каждый день, в

течение всей нашей жизни. Поэтому признайте свой страх.

2. Запишите его.

Что это за страх? Опишите его на бумаге. Когда вы описываете страх на бумаге, таким

образом вы облекаете его в конкретную форму. Теперь вы видите этот страх, который

таился в глубине вашего сознания, где у него была возможность повелевать вами. Но

теперь он перед вами. Описывая свой страх, вы начинаете управлять им. Теперь вы

столкнулись лицом к лицу с ним и вы можете с ним справиться.

3. Почувствуйте страх.

Вы его признали, но вы до сих пор не можете его преодолеть. Попробуйте понять, что вы

не один такой, что у ВСЕХ есть этот страх, что все мы боимся, что мы можем не

соответствовать чему-либо. У всех есть такой же страх, как и у вас. Давайте себе

установки, что в страхе нет ничего неестественного. Страх – это частица вас, но он не

управляет вами.

4. Спросите себя: а что плохое, собственно говоря, может произойти?

Очень часто всё не так плохо, как мы себе представляем. Вы боитесь потерпеть неудачу в

той или иной ситуации? И что с того, если так и случится? Каждый человек имеет право

на ошибку. Главное, проанализировав неудачу, все равно двигаться вперёд. Вы будете

продолжать жить. Вы боитесь, что вам откажет кто-то, в каком-то деле? А что произойдет,

если так и будет? Вы обратитесь за помощью к другим. Зато поймете, что тот, кто вам

отказал, не тот человек, который должен быть рядом. И вы будете продолжать жить.

5. Просто действуйте.

Как в поговорке: глаза боятся, а руки делают. Для того, чтобы победить страх, вам просто

нужно действовать, просто действовать, не думая слишком много. Как говорится – «клин

– клином вышибает».

6. Подготовьтесь к сражению.

Если вы собираетесь бросить вызов, тщательно к этому подготовьтесь. Если вы, например,

хотите

быть

музыкантом,

но

при

этом

боитесь,

что

у

вас

ничего

не

выйдет,

то

тренируйтесь, тренируйтесь и ещё раз тренируйтесь, а затем предложите план достижения

успеха, в котором будут задействованы все приобретённые вами умения и навыки, а после

этого тренируйтесь дальше. И только выполнив это условие, вы можете воплощать свой

план!

7. Живите настоящим.

Страх потерпеть неудачу (и другие подобные страхи) – это страхи, которые относятся к

будущему. Вы реагируете на то, что могло

бы произойти. Вместо этого отбросьте все

мысли

о

будущем.

Отбросьте

даже

мысли

о

прошлых

ошибках

и

неудачах.

Сосредоточьтесь на настоящем моменте. Для того чтобы победить свой страх, делайте что-

нибудь прямо сейчас, бегите за своими мечтами и забудьте о том, что могло бы случиться.

Просто действуйте сейчас, в настоящий момент.

8. Небольшие шаги.

Покорение страха и следование жизненным целям может быть невыносимо пугающим.

Начните с малого. Просто сделайте маленький шажок к своим целям. Сделайте то, что

безусловно будет успешным. Затем порадуйтесь этому успеху, и сделайте следующий

шажок. Продолжайте в том же духе и вскоре вы свернёте горы.

9. Цените любой успех!

Цените всё, что вы хорошо сделали. Даже самую незначительную мелочь. Пользуйтесь

чувствами, приносимые успехом и победой для того, чтобы двигаться вперёд и совершать

новые шаги.

Упражнение “Кинотеатр”:

Для

начала

выберете

непpиятный

слyчай,

стpах

или

тpавмиpyющее

воспоминание,

котоpые вам бы хотелось нейтpализовать. Пpедставьте, что вы находитесь в кинотеатpе.

Увидьте себя в чеpно-белом изобpажении на экpане, выполняющим что-то нейтpальное.

Отделитесь от себя и yвидьте себя, смотpящим на экpан. Оставаясь в том же положении,

посмотpите

на

экpан,

где

идет

чеpно-белый

фильм,

в

котоpом

вы

испытываете

то

пеpеживание, котоpое вы хотите "нейтpализовать". Закончив наблюдение за собой как

yчастником фильма, когда все снова yладится, остановите фильм, войдите назад в свое

изобpажение на экpане, сделайте его цветным и пpокpyтите очень быстpо фильм назад.

Итак, y вас бyдет впечатление, что вы смотpите фильм с собственным изобpажением, в

котоpом вpемя идет в обpатном напpавлении. А тепеpь пpовеpьте pезyльтат. Вспомните о

слyчившимся. Обpатите внимание на то, можете ли вы тепеpь дyмать об этом более

спокойно.

Упражнение «Проблема»

1. Займите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь представить следующие образы-

картинки.

2. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает вас больше

всего.

Кратко

сформулируйте

эту

проблему

для

себя

в

двух-трех

словах.

3.

Представьте

лицо

человека,

с

которым

вы

недавно

обсуждали

свою

проблему.

Вспомните,

о

чем

он

говорил

и

что

вы

ему

отвечали.

Воспроизведите

в

своем

в о о б р а ж е н и и

о б с т а н о в к у

к о м н а т ы ,

в р е м я

и

с о д е р ж а н и е

б е с е д ы .

4. При помощи своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто

вы

стали

внешним

наблюдателем.

Например,

вы

видите

себя

и

своего

собеседника

отраженными в зеркале. Включите в эту «картинку» ваших ближайших соседей, знакомых

или родственников. Какие проблемы и нерешенные вопросы есть у них? Что их мучает, и

какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором вы

живете, и людей, которые живут вместе с вами.

5. Когда ваша «картинка» расширится и станет для вас отчетливой, включите в нее ваше

представление о городе, в котором вы живете, подумайте также обо всей стране, ее

огромных пространствах и людях, населяющих города, села, деревни. Расширяя свое

воображение,

представьте

теперь

всю

нашу

Землю

с

ее

материками,

океанами

и

миллиардами живущих на ней людей.

6. Двигайтесь дальше к расширению «картинки»: подумайте о нашей Солнечной системе

— огромном пылающем Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Постарайтесь

почувствовать

бесконечность

Галактики

и

ее

равнодушное

«спокойствие»

и

даже

безразличие к существованию каких-то маленьких человеческих существ, населяющих

Землю...

7. Продолжая удерживать в своем воображении это переживание необъятной глубины

Космоса, снова подумайте о своей проблеме. Постарайтесь сформулировать ее в двух-трех

словах.

После

выполнения

данного

упражнения

участники

группы

делятся

своими

впечатлениями.

Упражнение «Страх в кулаке»:

Займите удобное положение. Закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании,

представьте

себе,

что

в

руках

у

вас

сильно

зажат

в

кулак

страх.

Напрягите

руки.

Почувствуйте напряжение и в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак, расслабьте мышцы,

отпустите страхи, тревогу, чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте

руки. Ваш страх и тревога исчезли.

Техники преодоления страха:

Парадоксальный метод

Как бы абсурдно это не звучало, но постарайтесь максимально представить пугающую

картинку и увеличить её до фанатичных масштабов, усилить собственные ощущения,

прочувствовать ужас. Постепенно вы сами заметите, как страх начнёт отступать. Фобии –

это

наши

собственные

проекции,

которые

не

предполагают

реальных

вариантов

воплощения в настоящем. Дайте вашему сознанию вдоволь «наиграться» пугающими

образами. Например, вы имеет боязнь выступать публично. Представьте во всех красках

самый ужасный вариант выступления, со всеми постыдными атрибутами, переживите его.

Ведь

страх

состоит

именно

в

реальном

проживании

такой

сцены.

Как

только

вы

гипертрофируете собственное волнение, побудете в нём, то оно после покажется вам

глупым и нелепым. Придёт осознание, что если такой сценарий и сложится в реальности,

то вряд ли у людей он вызовет какую-то абсурдную реакцию, которую вы представили в

голове.

Разрешите себе ошибаться

Некоторые субъекты в тотальном виде боятся совершить ошибку. Но, если бы великие

люди, например, философы подавились этому страху, то вряд ли они дошли бы до такого

уровня развития. Психологи говорят, что к неудачам нужно относиться толерантно, так как

для получения идеального результата необходимо удвоить количество ошибок. Как только

у вас возникает мысль «А вдруг не получится?» останавливайте себя и отметите частичку

«не». Научитесь мыслить категориями удач, а не поражений.

Идите навстречу страху

Любая

тревога

это

сдержанная

или

остановленная

энергия.

Например,

вы

хотите

научиться летать, но останавливаете своё возбуждение, так как это может вас убить. Это

верно, так как страх дан человеку как адаптационный механизм к внешним условиям, как

метод по сохранению собственной целостности. Но иногда его границы в паталогической

форме

распространяются

и

на

менее

опасные

сферы

жизни.

Поэтому

нет

смысла

останавливать себя в этом. Часто нас останавливают персональные фантазии и стыд. Если

вы боитесь ездить на машине – делайте это как можно чаще. Как говорят «Глаза боятся, а

руки делают».

Учёными

психологами

были

проведены

исследования,

в

которых

выяснилось,

что

большинство людей пожилого возраста испытывали сожаление из-за того, что в своё

время не рискнули, предпочтя остаться в зоне комфорта.

Не ориентируйтесь на внешние оценки

Сложно действовать независимо, когда со стороны общества происходит давление. Мы

постоянно строим план действий, ориентируясь на реакцию социума. Но, это с одной

стороны нас контролирует, а с другой тормозит. Ведь великие люди всегда шли против

системы и были в некотором роде бунтарями. Стоит научиться ориентироваться не на

соседа, а на собственные желания и веяния.

Становитесь идеальными

Здесь имеется в виду не «гонка за идеальным идеалом», а само отношение к пути. Надо

идти

в

сторону

самосовершенствования,

развития.

Боитесь,

чего

либо,

постарайтесь

разобраться, что это за страх, почему вам выгодно его иметь. Ведь всё имеет скрытый

смысл.

На

самом

деле

пугаемся

мы

больше

всего

неизвестности.

Пока

мы

в

неопределённости,

нам

сложно

ориентироваться

в

реальности

и

человек

стремится

спрятаться в безопасное место, не пытаясь рассмотреть новое. Возьмите себе за правило,

как только в том месте или в той ипостаси вам стало комфортно, уютно – выходите, ищите

новые уровни. Кризис – это своеобразный переломный момент, принятие незнакомого,

которое даёт иное знание.

4. Релаксация.

Упражнение «Избавление от тревог и страха»:

Расслабьтесь. Представьте, что вы находитесь на чудесной зеленой лужайке в ясный

солнечный день. Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам… Оно

ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело,

разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором

растворяются ваши огорчения, страхи и тревоги, все отрицательные мысли и чувства,

страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в

темный

дым,

который

быстро

рассеивает

нежный

ветер.

Вы

избавлены

от

тревог

и

страхов, вы очищены, вас светло и радостно! Сохраните это ощущение…

5. Рефлексия.

Подведем итоги

Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:

- Что понравилось на занятии?

- Что было трудно делать?

- С чем уходите, и что с собой берете?

Занятие окончено.