Напоминание

Тандем куратора и психолога-залог успешного решения проблем обучающихся "группы риска"

Авторы: Угнич Марина Викторовна, Кравченко Анастасия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский технологический колледж"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Тандем куратора и психолога-залог успешного решения проблем обучающихся "группы риска"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тандем куратора и психолога – залог успешного решения проблем

обучающихся «группы риска»

Угнич Марина Викторовна ГБПОУ «Новосибирский технологический

колледж», преподаватель

Кравченко Анастасия Николаевна, ГБПОУ «Новосибирский технологический

колледж» психолог

Сегодня

главной

целью

образования

становится

формирование

личности

профессионально

и

социально

компетентной,

способной

к

творчеству

и

самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством

ответственности и стремлением к созиданию. Все знают, с каким нравственным

багажом из семьи и из школы приходит большая часть абитуриентов в ссузы.

Обучающиеся

Новосибирского

технологического

колледжа

получают

профессии

металлургического

направления

на

базе

9-ти

классов.

Возрастные

рамки

абитуриентов

соответствуют

подростковому

периоду

развития.

Этот

период

знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной

активности

подростка.

Мощные

сдвиги,

происходящие

во

всех

областях

жизнедеятельности

ребенка,

делают

этот

возраст

"переходным"

от

детства

к

взрослости. На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется

различными причинами: неустойчивостью эмоциональной сферы, особенностями

высшей нервной деятельности, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Поступив

в

профессиональное

учреждение

подросток

проходит

период

адаптации,

и

от

того

как

пройдет

адаптация

зависит

состояние

его

здоровья,

дальнейшее обучение в учреждении, здоровый психологический климат в группах и

весь

образовательный

процесс.

Именно

в

адаптационный

период

происходит

выявление студентов, которые составляют «группу риска», являющуюся объектом

приложения

совместных

усилий

по

психолого-педагогической

коррекционной

работе куратора и психолога.

Сотрудничество куратора и других педагогов при работе с «группой риска»

будет

способствовать

совершенствованию

и

развитию

системы

социально-

психологической

поддержки

студентов

для

формирования

комфортной

социокультурной среды и условий для развития личности. Но не менее важной при

работе

с

«группой

риска»

становится

работа

педагога-психолога.

Критерий

эффективности психологической службы любого общеобразовательного учреждения

- нормальное психологическое развитие обучающегося (помимо здоровья нервной

системы), спокойная и доброжелательная обстановка. Не секрет что у большинства

обучающихся в подростковый период под влиянием определённых ситуаций могут

проявляться

нарушения

эмоциональной

сферы

или

поведения.

Обычно

эти

нарушения носят временный характер. Но есть факторы, играющие некую роль в

причине

этих

нарушений

(неблагоприятная

обстановка

в

семье,

отсутствие

взаимопонимания

родителей

с

детьми).

Психологический

аспект

психического

здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру обучающегося: его

уверенности

или

неуверенности

в

себе,

в

своих

силах,

пониманию

им

своих

собственных способностей, интересов, его отношениям к людям, окружающему

миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.

Цель работы: разработка оптимальной стратегии психолого-педагогического

воздействия куратора и психолога на личность студента.

Для реализации поставленной цели в нашем колледже разработана модель

психолого-педагогического взаимодействия куратора и педагога-психолога.

На наш взгляд, вся совместная работа куратора и педагога-психолога состоит

из 3-х основных этапов (условно).

1 этап: работа куратора

Куратором осуществляется первичный этап взаимодействия со студентами с

помощью методов наблюдения и анкетирования. В ходе применения данных методов

куратор выделяет для себя из всей общности обучающихся так называемую «группу

риска», у которых имеются психологические трудности, связанные с процессом

адаптации к колледжу в силу определенных психологических особенностей. Затем,

когда куратор выделил для себя «группу риска», он продолжает наблюдать за ними

во время их дальнейшего обучения и адаптации в колледже.

Наиболее эффективными в работе куратора считаем применение наряду с

традиционными

методами

интерактивных.

Интерактивные

методы

обучения

и

воспитания

соответствуют

личностно-ориентированному

подходу,

так

как

они

предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и

обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще

выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя

условий для инициативы обучающихся за счет чего формируется более активная

позиция

личности

студента.

В

своей

работе

куратор

использует

студенческое

самоуправление, за счет которого студенты проявляют свою активность, лидерские и

творческие качества.

2 этап: работа педагога-психолога

Педагог-психолог при работе с категорией «группы риска» использует также

метод психологической диагностики и тестирования. В ходе данного этапа педагог-

психолог становится полноценным участником модели взаимодействия «подросток-

куратор-родитель»

и

начинает

одновременно

с

куратором

работать

с

данной

п с

и х

о л о г

р о д и те л ь

куратор

студент

«группой риска» с помощью различных психологических техник и методов, исходя

из результатов тестирования.

Наряду с традиционными методами, в своей практике я отдаю предпочтение

методике гештальттерапии и арт-терапии.

Методика

"двух

стульев"

была

разработана

в

рамках

гештальттерапии,

в

которой в настоящее время в основном и используется. Работа по методике "двух

стульев" - это упражнение с использованием "горячего места", которое большей

частью довольно эффективно исследует функции контакта, в котором студент как

субъект консультирования поочередно занимает позиции на двух разных стульях,

пересаживаясь

с

одного

места

на

другое.

Таким

образом,

гештальтметодика

направляет участника на воссоздание обеих сторон конфликта и на установление

диалога между ними. В методике "двух стульев" участник полностью переживает

оба компонента своего "Я", включая и тот, что обычно отрицается или не осознается

из-за его неприятного характера. После осознания противоположности становится

проще интегрировать эти две части в своей личности.

Для

понимания

процессов

гештальттерапии

важно

понимать,

что

формирование и завершение гештальтов зависит, в первую очередь, от способности

индивидуума

четко

определять

свои

потребности

и

вступать

в

контакт

с

окружением, для того, чтобы их удовлетворить.

Результатом работы по методике гештальттерапии становится «завершение

гештальтов», то есть незаконченных действий или ситуаций индивида, которые

позволяют личности восстановить психический баланс и интегрировать различные

стороны своего «я-образа» в единое целое. Результатом такого процесса становится

освобождение индивида от внутреннего личностного конфликта, который обычно

приводит

к

нарушению

процесса

адаптации

подростка

к

учебному

процессу

и

различным

проблемам

о

взаимодействии

с

социумом.

Именно

поэтому

данная

методика очень эффективна при работе педагога-психолога с подростками «группы

риска».

Наряду

с

гештальтметодом

другой

не

менее

эффективной

методикой

при

работе с подростками «группы риска» является методика арт-терапии. Арт-терапия –

это особая форма психотерапии, психокоррекции и развития личности, основанная

на творческом самовыражении посредством различных видов искусства (живопись и

рисунок,

лепка,

музыка,

танец,

театр).

В

процессе

арт-терапии

происходит

с

помощью

различных

методов

отреагирование

психотравмирующих

ситуаций

личности,

после

чего

участник

арт-группы

достигает

процесса

катарсиса

освобождения

от

негативного

эмоционального

опыта.

Кроме

того

арт-

терапевтический процесс дает социально приемлемый выход агрессии и другим

негативным

чувствам,

позволяет

осознать

мысли

и

чувства,

которые

ранее

подавлялись или не осознавались. Наряду с вышеуказанным, арт-терапевтический

процесс развивает саморегуляцию, вызывает положительные эмоции, способствует

преодолению

апатии,

подавленности

и

безынициативности,

формирует

более

активную жизненную позицию, что является чрезвычайно важным компонентом при

коррекции

нарушений

личности

сложных

подростков.

Сочетание

двух

данных

техник позволяет педагогу-психологу не только своевременно выявить актуальные

проблемы студентов «группы риска», но и также проработать данные проблемы

посредством

отреагирования

внутренних

психических

переживаний

и

эмоций

подростков.

3 этап: выдача рекомендаций

Педагог-психолог

по

результатам

проделанной

работы

выдает

общие

рекомендации одновременно куратору групп, родителям студента из «группы риска»

и самому студенту.

Предложенные

рекомендации

содержат

актуализированные

проблемы

определенного обучающегося в процессе обучения и взаимодействия с остальными

участниками педагогического процесса, а также возможные пути их решения с

привлечением

других

специалистов

(врачи,

психотерапевты)

для

наиболее

успешного решения конкретной проблемы студента. В данном аспекте необходимо

сделать акцент на степень вовлеченности родителей студента в данную модель

взаимодействия. В ходе своей работы по данной теме мы столкнулись с проблемой

инертности,

пассивности

родителей

в

желании

помочь

в

решении

возникших

проблем своему ребенку.

Таким

образом,

конечным

результатом

такой

модели

взаимодействия

«подросток – куратор – педагог-психолог-родитель» становится частичное либо

полное решение проблемы студента и успешное вовлечение его в процесс обучения

и воспитания в социуме. Мы считаем, что совместная работа педагога-психолога и

куратора является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Список используемой литературы

1.

Возрастная

психология:

учебное

пособие,

Волков

В.С.,

Волкова

Н.В.,

Академический проект, 2015 г.

2.

Гештальт 2012. Арт-терапия в гештальте, Хломов Д.Н., 2014 г.

3.

Научно-методический

журнал

Заместителя

Директора

школы

по

Воспитательной работе, № 8/12 (ст. «Педагогический анализ деятельности

классных

руководителей

как

компонент

развития

профессиональной

компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе»

с.85)