"Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества"

Авторы: Очиткова Елена Геннадьевна, Грицаева Татьяна Васильевна
Должности: заведующий отделом, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Юность"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества"
Дата публикации: 23.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие творческих способностей детей средствами

декоративно-прикладного творчества

Е.Г. Очиткова, Т.В. Грицаева
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Важнейшей задачей образования является развитие у подрастающего поколения познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. Из этого следует, что одним из актуальных направлений педагогического процесса является формирование познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста через различные формы художественной деятельности. Реализацию детских потребностей способны обеспечить занятия по декоративно-прикладному искусству, рисованию, лепке, аппликации, бумагопластике. Данные занятия приобщают детей к трудовой деятельности, заполняют свободное время интересным и содержательным делом, развивают стремление к прекрасному, формируют способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт, а самое главное – это тесная взаимосвязь между координацией тонких, легких движений и речью. Художественно-творческая деятельность способствует формированию умения передавать в творческих работах детей их впечатления от
окружающей действительности, приобретению ими изобразительного мастерства и технических навыков, воспитанию художественной культуры. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость художественных занятий для умственного, эстетического развития детей, а также для развития познавательной активности. Дошкольники и младшие школьники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, лепке, аппликации выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка. В младшем школьном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги. Своеобразие каждого вида изобразительной деятельности определяются задачами воспитания и развития. Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это
очень важно для физического развития детей. Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения педагога к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Работа специалистов МБУДО «Юность» показала, что для развития познавательной активности детей и устойчивого интереса к художественной деятельности необходимо намечать приёмы руководства и планирования содержания учебных занятий. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. В детском объединении «Дорогами прекрасного» реализуется образовательная программа по изобразительному искусству художественно-эстетической направленности, которая является адаптированной к особенностям учебно-воспитательного процесса для детей младшего школьного возраста. Новизна программы в том, что она является интегрированным курсом, который включает в себя следующие виды изобразительного творчества: рисование, аппликация, лепка из пластилина (плоскостная и объемная), осуществляемые в нетрадиционной технике, что способствует развитию творческого начала в детях с раннего возраста. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и дополняют друг друга в течение всего учебного года. Разнообразие изобразительных материалов, овладение способами работы с ними, дополнение рисунка жестами, словами, звуками, создание условий для детского экспериментирования, свободного выбора сюжетов, средств, чувство сопереживания, осознание собственных возможностей творчество
воспитанников и педагога создают радость открытий и взаимопонимания в общении. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, роль педагога в управлении художественной деятельностью детей довольно велика и требует от него особых качеств и навыков в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в развитии и укреплении познавательных интересов и активизации любознательности и наблюдательности.
Список литературы: 1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2002. 2. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006. 3. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2010. 4. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Кн. для воспитателя дет.сада/Л.В.Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич- Кастори. – М.: Просвещение; Белград: Завод за уджбенике и наставна средства, 1987.