Напоминание

"Использование ИКТ на уроках обществознания в соответствии с ФГОС"

Автор: Шишкина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа г. Северо-Курильска"
Населённый пункт: Северо-Курильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ на уроках обществознания в соответствии с ФГОС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Шишкина Т.А.,

учитель обществознания

МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска»

«Использование ИКТ на уроках обществознания в соответствии с

ФГОС»

XXI век – век высоких компьютерных технологий, инновационного

развития

экономики,

глобальной

информатизации,

интенсивного

развития

средств

коммуникации,

век

стремительных

социальных

и

экономических

изменений.

Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача

школы

создание

индивидуальной

заинтересованности

в

приобретении

знаний, умения применять их в повседневной жизни. В наше время от уровня

образованности

людей

существенно

зависит

уровень

развития

страны,

качество жизни ее населения.

Обществозание

это,

пожалуй,

единственный

предмет

в

системе

образования,

который

за

последние

время

претерпел

кардинальные

изменения как в плане взглядов на сам предмет, так и на методику его

преподавания. Новые учебники и программы разных авторов предлагают

разную

трактовку

и

свое

видение

предмета,

порой

учебник

написан

сложным, непонятным для ребенка языком. При традиционном подходе к

изучению предмета основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как

зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей

информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид

памяти,

который

несет

ответственность

за

запоминание

и

усвоение

материала.

Большой

объем

информации,

который

все

труднее

обрабатывать

вручную (один параграф может содержать от 10 до 20 страниц текста),

безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), отсутствие

интереса к предмету – все это заставляет учителя искать новые методы

работы, и помочь ему может использование на уроке ИКТ.

Применение

в

процессе

обучения

мультимедийных

технологий,

способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные

пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют

на

память

и

воображение,

облегчают

процесс

запоминания,

позволяют

сделать

урок

более

интересным

и

динамичным,

“погрузить”

ученика

в

обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия,

сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений

о прошлом.

Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать

учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных

деятелей,

стимулировать

познавательный

интерес

к

истории,

придать

учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во

многом

способствовать

обновлению

содержательной

стороны

предмета

история,

индивидуализировать

процесс

обучения

и

р а з в и ват ь

самостоятельную

деятельность

школьников.

Повышается

интенсивность

учебного

процесса,

уровень

развития

психологических

механизмов

(воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы.

Использование

ИКТ

на

уроках

обществознания

способствует

формированию

информационной

компетентности

учащихся,

повышению

познавательной

активности

и

учебной

мотивации,

позволяет

по-новому

организовать самостоятельную учебную деятельность школьников.

Например,

с

помощью

мультимедиа-учебников

учащиеся

имеют

возможность

самостоятельно

приобретать

знания,

проверять

свои

достижения

с

помощью

практических

работ

разного

вида

(обучающие,

тренировочные,

игровые)

и

тестовых

заданий,

вести

учет

результатов.

Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в

интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник

может дополнительно использовать информацию из учебника, других средств

обучения.

При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при

подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими

источниками,

зачастую

самостоятельно

сканируя

на

них

прекрасные

иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги

к формированию планетарного мышления, так необходимого современному

человеку.

Применение

ИКТ

помогает

формированию

мотивации

успеха

у

учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у

школьников,

помогают

самоутвердиться

среди

сверстников.

Многие

учащиеся

имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на

современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере

востребованы.

Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с

информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать,

трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом

случае - координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

Уроки с использованием ИКТ можно разделить на несколько групп:

1)

Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем.

Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока.

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые

моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение

лекции

учителя

сконцентрировать

на

них

внимание.

Лекция

учителя

сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией,

рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми таблицами и

схемами.

Преимущество

представления

информации

в

виде

презентации

над

информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе

обучения

учащийся

может

самостоятельно

вернуться

к

той

части

информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя. И напротив,

комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более

подробно остановиться на определённых моментах. Кроме этого, активнее

работает

первая

сигнальная

система.

Наиболее

важную

информацию

на

слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт

внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует

б о л е е

к а ч е с т в е н н о м у

у с в о е н и ю

н о в о г о

м а т е р и а л а .

2)Уроки,

на

которых

уч-ся

представляют

свои

проекты

в

форме

презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары,

практикумы, обобщающие уроки).

Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и

опережающего)

в

виде

выполнения

презентации.

При

подготовке

презентации

ученик

должен

провести

огромную

работу,

использовать

большое

количество

источников

информации,

что

позволяет

избежать

шаблонов

и

превратить

каждую

работу

в

продукт

индивидуального

творчества. При этом, с помощью учителя в ходе подготовки презентации

ученик

перерабатывает

огромное

количество

материала,

преобразуя

имеющуюся информацию в совершенно новый продукт.

Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного

художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение

к излагаемому вопросу).

Кроме

того,

что

данный

вид

учебной

деятельности

формирует

общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое

мышление.

Однообразные,

порой

неподкрепляемые

даже

иллюстрациями

выступления,

превращаются

в

яркие

и

запоминающиеся.

В

процессе

демонстрации

презентации

ученики

приобретают

опыт

публичных

выступлений,

который,

безусловно,

пригодится

в

их

дальнейшей

жизни.

Включается

элемент

соревнования,

что

позволяет

повысить

самооценку

ученика,

так

как

умение

работать

с

компьютером

является

одним

из

элементов современной молодежной культуры.

Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому уч-ся

учатся

работать

вместе,

организовывать

совместную

деятельность,

распределять

время,

учебные

задания,

наконец,

постигают

азы

культуры

общения в совместной работе.

Итак,

при

создании

учащимися

компьютерных

презентаций,

формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации

3)Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. На

таких

уроках

очень

высока

степень

наглядности,

они

содержательны

и

динамичны.

В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий,

например, учебное электронное издание по обществознанию для 8-9 классов

и другие.

Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат

интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, тестовые

задания.

4)Интегрированные уроки (обществознание-информатика и др).

Это уроки, где работают совместно два учителя, это уроки прикладного

характера, в ходе которых, в буквальном смысле, ученики генерируют и

обрабатывают

информацию.

Уроки

продуктивные,

т.к.

результатом

часто

являются

мини-проекты,

а

порой

из

таких

мини-проектов

создаются

впоследствии

научно-исследовательские

работы.

На

таких

занятиях

с

помощью

учителя

информатики

более

широко

используются

ИКТ-

технологии, идет работа с разными приложениями (Microsoft Word,

Power

Point, Exel).

Такой

тип

урока

очень

интересен

всем

учащимся,

но

особенно

учащимся физико-математического профиля. Учащиеся с удовольствием идут

на

подобные

уроки,

т.к.

знают,

что

их

ждет

смена

видов

деятельности,

совместное

творчество,

создание

проектов.

Структура

интегрированных

уроков

отличается

четкостью,

компактностью,

сжатостью,

большой

информативной емкостью материала.

Закономерности интегрированного урока заключаются в следующем:

- урок подчинен авторскому замыслу;

- этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

-

связанность структуры урока достигается последовательностью, но не

исключена и параллельная связь (в первом случае достигается очередность

действий, во втором – выполняются сопутствующие задания, отвечающие

логически выстроенной цели).

5)Уроки с использованием Интернет-ресурсов.

Интернет

можно

рассматривать

как

часть

информационно

-

коммуникационной

предметной

среды,

которая

содержит

богатейший

информационный потенциал. Учитель на уроках права и обществознания

можно

организовать

работу

с

источниками

(например,

с

кодексами,

постановлениями, текущими федеральными законами).

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью

учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не

только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что

помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.

В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения

учащиеся

овладевают

следующими

навыками:

1)

сбор

и

хранение

информации;

2)

поиск

информации;

3)

восприятие,

понимание,

отбор

и

анализ

информации;

4)

организация

и

представление

информации;

5)

создание информационного объекта на основе внутреннего представления

человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8)

проектирование.

Владение

всем

перечисленным

составляет

основу

информационной компетентности учащегося.

Кроме

этого,

применение

компьютерной

техники

делает

урок

привлекательным

и

по-настоящему

современным,

п рои сходи т

индивидуализация

обучения,

контроль

и

подведение

итогов

проходят

объективно

и

своевременно,

происходит

активизация

мыслительных

процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.

Литература:

1.

Белиловская

М.Е.

Информационные

технологии

в

образовании.

-«Информатика ПС» 2009г, № 47 с.29

2.

Женина Л.В., Маткин А.А.

Подготовка учителей обществознания к

использованию

ИКТ

в

профессиональной

деятельности.-

«ИКТ

в

образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.

3.

Иванов

Д.А.,

Митрофанова

К.Г.,

Соколова

О.А.

Компетентностный

подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.

4.

Информационные

технологии

в

образовании

шаг

в

будущее.

-

« Учитель». 2002. - № 4. – С.53.

5.

Киреева Е.Д.

Анализ

перспективного

развития

существующих

форм

образовательных

Интернет-проектов

.

«Инновации

в

образовании».

2002. № 4. с.38-39.