"Своеобразие любовной лирики в творчестве костромской поэтессы XIX века Юлии Валериановны Жадовской"

Автор: Сыроегина Лариса Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГКООУ "Санаторно - лесная школа Костромской области"
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Методическая разработка урока по литературе
Тема: "Своеобразие любовной лирики в творчестве костромской поэтессы XIX века Юлии Валериановны Жадовской"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка урока по литературе 9 класс

Тема: «Своеобразие любовной лирики в творчестве костромской поэтессы XIX века Юлии Валериановны Жадовской»

Тип урока:
творческая мастерская.
Цель:
помочь учащимся почувствовать гуманистический пафос любовной лирики Жадовской и осмыслить его проявление в образном строе стихотворений.
Образовательные задачи:
- дать учащимся представление о художественном своеобразии творчества костромской поэтессы XIX века Ю.В. Жадовской на примере главной темы ее творчества – темы любви; - углубить представление о внутреннем мире человека, его нравственных ценностях и их отражении в поэзии; - расширить кругозор учащихся, вводя в их читательский и художественный мир имя нового поэта.
Развивающие задачи:
- совершенствовать умение внимательного и вдумчивого чтения поэтических произведений; - совершенствовать умение анализировать поэтический текст; - активизировать субъектные представления учащихся как основу читательского сопереживания при восприятии лирики; - развивать умение выразительного чтения.
Воспитательные задачи:
- формировать интерес к художественному слову; - создать условия для формирования эстетического чувства; - воспитывать культуру поведения учащихся.
Оборудование урока:
- выставка книг, журналов и альбомов, посвященных творчеству Ю.В. Жадовской; - распечатка стихов; - запись романса на стихи поэтессы.
ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение

к деятельности
«Я в мире промелькну падучею звездой,/Которую, поверь, немногие заметят…» – так написала о себе Ю.В. Жадовская. Но она ошиблась. Ее заметили, ею восхищались, ее стихи печатали, а знаменитые композиторы создавали романсы на её произведения. И мы с вами сегодня можем прикоснуться к творчеству замечательной костромской поэтессы. Я приглашаю вас в творческую мастерскую. Погрузитесь в
художественный мир Ю.В. Жадовской. Почувствуйте себя полноправными участниками творческой лаборатории поэта.
2. Актуализация

знаний
– Сейчас я предлагаю вам, работая в группах, познакомиться со стихами Ю.В. Жадовской и выбрать то, которое вас особенно взволновало, заставило задуматься. Поделитесь своими мыслями в группе. – А теперь поделитесь своими впечатлениями с нами.
Работа в группах со стихами
«Любовь» «Я вновь полна чудесных звуков…» «Ты скоро меня позабудешь…» «После долгой тяжелой разлуки…»
3. Постановка

учебной задачи
– Определите ключевое слово, которое объединяет эти стихотворения. – Сформулируйте тему урока. – Определите учебную задачу урока. Любовь.
Т
ема любви в творчестве Ю.В. Жадовской. Проследить, как развивается тема любви в творчестве костромской поэтессы XIX века Ю.В. Жадовской. – А сейчас почувствуйте себя в роли художников. Мысленно представьте, что у вас в руках краски и кисти. Какую цветовую гамму вы используете для того, чтобы передать на холсте чувства, которые возникают у вас, когда звучит слово любовь. – Какие разные вы использовали краски. Каждый из вас неповторим, поэтому и ответы получились очень разные.
Работа в группах
Афиширование творческих работ.

4. Открытие нового

знания
– Давайте посмотрим, какими же красками пользуется поэтесса, когда говорит о чувствах своей лирической героини. Обсудите в парах. Подготовьте выразительное чтение стихотворений. – Вы верно определили цветовую гамму стихов. Ю.В. Жадовская использует контрастное изображение этой темы в своих произведениях. Светлая цветовая гамма используется ею, когда любовь предстает в образе прекрасной юной девы, дарящей своим избранникам счастье (стихотворения «Любовь», «Я вновь полна чудесных звуков…»), а темная, когда становится понятно, что влюбленным не суждено быть вместе (стихотворения «Ты скоро меня позабудешь…», «После долгой тяжелой разлуки…»).
Работа в парах

5. Актуализации и

осмысления

приобретённого

читательского

опыта, обобщения

на уроке

личностных

впечатлений
Два варианта вопросов ( в «сильном» или «слабом» классе): 1) Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать чувства лирической героини и её возлюбленного. Как можно назвать получившиеся ряды слов? (Антонимичные ряды.) 2) Ответьте на вопрос: Кто (лирическая героиня или её возлюбленный) вызывает вашу симпатию? Почему? Какой приём лежит в основе любовной лирики Жадовской? (Антитеза.)
Работа в парах
Жадовская обнажает глубокий контраст между чувством любящей девушки и увлечением избранника её сердца. Его любовь обыкновенна, как у большинства светских молодых людей, способных менять предметы своих увлечений. Лирическая героиня находит в себе силы не только простить за это легковерного юношу, но и пожелать ему от своего щедро любящего сердца счастья и любви к другой девушке (стихотворение «Ты скоро меня позабудешь…»).
6. Первичное

закрепление
– Мы продолжаем знакомство с поэзией Юлии Жадовской. Проследим, какие образы создает в своих стихах поэтесса,
Работа с поэтическим текстом

какими языковыми средствами она пользуется. Задание: выберите стихотворение, вчитайтесь в его строки и определите, какое душевное состояние лирической героини оно отражает. Выпишите ключевые слова, определите средства выразительности, подготовьте выразительное чтение стихотворения.
7. Афиширование

результатов работы
– Поделитесь своими наработками. Стихотворение «Взгляд» Ключевые слова: блеск счастья, сладкий яд страсти, огонь любви, сладостная тревога. Средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, олицетворение. Стихотворение «Любви не может быть меж нами…» Ключевые слова: любви не может быть, яд тоски, тревога, день разлуки, мука, слёзы. Средства художественной выразительности: метафоры (« Ты льёшь мне в сердце яд тоски…»; «Зачем тревогою, заботой //С тобой полна душа моя?»); эпитеты (день печали, день разлуки, старые муки); анафора. Стихотворение « Прощай » Ключевые слова: блеск счастья, жизни наслажденья, тайные мученья, безотрадные мечты, печальный путь, холод, скука. Средства художественной выразительности: эпитеты, антитеза, анафора. Стихотворение « Как сильно тебя я любила…» Ключевые слова: незабвенный друг, душевный недуг, грустно, боль сердца. Средства художественной выразительности: эпитеты,
метафора (имя обливало огнем), антитеза, анафора. Стихотворение « Миг обновления» Вместе с обновляющейся весенней природой возрождается к новой жизни и лирическая героиня стихотворения: « Свежесть утра, роз дыханье,//Говор светлых вод,//Гибких веток колыханье,//Ясный неба свод,-//Все мне в душу обаянье//И надежду льет…» Однако любовь она продолжает хранить в своем сердце вместе с верой и молитвой. Поэтесса использует эпитеты, метафоры, олицетворение. Стихотворение « Я все еще его, безумная, люблю!..» В нем Юлия Жадовская создает образ «вечной» любви: сколько бы времени ни прошло, чувство остается неизменным, хотя и недостижимым. Поэтесса использует эпитеты: «горячая слеза», «отрада тихая», «радость ясная»; олицетворение; анафору.
8. Ситуация

обобщения и

осознания

сделанных ранее

индивидуальных и

коллективных

наблюдений над

текстом
1) Чувствуется ли в стихотворениях ситуация, вызвавшая авторские размышления – переживания? 2) Какой вы увидели лирическую героиню стихов Жадовской? Поэзия Жадовской исповедальна. В лирическом дневнике героини отражён конкретный духовный опыт - боль безнадёжной любви, мужественное принятие судьбы, одиночество, самоотречение. Лирическая героиня покоряет читателя: она способна подняться над собой, над своим горем, одолеть эгоизм могучей силой самоотвержения. И, словно в награду за это мужество, живое чувство любви вспыхивает вновь при звуках песни, при весеннем пробуждении природы
3) Сделайте вывод о том, как раскрывается тема любви в поэзии Ю.В. Жадовской. Такого драматизма в изображении любви еще не достигал ни один поэт, творивший в тот период. Открытия Тютчева и Некрасова еще впереди. Костромская поэтесса Юлия Валериановна Жадовская проникает в сокровенные тайники женской души. В ее стихах любовь предстает как динамичное, развивающееся чувство. («Ты всюду предо мной: повеет ли весна,// Я чувствую тебя в отраде тайной…»). Любовь в стихах поэта изображается как трагическое и одновременно очень светлое чувство. Трагическое, потому что влюбленные никогда не смогут быть вместе, а светлое, потому что любовь делает человека прекрасным, наполняет его жизнь смыслом.
9. Индивидуальная

творческая работа
А теперь, пользуясь материалами урока, напишите вступительное слово к сборнику стихов Ю.В.Жадовской под названием «Любовь». Выскажите ваши мысли, постарайтесь передать чувства, поделитесь сделанными открытиями.
Индивидуальная творческая работа

10.Социализация и

рефлексия
– Прочитайте ваши работы. «Я все еще его, безумная, люблю!..» - вот лейтмотив творчества Ю.В. Жадовской. Сколько чистоты, нежности, силы в ее стихах. Хочется верить, что вы еще не раз возьмете в руки томик стихов поэтессы и прикоснетесь к ее лирике. Закончить нашу встречу я предлагаю романсом на стихи Юлии Валериановны Жадовской.
Чтение творческих работ

Приложение№1
ЛЮБОВЬ
Она кротка и терпелива, Порой смела, красноречива; В ней нет ни хитрости, ни зла! И милосердна и добра, Она обиды забывает; Неверия в ней тени нет; Её не знает грубый свет- Она его проходит мимо; Зато звездой неугасимой В сердцах избранников горит И счастьем неба их дарит. *** Я вновь полна чудесных звуков И сладких песен старины, Как прежде душу мне объемлют Надежд, любви святые сны! Что ж? сердце их принять готово- Готово в прошлом погостить И в области мечты волшебной Земное горе позабыть…
ВЗГЛЯД
Я помню взгляд - мне не забыть тот взгляд, - Он предо мной горит неотразимо: В нем счастья блеск, в нем страсти сладкий яд, Огонь любви, тоски невыразимой. Он душу мне так сильно взволновал, Он новых чувств во мне родил так много, Он сердце мне надолго оковал Неведомой и сладостной тревогой…
ПРОЩАЙ
Прощай! Не нужно мне участья: *** Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя; Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я - никого, никогда! Ты новые лица увидишь И новых друзей изберёшь; Ты новые чувства узнаешь И, может быть, счастье найдешь. Я – тихо и грустно свершаю, Без радостей, жизненный путь; И как я люблю и страдаю – Узнает могила одна! *** После долгой, тяжелой разлуки При последнем печальном свиданье Не сказала я другу ни слова О моем безутешном страданье; Ни о том, сколько вынесла горя, Ни о том, сколько слез пролила я, Как безрадостно целые годы Понапрасну его все ждала я. Нет, лишь только его увидала, Обо всем, обо всем позабыла; Не могла одного лишь забыть я- Что его беспредельно любила… *** Любви не может быть меж нами: Её мы оба далеки; Зачем же взглядами, речами Ты льешь мне в сердце яд тоски? Зачем тревогою, заботой С тобой полна душа моя? Да, есть в тебе такое что-то, Чего забыть не в силах я;
Не жалуюсь, не плачу я. Тебе – вся прелесть бытия, Тебе – весь блеск земного счастья, Тебе – любовь, тебе – цветы, Тебе – все жизни наслажденья; Мне – сердца тайные мученья Да безотрадные мечты. Прощай! Пришла пора разлуки… Иду в печальный, долгий путь… Бог весть, придется ль отдохнуть Мне здесь от холода и скуки!
МИГ ОБНОВЛЕНИЯ
Свежесть утра, роз дыханье, Говор светлых вод, Гибких веток колыханье, Ясный неба свод,- Все мне в душу обаянье И надежду льет; Все печальное забыто, Новый мир встает, И о том, что уж прожито, Вспомнить не дает. Тайной силой обновленья Дышит грудь моя, Впредь печали и сомненью Не поддамся я. И среди житейской битвы Твердо сохраню Веру сердца, пыл молитвы И любовь мою. Что в день печали, вдень разлуки В душе откликнется не раз, И старые пробудит муки, И слезы вызовет из глаз. *** Как сильно тебя я любила, Тебя, незабвенный мой друг! Теперь уж не то, я покойней, Проходит душевный недуг. Теперь твое имя я слышу Без трепета в сердце моём, - То имя, что прежде так чудно Меня обливало огнем. Теперь я могу, не бледнея, Мой друг, говорить о тебе, Расстались на век мы с тобою, - Так видно угодно судьбе… Но часто в час сумерек тихий, Когда я бываю одна, - Мне грустно, - горько я плачу, Незваной печалью полна. И трепет меня проникает, И сердце болит у меня, - И, кажется, я умерла бы, Когда б увидала тебя! *** Я все еще его, безумная, люблю! При имени его душа моя трепещет; Тоска по-прежнему сжимает грудь мою, И взор горячею слезой невольно блещет. Я все еще его, безумная, люблю!
Отрада тихая мне в душу проникает, И радость ясная на сердце низлетает. Когда я за него Создателя молю. Список литературы 1. Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Ю.В. Жадовская// Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Писатели ярославского края. Ярославль: Верхне- Волжское книжное изд-во, 1990. 2. Базанов В.Г., Бессонов Б.Л., Бихтер A.M. Примечания // Поэты демократы 1870 - 1880-х гг. Л.: Сов. писатель, 1968. 3. Банников Н.В. Ю.В. Жадовская. Биографический очерк и примечания // Русские поэтессы XIX века. М.: Советская Россия, 1979. 4. Банников Н.В. О русской поэзии // Русские поэты XVIII XIX вв.: Антология / Сост. В.И. Коровина и В.А. Сайтанова. М.: Дет. лит. 1985. 5. Бочков В. Дом с колоннами (о поэтессах А.И. Готовцевой и Ю.В. Жадовской) // Северная правда. 1973. 26 июня. 6. Ванкович Л. Юлия Жадовская (к биографии русской поэтессы 1824 -1883)//Неман. 1974. № 9. 7. Лебедев Ю.В. Юлия Валериановна Жадовская//Вечные всходы/ Сборник очерков о писателях Костромского края. Ярославль: Верхнее- Волжское книжное издательство, 1986. 8. Лебедев Ю.В. Литература 7-9 классы, учебная христоматия/Москва: Просвещение, 2002г.