Напоминание

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Автор: Завацкая Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №155
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в

общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это

главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в

отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя,

найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил

термин «коммуникация», наряду с термином «общение».

Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами

по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств.

Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не

только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга

участников совместной деятельности.

Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда

коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше

общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое

общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками

сферу их ощущений.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за

неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя

уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному

неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию

тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Актуальность проблемы, её социальная значимость определили тему нашей

творческой работы: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего

дошкольного возраста».

Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям в

социальной адаптации: устранение искажений эмоционального реагирования и

стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со

сверстниками.

Коммуникация – основное средство общения людей, одновременно необходимая

основа мышления и его орудие. Проблемы развития коммуникативной культуры

детей нашли свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: И.

И. Иванец, Г. М. Андреевой, М. Г. Елагиной, Л. В. Чернецкой, И. А. Кумовой и

других.

Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и

проявляются в процессе общения, обеспечивают готовность строить отношения в

определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров.

Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен

строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой.

Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является

ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность

ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками

и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей

являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют

одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх,

общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу

единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие

общения и межличностных отношений.

Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником:

Детям предлагаются следующие игровые упражнения:

«Улыбка» - подари всем самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент» - похвали соседа, глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова.

Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру».

Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов:

«Угадай, что делаем? », «Кто, как ходит? », «Расскажем сказку молча».

Игры для выразительности речи:

«Изобрази, как бушует море», «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга».

Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации:

Анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения.

«Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения»

«Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика

поссорились, как их помирить».

Игры для развития эмпатийного поведения:

«Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу.

«Царевна Несмеяна» попробуем ее рассмешить.

Привлекаем детей и взрослых к участию в драматизации сказок.

Ситуации-общения:

«Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его»,

«Малыш плачет, как его успокоить».

Приглашаем в гости малышей для совместной игры и общения.

В качестве основных методов и приемов, направленных на развитие

коммуникативной сферы, на занятиях и в повседневной деятельности мы

используем:

- коммуникативные игры-упражнения;

- беседы на различные темы;

- ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций;

- игры со словом;

- хороводы, танцы, театрализация сказок;

- чтение и совместное обсуждение художественных произведений;

- обыгрывание эмоционального состояния;

- спортивные, подвижные игры;

- совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых.

В ходе совершенствования коммуникативных навыков детей следует, прежде

всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и

родители. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении

личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество

с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей.

На собраниях мы поднимаем интересующие родителей вопросы, совместно

обсуждаем вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываем

разнообразные ситуации, предлагаем коммуникативные игры, которые помогут

сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в

разговор, поддерживать его.

Проводим индивидуальные беседы:

«Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести

себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др.

Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и

педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу

каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в

которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в

глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих

детей, видят их отношения со сверстниками.

У нас с родителями общая задача – сделать наших детей счастливыми, создать

атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье.

Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит

расширение круга общения у детей, повышается самооценка.

В нашей группе мы обсуждаем с детьми те или иные факты и случаи, имеющие

место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждаем

выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои

поступки и поступки сверстников. Беседуем о том, как поступать по отношению

друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо

совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали

право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и

доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой, поиграть вместе,

приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Также обсуждаем с

ними форму отказа, учим выражать несогласие тактично, вежливо ответить на

отказ. Побуждаем детей при обращении к сверстнику с предложением: посмотреть

на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Обращаем внимание

детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых

выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в

разных видах деятельности, характеризует не только уровень формирования

детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость,

эмоциональность, общительность. Широкое влияние оказывает выразительность

на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими,

самовыражение в разных видах творческой деятельности.

Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит

театрализованным играм. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром

во всем его многообразии через образы, краски, звуки. В процессе работы над

выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно

активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её

интонационная сторона.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью

ясно, четко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь,

грамматический строй, выразительность.

Результаты работы, в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт.

Это концерт, спектакль или праздник, в котором принимают участие взрослые и

дети. В общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива,

объединенного единой целью. В нашей группе есть традиция – новых, недавно

поступивших детей мы встречаем праздником, устраиваем «Вечер встречи новых

друзей», а каждый учебный год мы заканчиваем праздником «День взросления

наших детей». В программу праздников, торжественных мероприятий, кроме

концертных номеров, обязательно включена инсценировка сказки или кукольный

спектакль, организованный детьми и родителями.

Такая организация театрализованной деятельности не только создает условия для

формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний,

умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет

ребенку вступать в контакты с детьми и взрослыми. Именно в общем спектакле

или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт

взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи.

Кроме того, в такой деятельности взрослые и дети лучше узнают друг друга.

Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького

человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за детьми показало

следующие результаты: дети активно вступают в общение с взрослыми и

сверстниками, беседы богаты и длительны по содержанию, дети более

эмоциональны, умеют вступить в беседу и обоюдно ее завершить.

Таким образом, в результате проведенной работы произошло расширение круга

общения, повышение самооценки, улучшение статусного положения, увеличение

сформированности коммуникативных навыков. Данные результаты

свидетельствуют об эффективности проведенной работы, направленной на

формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста