Напоминание

"Учет особенностей региональной культуры при подготовке учащихся МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска" детского объединения театр моды "Каприз"

Автор: Кудрявцева Марина Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Учет особенностей региональной культуры при подготовке учащихся МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска" детского объединения театр моды "Каприз"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Кудрявцева Марина Михайловна

Учет особенностей региональной культуры при подготовке учащихся

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» детского

объединения театр моды «Каприз».
Рассматривается значимость изучения традиций народного художественного творчества и использование культурного наследия в современной культуре. Стилевые этапы эволюции, особенности развития исторического и национального костюма, специфика декоративно- орнаментального решения костюма, текстильных и ювелирных изделий выступают опорными точками оформления человеком окружающего его бытового и духовного пространств и приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Художественная культура – особая сфера культуры, призванная решать задачи интеллектуально-чувственного отображение окружающего мира в художественных образах. Она исследуется множеством наук: философией и эстетикой, историческими науками, искусствоведением и литературоведением. И при этом она всегда рассматривается как синтез отдельных наук. Важная составляющая художественной культуры – анализ ценностных ориентиров, духовных основ и творческих возможностей различных видов искусств, содержательной и качественной стороны художественных произведений и профессионального мастерства их авторов, а также интерпретация произведений искусства в течение времени. Особая роль в развитии художественной культуры принадлежит народному творчеству, традициям, созданным народом на протяжении многих веков. Тем не менее, нужно признать, что элементы народного творчества в современной жизни присутствуют лишь частично. Как указывает Н.Г. Михайлова, обращение к народной культуре – это часто сфера специальных интересов отдельных групп, приверженность к ритуалам, обычаям, связанным с определенными обстоятельствами жизни.[1] Отсюда автор делает вывод, что применение традиций народного художественного творчества в современной культуре сводиться лишь к украшению, декорированию. В любом случае, культура и искусство, востребованы в современной жизни. Этнокультурная направленность обучения ярко просматривается в подготовке учащихся по программе детского объединения театр моды «Каприз» «Декоративное оформление одежды». Традиционно декоративно- прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности – искусства, конструирования, технологии, декорирования – и направленную на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных изделий.
Исходя из определения и в соответствии с требованиями ФГОС, учащиеся должны обладать определенными компетенциями, имеющими в том числе и этнокультурную направленность: 1. общекультурными:  готовность к критическому осмыслению явлений социальной и культурной жизни; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;  готовность уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, национальные, культурные и религиозные различия; 2. профессиональными, в том числе во всех видах деятельности:  знание истории мировой культуры и искусства своей страны, своего города;  способность выполнять отдельные стадии(этапы) исследовательских работ, связанных с решение художественной, стилистических и технологических задач;  умение разрабатывать композиционные, стилистические решения предлагаемых изделий, предметов и др.;  способность разрабатывать художественные проекты изделий, предметов, обеспечивая высокий уровень их эстетических качеств и соответствие технологических требованиям. Кроме того, учащийся в области декоративно-прикладного искусства должен владеть основами академической скульптуры на примере образцов классической культуры и живой природы, знать стилевые этапы эволюции и особенности развития исторического и национального костюма, особенности декоративно-орнаментального решения костюма, текстильных и ювелирных изделий в области декоративно-прикладного искусства в мировой художественной культуре. Именно поэтому на занятиях по программе «Декоративное оформление одежды» уделяют серьезное внимание изучению традиции народной художественной культуры. В соответствии с «Концепцией художественного образования» намечается обновление содержания художественного образования, где все отчетливее прослеживается направленность на сохранение традиций народной художественной культуры. В д.о. театр моды «Каприз» учащиеся по программе «Декоративное оформление одежды» изучают темы из регионального компонента: « Теория и история народного художественного творчества», «Народная игрушка», «Основы ковроткачества», «История народного костюма», «Художественная обработка материалов». Выбор этих тем обоснован требованиями стандарта к этнокультурной компетенции выпускника в рамках региона, где он обучается. Целенаправленно учащиеся театра моды «Каприз» знакомятся с историей и содержанием обрядовой культуры Центрально-Черноземного региона. В рамках занятий были проведены экскурсии по музеям и научные исследования, которые нашли свое отражение в форме проектов и коллекций одежды, воссоздании бытовых элементов.
Так, например, в ходе исследований особенностей русской вышивки (на примере Центрально-Черноземного региона) были систематизированы сведения о народном костюме Центрального Черноземья, о его разновидностях, об особенностях его изготовления и ношения, о взаимосвязи костюмного комплекса с социальным статусом его владельца, с обрядовой функцией элементов народного костюма, их сакральным смыслом. Подобная деятельность была четко структурирована. Учащиеся работали в научном отделе краеведческого музея, посетили выставку костюмов из собрания С. Глебушкина, на мастер-классе узнали об особенностях применения вышивки в народном костюме и о традициях ее использования в декоративном оформлении современного костюма; в ходе ознакомительного занятия изучали особенности народного костюма в музее областного Дома народного творчества; анализировали коллекции одежды известных домов моды, где используются этнические мотивы. В итоге обучающиеся разработали эскизы коллекции «Княжна молодая», где была использована геометрическая вышивка цветными нитями. Вручную были продекорированы головные уборы, меховое пальто, блуза, юбка, брюки. Несмотря на некоторые различия, учащиеся постарались не изменять основным элементам русской народной вышивки. Которые имеют некоторые общие постоянные свойства: 1) линии узора сгибаются под углом в 90 или 45 градусов; 2) линии растительного узора связаны между собой; 3) основной элемент легко включается в простейшие геометрические фигуры Коллекция «Княжна молодая»: Яркие образы создаются благодаря трансформации культурных образов прошлого в новом, современном прочтении. Комбинирование различных по фактуре материалов, применение традиционных способов создания декора (вышивка, аппликация), именно это делает образ оригинальным. Помещая национальные образы в новые контексты, возрождается интерес к русской культуре, сохраняется собственное этническое своеобразие. Таким образом, выдвинутые современной образовательной политикой России задачи воспитания и развития детей и подростков на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различных традиционных формах празднично- обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально- культурную значимость, пренебрегать которой ни в коем случае нельзя. 1. Народная культура в современных условиях: учебное пособие/отв. ред. Н.Г. Михайлова. М.,2000. 219 с