"Развитие связной речи дошкольников"

Автор: Жданова Людмила Заяутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск мкр.Вынгапуровский
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Развитие связной речи дошкольников"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие связной речи дошкольник
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие связной речи ребенка – дошкольника происходит в процессе повседневной жизни и на занятиях. Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте легче осваивается правильное построение отдельных предложений, но значительно труднее дети овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа, могут слабо сохранять смысловые связи между частями рассказа. Очень важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя. В младших группах проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию. Особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме. В средней и старшей группе на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах и их явлениях. Тогда их речь становится связной и свободной. Задача воспитателя – научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у ребенка затруднения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы все части рассказа были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т. к. характерные недостатки детских рассказов – однообразие используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Воспитатель помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно – следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того педагог учит детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения.
Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами, сложными предложениями с сочинением и подчинением. Целенаправленная работа по развитию связной речи должно проводиться с самого раннего возраста. На третьем году жизни большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать. Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы – в два-три дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять в разных направлениях. Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное. Развитие речи происходит и во время различных режимных моментов, и в самостоятельной игре детей. Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы, побуждать ребенка к речевой деятельности. В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателем практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Общение становится регулярным, малыши стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя. Методические приемы для развития речи на 3-м году жизни: 1)не только называние предметов, но и подробные объяснения о назначении предметов, сравнение того, что малыш уже видел и нового; 2)приём поручений; 3)повторение за ребенком слов и в случае неправильного произнесения предложение образца взрослого 4)приём вопросов; 5)приёмы договаривания и подсказывания нужного слова. Умелое использование этих приёмов способствует своевременному развитию речи детей. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом. Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до самостоятельного творческого рассказывания. План занятия по пересказу во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приёмом являются вопросы воспитателя. В начале повествования они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его. В методической литературе предлагается широко использовать план пересказа. Указания педагога тоже важный методический приём. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также развивают выразительность речи при пересказе. С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения. Обучение начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе. Наиболее эффективным методическим приемом является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя 1-2 слова или целое предложение. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения. При обучении пересказу детей среднего возраста решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Главное в обучении пересказу в средней группе – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. Основным методическим приемом являются вопросы воспитателя.(1группа вопросов - вопросы, помогающие осмыслению произведения; 2группа вопросов –вопросы, помогающие вспомнить последовательность событий, логику сюжета). Широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка. Помощь педагога – напоминание слова, фразы. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные куски и фразы. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Тут её проводит воспитатель. В работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно,
последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проведение обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу. Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду используются как предметные картины («Куры», «Козы» и др.), так и сюжетные картины («Наша Таня», «Зимние развлечения» и др.) Выделяют следующие виды занятий по обучению рассказыванию по картине: 1)составление описательного рассказа по предметной картине; 2)составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3)придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4)составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5)составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети ещё не умеют самостоятельно излагать свои мысли. Речь носит характер диалога с воспитателем. Основные задачи воспитателя в работе по картине сводится к следующему: 1)обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2)постепенный переход от занятий, когда дети перечисляют изображенные предметы и объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов). Характерные особенности занятий по картине с детьми мл. возраста: а)чередование хоровых и индивидуальных ответов; б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов; в)использование литературных и художественных вставок. В средней группе становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и ребенка. В конце занятия , как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ. Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе дается образец для копирования. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по аналогичной другой картине. Можно ввести рассказывание по плану. Можно подводить детей к составлению описательных рассказов по предметным или сюжетным картинкам. После этого можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. Формирующееся при этом умение составлять рассказ по готовой канве помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.
В старшем возрасте имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения меняется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости. К рассказам детей старшего возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств. Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. И при этом велика руководящая роль воспитателя. В старшей группе используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии сюжетных картинок, где требуется последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Очень важно научить детей видеть не только то, что нарисовано на картине, но вообразить предыдущие и последующие события. Можно учить оценивать рассказы товарищей по содержанию. Дети учатся оценивать основное в картине, придумывают ее название, рассказывают про детали, фон, пейзаж. Рассказывание по игрушке. В младшей группе происходит рассматривание игрушки, затем описание по вопросам педагога. Затем педагог делает обобщение. В средней группе дети постепенно подходят к составлению самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом является образец, который дается на каждом занятии. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Далее можно предложить составить сюжетный рассказ по набору игрушек. В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке. Рассказы из опыта вводятся в средней группе. Обучение рассказыванию начинают с коллективного рассказа. Важным приемом является направление педагогом внимания на то, чтобы вспомнить какие – то события и передать их в рассказе. Важным является и рассказ образец педагога. В конце года образец педагога в виде начала рассказа В старшей группе повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. И в старших группах широко распространенным приемом является образец воспитателя и его указания. В творческих рассказах ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов: 1)придумывание продолжения и завершения рассказа;2)придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;
3)придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем(без плана);4)придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Существует множество методической литературы, в которой освещаются инновационные методы способствующие развитию речи у детей. Изучив новинки методической литературы, я решила использовать инновационные методы в своей работе, наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна. Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда, воспитателя становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Одна из таких методик, используемая на занятиях по обучению грамоте – «Алфавит телодвижений», разработанный С.И. Веневцевым. Он состоит из 33-х двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают ту или иную букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся. Новым и интересным направлением для развития пальцевой моторики является биоэнергопластика. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Такое совместное движение руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику. Еще один аргумент в пользу биоэнергопластики – положительные структурные изменения в организме, в результате которой улучшаются внимание, память и речь. Использую в своей работе приемы песочной игротерапии, которые предложены Т.Д.Зинкович-Евстигнеевой и Т.М.Грабенков «Практикум по креативной терапии» . Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние гипервозбудимых, склонных к агрессии детей .Применение в коррекционной работе игр с песком позволяет естественным образом будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.
Для применения в работе приемов работы с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком, наборы мелких игрушек, изображающих животных, людей, растения, транспорт, предметы быта.(можно из киндера) Для проведения игр на закрепление буквенных изображений необходимо иметь наборы пластмассовых или деревянных букв. «Проложи дорожку» При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов. Использовать песок эффективно с целью закрепления буквенных обозначений. Дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их (вариант игры «Чудесный мешочек»). На поверхности песка дети могут лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом палочкой, держа ее как ручку. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Приведу примеры «песочных игр»: «Город одного звука» Воспитатель дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях. «Мой клад» Ребенок зарывает в песок предмет и дает характеристику звукового и слогового состава слова. Когда другие дети отгадывают, дает инструкции, как найти спрятанную вещь, словами «правее», «левее», «прямо» и т.д. На поверхности песка размещены несколько фигурок. Ребенку нужно по заданию воспитателя начертить на поверхности песка дорожку, которая должна соединить слова, начинающиеся на один звук, или имеющие одинаковое количество слогов. «Собери слово» На поверхности песка в определенной последовательности логопедом размещены фигурки. Ребенок, объезжая их на грузовике «загружает» в кузов первые звуки слов, а после прохождения всего пути соединяет эти звуки в слово Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.