Автор: Ивашкина Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова, ДО "Солнечный город"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Способы развития профессиональных компетенции"
Характеристика профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Ивашкина Екатерина Андреевна
Магистрант
Сургутский Государственный Педагогический Университет
Научный руководитель: Абашина Валентина Васильевна
К.п.н, доцент
Сургутский Государственный Педагогический Университет
А н н о т а ц и я . В
с т ат ье
р а с с мат р ива е т с я
х а р а к т е р и с т и к а
профессиональной компетенции педагогов ДОУ. Автор раскрывает значение
термина «компетенция», его характеристики и значимость в дошкольном
образовании.
Ключевые слова: педагог, компетенция, компетентность,
характеристика профессиональной компетенции, воспитатель.
Characteristics of professional competence of pre-school teachers
Ivashkina EA
Annotation.
The
article
discusses
the
characteristics
of
the
professional
competence of pre-school teachers. The author reveals the meaning of the term
"competence", its characteristics and importance in preschool education.
Keywords:
teacher,
competence,
competence,
characteristics
of
professional
competence, the teacher.
Для
целостного
представления
о
возможных
путях,
способах
формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных
образовательных
учреждений
рассмотрим
ключевые
п о н я т и я :
компетентность, компетенции, профессиональная компетентность.
«Компетентность» как феномен, несмотря на достаточное количество
исследований, сегодня еще не имеет точного определения и не получил
своего исчерпывающего анализа. Зачастую в научной литературе это понятие
относительно
педагогической
деятельности
употребляется
в
контексте
приведения в действие внутренних движущих сил педагогического процесса,
причем чаще в роли образной метафоры, а не научной категории.
Для многих исследователей компетентность специалиста проявляется,
прежде всего, в эффективном выполнении функциональных обязанностей. Но
компетентность понимают и таким образом: мера понимания окружающего
мира и адекватность взаимодействия с ним [6, c. 66]; совокупность знаний,
умений и навыков, позволяющих успешно выполнять деятельность [7, c. 54];
определенный
уровень
сформированности
общественно-практического
опыта
субъекта
[2,
c.
87];
уровень
обученности
социальным
и
индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках
своих способностей и статуса, успешно функционировать в обществе [5, c.
76]; совокупность профессиональных свойств, т.е. способностей реализовать
должностные требования на определенном уровне [2, c. 87] и др.
Исследования показывают, что понятие компетентности тесно связано с
определением «компетенция». При этом нужно отметить, что в различных
толковых словарях понятие «компетенция», несмотря на некоторые различия
в
интерпретации,
включает
два
основных
общих
объяснения:
1)
круг
вопросов; 2) знания и опыт в определенной области [4, c. 107].
Кроме
этого,
исследователи
выделяют
и
другие
характеристики
рассматриваемого понятия. Так, под компетенцией понимается:
-способность
применять
знания,
умения
и
личностные
качества
для
успешной деятельности в определенной области;
-
знание
и
понимание
(теоретическое
знание
академической
области,
способность знать и понимать);
- знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к
конкретным ситуациям);
- знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия
жизни в социальном контексте) [2, 4, 6].
Исходя
из
вышеназванных
определений,
можно
представить
сущностное
содержание
понятия
«профессиональная
компетентность»,
которое в акмеологии, в его разделе психологии развития, рассматривается
как главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности
и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов,
постоянно
расширяющаяся
система
знаний,
позволяющие
выполнять
профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и
содержание
профессиональной
компетентности
во
многом
определяется
спецификой
профессиональной
деятельности,
ее
принадлежности
к
определенным видам [7, c. 154].
Анализ сущности понятия «профессиональная компетентность» дает
возможность
представить
его
как
интеграцию
знаний,
опыта
и
профессионально
значимых
личностных
качеств,
которые
отражают
спо собно сть
педагога
(во спит ателя)
эффективно
в ы п о л н я т ь
профессиональную деятельность и достигать целей, связанных с развитием
личности в системе дошкольного образования. А это возможно в том случае,
когда
субъект
профессиональной
деятельности
достигает
определенной
стадии
профессионализма.
Профессионализм
в
психологии
и
акмеологии
понимается,
как
высокая
подготовленность
к
выполнению
задач
профессиональной деятельности, как качественная характеристика субъекта
труда,
отражающая
высокую
профессиональную
квалификацию
и
компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и
умений,
в
том
числе
основанных
на
творческих
решениях,
владение
современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач,
что
позволяет
осуществлять
деятельность
с
высокой
и
стабильной
продуктивностью [4, c. 98].
Современные
отечественные
исследователи,
изучая
педагогическую
деятельность
и
критерии
ее
успешности,
наряду
с
понятием
профессиональной
компетентности
рассматривают
и
такие
понятия,
как
педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогические умения
и др.
Подводя
итог,
можно
основные
требования
к
профессиональной
компетентности педагога-воспитателя сформулировать следующим образом:
- н а л и ч и е
гл у б о к и х
з н а н и й
в о з р а с т н ы х
и
и н д и в и д у а л ь н ы х
психофизиологических особенностей детей;
-проявление
осведомленное
во
взаимоотношениях
с
воспитанником
и
существование развитых механизмов понимания другого человека;
-владение педагогическим мастерством и педагогической техникой;
-обладание
профессионально
значимыми
личностными
свойствами
и
ценностными ориентациями.
Концепция дошкольного воспитания, авторами которой являются А.М.
Виноградова, И.А. Карпенко, В.А. Петровский и другие, заложила новые
целевые
ориентации
в
работе
педагога
на
личностное
взаимодействие
и
партнерское общение с ребенком в условиях сотрудничества.
При
определении
содержания
нормативно-диагностического
эталона
профессиональной компетентности педагога ДОУ в области воспитания мы
использовали, в качестве основного, следующие ориентиры:
-результаты
ретроспективного
анализа
требований
к
профессиональной
компетентности
педагога-воспитателя
на
разных
этапах
развития
педагогической мысли;
-положения
о
ведущей
роли
общения
в
профессиональной
деятельности
педагога и психическом развитии детей дошкольного возраста;
-квалификационные
требования
к
специалистам
из
«Рекомендаций
по
аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ» [10, c. 188].
Как показывают результаты исследований, сегодня обнаруживаются такие
проявления профессиональной некомпетентности среди педагогов ДОУ, как
недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей детей
дошкольного
возраста;
низкий
профессионализм
в
проведении
индивидуальной
диагностики
личности
ребенка
и
его
эмоциональных
состояний;
направленность
большинства
педагогов
па
учебно-
дисциплинарную модель взаимодействия с детьми [4, c. 176].
На
основе
анализа
литературных
источников,
профессиональную
компетентность
педагога
ДОУ
можно
определить
как
способность
к
эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую
требованиями
должности,
базирующейся
на
фундаментальном
научном
образовании
и
эмоционально-ценностном
отношении
к
педагогической
деятельности.
Она
предполагает
владение
профессионально
значимыми
установками
и
личностными
качествами,
теоретическими
знаниями,
профессиональными умениями и навыками.
Список используемой литературы:
1.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина: Учеб. Пособие для
студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2000. - 408 с.
2.
Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка
[Текст] // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.:
Просвещение, 1978. - 32 с.
3.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи [Текст]/ В.П. Глухов – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
АРКТИ, 2010. – 168 с.
4.
Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]/ И.А.
Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж:
МОДЭК, 2011. — 432 с. [2]
5.
Короткова, Э.П. Принципы обучения речи в детском саду [Текст]/ Э.П.
Корткова. - М.: Просвещение, 1982.- 127 с.
6.
Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст]/ Н.К. Крупская.- М.:
Политиздат,1973. – 465 с.
7.
Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в
школу [Текст]/ Т.А. Ладыженская. Характеристика связной речи детей 6-7 лет.
- М.: Педагогика, 1979. - 156с.
8.
Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]/
Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр .-
М.: ГНОМ и Д, 2000. - 96 с.
9.
Стародубова, Н.А.Теория и методика развития речи дошкольников
[Текст]/ Н.А. Стародубова – М.: Академия, 2008. - 256 с.
10.
Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. -
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.