Напоминание

"Слагаемые успеха концертного выступления ученика"

Авторы: Сафонова Татьяна Васильевна, Вовнянко Ирина Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано, преподаватель по классу баяна\аккордеона.
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕВЕК "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"
Населённый пункт: Г.Певек
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Слагаемые успеха концертного выступления ученика"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

городского округа Певек

«Детская школа искусств»

Методическая работа

«Слагаемые успеха

концертного выступления ученика»

Авторы:

Вовнянко И.Н. – преподаватель баяна,

аккордеона

Сафонова Т.В. – преподаватель фортепиано

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

1

Содержание.

I.

Введение.

II.

Основная часть

1.

Выбор программы. Планирование работы

2.

Урок

-

основная

форма

подготовки

ученика

к

концертному

выступлению

3.

Работа над репертуаром в предконцертной обстановке

4.

Проблема эстрадного волнения

5.

Воспитание

правильного

отношения

к

публичной

игре.

Творческое

самочувствие на эстраде

III.

Заключение

IV.

Используемая литература

1. Введение

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

2

Методическая тема школы в этом году «Работа с одарёнными детьми в

Певекской

школе

искусств».

Мы

выбрали

направление

«Педагогическая

работа и концертная деятельность», которые постоянно взаимодействуют,

дополняя, и обогащая друг друга.

Выход исполнителя на эстраду – это серьёзное дело. С первого года

обучения

в

нашей

школе

мы

разъясняем

ученикам

значение

публичного

выступления.

В

основном,

это

чувство

ответственности

за

качество

исполнения. Концертное выступление не только большая ответственность, но

и

праздник.

Это

те

минуты,

когда

ты

полюбил

произведение

и

хочешь

донести

свою

радость

до

слушателей.

Решающим

фактором

создания

состояния готовности музыканта к выступлению является метод обучения

музыке и педагогический процесс, в котором мы хотим проанализировать

некоторые

аспекты

слагаемые.

Предлагаем

проследить

их,

начиная

от

выбора программы до поведения на сцене.

II. Основная часть

1. Первое слагаемое: Выбор программы. Планирование работы.

Для

программы

составляем

индивидуальный

план

на

каждое

полугодие.

В

него

включаем

произведения

для

различных

исполнений:

технический зачёт, академический концерт, экзамен, конкурс. Но, независимо

от того, к чему мы готовимся, важно отношение самого ученика к выбранной

программе. Произведение должно понравиться, тогда усваиваться оно будет

быстрее и эмоциональная отдача будет большая. Педагог должен его сыграть,

рассказать об эпохе, к которой относится автор, о стилевых особенностях.

Посмотреть

портреты

композиторов

школе

их

целая

галерея).

В

перспективном

плане

важно

своевременно

установить

даты

выступлений

(конкурсов).

Этот

момент

будет

началом

формирования

направленности

сознания исполнителя. Зная, к чему надо стремиться, у ученика будет больше

интереса,

заинтересованности

и

самоконтроля.

Уверенность

в

том,

что

ученик

достаточно

подготовлен

к

выступлению,

создаётся

не

только

с

помощью

слов

педагога.

Большую

роль

играет

хорошо

подобранная

программа. Учебный план так же составляется на каждое полугодие. В него

входят произведения различной трудности: некоторые будут исполняться на

экзаменах,

зачётах,

концертах

или

просто

для

ознакомления.

На

стадии

подбора произведений для индивидуального исполнения, мы уже знаем, что у

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

3

нас пойдёт, а с чем возникнут проблемы. Намечены цели и задачи, но нужно

найти средства для воплощения идей.

Воплощения идей начинаются на уроке.

2. Второе слагаемое: Урок - основная форма подготовки ученика к

концертному выступлению.

Урок - основная и длительная форма педагогического общения ученика

и педагога. Именно здесь ставятся и в основном решаются задачи обучения,

даётся

оценка

достижениям,

выявляются

недостатки,

определяется

темп

работы. В школе проведение урока в основном имеет взаимный творческий

поиск, зависит от состояния ученика (а так же и от своего), носит некоторый

импровизационный характер. Но существуют, конечно, типичные формы и

методы работы на уроке.

Контакт

с

учеником.

Психологическая

настройка:

приветливость,

проявление заинтересованности в успехах, настроении.

Подготовка педагога к занятию. Прослушивание домашнего задания с

последующей

корректировкой;

создание

исполнительского

образа;

показ

педагогом нужного уровня игры; словесное объяснение, особенно важное при

разъяснении

домашней

работы;

самостоятельная

работа

ученика

под

руководством педагога.

Прослушивание

и

оценивание

того,

что

сделал

ученик.

Можно

сравнить с тем, что предполагал преподаватель.

Оценка

достижений:

подведение

итогов,

формулировка

домашнего

задания.

Форма урока – индивидуальная. Но она имеет две принципиально

разные стороны. Первая – взаимоотношение учителя и ученика в процессе

работы.

Сюда

входит

учёт

индивидуальных

способностей,

особенности

характера

ученика,

уровень

культуры.

Эта

часть

проблемы

обычно

разногласий не вызывает: намечаем пути развития ученика, находим формы

личного

общения.

Вторая

сторона

–это

другое

отношение

к

понятию

«индивидуальный

подход».

Речь

идёт

о

самой

музыке,

о

требованиях,

возникающих в процессе исполнения.

Первостепенная задача урока - грамотный разбор. Переучить неверный

приём звукоизвлечения или аппликатуру всегда значительно труднее, чем,

например, исправить ошибки в тексте. При разборе необходимо обратить

внимание

на

артикуляцию

и

окраску

звучания.

Важно

научить

ученика

перестраивать работу разных групп мышц: игра «от плеча», или включать

мелкие мышцы запястья; использовать вес руки при работе мехом. Если

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

4

изначально играть гаммы со всеми формулами, то в последующей работе

можно

только

напомнить,

что

в

этом

месте

конкретного

произведения

гибкость будет, если ученик вспомнит, как играются длинные арпеджио или

сыграть «ударом», как аккорды и освободить руки с переносом. В общем,

гаммы

это

основа

музыкальной

грамоты,

как

таблица

умножения

в

математике.

При

определённой

готовности

пьес,

можно

быстрые

произведения

играть

в

медленном

темпе

(для

уточнения

деталей),

а

медленные – в быстром (для охвата фраз и разделов).

В

нашей

школе

оценка

достижений

принята

в

форме

проверки

успеваемости

учеников

двумя

академическими

концертами

в

первом

и

втором

полугодии.

Значит,

ученик

должен

выступать

с

подготовленной

программой

не

менее

двух

раз.

Если

к

этому

прибавить

отборочные

прослушивания

к

ежегодному

районному

конкурсу-фестивалю

«Юные

дарования Чукотки», участие в концертах школы, города, на родительских

собраниях, то число публичных выступлений возрастёт, а с ним и работа в

предконцертный период.

3. Работа над репертуаром в предконцертной обстановке – третье слагаемое.

Р а б от а

в

п р ед ко н ц е рт н о й

о б с т а н о в ке

о с н о в ы ва е т с я

н а

индивидуальности юных музыкантов. Каждый индивидуально реагирует на

концертное

выступление.

Так

же

индивидуальны

и

формы

подготовки

к

публичному выступлению.

Как бы ни были индивидуальны формы подготовки к выступлению,

некоторые общие правила в этой области есть. Началом периода подготовки к

выступлению можно считать тот момент, когда ученик выучил произведение

целиком, уверенно исполняет его наизусть. Оптимальный срок – за месяц до

концерта. Сложности возникают, если надо подготовить целую программу (4-

6 произведений). Все пьесы не могут находиться в одинаковой готовности к

намеченному сроку. Некоторые ещё не выучены, «сырые», а другие уже

надоели (как бы ни заиграть!). Во избежание этого планировать работу надо

так, чтобы сначала выучивались трудные произведения (полифония, крупная

форма).

Чтобы

понять

их

целостность,

общий

динамический

план,

потребуется время. Следующий этап – исполнение программы целиком. Для

этого требуется устойчивое внимание, физическая выдержка, реакция на

слушателей. Полезно играть свои пьесы перед друзьями, родителями и не

только

на

эстраде,

но

и

в

классе.

Такие

выступления

воспитывают

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

5

уверенность. Удачным выступлениям сопутствует приподнятое настроение,

желание

хорошо

играть,

хорошие

отношения

с

окружающими.

Даже

утомление не так чувствуется.

А

если

выступление

неудачное?

Очень

часто

после

неудачного

выступления ученика хочется сказать, что он на репетициях хорошо играл, но

на эстраде не хватило выдержки, самоконтроля, или заиграл, или любое

другое определение (выбирайте сами).

В чём могут быть причины?

Забалтывание.

Оно

может

быть

причиной

того,

что

выучив

произведение наизусть, ученик думает, что этого вполне достаточно. Он

много

механически

его

проигрывает,

не

возвращается

к

работе

над

отдельными местами, игре по нотам, в разных темпах. Эту работу надо

продолжать обязательно для восстановления деталей и контролировать её на

уроках.

Эстрадная

выдержка.

Любому

выступлению

предшествует

разыгрывание.

Оно

способствует

не

только

для

разминки

мышц,

но

и

психического

аппарата.

Начинать

его

медленно,

приводить

организм

в

состояние

концертной

готовности.

Постепенно

учащается

дыхание

и

скорость протекания мысленных установок.

Самоконтроль. Должен ли он быть на эстраде? Ответы могут быть

различные. Оценивать себя полезно. Играя, всё время анализировать ошибки

вредно.

Но

можно

играть

и

вживаться

в

образ.

Создаваемые

образы

обостряют

степень

увлечённости

игрой

и

контроль

над

процессом

исполнения.

4. Четвёртое слагаемое: Проблема эстрадного волнения.

(Из диалога С. Волкова и В. Спивакова).

Волков:

Я

смертельно

боялся

сцены

с

самого

малолетства.

Каждое

выступление шло на автомате. А ты так свободно держишься на сцене –

никогда не было волнения перед концертом?

Спиваков:…признаюсь по совести – из волнения не вылезаю до сих пор.

Мандраж

перед

выступлением

появился

вдруг

лет

в

четырнадцать

-

пятнадцать, а до этого играл свободно, словно плыл по течению».

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

6

Эстрадное (концертное) выступление, как правило, вызывает волнение.

Это закономерно, так как условия отличаются от тех, к которым ученик

привык

в

классе.

Естественно,

перед

выступлением

мы

выходим

в

зал,

заранее

репетируем

концертные

произведения.

Игра

в

концертном

зале

помогает ощутить акустику помещения. Но предусмотреть заранее финал

исполнения

не

всегда

удаётся.

Нередко

оно

способствует

более

яркому,

эмоциональному

выступлению.

Однако

во

многих

случаях

волнение

сказывается отрицательно. Оно может перерасти в гиперактивность или в

апатию.

В

итоге

к

неудачному

выступлению.

Совет

может

быть

такой:

применяться к индивидуальности каждого ученика, внимательно и вдумчиво

анализируя

причины

неудачи.

На

заключительных

этапах

работы

делаем

запись

выступления

с

последующим

просмотром.

Этот

приём

помогает

проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения.

Повторные

проигрывания

произведений

с

применением

этого

приёма

уменьшают степень волнения на исполнение. Мы практикуем игру перед

родителями,

участвуем

в

городских

концертах.

Исполняем

не

только

разучиваемые произведения, но и повторяем выученные – это способствует

накоплению репертуара.

Мы не проводим многочисленных репетиций на заключительном этапе

подготовки к выступлению, так как затрачиваются силы, необходимые для

выступления. Можно иметь большой педагогический опыт, иметь хороших

учеников, которые проявляют волю и упорство в достижении своих целей. Но

немаловажно иметь хорошее здоровье и поддерживающий его режим работы.

Всем музыкантам поможет в подготовке к концертному выступлению умение

заниматься по своему расписанию (по режиму). При таком подходе ученик

занимается

каждый

день

по

привычному

для

себя

расписанию

и

не

перерабатывает

установленную

норму.

Некоторые

применяют

целевой

подход:

учат

отдельные

места;

другие

играют

несколько

раз

подряд

на

выдержку. В любом случае, следует научить (и научиться) гармоничному

соотношению

обоих

принципов.

И,

как

уже

было

сказано,

надо

иметь

каждодневные планы, планы на профессиональный рост на год, на несколько

лет

обучения

в

школе

и

двигаться

от

ближайших

целей

к

дальним,

совершенствуясь в исполнительском искусстве.

5. Пятое слагаемое: Воспитание правильного отношения к публичной игре.

Творческое самочувствие на эстраде.

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

7

Способность владеть собой формирует пригодность к исполнительской

деятельности. Уверенное выступление находится в зависимости от степени

тренированности, от навыков и уровня подготовки. Н.А.Римский - Корсаков

говорил,

что

эстрадное

волнение

обратно

пропорционально

степени

подготовки.

Безусловно,

эстрадная

обстановка

не

всегда

и

не

для

всех

является

стрессовой.

Это

зависит

от

психических

со стояний:

функциональные

(темперамент),

мотивационные

(развитие

личности),

операционные (уровень подготовки, развитие специальных способностей).

Проблему эстрадного волнения не обходит ни один исследователь в области

музыкальной педагогики, психологии, частных методик обучения игре на

инструментах.

Выявить

причины

возникновения

того

или

иного

неблагоприятного

психического

состояния

можно

лишь

на

основе

конкретного

индивидуального

случая.

В

настоящее

время

выявлены

три

основных случая:

тревога связана с недостаточным уровнем подготовки;

тревога – это состояние личности;

тревогу вызывает неблагоприятное физическое состояние.

Физическое и психическое состояния взаимосвязаны и сложны.

Отрицательное изменение физического самочувствия ухудшает психическое

состояние

и

наоборот.

Отечественные

психологи

сделали

вывод,

что

решающими факторами являются правильная организация деятельности и

воспитание мотивации, то есть, желание играть на публике, способность

общаться со слушателями. В методической литературе описаны два типа

волнения:

«волнение

подъём»

и

«волнение

самооценка».

Волнение

чувствами и мыслями и волнение - самооценка.

У нас чаще бывает волнение - самооценка.

Она может быть как завышенной, так и заниженной. Это важное

качество – научиться реально оценивать свою игру. Наряду с самооценкой,

надо

учитывать

возрастные

изменения.

Учащиеся

младших

классов

волнуются

меньше,

оно

не

ярко

выражено,

так

как

самооценка

и

само сознание

мало

сформированы.

Волнение

старших

б ол е е

контролируемый процесс, но его влияние на выступление непредсказуемо.

Бывали

случаи,

когда

забывали,

с

чего

начинается

произведение,

и

достаточно было бегло взглянуть на текст, чтобы всё стало на свои места, и

выступление было удачным.

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

8

III. Заключение

Выход

исполнителя

на

сцену

многое

меняет

в

его

ощущениях.

Появляется

контакт

музыканта

со

слушателями,

появляется

искусство,

которое возникает только в момент публичного выступления. Тема успешного

выступления всегда будет актуальна в музыкальном исполнительстве. Для

успешного выступления на эстраде нужен не один год работы с учениками,

чтобы

понять

их

индивидуальные

особенности.

Необходимо

опробовать

различные

варианты

подготовки

к

концертному

выступлению.

Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует. «Чтобы

преодолеть волнение, нужен опыт, а он приходит только с возрастом». (В.

Спиваков). Выдающиеся исполнители так же волнуются, но это состояние

возбуждения, оно вызывает выносливость и обострённость чувств.

Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателя то, что

было задумано и отработано в классе? Какими путями добиваться того,

чтобы

выступление

доставляло

радость?

Чтобы

конечный

итог

работы

ученика и преподавателя – а это выступление на сцене, было удачным?

Успешным оно будет, если удаётся стереть границы между сценическим

страхом

и

сценическим

волнением.

Мы

стараемся

стереть

эти

границы,

воспитывать шаг за шагом, любить, чтобы чувствовали себя любимыми,

нужными, свободными. И пусть летят!

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

9

IV. Используемая литература

1.

Алексеев А. Д. История фортепианного искусства; М., «Музыка», 1987

2.

Волков С. Диалоги с Владимиром Спиваковым. Издательство АСТ;

2015

3.

Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне; М., «Музыка», 1985

4.

Материалы

Окружного

конкурса

имени

А.Г.Керека;

Н.А.

Чернова.

Методическая

разработка

«Диагностика

музыкально-творческих

способностей детей школьного возраста»; С-П., 2010

5.

Методический кабинет ГОУ ДОД «Окружная детская школа искусств».

Методические

работы

преподавателей

окружной

детской

школы

искусств г. Анадырь; 2009

6.

Ражников

В.

Диалоги

о

музыкальной

педагогике.

Искусство

учить

искусству. Классика XXI век; М., 2004

7.

Римский –Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 2004

8.

Халабузарь

П.В.,

Попов

В.С.

Теория

и

методика

музыкального

воспитания; С-П., 2000

9.

Интернет. «Инфоуроки».

Методическая

работа

«

Слагаемые

успеха

концертного

выступления

ученика

»

Страница

10