"Тестопластика", как способ развития творческих способностей"

Автор: Багач Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ладушки" п. Пангоды Надымского района"
Населённый пункт: поселок Пангоды Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Тестопластика", как способ развития творческих способностей"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Истоки способностей и дарований детей

находятся на коньчиках пальцев»

В.А. Сухомлинский

1. Пояснительная записка
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Актуальной
данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. 1
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность программы
: Художественно-эстетическое, доминирующая область: « Художественное творчество»
Цель программы
: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии. Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
Образовательные: 1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста; 2. Учить соблюдать правила техники безопасности; 3. Формировать умения лепить из соленого теста; 4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов; 5. Учить стремится к поиску, самостоятельности. Развивающие: 1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; 2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; 3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; 4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения Воспитательные: 1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставке; 2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий. 3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой. 2

Отличительная черта программы
: Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт обучения детей лепки из солёного теста
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю во второй половине дня. Длительность – не более 25 минут.
В основу программы положены принципы:
· принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; · принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; · принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. · принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; · принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; · принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; · принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); · принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; 3
· принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; · принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; · принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Возраст детей:
старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Сроки реализации:
1 год.
По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам организации и

оптимизации образовательного

процесса

«Труд» -
Формировать трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах конструктивной деятельности.
«Безопасность» -
Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
«Коммуникация» -
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
«Познание» -
формировать целостную картину мира, расширять кругозор в части изобразительного искусства, творчества.
«Музыка», «Чтение

художественной литературы»,

«Физическая культура» -
развитие детского творчества, приобщать к различным видам искусства
«Чтение художественной

литературы», «Музыка» -
использовать музыкальные и художественные произведения для обогащения содержания области «Художественное творчество» 4

Связь с другими образовательными областями:

«Физическая

культура»
Развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Здоровье»
Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
«Познание»
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
«Социализация»
формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области
«Музыка»
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Труд»
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во всех видах продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
«Чтение

художественной

литературы»
использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Безопасность»
формирование основ безопасности собственной 5
жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности
Уровни для наблюдения (мониторинг)
:
Высокий:
Лепит с натуры простые предметы, животных; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой; лепит по представлению персонажей литературных произведений; лепит мелкие детали, декорирует изображение с помощью вспомогательных средств и дополнительных материалов; создаёт замысел до начала лепки и реализует его, выбирая соответствующие изобразительные и выразительные средства; осуществляет развернутое речевое планирование деятельности; пользуется разнообразными приёмами лепки; технические навыки сформированы (создаёт скульптурные и рельефные изображения), передаёт характерную структуру пропорции объектов, характерные движения фигур, достигает выразительности поз, создаёт сюжетные композиции; ярко проявляет творчество, развёрнуто комментирует созданное изображение, творчески обыгрывает продукт лепки.
Средний
: Лепит с натуры простые предметы, животных и лепит по представлению персонажей литературных произведений; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой, нуждается в помощи взрослого в выполнении технических действий; создаёт замысел до начала лепки, однако не всегда получает результат, соответвующий замыслу; выбирает соответствующие теме лепки изобразительные средства; планирует основные этапы деятельности; пользуется основными приёмами лепки; изображения достаточно реалистичны, но затрудняется в целостной передаче реальных характеристик объекта – объекты напоминают реальные отдельными признаками; передаёт общую структуру и пропорции объектов; изображения, как правило, статичны; при создании сюжетных композиций нуждается в помощи взрослого; изображения недостаточно выразительны; проявляет отдельные элементы творчества в процессе лепки; кратко комментирует продукт лепки; схематично обыгрывает продукт лепки.
Низкий:
Совместно со взрослыми лепит с натуры простые предметы, животных; лепит простые объекты, которые часто неузнаваемы; технические навыки не сформированы; сглаживает поверхность формы, делая её устойчивой, 6
имеет в арсенале несколько привычных тем лепки; до начала изображения определяет не замысел, а лишь тему лепки в общем виде; изобразительные средства выбирает спонтанно; не планирует деятельность, по вопросам взрослого может кратко определить отдельные её этапы; пользуется несколькими стереотипными приёмами лепки; изображения не достаточно реалистичны, невыразительны, затрудняется в комментировании готового продукта лепки, нуждается в наводящих вопросах взрослого; не стремится обыгрывать продукт лепки, с помощью взрослого может осуществить несколько игровых действий.
Виды совместной деятельности взрослого с детьми и формы работы

Виды

деятельности

Возможные формы работы
Игровая Сюжетные игры. Игры с правилами. Коммуникативная Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры. Игры с правилами. Трудовая Совместные действия. Дежурство. Поручение. Задание. Реализация проектов. Познавательно- исследовательская Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Реализация проекта. Игры с правилами. Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Музыкально - художественная Слушание. Исполнение. Импровизация. Экспериментирование. Подвижные игры (с музыкальным сопровождением). Музыкально – дидактическая игра. Чтение Чтение. Обсуждение. Разучивание. Двигательная Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения. Соревнования. 7

2.Тематическое планирование

Дата тема

Цель

Количество

часов

Сентябрь

Тема:

«Завитые

крендельки»

Тема:

«Раскрашивание

красками

«Завитых

крендельков».

Тема:

«Грибочки»

Тема:

«Раскрашивание

красками
Формировать умение использовать тесто для развития творческих способностей детей, учить передавать задуманную идею при выполнении изделия, способствовать раскрытию творческих фантазий детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, учить видеть конечный результат. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Развивать умение передавать задуманную идею в раскрашивании готового изделия. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, развивать умение передавать задуманную идею при выполнении изделия, способствоватьразвитию творческих способностей детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат. Продолжать учить раскрашивать
20 минут

20 минут

20 минут

20 минут
8

«Грибочков» из

соленого теста».

Итого:

Октябрь

Тема:

«Овощи-фрукты»

Тема:

Раскрашивание

красками

«Овощей и

фруктов» из

соленого теста.

Тема: «Веселые

буквы»
изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Продолжать развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить
1 час 20 минут

20 минут

20 минут

20 минут
9

Тема:

«Раскрашивание

красками

«Веселых букв» из

соленого теста»

Итого:

Ноябрь

Тема:

«Рябина, ягодка

моя..»

Тема:

«Раскрашивание

красками

«Рябины, ягодки

моей...» из

соленого теста»
из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Формировать умение передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое
20 минут

1 час 20 минут

20 минут

20 минут
10

Тема:

«Цветики-

разноцветики»

Тема:

Раскрашивание

красками

«Цветиков-

разноцветиков» из

соленого теста

Итого:

Декабрь

Тема:

«Зайка»
было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Развивать у детей познавательный интерес к природе
.

20 минут

20 минут

1 час 20 минут

20 минут

20 минут
11

Тема:

«Раскрашивание

красками «Зайки»

из соленого теста»

Тема: «Елочка в

снегу»

Тема:

«Раскрашивание
Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную
20минут

20 минут
12

красками «Елочки

в снегу» из

соленого теста»

Итого:

Январь

Тема:

«Рождественские

истории»

Тема:

«Раскрашивание

красками

«Рождественских

историй» из

соленого теста»
отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить детей отражать впечатления, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно - творческие способности,
1 час 20 минут

20 минут

20 минут
13

Тема:

«Черепаха»

Тема:

«Раскрашивание

красками

«Черепахи» из

соленого теста»
эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Учить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Развивать у детей познавательный интерес к природе
.
Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Формирофать умение соединятьв лепе из теста дополнительные материалы (ватные палочки). Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при
20 минут

1 час 20 минут

20 минут
14

Итого:

Февраль

Тема:

«Ёжик»

Тема:

«Раскрашивание

красками «Ежика»

из соленого теста»

Тема:

«Веселый

зоопарк»
составлении рассказа о своей поделке. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое
20 минут

20 минут

20 минут
15

Тема:

«Раскрашивание

красками

«Веселого

зоопарка» из

соленого теста»

Итого:

Март

Тема:

«Розы для мамы»
было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в
1 час 20 минут

20 минут

20 минут
16

Тема:

«Раскрашивание

красками «Роз для

мам» из соленого

теста»

Тема:

«Настольные игры

из соленого теста»

Тема:

Раскрашивание

красками

«Настольных игр»

из соленого теста
раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в
20 минут

20 минут
17

Итого:

Апрель

Тема:

«Инопланетянин»

Тема:

Раскрашивание

красками

«Инопланетянина

» из соленого теста
раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Обогащать словарь детей: «дикие животные», «шарообразный». Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить
1 час 20 минут

20 минут

20 минут

20 минут
18

Тема:

Лепка фигурки

«Птичка-

невеличка»

Тема:

Раскрашивание

красками

«Птички-

невелички» из

соленого теста

Итого:

Май

Тема:

Лепка композиции

«Цветочное
гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и
20 минут

1 час 20 минут

20 минут

20 минут
19

кольцо»

Тема:

Раскрашивание

красками

«Цветочного

кольца» из

соленого теста

Тема:

Лепка сувениров

из соленого теста

«Таблички-

вывески»
приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида цветов в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить
20 минут

20 минут
20

Тема:

Раскрашивание

сувенира из

соленого теста

«Таблички-

вывески»

Итого:
детей создавать несложную композицию из нескольких элементов элементов. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление. защипывать края). Ввести в словарь детей слова: сувенир, подсвечник. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь». Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира). Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании
1 час 20 минут
21
готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3.Содержание образовательной деятельности по программе

Сентябрь.

Тема: «Завитые крендельки»

Программное содержание:
научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Раскрашивание красками «Завитых крендельков».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. 22

Тема: «Грибочки»

Программное содержание:
научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Раскрашивание красками «Грибочков» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Октябрь.

Тема: «Овощи-фрукты»

Программное содержание:
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Раскрашивание красками «Овощей-фруктов» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Веселые буквы»

Программное содержание:
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Веселых букв» из соленого теста».
23

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
Ноябрь.

Тема: «Рябина – ягодка моя...»

Программное содержание:
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Рябины – ягодки моей ...» из соленого

теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Цветики-разноцветики»

Программное содержание:
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Раскрашиванпие цветиков-

разноцветиков» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить 24
с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.
Декабрь.

Тема: «Зайка»

Программное содержание:
Развивать у детей познавательный интерес к природе
.
Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Зайки» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Елочка в снегу»

Программное содержание:
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Тема: «Раскрашивание красками «Елочки в снегу» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Январь.
25

Тема: «Рождественские истории»

Программное содержание:
Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Тема: «Раскрашивание красками «Рождественских историй» из соленого

теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Черепаха»

Программное содержание:
Развивать у детей познавательный интерес к природе
.
Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Тема: «Раскрашивание красками «Черепахи» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Февраль.

Тема: «Ёжик»

Программное содержание:
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при 26
выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Раскрашивание красками «Ежика» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Веселый зоопарк»

Программное содержание:
Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы.
Тема: «Раскрашивание красками «Веселого зоопарка» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Март.

Тема: «Розы для мамы»

Программное содержание:
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Тема: «Раскрашивание красками «Розы для мамы» из соленого теста».
27

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Настольные игра».

Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Обогащать словарь детей: «дикие животные», «шарообразный».
Тема: «Раскрашивание красками «Настольных игр» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Апрель.

Тема: «Инопланетяне».

Программное содержание:
Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.
Тема: «Раскрашивание красками «Инопланетян» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. 28

Тема: «Птичка - невеличка».

Программное содержание:
Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.
Тема: «Раскрашивание красками «Птичек - невеличек» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Май.

Тема: «Цветочное кольцо».

Программное содержание:
Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.
Тема: «Раскрашивание красками «Цветочного кольца» из соленого теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Тема: «Лепка «Табличка-вывеска; Маска» из соленого теста».

Программное содержание:
Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление, защипывать края). Ввести в словарь детей слова: сувенир, подсвечник. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь». 29
Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира). Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким.
Тема: «Раскрашивание красками «Табличек-вывесок; масок» из соленого

теста».

Программное содержание:
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
4.Методическое обеспечение
Задача воспитателя – помочь детям: - упражнять в способах лепки из целого куска, комбинированном и конструктивном; формировать умение моделировать выделенную форму кончиками пальцев; - сглаживать места соединения; - содействовать закреплению знакомых приёмов лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей путём прижимания и примазывания, украшение вылепленных изделий с помощью стеки и налепов; - продолжать формировать умения передавать общую форму предмета и его частей, основные пропорции, строение, несложное движение фигуры человека и животных 30
- содействовать расширению тематики в согласовании с содержанием других образовательных областей и побуждать детей рассказывать о своих работах (Познание, Социализация, Коммуникация, Физическая культура) В процессе ленки из солёного теста у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, помогать старшим, делать элементарные выводы. Интеграция художественного творчества с другими видами детской деятельности: формирует трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности
,
формирует целостную картину мира, расширяет кругозор в части изобразительного искусства, творчества, развивает детское творчества, приобщает к различным видам искусства
Формы работы по развитию детского творчества:
 Совместная деятельность воспитателя с ребенком.  Самостоятельная деятельность детей.  НОД.  Загадывание загадок  Разнообразные виды гимнастик  Рассматривание фотографий (по теме).  Беседы по иллюстрациям и картинкам  Чтение рассказов, сказок, стихов  Пение песен  Дидактическая игра  Подвижная игра  Раскрашивание гуашью и красками 31

Правила при выборе темы:
1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любую работу кружка, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Структура детского художественного творчества в лепке из солёного теста:
* умение принять и поставить задачу, связанную с изобразительными умениями; * умение выделять и называть изобразительные признаки предметов и явлений (строение, форма, цвет) выделять и называть крупную часть предмета, её назначение; * умение определять положение главной части в пространстве; * умение выделять цвет, мелкие детали, обобщать предмет по признаку формы, представлять будущий образ и способы его создания.
Положительная динамика при обучении детей лепке из солёного теста
§ Знание и применение детьми основных элементов народной росписи; § Знание понятий «композиция», «натюрморт», «рельеф». § Умение изображать сюжетную картинку; § Создание прикладных изделий, имеющих практическое применение в быту; § Владение основными навыками лепки; 32
§ Владение приемом аппликации; § Навыки коллективной деятельности; § Анализ предмета по форме, цвету и величине; § Творческое мышление путем самостоятельного составления узора; § Самостоятельность через самовыражение в работе и потребность завершить начатую работу; § Создание объемных фигур с помощью специальных средств; § Умение передавать слепленному персонажу характер, настроение, выражать иронию (лубочные картинки); § Бережное отношение к культурному наследию своего народа; § Владение несколькими видами украшения предмета: росписью, рельефным узором, стеками подручными материалами.
Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
– методические разработки занятий; – учебные и методические пособия; – технологические карты по изготовлению изделий; – фотографии; – образцы изделий.
Модель обучения детей организации экспериментирования

Этапы обучения

Приемы

Навыки работы по

тестопластики
Мотивация деятельности - создание развивающей среды; - проблемные ситуации; Устойчивый интерес - интрига и сюрпризные моменты Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов при поддержке педагога
1

этап
Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение - наводящие вопросы; - уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям; - предоставление Самостоятельное 33
проблемы свободы выбора, действий и перемещения в пространстве планирование, работы с солёным тестом; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога;
2

этап
Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют работу по лепке из солёного теста - проблемные вопросы; - пополнение уголка новыми материалами и предметами; - приемы межличностного общения и сотрудничества Самостоятельная организация детьми работы по тестопластике; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия - работа воспитателя по указанию целей; - допущение неточности в действиях воспитателя;
3

этап
Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно - оформление выставки работ детей
Памятка для воспитателей
В ходе проведения работы с детьми по лепке из солёного теста было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески. Для этого: 34
1. Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций; 2. Не сдерживайте инициативы детей; 3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно; 4.Не спешите с вынесением суждений; 5.Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Основное оборудование для работы с тестом


1.Резиновый мат для резки формата А3. Он хорош тем, что к нему не прилипает тесто, на нем можно безбоязненно резать ножом и пользоваться инструментами, которые могу повредить поверхность стола. Его легко мыть и сушить. 2.Набор стеков (пластмассовые и деревянные). Стеки необходимы, хотя бы парочка, какие именно и из какого материала несущественно, это вопрос вкуса и привычки. 3.Алюминиевая фольга. Вещь крайне необходимая. На куске фольги формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки. 4.Лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и перенести отдельные детали изделия. 5.Перочинные ножики. Нужны для обрезки деталей, нанесения насечек и прочее 6.Пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями. 7.Баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия между собой. 8.Расческа с частыми зубьями. для нанесения орнамента и насечек. Незаменима при изготовлении корзинок. 9.Зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделия так же могут выполнять роль каркаса (например, соединяют голову и туловище). 109.Деревянная палочка для суши. Очень удобный инструмент, хорошо всегда иметь под рукой. Ей хорошо делать разной формы углубления и проч.. 35

Дополнительное оборудование
1.Бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи, орнамент, использовать в качестве глаз, носа и прочее 2.Набор насадок для кондитерского шприца. Такие есть, пожалуй, у любой хозяйки на кухне. Замечательная и порой незаменимая вещь для нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект 3.Маленькая скалка из детского набора для лепки. Мне такой вполне хватает для работы. 4.Набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или фигурки из наборов для лепки. 5.Проволока. Нужная вещь для изготовления каркаса изделия. 6.Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста. 7.Шпажка для канапэ. 8.Колесико для перевода выкроек. Наносит очень красивые пунктирные насечки.
При оборудовании уголка работы с солёным тестом необходимо учитывать

следующие требования:
 безопасность для жизни и здоровья детей;  достаточность;  доступность расположения. Материал для проведения работы по тестопластике меняется в соответствии с планом работы.
Важно выстраивать взаимодействия с родителями воспитанников:

Одной из форм работы с родителями является анкетирование
.
Анкетирование родителей на тему: «Любит ли ваш ребёнок заниматься

тестопластикой?»
36
Цель: выявить степень участия родителей в работе с тестом и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствуют ли постоянному совершенствованию их художественного вкуса и навыков.
Привлечение к созданию познавательно – развивающей среды в группе
Родители помогают в оборудовании уголка по изодеятельности, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению желания лепить из солёного теста в домашних условиях..
Оформление наглядной информации в родительском уголке
- Консультация на тему: «Задачи воспитания и обучения детей 5-6 лет лепкой» - Выставки работ родителей из солёного теста - Оформление стенда «Наше творчество» - Выставка литературы по изобразительному творчеству - Оформление папки «Наши работы». - Родительское собрание в форме мастер - класс «Тесто это просто» Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей. Задачи: - познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала; - заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми; - вызвать интерес к данному виду деятельности.
5. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
37
Обязательным условием эффективности работы в организации работы с детьми по художественному творчеству является диагностика «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» Динамика формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности» (таблица, отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративного качества воспитанников уровнях и баллах) Дата проведения:_________________________ Группа:__________________________________ Воспитатели:_____________________________ Старший воспитатель:____________________ Показатели динамики формирования интегративного качества
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные

возрасту»



п/п

Ф.И.О ребёнка

Применение

самостоятельно

усвоенных знаний и

способов

деятельности для

Проблемность как

качество ума

Преобразование

способов решения

задач (проблем) в

зависимости от

ситуации

Замысел в рисовании

Замысел в

конструировании,

лепке

Замысел в речевом

Всего баллов

Суммарный уровень
1
2

3

4

5

6

7

8

9

10
38

11

12

13
Итого Команда специалистов делает вывод о том, какому уровню соответствуют достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определённом количестве баллов. Низкий – 1-3 баллов, средний – 3,1-5 баллов, высокий – 5,1 - 7 баллов Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) определённому уровню
Уровень

Более 2/3 показателей

являются стабильными

характеристиками,

проявляются в разных

ситуациях, остальные

наблюдаются

периодически,

нестабильны

Более половины

показателей, но менее 2/3,

являются стабильными

характеристиками,

проявляются постоянно, в

разных ситуациях,

остальные показатели

наблюдаются

периодически,

нестабильны

Менее половины

показателей являются

стабильными

характеристиками,

проявляются постоянно, в

разных ситуациях,

остальные показатели

наблюдаются

периодически,

нестабильны

Высокий
5 баллов 5 баллов 5 баллов
Средний
3 баллов 3 баллов 3 баллов
Низкий
1 баллов 1 баллов 1 баллов Баллы выставляются в соответствующие графы таблицы «Показатели динамики формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные по возрасту». Уровень достижения детьми планируемых результатов динамики формирования интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Низший

Количество

детей
39

Показатели

%
Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов (показателей) динамики формирования интегративного качества и вностися в графу «Суммарный уровень» 55 72 балла – высокий, 36 – 54 средний – уровень, 18-35 – низкий уровень.
6. Список литературы
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002. 2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002. 3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999. 4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005 5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г 6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002. 7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986. 8. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002. 9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006 10. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995. 11. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000. 12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г. 13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009. 40
14. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000. 15. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009. 17. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004. 18 .Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005. 41