Напоминание

"Откуда берутся снег и лёд?"

Автор: Журавлёва Наталия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: город Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: "Откуда берутся снег и лёд?"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: «Откуда берутся снег и лед?»

(УМК «Школа России»)

Тип урока: ОНЗ.

Цель: сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода.

Планируемые результаты:

Предметные:

- проводить опыты с водой, снегом и льдом;

- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире.

Метапредметные:

Регулятивные:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия;

- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные:

-

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения

задач,

ставить

и

формулировать проблемы, проводить простейшие опыты с объектами неживой

природы;

- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению;

- излагать и аргументировать свое мнение;

- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы.

Личностные:

- осознавать красоту и разнообразие снежинок

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выход из спорных

ситуаций.

Характеристика учебной деятельности:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и

льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Оборудование:

1.

Компьютер, мультимедиа, экран.

2.

Презентация,

отрывок

из

м/ф

«Снежная

Королева»

,

отрывок

из

обучающего м/ф «Почему все снежинки разные»

3.

Бумажные снежинки.

4.

Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой,

деревянные палочки, цветной картон, молоток (для учителя), салфетки

для рук.

5.

Карточки с заданиями для групп.

Расположение парт: 5 групп по 4 человека.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности и

целеполагание.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

изучаем, отвечаем,

Ни минуты не теряем!

- Внимание на экран!

Дети смотрят видеозапись начала сказки «Снежная Королева» (м/ф)

-Отрывок из какой сказки вы просмотрели?

- Кто главная героиня этой сказки?. (

Слайд 2 )

- Кто такая Снежная Королева? (Королева зимы, холода).

- Какие еще главные персонажи встретились в сказке? (Мальчик Кай и девочка

Герда)

- Что произошло с Каем? (Ему в глаз и сердце попали кусочки льда и он стал

видеть все хорошее плохим).

- Сердце Кая превратилось в кусок льда, и он перестал любить и уважать

окружающих его людей.

- Как Кай очутился в ледяном дворце? (Его увезла Снежная Королева).

- Что сделала Герда? (Она решила отправиться его искать)

- Почему? (

Она очень любила своего названного брата и хотела, чтобы он стал прежним).

- Прежде, чем отправится на поиски Кая, Герда захотела побольше узнать … А

вот о чём хочет узнать Герда вы поймём, отгадав загадки.

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и пруд, и лужа. (Лёд) (Слайд 3)

Правильно, ребята! И я думаю, что мы сможем ей помочь, потому что тема

нашего урока…

- Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Откуда берутся снег и лед?)

Учитель открывает запись на доске.

- Правильно, чтобы помочь девочке, мы должны ответить на вопрос: Откуда

берутся снег и лед?

- Сегодня мы, как настоящие учёные, будем проводить опыты, делать выводы,

Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Зимние осадки. (Слайд 4)

- Прочитайте, какие явления природы бывают.

Снегопад, дождь, туман, метель, гроза, град, сугробы, гололедица.

- Герда должна быть готова встретиться с проказами Снежной королевы.

- Выберите явления природы, которые она может повстречать на своём пути.

Снегопад, метель, град, сугробы, гололедица. (Слайд 5)

- Какие явления связаны с выпадением снега?

- А какие явления не обходятся безо льда?

- Проверим.(Слайд 6)

- Где в природе вы видели снег и лёд? (На земле, на лужах, на окнах)

- А почему снег и лёд появляются именно зимой?

III. Освоение новых знаний и их применение. (Слайд 7)

- А кто знает, откуда берётся лёд? (Когда на улице мороз, вода замерзает и

превращается в лёд) (Слайд 8)

- А в снежки играть любите?

- Из чего вы их лепите?

- Как вы думаете, как появляются снежинки? (высказывания детей)

- Внимание на экран! (Слайд 9) Просмотр м/ф. (Слайд 10)

Беседа.

- Из чего же образуются снежинки? (Из водяного пара)

- Где начинает свою жизнь снежинка? (Высоко в облаке)

- Так что же такое снежинки? (кристаллы льда)

- Что ещё вы узнали о снежинках? (не существует 2-х одинаковых снежинок)

- Одинаковых снежинок не существует, но всё же все снежинки объединяет

одно общее свойство.

- Посчитайте, сколько больших лучей у каждой снежинки?(все снежинки имеют 6

лучей)

- Ребята, образуйте группы.

- Сегодня в нашем кабинете находится большая лаборатория, в которой будут

работать 5 групп.

- В каждой группе будет руководитель, лаборант и 2 научных сотрудника.

Физминутка.

Учитель открывает на доске половинки снежинок.

- Ребята, что вы видите? (половинки снежинок)

-У вас на столах лежат конверты со вторыми половинками снежинок.

Руководители, раздайте их членам группы.

Участники групп выходят к доске и восстанавливают снежинки.

Каждая группа работает в отведённом ей месте на доске.

Учитель расставляет оборудование для групповой работы.

Проверка выполнения активного задания на доске (соединение снежинок).

- Молодцы! Вы справились с разминкой!

2. Исследовательская деятельность. Работа в группах.

- Ребята, Снежная Королева так заколдовала Кая, что наши знания пока не

могут его расколдовать. Ведь мы узнали, откуда берутся снег и лёд, но совсем

не знаем их свойства.

- Что общего у снега и льда? (Холодные, тают)

- Готовы стать исследователями?

Инструктаж проведения опытов.

- В нашей лаборатории мы с помощью опытов будем исследовать свойства

снега и льда.

- У каждого из вас будет своё задание в группе.

Руководитель читает задание, следит за проведением опытов, внимательно

выслушивает научных сотрудников, заполняет исследовательский лист, а потом

выходит к доске с отчётом о проделанной работе и рассказывает, какое свойство

на полоске принадлежит льду, а какое снегу.

Лаборант

занимается

демонстрацией

опытов,

т.

е.

внимательно

слушает

задание, которое читает руководитель и выполняет всё указанное в плане.

Научные сотрудники внимательно следят за ходом опыта и делают выводы.

Повторение правил работы в группах.

-Ребята, напомните мне, как Снежная Королева узнала, что Кай хочет посадить

её на печку? (Она заглядывала в окна и следила в ледяное зеркало)

- Правильно! И я боюсь, что она, узнав, что мы помогаем Герде, может

помешать нашей исследовательской работе!

- Поэтому лаборатория у нас непростая, а секретная!

- Мы строго соблюдаем правила:

Говорим тихо.

Слушаем внимательно.

Не перебиваем друг друга.

1 группа

Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: рыхлый/плотный/хрупкий

1. Сделайте из снега горку.

2. Постучите по ней карандашом. Что получилось? (ямка)

3. Сделайте изо льда горку. Получилось?

4. А теперь я постучу по льду. Что с ним произошло? (разбился)

Вывод: СНЕГ ЛЁД

рыхлый хрупкий плотный

2 группа

Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: белый / бесцветный

1. Положите на цветной картон снег и лед.

2. Соедините стрелками предмет с его свойством

Вывод: СНЕГ ЛЁД

бесцветный белый

3 группа

Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: прозрачный / непрозрачный

1. Положите на цветной картон снег и лед.

2. Соедините стрелками предмет с его свойством

Вывод: СНЕГ ЛЁД

прозрачный непрозрачный

4 группа

Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: легче/тяжелее воды

1. Бросьте снег и лед в стакан с водой.

2. Соедините стрелками предмет с его свойством

Вывод: СНЕГ ЛЁД

легче воды тяжелее воды

5 группа

Учащиеся выполняют опыты и делают выводы: тают в тепле

1. Возьмите снег и лёд.

2. Положите на ладошку.

3. Что вы заметили? (Тают)

4. Во что превращаются ? (в воду)

Вывод: СНЕГ ЛЁД

холодный тает от тепла превращается в воду

3. Отчёты групп. Заполнение таблицы на доске.

1 группа

Мы делали из снега горку, разбили лёд молотком. Сделали вывод, что снег

рыхлый, а лёд хрупкий и плотный.

Дополнения учителя к выводу группы 1

- Представьте себе такую картину; всю ночь шёл снег, а утром прошёл человек?

Что вы увидели на снегу? (следы)

— Почему на снегу остаются следы? (его приминают)

— Каким бывает только что выпавший снег? (рыхлым)

— А если вы пройдёте по наезженной дороге, останутся следы? (нет)

— Почему?

— Какой снег на дороге? (плотный)

Вывод: Снег может быть и плотным и рыхлым.

Ученик размешает в таблице свойства.

СНЕГ

ЛЁД

рыхлый

хрупкий

плотный

2 группа

Мы положили на цветной картон снег и лед. Определили, что снег белый, а лёд

бесцветный.

Ученик размешает в таблице свойства.

СНЕГ

ЛЁД

рыхлый

хрупкий

плотный

белый

бесцветный

3 группа

Мы положили на цветной картон снег и лед. Определили, что снег

непрозрачный, а лёд прозрачный.

Ученик размешает в таблице свойства.

СНЕГ

ЛЁД

рыхлый

хрупкий

плотный

белый

бесцветный

непрозрачный

прозрачный

4 группа

Мы бросили в воду снег и лед. Определили, что снег и лёд легче воды.

Ученик размешает в таблице свойства.

СНЕГ

ЛЁД

рыхлый

хрупкий

плотный

белый

бесцветный

непрозрачный

прозрачный

легче воды

5 группа

Мы положили снег и лед на ладошку. Определили, что снег и лёд холодные,

тают в тепле и превращаются в воду.

Ученик размешает в таблице свойства.

СНЕГ

ЛЁД

рыхлый

хрупкий

плотный

белый

бесцветный

непрозрачный

прозрачный

легче воды

холодный

тает в тепле

превращается в воду

Беседа.

- Ребята, как вы думаете, почему некоторые слова в нашей таблице выделены

красным цветом? (Это общие свойства снега и льда)

- А почему они общие? (Потому что снег и лёд – это вода)

- Давайте повторим ещё раз, чем же похожи снег и лёд.

- А теперь вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства

снега и льда).

- Достигнута ли цель опытов? (Достигнута)

Дети возвращаются на свои рабочие места.

4. Закрепление. Работа с компьютерами. Работа в парах.

Задание из электронного приложения по окружающему миру.

- Если вы правильно выполните задание, то услышите звон снежинок.

Проверка!

- Кто услышал звон снежинок?

- Молодцы, значит, вы были внимательны, когда слушали отчёт наших

руководителей.

5. Беседа по ОБЖ. МЕДСЕСТРА

- Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы помогаете Герде узнать побольше

про снег и лёд и тоже решила ей помочь. Ведь по пути во дворец Снежной

Королевы она может заболеть, если вдруг захочет попробовать на вкус снег и

лёд. Есть СНЕГ и ЛЁД нельзя! Они холодные и вы можете заболеть ангиной. А

ещё они содержат много пыли и микробов!

-Ребята, а чем опасен гололёд? (Возможны падения и травмы).

-Для того, чтобы этого не случилось, нужно

ходить в обуви на мягкой резиновой подошве,

ступать на всю подошву,

идти чуть наклонившись корпусом вперёд,

не держать руки в карманах.

- Надеюсь, мои советы помогут Герде и вам избежать неприятностей со

здоровьем зимой! До свидания!

ИТОГ. БЕСЕДА.

- Ребята, так что же такое снег и лёд? (замёрзшая вода)

- Что нужно для того, чтобы появились снег и лёд? (Мороз)

- Как вы думаете, помогут ли Герде знания, полученные на уроке, благополучно

добраться до Кая?

- А с помощью чего она сможет победить Снежную Королеву? (Герда

растопит её теплом своего сердца)

Рефлексия.

- Дети, у вас на столах лежат снежинки. Скажите, чем они отличаются?

- Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, открыли что-то новое,

считаете, что урок был полезен, вы довольны собой, - прикрепите на доску

большие снежинки.