Напоминание

Роль и место школьного музея в системе учебно-воспитательного процесса

Автор: Буров Сергей Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Ташкирменская ООШ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Ташкирмень
Наименование материала: Статья
Тема: Роль и место школьного музея в системе учебно-воспитательного процесса







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль и место школьного музея в системе учебно-воспитательного процесса

Музей (от греч. museion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением,

изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и

материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой

деятельности человека.

Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах

– познавательном, творческом, социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с

другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению.

Познавательный аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание»,

определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии

и науки с глубокой древности. В качестве примера сошлемся на античных философов. Так,

Платон характеризовал знание через его противоположность «мнение», а Аристотель

представлял его как «умение», то есть знание ремесла, языка, обряда и т.д., являющееся

непременным условием пользования им.

Последовавшие за античностью эпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате

чего знание стало рассматриваться в двух аспектах – практическом и теоретическом.

Каждый из названных аспектов включает в себя науку, технику, религию, культуру, то есть

является элементом целостного культурно-исторического комплекса, важное место в

котором занимает музей, ибо он принадлежит среде, формирующей практический опыт и

теоретическое знание, ориентированное на формирование и развитие профессиональных

музейных дисциплин. Здесь исследуются такие формы специфической деятельности

человека, как собирание, хранение, изучение и популяризация памятников культуры,

техники и природы.

Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности

человека. Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности

человека, ибо оно помогает ему определить отношение к природе, обществу, и наконец, к

самому себе. В условиях формирующегося информационного общества установка на

ценность творческого развития личности не теряет своей актуальности.

Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации

человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира.

Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи

чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот

процесс вписывается в концепцию непрерывного образования (Г.И. Ильин), ибо его

образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в

собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и т.д.

Музейная работа решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий

эффективности процесса формирования личности, и может рассматриваться как одно из

наиболее эффективных средств патриотического воспитания. Применительно к

современному образовательному процессу определяет следующие задачи краеведческой и

музейной работы:

– собственно воспитательная задача - включение результатов (предметов) человеческой

культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры

ребенка, уважительного отношения к истории, культуре, традициям и их носителям, то есть

людям;

– учебная задача - включение краеведческой и музейной работы в. содержание учебного

процесса по различным дисциплинам;

– научно-исследовательская задача - формирование у обучающихся навыков

исследовательской, поисковой деятельности;

– творческо-досуговая задача - использование краеведческой и музейной работы в качестве

одного из направлений в организации культурного досуга школьников (воспитанников);

– презентативная задача - использование результатов краеведческой и музейной работы

для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в

целях формирования его имиджа, привлекательности в социуме;

– эстетическая - удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу,

необычности при ознакомлении учащихся с предметами культуры, имеющимися в музее, что

способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательном процессе;

– коммуникативная задача - использование данной работы как педагогического средства

формирования ученического коллектива в совместной исследовательской, учебной,

досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения учащихся между

собой и с взрослыми.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном

виде деятельности следующих принципов.

1. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

2. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя

краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

3. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм

учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-

практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи

ветеранам и др.

4. Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.

5. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим

фактором создания и жизни музея.

6. Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива,

ветеранов педагогического труда.

7. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн,

ветеранами педагогического труда.

8. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании

экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

9. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

10. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-

методическая помощь школьным музеям.

11.школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и

педагоги школы, совет содействия и прочие), являются и его основными «потребителями»

или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной

группой лиц (специалисты-музеологи ) для другой (аудитория);

В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким

осознанием следующих позиций:

1) термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он

нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда

приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем

творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом,

средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея

в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;

2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое

музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его

образовательным назначением;

3) школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и

детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть

слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и

одновременно для детей;

4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а

потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея

определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной

школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых,

использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-

энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Трудно переоценить потенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной

деятельности учащихся, поскольку музей относится к тому уникальному типу учреждений,

который позволяет осуществить следующее:

— в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные

компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального,

интеллектуального, деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;

— проводить деятельность по пропаганде здорового образа жизни.

Кроме того, музей является центром сохранения ценностных ориентиров всего коллектива

учащих и учащихся образовательного учреждения и одним из центров формирования опыта

социальных отношений у учащихся.

Формы и методы, уже используемые для решения воспитательных задач на базе музея и

возможные, — разнообразны. Кроме традиционных форм (экскурсия, встреча с

интересными людьми и так далее), это могут быть: интерактивный музей на сайте

учреждения; интерактивная экскурсия в режиме мультимедиа либо особая форма

школьного музей — детский музей; занятия, вне зависимости от профиля музея,

археологические, художественные и так далее, но проводимые на основе материалов

музея.

Внеклассная работа по краеведению

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются:

возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных

интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных

форм и методов работы.

Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и

индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады,

викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев,

встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми,

краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание

рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной

истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками

музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников

истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение

познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

• Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение

местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к

историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные

экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты

специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического

характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В

музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены

фрагментарно.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность

учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях.

Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и

конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно

связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что

помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия

помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-

третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-

первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке.

Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для

самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на

последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения

материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный

материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является

углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе

вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда,

когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии,

проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с

современностью.

После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний.

К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися,

заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на

внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и

сочинений . Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня,

стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных

объектов.

Широкие возможности для организации интересных форм внеклассной краеведческой

деятельности, ориентированных на ракрытие творческого потенциала учащихся,

предоставляет школьный музей.

Духовно-нравственное воспитание.

Хочется отметить, что на сегодняшний день актуальным и важным стал вопрос духовно-

нравственного воспитания подрастающего поколения.

Модернизация духовно-нравственного воспитания в системе образования направлена на

решение таких задач:

-формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического,

информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного

воспитания детей и молодежи;

-интегрирование духовно-нравственного содержания воспитания;

-реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и

благотворительностью;

-подготовка педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания;

-охрана исторических памятников, восстановление культурного наследия родного края через

работу школьных музеев;

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-

нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех

компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о

Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее

представителях. И вот здесь, важным звеном для решения данных задач, становятся как раз

школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной

позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей

Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт

воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в

условиях школьного музея.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме

организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую,

краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он

сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование

этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма,

гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие

детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов,

создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует

заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают

различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной

деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не

предусмотренных школьной программой.

Музей работает по следующим направлениям:

-духовное (религиозное);патриотическое; краеведческое; экскурсионное;

исследовательское.

Основные экспозиции:

-Земля, на которой мы живем; Культура и быт села; Духовно-нравственная жизнь;

Военно-патриотическое дело.

Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с

посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в

предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях,

событиях разных эпох.