Автор: Буров Сергей Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Ташкирменская ООШ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Ташкирмень
Наименование материала: Статья
Тема: Роль и место школьного музея в системе учебно-воспитательного процесса
Роль и место школьного музея в системе учебно-воспитательного процесса
Музей (от греч. museion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением,
изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и
материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой
деятельности человека.
Образовательную деятельность современного музея следует рассматривать в трех аспектах
– познавательном, творческом, социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с
другими, отражает определенное содержание музейной работы по данному направлению.
Познавательный аспект. В основе понятия «познавательный» лежит понятие «знание»,
определение содержания которого является фундаментальной проблемой для философии
и науки с глубокой древности. В качестве примера сошлемся на античных философов. Так,
Платон характеризовал знание через его противоположность «мнение», а Аристотель
представлял его как «умение», то есть знание ремесла, языка, обряда и т.д., являющееся
непременным условием пользования им.
Последовавшие за античностью эпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате
чего знание стало рассматриваться в двух аспектах – практическом и теоретическом.
Каждый из названных аспектов включает в себя науку, технику, религию, культуру, то есть
является элементом целостного культурно-исторического комплекса, важное место в
котором занимает музей, ибо он принадлежит среде, формирующей практический опыт и
теоретическое знание, ориентированное на формирование и развитие профессиональных
музейных дисциплин. Здесь исследуются такие формы специфической деятельности
человека, как собирание, хранение, изучение и популяризация памятников культуры,
техники и природы.
Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой деятельности
человека. Знание тоже можно рассматривать как результат творческой деятельности
человека, ибо оно помогает ему определить отношение к природе, обществу, и наконец, к
самому себе. В условиях формирующегося информационного общества установка на
ценность творческого развития личности не теряет своей актуальности.
Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации
человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира.
Приобщение к окружающему миру и обществу происходит в его среде в процессе передачи
чувственного опыта, знаний, умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот
процесс вписывается в концепцию непрерывного образования (Г.И. Ильин), ибо его
образовательным результатом является преобразование социокультурного опыта в
собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и т.д.
Музейная работа решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий
эффективности процесса формирования личности, и может рассматриваться как одно из
наиболее эффективных средств патриотического воспитания. Применительно к
современному образовательному процессу определяет следующие задачи краеведческой и
музейной работы:
– собственно воспитательная задача - включение результатов (предметов) человеческой
культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры
ребенка, уважительного отношения к истории, культуре, традициям и их носителям, то есть
людям;
– учебная задача - включение краеведческой и музейной работы в. содержание учебного
процесса по различным дисциплинам;
– научно-исследовательская задача - формирование у обучающихся навыков
исследовательской, поисковой деятельности;
– творческо-досуговая задача - использование краеведческой и музейной работы в качестве
одного из направлений в организации культурного досуга школьников (воспитанников);
– презентативная задача - использование результатов краеведческой и музейной работы
для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в
целях формирования его имиджа, привлекательности в социуме;
– эстетическая - удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу,
необычности при ознакомлении учащихся с предметами культуры, имеющимися в музее, что
способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательном процессе;
– коммуникативная задача - использование данной работы как педагогического средства
формирования ученического коллектива в совместной исследовательской, учебной,
досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения учащихся между
собой и с взрослыми.
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном
виде деятельности следующих принципов.
1. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
2. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя
краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
3. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм
учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-
практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи
ветеранам и др.
4. Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.
5. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим
фактором создания и жизни музея.
6. Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива,
ветеранов педагогического труда.
7. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн,
ветеранами педагогического труда.
8. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании
экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
9. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
10. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-
методическая помощь школьным музеям.
11.школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и
педагоги школы, совет содействия и прочие), являются и его основными «потребителями»
или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной
группой лиц (специалисты-музеологи ) для другой (аудитория);
В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким
осознанием следующих позиций:
1) термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он
нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда
приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем
творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом,
средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея
в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;
2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое
музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его
образовательным назначением;
3) школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и
детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть
слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и
одновременно для детей;
4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а
потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея
определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной
школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых,
использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-
энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).
Трудно переоценить потенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной
деятельности учащихся, поскольку музей относится к тому уникальному типу учреждений,
который позволяет осуществить следующее:
— в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные
компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального,
интеллектуального, деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;
— проводить деятельность по пропаганде здорового образа жизни.
Кроме того, музей является центром сохранения ценностных ориентиров всего коллектива
учащих и учащихся образовательного учреждения и одним из центров формирования опыта
социальных отношений у учащихся.
Формы и методы, уже используемые для решения воспитательных задач на базе музея и
возможные, — разнообразны. Кроме традиционных форм (экскурсия, встреча с
интересными людьми и так далее), это могут быть: интерактивный музей на сайте
учреждения; интерактивная экскурсия в режиме мультимедиа либо особая форма
школьного музей — детский музей; занятия, вне зависимости от профиля музея,
археологические, художественные и так далее, но проводимые на основе материалов
музея.
Внеклассная работа по краеведению
Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются:
возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных
интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных
форм и методов работы.
Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и
индивидуальной.
•
Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады,
викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев,
встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми,
краеведческие игры, внеклассное чтение.
•
Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание
рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.
•
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной
истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками
музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников
истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение
познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.
• Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение
местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к
историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные
экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты
специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического
характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В
музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены
фрагментарно.
•
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность
учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях.
Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и
конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно
связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что
помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия
помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-
третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
•
Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-
первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке.
Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для
самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на
последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения
материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный
материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является
углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе
вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда,
когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии,
проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с
современностью.
•
После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний.
К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися,
заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на
внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и
сочинений . Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня,
стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных
объектов.
•
Широкие возможности для организации интересных форм внеклассной краеведческой
деятельности, ориентированных на ракрытие творческого потенциала учащихся,
предоставляет школьный музей.
Духовно-нравственное воспитание.
Хочется отметить, что на сегодняшний день актуальным и важным стал вопрос духовно-
нравственного воспитания подрастающего поколения.
Модернизация духовно-нравственного воспитания в системе образования направлена на
решение таких задач:
-формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического,
информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного
воспитания детей и молодежи;
-интегрирование духовно-нравственного содержания воспитания;
-реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и
благотворительностью;
-подготовка педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания;
-охрана исторических памятников, восстановление культурного наследия родного края через
работу школьных музеев;
Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-
нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех
компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о
Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее
представителях. И вот здесь, важным звеном для решения данных задач, становятся как раз
школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной
позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей
Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт
воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в
условиях школьного музея.
В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме
организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую,
краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он
сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование
этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма,
гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие
детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов,
создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует
заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают
различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной
деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не
предусмотренных школьной программой.
Музей работает по следующим направлениям:
-духовное (религиозное);патриотическое; краеведческое; экскурсионное;
исследовательское.
Основные экспозиции:
-Земля, на которой мы живем; Культура и быт села; Духовно-нравственная жизнь;
Военно-патриотическое дело.
Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с
посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в
предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях,
событиях разных эпох.