Напоминание

Роль сюжетной игры в современном мире дошкольного детства.

Автор: Ковалёва Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 84 "Снегурочка"
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Роль сюжетной игры в современном мире дошкольного детства.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ковалёва Ирина Алексеевна

г.Улан-Удэ, Бурятский государственный университет

имени Доржи Банзарова

Роль сюжетной игры в современном мире

дошкольного детства.

Аннотация: В статье раскрываю и анализирую роль игры ее значение и

смысл в современном мире ребенка дошкольника, а также привожу этапы

работы с детьми по сюжетно – ролевой игре.

Ключевые слова: игра, современный мир, родители и ребенок,

информационно коммуникативные технологии, компьютерные игры.

Давайте разберем для чего же нужна, игра ребенку дошкольного

возраста? Что такое игра и ее значимость? В современном мире, где царит

эпоха информационно - коммуникативных технологий, игра отодвигается на

задний план. Все то, что было в нашем детстве, когда мы были детьми теряет

свою

значимость

и

смысл.

Поэтому

сейчас

очень

важно

возродить

потерянную

и

забытую

нами,

а

также

нашими

детьми

современного

поколения игру, для того, чтобы сохранить игровую деятельность, развитие

игровых ситуаций, смысловую тематику игр, и их реализацию благодаря

совместными усилиями ребенка и взрослого, ведь взрослые с появлением

гаджетов тоже позабыли, о том, что раньше были игры их детства, которыми

они могут поделиться со своими детьми [2, с. 305].

Так, что же такое игра - это творческая переработка пережитых

впечатлений,

комбинирование

их

и

построение

из

них

новой

действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Игра важна и нужна ребенку, особенно сюжетно-ролевая игра, в

которой присутствуют элементы замысла и сюжета, для воспроизведения

игровых моментов в жизни ребенка, в которой он принимает очень важную

роль

на

себя.

Включаясь

в

процесс

игры,

он

руководит

замыслом,

распределяет роли, придумывает и помогает взрослому в создании атрибутов

для игры и очень хочет повторить это, со своими близкими, которые должны

его поддерживать на протяжении всей жизни и помогать ему в реализации

задуманного поощрять, а где то подсказывать, как лучше сделать, чтобы игра

была еще более интересной, захватывающей и разнообразной [4, c. 327].

Для этого существует методическая литература, пособия наглядного

характера, картотеки сюжетно – ролевых игр, для работы педагога с детьми в

дошкольных учреждениях.

А родители вполне могут реализовать игровую деятельность с ребенком

в

бытовых

условиях,

при

помощи

не

только

книг

и

атрибутов,

но

и

предметных

вещей,

которые

нас

окружают

в

повседневной

жизни.

Главное это делать систематично и совместно родители и ребенок,

педагог и дети, тогда мы сможем возродить игру, включая не только сюжет, но

и также, показать дворовые игры, настольные, но популярными всегда будут

именно сюжетно-ролевые игры с детьми.

Приведём несколько этапов, как правильно играть с детьми?

I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности,

которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о

впечатлениях.

Важно

знакомить

ребенка

с

людьми,

их

деятельностью,

отношениями (кто, чем и почему занимается).

II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к

игре»):

- определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и

сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

- создание предметно-игровой среды на основе организации

продуктивной

и

художественной

деятельности

детей,

сотворчества

с

воспитателем, детского коллекционирования;

- совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация

сюжетно-ролевой

игры

с

воображаемым

партнером,

за

которого

ребенок

разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей,

взаимопониманию [3, с. 116 – 118].

Таким образом, можно сказать, что наиболее продуктивным будет игра

совместно с взрослым, если, он будет выступать помощником в игровых

ситуациях, когда ребенок проявит к ней инициативу, а чтобы ее побудить

нужно, создать условия и мотивацию со стороны педагога для ее реализации,

быть сопричастным как в совместной, так и в индивидуальной и групповой

деятельности ребенка дошкольника -

это, то, что касается педагогической

точки

деятельности

в

дошкольных

учреждениях.

А

родители

будут

активными

участниками

игрового

процесса,

если

вспомнят

и

проявят

желание и целеустремленность, к воссозданию старых и давно забытых игр,

таких как: лапта, выжигалы, казаки – разбойники, краски, светофор, царь –

картошка и т.д., помогут осуществить и станут на сторону ребенка в играх

любого вида.

Самое главное, напомнить детям о том, что помимо современных игр,

стрилялок, кукл – убийц, зомби, гонки, танки и т.д., есть и те, что помогут

развитию

логического

мышления,

творческих

способностей,

проявлению

таланта,

который

есть

и

его

надо

использовать

и

проявлять,

научат

любознательности,

исследовательской

деятельности,

для

этого

нужно

и

педагогам и родителям направить все свои усилия, на то, чтобы сохранить и

ново изменить интерес к играм, а именно сюжетно – ролевым, настольным и

подвижным.

Сейчас в современном мире продается, и применяются очень много

разнообразных

игр,

по

разным

тематикам,

атрибуты

материалы,

для

сюжетных игр, для подвижных тем более, а можно сделать и своими руками,

главное показать ребенку, что взрослый заинтересованное лицо, которое, так

же, как и ребенок желает окунутся в мир игровых возможностей.

Поэтому игра является очень важной значимостью для современного

поколения, хотя бы для того, чтобы окружающий мир, а также мирровозрение

ребенка складывалось из интересных игровых моментов, жизни дошкольного

детства [2, с.305].

В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно

сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и

разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети,

играя, - в значительной степени зависит от нас, педагогов и родителей. Не

забывайте, что сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство успешной

социализации

и

овладения

навыками

решения

самых

непредвиденных

ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к

аналогу

детской

сюжетно-ролевой

игры,

по-взрослому

именуемой

ими

“деловой”.

Список литературы

1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее

роль в развитии ребенка дошкольного возраста – Москва: Научные труды 2016 – 127 с.

2.

Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – Москва: Дошкольное воспитание

2013 – 305 с.

3. Панова О. В. Особенности развития сюжетно – ролевой игры у дошкольников //

Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 116-118.

4.

Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – Москва

2016 – 327 с.