Автор: Ковалёва Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 84 "Снегурочка"
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Роль сюжетной игры в современном мире дошкольного детства.
Ковалёва Ирина Алексеевна
г.Улан-Удэ, Бурятский государственный университет
имени Доржи Банзарова
Роль сюжетной игры в современном мире
дошкольного детства.
Аннотация: В статье раскрываю и анализирую роль игры ее значение и
смысл в современном мире ребенка дошкольника, а также привожу этапы
работы с детьми по сюжетно – ролевой игре.
Ключевые слова: игра, современный мир, родители и ребенок,
информационно коммуникативные технологии, компьютерные игры.
Давайте разберем для чего же нужна, игра ребенку дошкольного
возраста? Что такое игра и ее значимость? В современном мире, где царит
эпоха информационно - коммуникативных технологий, игра отодвигается на
задний план. Все то, что было в нашем детстве, когда мы были детьми теряет
свою
значимость
и
смысл.
Поэтому
сейчас
очень
важно
возродить
потерянную
и
забытую
нами,
а
также
нашими
детьми
современного
поколения игру, для того, чтобы сохранить игровую деятельность, развитие
игровых ситуаций, смысловую тематику игр, и их реализацию благодаря
совместными усилиями ребенка и взрослого, ведь взрослые с появлением
гаджетов тоже позабыли, о том, что раньше были игры их детства, которыми
они могут поделиться со своими детьми [2, с. 305].
Так, что же такое игра - это творческая переработка пережитых
впечатлений,
комбинирование
их
и
построение
из
них
новой
действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Игра важна и нужна ребенку, особенно сюжетно-ролевая игра, в
которой присутствуют элементы замысла и сюжета, для воспроизведения
игровых моментов в жизни ребенка, в которой он принимает очень важную
роль
на
себя.
Включаясь
в
процесс
игры,
он
руководит
замыслом,
распределяет роли, придумывает и помогает взрослому в создании атрибутов
для игры и очень хочет повторить это, со своими близкими, которые должны
его поддерживать на протяжении всей жизни и помогать ему в реализации
задуманного поощрять, а где то подсказывать, как лучше сделать, чтобы игра
была еще более интересной, захватывающей и разнообразной [4, c. 327].
Для этого существует методическая литература, пособия наглядного
характера, картотеки сюжетно – ролевых игр, для работы педагога с детьми в
дошкольных учреждениях.
А родители вполне могут реализовать игровую деятельность с ребенком
в
бытовых
условиях,
при
помощи
не
только
книг
и
атрибутов,
но
и
предметных
вещей,
которые
нас
окружают
в
повседневной
жизни.
Главное это делать систематично и совместно родители и ребенок,
педагог и дети, тогда мы сможем возродить игру, включая не только сюжет, но
и также, показать дворовые игры, настольные, но популярными всегда будут
именно сюжетно-ролевые игры с детьми.
Приведём несколько этапов, как правильно играть с детьми?
I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности,
которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о
впечатлениях.
Важно
знакомить
ребенка
с
людьми,
их
деятельностью,
отношениями (кто, чем и почему занимается).
II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к
игре»):
- определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и
сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
- создание предметно-игровой среды на основе организации
продуктивной
и
художественной
деятельности
детей,
сотворчества
с
воспитателем, детского коллекционирования;
- совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация
сюжетно-ролевой
игры
с
воображаемым
партнером,
за
которого
ребенок
разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей,
взаимопониманию [3, с. 116 – 118].
Таким образом, можно сказать, что наиболее продуктивным будет игра
совместно с взрослым, если, он будет выступать помощником в игровых
ситуациях, когда ребенок проявит к ней инициативу, а чтобы ее побудить
нужно, создать условия и мотивацию со стороны педагога для ее реализации,
быть сопричастным как в совместной, так и в индивидуальной и групповой
деятельности ребенка дошкольника -
это, то, что касается педагогической
точки
деятельности
в
дошкольных
учреждениях.
А
родители
будут
активными
участниками
игрового
процесса,
если
вспомнят
и
проявят
желание и целеустремленность, к воссозданию старых и давно забытых игр,
таких как: лапта, выжигалы, казаки – разбойники, краски, светофор, царь –
картошка и т.д., помогут осуществить и станут на сторону ребенка в играх
любого вида.
Самое главное, напомнить детям о том, что помимо современных игр,
стрилялок, кукл – убийц, зомби, гонки, танки и т.д., есть и те, что помогут
развитию
логического
мышления,
творческих
способностей,
проявлению
таланта,
который
есть
и
его
надо
использовать
и
проявлять,
научат
любознательности,
исследовательской
деятельности,
для
этого
нужно
и
педагогам и родителям направить все свои усилия, на то, чтобы сохранить и
ново изменить интерес к играм, а именно сюжетно – ролевым, настольным и
подвижным.
Сейчас в современном мире продается, и применяются очень много
разнообразных
игр,
по
разным
тематикам,
атрибуты
материалы,
для
сюжетных игр, для подвижных тем более, а можно сделать и своими руками,
главное показать ребенку, что взрослый заинтересованное лицо, которое, так
же, как и ребенок желает окунутся в мир игровых возможностей.
Поэтому игра является очень важной значимостью для современного
поколения, хотя бы для того, чтобы окружающий мир, а также мирровозрение
ребенка складывалось из интересных игровых моментов, жизни дошкольного
детства [2, с.305].
В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно
сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и
разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети,
играя, - в значительной степени зависит от нас, педагогов и родителей. Не
забывайте, что сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство успешной
социализации
и
овладения
навыками
решения
самых
непредвиденных
ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к
аналогу
детской
сюжетно-ролевой
игры,
по-взрослому
именуемой
ими
“деловой”.
Список литературы
1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее
роль в развитии ребенка дошкольного возраста – Москва: Научные труды 2016 – 127 с.
2.
Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – Москва: Дошкольное воспитание
2013 – 305 с.
3. Панова О. В. Особенности развития сюжетно – ролевой игры у дошкольников //
Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 116-118.
4.
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – Москва
2016 – 327 с.